ЭКСПЕРИМЕНТ
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Цели и задачи урока.

• Сформировать у учащихся понятие об эксперименте, посредством их самостоятельной проблемно-поисковой деятельности на уроке;

• организовать освоение процедур исследовательской деятельности, в том числе, совершенствовать умение учащихся наблюдать за веществами и происходящими с ними изменениями;

• совершенствовать умение учащихся работать с учебными материалами: проводить осмысление-маркировку текста, выделять главное и необходимое;

• продолжать формирование культуры рефлексивного мышления; совершенствовать умение связно и доказательно излагать свои выводы;

• развивать познавательный интерес к предмету и процессу познания путем усиления его практической направленности (моделирования научного исследования на уроке).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperement.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТ

Цели и задачи урока.

• Сформировать у учащихся понятие об эксперименте, посредством их самостоятельной проблемно-поисковой деятельности на уроке;

• организовать освоение процедур исследовательской деятельности, в том числе, совершенствовать умение учащихся наблюдать за веществами и происходящими с ними изменениями;

• совершенствовать умение учащихся работать с учебными материалами: проводить осмысление-маркировку текста, выделять главное и необходимое;

• продолжать формирование культуры рефлексивного мышления; совершенствовать умение связно и доказательно излагать свои выводы;

• развивать познавательный интерес к предмету и процессу познания путем усиления его практической направленности (моделирования научного исследования на уроке).

Оборудование и реактивы. Компьютеры, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

I. Мотивационно-ориентировочный этап

Назначение этого этапа:

1) выделение проблемы, которую необходимо решить, проговаривание (вербализация) от ее постановки до возможных путей решения, формулирование предположений, гипотез;

2) мотивация учебной деятельности учащихся через обеспечение значимости изучаемых проблем, через тесную связь обучения с конкретным опытом каждого.

-На уроке окружающего мира мы очень часто встречаемся с экспериментами.

Об одном таком эксперименте мы сегодня поговорим на уроке

-Знаете ли вы, что такое химические часы?

Может быть, видели или слышали что-то о них.

Если нет, то попробуйте предположить, как они могут быть устроены.

Как выглядят, как действуют? Высказывайте любые предположения.

(Учащиеся высказывают свои предположения)

-Пока я не буду давать оценку вашим суждениям, все в свое время.

Я покажу вам действие самых простых химических часов, но мне нужны помощники с секундомером.

Опыт «Химические часы».

При проведении опытов требуется соблюдение техники

1.Во время работы учащиеся должны быть максимально внимательными, дисциплинированными, строго следовать указаниям учителя, соблюдать тишину

2.Во время демонстрационных опытов учащиеся должны находиться на своих рабочих местах

3.При выполнении лабораторных и практических работ учащиеся должны неукоснительно соблюдать правила техники, безопасности, следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук, так как многие из них вызывают раздражение кожи и слизистых оболочек.

Для опыта нам понадобится:

Реактивы: таблетки витамина С, раствор йода спиртовой 5%, перекись водорода 3%, крахмал, теплая вода

6 стаканов, 3 столовые ложки, 3 чайные ложки.

1 раствор: 2 таблетки витаминаС+6 ст.л. теплой воды

2 раствор: 2 ч.л. крахмала+4 ст.л. перикиси водорода +16 ст.л. воды

3 раствор: 2 ч.л. первого раствора+8 ст.л.воды+ 2ч.л. йода

Разлить в стаканы:

1 стакан

2 стакан

3 стакан

3 ст.л. 3-го раствора

+3ст.л. 2-го раствора

3 ст.л. 3-го раствора

+6 ст.л. 2-го раствора

3 ст.л. 3-го раствора

+9 ст.л. 2-го раствора

Учащиеся (помощники) по просьбе учителя сливают растворы, быстро перемешивают их и включают секундомер. Результаты демонстрируют классу. В пробирках последовательно возникают признаки реакции, жидкость через определенное время мгновенно окрашивается в темно-синий, почти черный цвет.

Время протекания реакции, фиксируемое секундомером, записывают на доске.

-Возникли у вас еще какие-нибудь мысли по поводу принципа действия химических часов?

(Каждый ученик может высказать свой вариант суждений. Учитель не комментирует, не оценивает, руководит проговариванием, задавая при необходимости дополнительные, уточняющие вопросы или сообщая дополнительную информацию. Результатом проговаривания должно стать выдвижение проблемы и примерные направления ее возможного решения).

Проблема: каков принцип действия химических часов?

-Для того чтобы не просто предполагать, а дать наиболее точное заключение по этой проблеме. Сначала нам необходимо определить основополагающие любого эксперимента? (тему, гипотезу, опыт, результат и вывод)

Общие вопросы к опыту:

1) Каковы признаки данной реакции? (изменение цвета жидкости на протяжении определенного времени)

2) Как вы можете объяснить то, что наблюдаете? (при смешивании нескольких жидкостей меняется цвет жидкости)

3) Какие выводы вы можете сделать на основе наблюдений за проведенным опытом? (Химические часы - реакция происходит через некоторое время, и зависит она от процентного содержания ингредиентов. Добавили разные пропорции крахмала. Чем его больше, тем реакция происходит быстрее).

-При соединении с витамином С йод становится бесцветным. А при смешивании с крахмалом синеет. Когда раствор йода попадает в смесь крахмала и витамина С, жидкость некоторое время остается бесцветной. Крахмал пытается окрасить йод в синий цвет, а витамин С – обесцветить. В этой борьбе побеждает синий цвет.

-Что является ускорителем реакции? (крахмал)

-Основа принципа действия химических часов – химическая реакция, но происходит она с различной скоростью.

-Эти часы называют часами Ландольта

II. Операционно-исполнительский этап

Это этап активного самостоятельного овладения учащимися новыми знаниями, новым опытом, его рефлексивного осмысления.

Он включает в себя:

• проверку возможных решений проблемы путем лабораторного эксперимента;

• сбор данных, их интерпретацию, формулирование выводов;

• применение полученных знаний в новых условиях, обобщение.

-Как люди обходились без времени раньше? (наблюдали за природой)

-Наблюдали за сменой времен года, где они могли эти знания использовать (в земледелии, при выращивании урожая, чтобы не остаться голодными)

-А охотники какие наблюдения за природой могли использовать в охоте? Например, охотничьи племена, как могли договориться о совместной охоте? (встретиться на восходе солнца, когда погаснет последняя звезда на небе)

-Давайте представим, что мы классом попали в давние времена и оказались в темной пещере. И нам нужно измерить время.

С помощью чего мы сможем это сделать? У нас нет часов, мобильных телефонов, осветительных приборов. (Нужно изобрести прибор, который поможет нам измерить время, это часы).

-Так и древние люди решили изобрести прибор, который поможет измерить им время.

Мы уже определили, что древние люди наблюдали за природой. За процессами, которые происходят в природе.

Есть два вида процессов циклические и нециклические. Циклические это те, которые повторяются по кругу. Нециклические-не повторяются. Приведите примеры с опорой на учебник стр.112.

Циклические: смена времени суток, смена времен года

Нециклические: таяние снеговика, горение свечи.

-Часы человек изобрел на основе циклических процессов.

Задания для групп исследователей:

Учитель выдает каждой группе учащихся конкретное задание на проведение исследования. Учащиеся приступают к выполнению задания.

-Итак, сейчас мы с вами узнаем, как происходило конструирование часов очень давно.

-Для этого нам необходимо прочитать тексты и познакомиться с этими изобретениями.

-Читаем текст, рисуем часы, составляем инструкцию по пользованию. Готовим к представлению.

1.Текст А читает 1 ряд, текст В-2 ряд, текст Е-3 ряд.

Знакомство с текстами.

2. Рисуем часы на стр.42 в рабочей тетради задание №1

3. В паре составляем инструкцию к вашим часам. Инструкция для человека, который не знаком с этими часами. Вспоминаем, как составляли инструкцию для термометра

4. Заполняем таблицу  «Можно и Нельзя», если успеют.

-Представление результатов: кто придумал часы, из чего были сделаны часы, как измеряли время.

Эксперимент «Сравнение часов».

Песочные, с секундной стрелкой, секундомер на телефоне. Один помощник для часов на телефоне.

-Перед нами три вида часов. Хочу предложить проверить, на всех ли часах длительность минуты будет одинаковой. Это и будет нашей гипотезой.

Гипотеза: длительность минуты на всех часах одинаковая/разная.

Опыт: проведение опыта, замерить минуту на всех трех часах одновременно.

Результат: 1 часы – 1 минута , 2 часы– 1 минута, 3 часы– 1 минута

Вывод: продолжительность минуты при измерении разными часами ОДИНАКОВА.

-В мире принят единый эталон времени - единой общепринятой в мире эталонной единицей времени является секунда

III. Рефлексивно-оценочный этап

Давайте подведем итог урока.

Чем мы занимались на уроке?

Что удалось у нас на уроке

Какие гипотезы мы ставили? (длительность минуты на разных часах одинакова)

Как прошли наши опыты?

Получили ли мы результаты?

Довольны ли мы ими?

Удались наши опыты?

Выставление отметок: тем, кто представлял часы по текстам, инструкции+ активным

IV. Домашнее задание

Стр.116 (У) читать и знать содержание текста

Стр.42(Р.Т.) заполнить таблицу «Можно и Нельзя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по дополнительной образовательной программе "Я-исследователь" Тема: "Что такое эксперимент?"

Конспект занятия по подпрограмме "Тренинг".  Подпрограмма "Тренинг"  направлена на развитие исследовательских способностей учащихся. В ходе занятий дети овладевают специальными знаниями, уме...

Постановка экспериментов - один из способов развития творческого мышления.

Статья о роли эксперимента в развитии творческого мышления младших школьников....

Эксперимент как основа педагогического исследования

         Педагогический эксперимент – это активное вмешательство исследователя в изучаемое им педагогическое явление с целью открытия закономерностей и измене...

Каталог опытов и экспериментов для детей

Если ребенок любит всё таинственное, загадочное и необычное?  Проведите опыты и эксперименты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике...

"Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях"

Презентация к занятию по внеурочной исследовательской деятельности "Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях"...