Опасные незнакомцы.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Киселёва Лариса Николаевна

Цели урока.

1. Закрепление знаний по теме «Лесные опасности».

2. Знакомство детей с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомцами.

3. Обучение правильным действиям при контактах с незнакомцами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Опасные незнакомцы.

Цели урока.

1. Закрепление знаний по теме «Лесные опасности».

2. Знакомство детей с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомцами.

3. Обучение правильным действиям при контактах с незнакомцами.

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника к незнакомцу;

- учебно-познавательный интерес к теме урока;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов решения проблемы;

- способность к умению учащихся  производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

- формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать, организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Планируемые результаты: учащиеся запомнят правила поведения при контакте с незнакомцами; научатся предвидеть опасность; пользоваться правилами безопасного поведения; делать выводы из изученного материала; научатся оценивать свои достижения.

Ход урока.

I. Организация начала урока.

II. Проверка домашнего задания.

1. Ответы на вопросы.

- На прошлом уроки мы познакомились с лесными опасностями. Перечислите их.

- Брусника, черника, морошка, голубика, вороний глаз, клюква. Какая ягода лишняя и почему?

- За что она получила такое название?

- Что интересного вы об этой ягоде вы запомнили?

- Какие ещё ядовитые ягоды вы знаете?

- Сатанинский гриб, бледная поганка, мухомор, сыроежка, свинушка. Какой гриб лишний и почему?

- Какой из ядовитых грибов является саамы ядовитым?

- Настой из какого гриба убивает мух? Что ещё вы узнали об этом грибе?

- Какие съедобные грибы вы знаете?

- Какое правило сбора ягод и грибов является самым главным?

- Можно ли уничтожать ядовитые грибы и растения?

- Так же опасность представляют жалящие насекомые.

2. Игра «Насекомые».

 Игра в хлопки (стоя), если вы услышите жалящее насекомое - хлопаем в ладоши. (Муха, кузнечик, оса, пчела, стрекоза, божья коровка, шмель, шершень.)

- Как надо себя надо вести, чтобы насекомые не жалили?

- Какую первую помощь надо себе оказать?

III. Введение в тему.

Не каждый встречный - друг сердечный.

- Как вы понимаете эту поговорку?

Народ давно это подметил и родители часто через сказки хотят  донести до детей, что нельзя доверять незнакомцам.

- Какие сказки вы знаете, где нарушение правил привело к печальным последствиям? («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снежная королева».)

Мы живём с вами в городе, где нас окружает множество разных людей. К сожалению, не все люди желают нам добра. Поэтому нужно знать, как вести себя в разных ситуациях с незнакомыми людьми.

- Темы нашего урока «Опасные незнакомцы».

IV. Работа над новым материалом.

- Сразу определимся в термине. А кто такой незнакомый человек? «Незнакомый человек - это человек, которого не знают твои родители, и не знаешь ты».

- Рассмотрите рисунки. Что может произойти при встрече с незнакомцами?

1. Правила личной безопасности.

Все правила личной безопасности можно свести к одному короткому слову – «НЕ» (Я начну фразу, а вы её закончите.)
- НЕ задерживаться на улице по дороге из школы.
- НЕ играть на улице с наступлением темноты.
- НЕ впускать незнакомца в дом.
- НЕ ходить никуда с незнакомыми людьми.
- НЕ садиться в машину с незнакомцем.

2. Стратегия действий.

Часто преступники, увидев на улице одинокого ребенка, подходят и под благовидными предлогами заговаривают с ним, предлагая пойти с ними в малолюдное место. Или стараются близко подойти, чтобы иметь возможность схватить ребенка и удерживать против его воли. Поэтому, нельзя допускать, чтобы незнакомый вам человек подходил к вам на расстояние вытянутой руки. Многие дети теряются в такой ситуации и не знают как вести себя с незнакомым взрослым человеком, стесняются ему отказать, теряют время на оценивание ситуации и позволяют недоброжелателю приблизиться к себе.

Если незнакомец обращается к вам в безлюдном, плохо освещенном месте, разумнее всего, не вступая в разговоры, сразу убежать.

В других случаях также не стоит расслабляться и выпускать ситуацию из-под контроля. Для этого стоит соблюдать простую и надежную стратегию действий, состоящую из нескольких «шагов».

Шаг 1. Оценка ситуации.

Вы должны четко осознать, что перед вами незнакомый человек, и он может нести потенциальную угрозу, поэтому лучше подстраховаться. Неважно, кто этот человек – девочка, мальчик, дедушка, молодая

женщина – если незнакомец, то вести себя со всеми ними нужно практически одинаково.
Шаг 2. Держи дистанцию! 

Дистанция между тобой и незнакомцем должна быть не менее двух метров. Это очень важно! (Нужно попросить детей показать это расстояние – два метра и запомнить его). С такого расстояния вас нельзя быстро схватить.

 Шаг 3. Разговор с незнакомцем не должен превышать 5-10 секунд, после этого нужно прекратить разговор.

Не позволяйте «заговорить» вас, втянуть в беседу. Многие преступники прекрасные психологи и могут «заговорить зубы любому», даже взрослому человеку, этого нельзя допустить. Когда человек вступает в беседу, он теряет бдительность, даже взрослых людей опытные преступники могут убедить сделать то, чего делать не следует, например, пойти с ними в безлюдное место. (Попросите детей остановить вашу речь по истечении 5 секунд, покажите им какой это примерно отрезок времени, сколько фраз можно произнести за это время). 

Шаг 4. Уходи в безопасное место. 

Это значит, нужно подойти к находящимся во дворе знакомым мамам и папам других детей, либо уйти домой. Но обязательно убедись, что незнакомец не идет за тобой. Если рядом нет знакомых взрослых, просто отойди и если незнакомец будет пытаться дальше идти за тобой и вовлекать тебя в разговор, привлеки внимание прохожих громкими словами: «Не нужно идти за мной, я нечем не могу вам помочь. Обратитесь к взрослым людям»

Давайте рассмотрим пример такой ситуации:

- Здравствуй, девочка!
- Здравствуйте (оцени ситуацию: человек – незнакомый; держи дистанцию - отходи от него на 2 метра).
- Помоги мне, пожалуйста, найти мячик моего сыночка. Мячик закатился в подвал, а у меня слабое зрение…
- Извините, меня только что позвал папа (не давая незнакомцу договорить, быстро уходите в сторону взрослых людей, держа в поле зрения незнакомца; оказавшись в полной безопасности, связывайтесь с родителями и расскажите им о происшествии, дословно пересказывая разговор).

V. Формирование и развитие навыка, отношения.

Давайте поработаем в парах и потренируемся в применении стратегии «Четыре шага к безопасности». Каждая пара получила для тренировки ситуацию, которую нужно будет разыграть по нашей стратегии. Один член пары будет «незнакомцем», цель которого «заговорить зубы»  «гуляющему ребенку» и приблизиться на расстояние вытянутой руки. Другой – «гуляющий ребенок», цель которого держать дистанцию и вежливо закончив разговор за 5 секунд удалиться. Разговаривать с «незнакомцем» нужно вежливо, чтобы разрядить ситуацию, не разозлить его и не подвергнуть себя еще большей опасности. Кроме того, это может быть и честный человек, который просто не подумал, что к детям не стоит обращаться с такими просьбами. Хороший человек, услышав ваш отказ, поймет все правильно и обратится за помощью к взрослым.

VI. Применение навыка на практике, приобретение опыта.

- Как можно отличить преступника от честного человека?

- Какие незнакомые взрослые кажутся вам более безопасными? (Незнакомые женщины, заговорившие с ними в школе, кажутся им совсем безопасными, они выглядят как учительницы. Но это не всегда так. Нужно быть внимательным. На улице наиболее безопасны женщины с маленькими детьми, продавцы в магазине или аптеке, милиционеры в форме.)

Обезопасить себя от «заманивающих» преступников можно, если хорошо усвоить правило, которое не раз доказывало свою эффективность: «Не вступай ни в какие разговоры с незнакомцем, немедленно отойди от него туда, где есть люди!».

- Давайте еще потренируемся с вами в поиске наиболее эффективного поведения в различных ситуациях. Для этого поработаем в четвёрках и получим новые задания.

1. Правила безопасного поведения в различных ситуациях.

- Составьте, пожалуйста, правила безопасного поведения в различных ситуациях.

 Вас уводят силой. (Если тебя пытаются увести насильно, громко кричи: «Это не мои родители, я их не знаю! Меня зовут… Мой телефон… позвоните моим родителям!» При угрозе нападения подними шум, привлекай внимание соседей (свисти, разбей стекло, звони, стучи в двери, кричи «Пожар!», «Помогите!»).

 За  тобой идет незнакомый человек. (Во-первых, нельзя заходить в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек. Сделай вид, что ты что-то забыл, и задержись на улице. Если странный человек стоит возле подъезда, лучше пережди или попроси знакомых, соседей, чтобы проводили. Во-вторых, не подходи к квартире и не открывай ее, если кто-то незнакомый находится в подъезде. Уйди из подъезда и подожди, пока незнакомец выйдет на улицу, после чего позвони соседям и попроси их проверить, нет ли посторонних на других этажах.

 Незнакомец представился работником милиции и предлагает тебе пройти с ним для выяснения обстоятельств дела. (Потребуй, чтобы лицо, представившееся работником милиции, позвонило родителям. Если он таковым является, то сможет это сделать из любого магазина или учреждения, если у него нет мобильного телефона. Если он откажется это сделать и будет пытаться увести тебя силой, сопротивляйся, кричи, зови на помощь, то есть действуй так, как рекомендовано при нападении незнакомых людей.)

  1. За тобой в школу пришел незнакомый человек и говорит, что его прислали твои родители. (Откажись, сославшись, что тебя не предупредили. Скажи об этом учителю, охраннику в школе. Позвони родителям.
  2. По дороге в школу и домой ты каждый день стал встречать одного и того же человека. (Расскажи родителям и попроси их провожать и встречать тебя, а сам смени маршрут. Стараясь избавиться от навязчивого незнакомца, не заходи в дома или незнакомые дворы, зайди в магазин или кинотеатр, обратись к администратору с просьбой позвонить, и сообщи родителям, где ты находишься, пусть они придут за тобой.)

Вместе

  1. Тебе нужно срочно и неожиданно уйти из дома. (Позвони родителям, оставь записку с адресом и телефоном, по которому ты будешь находиться, укажи время возвращения.)
  2. Тебе предлагают пойти что-то посмотреть или попробоваться в кино- фотосъемке. (Следует отказаться пойти сейчас и спросить, куда ты должен придти с родителями.
  3. Ты задержался и поздно возвращаешься домой. (Договорись, чтобы тебя встретили. Прежде чем выезжать, позвони родителям и предупреди их.  Не надевай золотых украшений или слишком открытых нарядов, которые могут спровоцировать преступника.)
  4. Если тебе предлагают что-то на улице. (Даже если это то, о чем давно мечтал, скажи: «Нет!» Если тебя угощают мороженым или соками, вежливо откажись или купи сам.)

Работа с учебником, С. 42.

6. Работа с памятками (Приложение 2)

VII. Рефлексия.

- Что нового вы узнали сегодня о безопасном поведении на улице?

- Что нового вы узнали о своей личной безопасности? О том, насколько грамотно вы ведете себя при контактах с незнакомыми людьми?

VIII. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Опасные незнакомцы"

Урок окружающего мира по учебнику Плешакова А. А. Знакомство детей с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомцами.Обучение правильным действиям при контактах с незнакомцами....

"Опасные незнакомцы" 2 класс. Презентация к уроку окружающего мира.

Данная презентация выполнена для учащихся 2 класса, но ее можно использовать и для ребят других возрастных категорий.УМК "Школа России"...

"Опасные незнакомцы"

Урок по окружающему миру " Опасные незнакомцы" . Это презентация с легкостью на примерах покажет ребятам, как нужно себя вести  с незнакомыми людьми....

План урока окружающего мира во 2 классе по теме "Опасные незнакомцы"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Материал содержит подробный конспект урокапо теме "Опасные незнакомцы"....

Урок по окружающему миру во 2 классе по теме "Опасные незнакомцы"

Материал содержит конспект урока, презентацию, раздаточный материал....

конспект урока "Опасные незнакомцы"

Конспект открытого урока Окружающий мир (3 класс). Тема: "Опасные незнакомцы"...