Рабочая программа окружающий мир. 4 класс. УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Рабочая программа окружающий мир, 4 класс. УМК "Перспектива".Пояснительная записка,планируемые  результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, курса,поурочно  - тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_a_okruzhayushchiy_mir.doc285 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 «Александринская гимназия»

«ПРИНЯТА»

Педагогическим советом

от 30.08.2018  Протокол №39

«Утверждаю»

Директор гимназии __

Приказ от 31.08.2018  №64/1

Рабочая программа

по окружающему миру

для 4 класса

Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год

                                                                Учитель:

«РАССМОТРЕНА»

методическим объединением

учителей начальной школы

Протокол от 27.08.2018

«РАССМОТРЕНА»

Санкт-Петербург

2018

Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Планируемые  результаты освоения учебного предмета

3

3.

Содержание учебного предмета, курса

5

4.

Поурочно  - тематическое планирование

7


  1. Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова и М.Ю. Новицкой.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК, включающего в себя:

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс. Учебник.  В 2 ч. - М: Изд-во «Просвещение», 2012.;

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая программа. 1-4 классы;

Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.В. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс;

Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир». 4 класс, авт. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю.

Учебник «Окружающий мир» авт. Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. относится к системе учебников «Перспектива» и включен в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ от 31 марта 2014 г. № 253).

На изучение окружающего мира в 4 классе отводится 2 часа в неделю,  68 часов в год  (34 учебные недели).

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование ценностного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народа, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решение проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Схем решения учебных и практических задач.

5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектах, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Умения, связанные с познавательной деятельностью:

  1. Разделять целое на элементы, видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Выделять существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Завершать (сопровождать) поэлементный эмпирический анализ эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.
  2. Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
  3. Формировать умение элементарного эмпирического обобщения на основе умений анализа, выделения главного, сравнения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Заканчивать сравнение элементарным индуктивным выводом.
  4. Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
  5. Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
  6. Отвечать на вопросы вида: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
  7. Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.

Умения, связанные с информационно-коммуникативной деятельностью:

  1. Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
  2. Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем. Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
  3. Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.

К концу 4 класса

обучающиеся должны знать:

-название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);

государственную символику России; государственные праздники;

-условия, необходимые для жизни живого существа; правила охраны и укрепления здоровья;

-природные зоны России; особенности каждой природной зоны России.

обучающиеся должны уметь:

-определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

-различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;

-показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);

-описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: использовать термометр для измерения температуры воздуха;

-устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;

-применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;

-выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

-устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе; рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

-рассказывать о каждой природной зоне России (ее особенности, представители).

3. Содержание учебного предмета, курса

Мы - граждане единого Отечества

Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. Субъекты РФ. События, происходящие в стране. Народы, населяющие Россию. Культура, национальные обычаи, характерные особенности быта. Граница России.

   По родным просторам

Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте).

Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.

Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.). Элементарные приемы чтения плана, карты. Наши реки, озера, моря;

Особенности труда людей родного края. Участие в элементарной экологической деятельности;

Природа нашей Родины. Природные зоны России, охрана природы различных зон. Красная книга России (отдельные представители растений и животных).

Путешествие по Реке времени

История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.

Мы строим будущее России

Наблюдения труда людей разных профессий. Важные сведения из истории родного края.

Понимание зависимости между деятельностью человека и состоянием природы; оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).


4. Поурочно-тематическое планирование

Панируемые

сроки

Фактическая

дата

№ урока

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Вид контроля

Планируемые результаты обучения

(личностные, метапредметные, предметные)

Раздел № 1 Мы - граждане единого Отечества (13 часов)

4.09

4.09

1

Общество - это мы!

систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе; называть объединяющие факторы, приводить примеры этих факторов из реальной жизни;

характеризовать государственную символику России;

оформлять календарь памятных дат

Личностные: проявлять: интерес к изучению темы; уважительное отношение к государственной символике, к правам и обязанностям, установленным Конституцией РФ; желание изучать законы РФ, Декларацию прав ребенка ООН и соотносить их с деятельностью героев повести-сказки; понимание успешности при изучении темы; овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия; проявление чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, общество посредством знакомства с вкладом соотечественников в развитие страны; осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии», понимание себя наследником ценностей многонационального общества;

Познавательные:   раскрывать значение понятий «мы», «общество», «объединение», сообщество», «земляк», «землячество», «гражданин», «гражданское общество», соотечественник», «отечественная война», «конституция», «паспорт», «дубликат», «преамбула», «права», «обязанности», «ООН», «декларация», «федеральный закон» «государство», «федерация», «республика», «выборы», «референдум», «президент», «штандарт», «функция власти», «министр», «министерство», «советник», «субъект РФ», «суд», «граница», «государственная граница», «виза», «безвизовый режим», «таможня», «пуща», «кочевник», «кириллица», «иероглиф», «сокровище», «духовные сокровища», «культурное достояние народов РФ», «алфавит», «хранитель», «культура», «культурное наследие», «яранга» и использовать их в активном словаре; определять значение родного языка для сохранения культурного достояния народов РФ и обосновывать своё мнение; происхождение названий природных объектов и обосновывать своё мнение;

роль русского языка и культуры в творчестве деятелей; вид общества и обосновывать своё мнение;

обосновывать условия принадлежности человека к определённому обществу/сообществу; отмечать показатели всенародного единства и обосновывать своё мнение;  определять права и обязанности гражданина России и обосновывать своё мнение;  устанавливать соответствие прав ребёнка со статьёй Конституции РФ и обосновывать своё мнение;  использовать приобретённые знания при составлении рассказа о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ о соблюдении прав и свобод ребёнка.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью;  ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;  выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;  соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;  оценивать результат собственной деятельности.

Коммуникативные:  формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя термины;

учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

взаимодействовать с партнёром при проверке учебного задания; использовать соответствующие речевые средства для представления результата.

Предметные: рассказывать  о причинах вхождения людей в различные общества/сообщества и о своей роли в различных обществах;  о гражданском обществе; о Конституции РФ и Декларации прав ребёнка ООН;  о правах и обязанностях гражданина России. Определять на географической или политической карте мира местоположение страны, её границы, соседние с ней государства. Составлять схему самоуправления в классе;  памятку о пересечении государственной границы России. Оформлять и представлять презентацию заочного путешествия в субъект РФ, в соседние с Россией государства. Составлять и писать рассказ о действиях героя, подтверждая их законность определённой статьёй Конституции РФ.

6.09

6.09

2

Российский народ

различать права и обязанности гражданина России;

приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией;

11.09

11.09

3

Конституция России.

устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры; употреблять специальную лексику Конституции.

13.09

13.09

4

Права ребёнка

устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям в культуре народов России; объяснять связь между правами и обязанностями; обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребенка по мере его взросления; приводить примеры, подтверждающие необходимость соблюдения Десятого принципа Декларации прав ребенка ООН; употреблять специальную лексику документов

18.09

18.09

5

Государственное устройство России.

-устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений ее Конституции;

 -объяснять, в чем состоит роль Президента и трех ветвей власти в России; называть имя, отчество, фамилию действующего Президента.

20.09

20.09

6

Три ветви власти.

-выдвигать предположение о том, зачем необходима независимость трех ветвей власти друг от друга;

25.09

25.09

7

Российский союз равных

-характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе;  презентовать заочное путешествие в одну из республик, показывать ее положение на карте, называть и показывать столицу, составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях, объяснять символический смысл герба и флага.

27.09

27.09

8

Государственная граница России

-по карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России; различать границы на суше и на море; называть сопредельные с Россией страны

02.10

04.10

9

Проверочная работа «Устройство Российской Федерации».

проверять знания по теме;

-контролировать, оценивать свою работу, ее результат;

-корректировать свои знания

Пр. р.

№ 1

04.10

02.10

10

 Путешествие

за границу России.

использовать источники дополнительной информации, в том числе Интернет, для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья; по карте определять названия столиц, рассказывать о важнейших природных и культурных объектах; моделировать ситуации общения

с зарубежными сверстниками в соответствии

с традициями добрососедства и гостеприимства.

9.10

9.10

11

Сокровища России и их хранители. Творческий союз.

-подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы (названия рек и водоемов на родном языке, анализировать их содержание; моделировать игровые ситуации дружеского общения со сверстниками в классе с использованием родных языков, презентовать рассказ о жизни творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края; оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве; высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России как способе взаимного духовного и культурного обогащения; составлять страницу календаря Памятных дат, посвященную одному из деятелей родной культуры; контролировать, оценивать свою работу, ее результат

11.10

11.10

12

Обобщение материала по разделу

 «Мы - граждане единого Отечества»

актуализировать свои знания по разделу; вспомнить самые главные понятия раздела; повторить темы, которые меньше усвоены, проверять знания по разделу;

контролировать, оценивать свою работу, ее результат;

корректировать свои знания.

Пр. р.

 № 2

Раздел № 2  По родным просторам (22 ч.)

Раздел № 2  По родным просторам (22 ч.)

16.10

16.10

13

Карта - наш экскурсовод

сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу; работая в паре изучать условные знаки физической карты России, выделять среди них уже известные; рассказывать по физической карте о нашей стране; находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике; анализировать текст учебника, различать информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте

Личностные

Проявлять интерес к изучению темы; бережное отношение к природным ресурсам России; творческое отношение к процессу решения кроссворда «Удивительные озёра России»; понимание успешности при изучении темы целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве природы, народов, культур и религий; представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

Познавательные: раскрывать значение понятий: «карта», «географическая карта», «физическая карта», «контур», «контурная карта», «масштаб», «формы земной поверхности», «равнина», «низменность», «возвышенность», «холм», «плоскогорье», «горы», «горный хребет», «балка», «овраг», «полезные ископаемые», «минералы», «горные породы», «месторождение», «железная руда», «каменный уголь», «гранит», «известняк», «песок», «глина», «торф», «нефть», «природный газ», «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров» «природная зона», «климат», «погода», «почва», «растительный мир», «животный мир», «климатический пояс», «основные климатические пояса», «переходные климатические пояса», «высотная поясность», «Арктика», «пустыня», «арктическая пустыня», «ледяная зона», «полярная ночь», «полярный день», «полярное сияние», «тундра», «многолетняя мерзлота», «миграция», «кочевать», «сообщество», «утилизация отходов», «лемминги», «лес», «лиственный лес», «хвойный лес», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес», «лесостепи», «степь», «суховей», «пыльные бури», «чернозём», «полупустыни», «барханы», «такыр», «тропики», «субтропики», «дендрарий» «природный объект», «Калевала», «Сибирь», «кочевать», «эвенки», «оседлость», «жить оседло», «экология», «экологический кодекс», «экологическая проблема», «экосистема», «опустынивание», «Красная книга России», «заказник», «промысел», «заповедник», «природный национальный парк» и использовать их в активном словаре;

— различие физической и контурной карты и обосновывать своё мнение;

— особенности форм земной поверхности России и обосновывать своё мнение;

— свойства полезных ископаемых и обосновывать своё мнение;

— водное пространство, его части и обосновывать своё мнение;

 -использовать приобретённые знания для решения кроссворда «Удивительные озёра России».

-определять природные зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять особенности чередования природных зон России с севера на юг и обосновывать своё мнение;

— определять природные зоны высотной поясности России и обосновывать своё мнение;

— определять самую большую по площади природную зону России и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы природной зоны и обосновывать своё мнение;

— устанавливать зависимость природы лесной зоны от распределения тепла и влаги и обосновывать своё мнение;

— определять зависимость хозяйственной деятельности народа от особенностей природной зоны обитания и обосновывать своё мнение;

— определять экологические проблемы каждой природной зоны России и обосновывать своё мнение;

— определять мероприятия по охране природы каждой природной зоны и обосновывать своё мнение;

— определять отличие природного национального парка от заповедника и обосновывать своё мнение;

— использовать приобретённые знания для создания рубрик «Кодекс экологического поведения» и «Охраняй свой дом».

Регулятивные умения:

 выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выбирать вариант выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

 договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные

 Рассказывать:

— о природных богатствах России, используя физическую карту, условные знаки;

— о значении природных богатств в жизни людей.

 Определять и показывать природные объекты на физической карте России.

Раскрывать значение понятий: «вода», «пресная вода», «солёная вода», «река», «исток», «устье», «берег», «русло», «приток», «озеро», «океан», «море», «остров» и использовать их в активном словаре;

 -определять водное пространство и обосновывать своё мнение;

-определять значение водоёма в жизни людей и обосновывать своё мнение;

-определять части реки и обосновывать своё мнение;

- определять классификацию рек по протяжённости и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— рассказывать о причине чередования природных зон с севера на юг;

-рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире природных зон

— рассказывать об экологических связях

— об экологических проблемах и охране природы в разных природных зонах России, включая родной край;

— о растениях и животных из Красной книги России, обитающих в разных природных зонах, включая родной край, и о мерах по их охране;

— о заповедниках и природных национальных парках России.

Определять на карте территориальные единицы Российской Федерации. Выбирать природный объект, исследовать происхождение его названия, оформлять презентацию и представлять её одноклассникам.

 Проводить исследование полезных ископаемых России и оформлять результаты в таблице.

Оформлять и представлять фото рассказ/презентацию о различных природных объектах России, родного края.

 Решать (или составлять) кроссворд по теме «Удивительные озёра России».

 Рассказывать:

— о природных зонах России и определять их местоположение на карте природных зон;

— о причине чередования природных зон с севера на юг;

— о природных условиях, растительном и животном мире природных зон России;

— о приспособленности растений и животных к условиям жизни в природной зоне;

— об экологических связях в природном сообществе.

 Сравнивать природные зоны России.

 Изображать на контурной карте природную зону соответствующим цветом.

 Составлять цепи питания, характерные для обитателей каждой природной зоны.

 Составлять и оформлять презентацию о растениях и животных природной зоны.

 Составлять задания для викторины об обитателях природной зоны родного края.  Составлять и оформлять:

— условные знаки для правил поведения в природе;

— презентацию (о растениях, животных Красной книги России и своего края, о заповедниках и природных национальных парках России и своего региона);

— проекты «Красная книга нашего региона», «Чудесное путешествие по России».

18.10

18.10

1

(14)

По равнинам и горам.

-находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике; учиться показывать горы и равнины на карте; характеризовать крупнейшие равнины и горы России; сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг; моделировать формы земной поверхности, используя пластичные материалы; в ходе коллективного обсуждения выявлять связь между особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями, традициями; на основе наблюдений кратко характеризовать поверхность своего края

23.10

23.10

2

(15)

В поисках подземных кладовых.

работая в парах, изучать полезные ископаемые разных регионов России (по физической карте), рассказывать о них, соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых; в ходе практической работы изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведенному в учебнике плану; извлекать информацию из различных источников, в том числе из атласа-определителя; сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника; высказывать суждения о необходимости бережного использования полезных ископаемых

25.10

25.10

3

(16)

Наши реки

раскрывать значение рек в жизни людей; составлять схему «Части реки», использовать с этой целью информацию из текста учебника, осуществлять самопроверку; работая в паре, находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике, учиться показывать реки на  карте; анализировать таблицу «Протяженность рек России», сравнивать реки по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) протяженности,;

характеризовать крупнейшие и наиболее известные реки России; обсуждать особенности и значение главной реки своего края, выражать свое отношение к ней; кратко характеризовать реку своего края (на основе наблюдений).

6.11

6.11

4

(17)

Озёра - краса Земли.

раскрывать значение озер в жизни людей; работая в паре, находить на физической карте России озера, представленные на фотографиях в учебнике; показывать озера на карте; анализировать таблицу «Глубина озер России»; сравнивать озера по глубине, перечислять их в порядке увеличения (уменьшения) глубины; характеризовать крупнейшие и наиболее известные озера России; обсуждать свои впечатления от пребывания на озере; кратко характеризовать озеро своего края (на основе наблюдений)

8.11

8.11

5

(18)

По морским просторам.

-различать озера и моря по существенному признаку (море - часть океана); раскрывать значение морей в жизни людей; работая в паре, находить на физической карте России моря, упомянутые в тексте и представленные на фотографиях в учебнике; показывать моря на карте; соотносить моря с океанами, прослеживать на карте связь Балтийского, Черного и Азовского морей с Атлантическим океаном;

-сравнивать Белое и Черное моря (на основании информации в учебнике)

13.11

13.11

6

(19)

Повторение изученного. Физическая карта.

-находить на физической карте России природные объекты

показывать горы, равнины, моря, океаны на карте;

15.11

15.11

7

(20)

С севера на юг.

-работая в паре, сравнивать карту природных зон России и физическую карту России; выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон;

-определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте; анализировать схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами, на ее основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг; узнавать природные зоны по фотографиям характерных природных объектов, осуществлять самопроверку; перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности.

20.11

20.11

8

(21)

В ледяной пустыне.

находить на карте природных зон России арктические пустыни, рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте; устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца  и природными условиями зоны арктических пустынь;

-работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром зоны арктических пустынь; выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника;

-приводить примеры экологических связей в зоне арктических  

22.11

22.11

9

(22)

В холодной тундре.

-находить на карте природных зон России зону Тундры;

-рассказывать по карте об этой зоне, учиться показывать ее на карте; устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры; работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника;

-сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь, объяснять сходства и различия; формулировать правила соответствующей экологической этики, приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе; составлять характерные для тундры цепи питания, моделировать их освоенными способами.

27.11

27.11

10

(23)

Среди лесов.

находить на карте природных зон России лесные зоны, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны; устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги; в ходе практической работы в группах определять в гербарии растения леса (с помощью атласа-определителя), готовить сообщения о них, презентовать подготовленные сообщения; работая в паре знакомиться по рисунку с животным миром тайги; сравнивать природу лесных зон с природой тундры; формулировать соответствующие правила экологической этики; приводить примеры экологических связей в лесных сообществах; составлять характерные для тайги цепи питания, моделировать их освоенными способами

29.11

29.11

11

(24)

В широкой степи.

находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей; рассказывать по карте о зоне степей, учиться показывать ее на карте; устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги; в ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями степей, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в степи; работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром степей; сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; формулировать соответствующие правила экологической этики; приводить примеры экологических связей в степном сообществе; составлять характерные для степи цепи питания, моделировать их освоенными способами

04.12

04.12

12

(25)

В жаркой пустыне

-находить на карте природных зон России зоны полупустынь и пустынь; рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эти зоны; устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги; в ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями пустынь, выявлять признаки приспособленности этих растений к условиям жизни в пустыне; работая в паре, знакомиться по рисунку учебника с животным миром пустыни; выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни, осуществлять самопроверку по тексту учебника;

-сравнивать природу зоны пустынь с природой степей; формулировать соответствующие правила экологической этики; приводить примеры экологических связей в пустынном сообществе; составлять характерные для степи цепи питания, моделировать их освоенными способами.

6.12

6.12

13

(26)

У тёплого моря.

-находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эту зону; устанавливать зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор; в ходе практической работы в группах знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморского побережья Кавказа; работая в паре, использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморского побережья Кавказа; сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь; приводить примеры экологических связей на Черноморском побережья Кавказа, составлять характерные для этих мест цепи питания, моделировать их освоенными способами; рассказывать о собственных впечатлениях от посещения города-курорта Сочи и его окрестностей

11.12

11.12

14

(27)

Обобщение. Выполнение проекта «Природные зоны России»

- обобщить материал, пройденный за все полугодие;

-вспомнить самые главные понятия;

-повторить темы, которые меньше усвоены.

К.Р.№1

13.12

13.12

15

(28)

Мы - дети родной земли.

соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа; анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях; моделировать ситуацию межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений.

18.12

13.12

16

(29)

В содружестве с природой.

-по образцу учебника рассказывать о древних занятиях одного из народов России с использованием материалов устного изобразительно-прикладного народного творчества и дополнительных источников информации;

-различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни;

-показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России

20.12

18.12

17

(30)

Контрольная работа за I полугодие.

- применять свои знания на практике;

-работать с заданиями разного типа.

25.12

20.12

18

(31)

Как сберечь природу России.

работая в группах, знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах; готовить сообщение классу, презентовать его; коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока; высказывать аргументированные суждения об экологических проблемах своего края и способах их решения; оценивать свое возможное участие в природоохранной деятельности.

27.12

25.12

19

(32)

По страницам Красной книги

-работая в группах, знакомиться по учебнику с растениями и животными из красной книги России, обитающими в разных природных зонах; готовить сообщение классу, презентовать его; коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока; формулировать соответствующие правила экологической этики; приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края, рассказывать об их охране; оценивать свое возможное участие в этой деятельности

15.01

15.01

20 (33)

По заповедникам и национальным паркам

-работая в группах знакомиться с материалами учебника с заповедниками и национальными парками России;

-готовить сообщение классу, презентовать его;

-коллективно обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся, делать выводы по теме урока;

-формулировать соответствующие правила экологической этики; рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края, оценивать их вклад в охрану природы.

17.01

17.01

21

(34)

Проверочная работа по теме «По родным просторам»

проверять знания по теме;

-контролировать, оценивать свою работу, ее результат;

-корректировать свои знания.

Пр. р.

№ 3  

Раздел № 3 «Путешествие по реке времени» (28 часов)

22.01

22.01

22

(35)

В путь по Реке времени.

на основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сохранения народной памяти; различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу; характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения; обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории; определять по дате век события; называть имена отца истории и родоначальника древнерусского летописания

24.01

24.01

1

(36)

Путешествуем с археологами

-описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее; отмечать их возраст на схеме; узнавать соотносятся ли находки с письменными источниками; сравнивать образ оленя в сказках, преданиях и в искусстве скифов, древних народов Сибири; рассказывать о роли российских археологов в мировой и отечественной исторической науке

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к познанию мира;

- уважительное отношение к природному и культурному наследию человечества, России.

— достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

 — уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи, преемственности, постоянном развитии при сохранении устойчивых культурных особенностей;

— навыки адаптации в мире через осознание образа исторического времени как единства прошлого, настоящего и будущего;

Метапредметные  

Познавательные умения:

раскрывать значение понятия: «история», «Семь чудес света», «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие», «кремль», «кремлёвская стена», «Московский Кремль», «музей-заповедник», «историко-культурный памятник», «благословение», «собор», «озеро», «озеро Байкал», «презентация», «пресная вода», «целлюлозно-бумажный комбинат», использовать их в активном словаре;

определять: объекты Всемирного природного и культурного наследия планеты, включая Россию, и обосновывать свое мнение.

— понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

— осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения

учебных заданий;

— выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;

— понимать содержание параграфа, интерпретировать

смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц,

схем, рисунков, моделей и пр.;

— осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

— осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

— строить рассуждение (или доказательство своей точки  зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

— проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении Календаря памятных дат, итогов проектных работ и пр.;

— ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

— владеть общим приёмом решения учебных задач.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— выбирать вариант выполнения задания;

— выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

— самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

— использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Коммуникативные умения:

— конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

— понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении;

— признавать свои ошибки, озвучивать их;

— употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

— понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

— строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные

 Сформировать представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам; об археологии как науке, познакомить с понятиями «река времени», «история», с тем, как ведется летоисчисление; развивать речь, интерес к изучению истории.  располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»; отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах; показывать на карте Восточно-Европейской равнины места обитания разных племён (славянских и финно-угорских), называть их в соответствии с летописными сведениями; определять по карте местоположение древнейших русских городов; называть дату (век) Крещения Руси; характеризовать важнейшие деяния некоторых русских князей из династии Рюриковичей, их значение в развитии древнерусской государственности (княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана III, Ивана Грозного как первого царя Московской Руси); называть города, положившие начало Золотому кольцу, и показывать их на карте называть дату (век) Куликовской битвы; называть важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, исследование земель  строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени); показывать на карте поволжские города — ключевые точки формирования народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина; перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I; приводить примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов,  Ф. Ушаков); называть важнейшие события и героев Отечественной войны 1812 г. (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам); называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 г. (по выбору, в том числе в своём крае); характеризовать развитие промышленности в XIX веке; характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в XIX в.; называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей; перечислять названия важнейших российских театров и художественных (галерей) музеев, рассказывать о них (по выбору);  называть основные исторические события начала XX в., в том числе на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917 г., Гражданская война); характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе в своём крае*;  называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941—1945 г (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, День Победы); характеризовать основные особенности труда людей в ттылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 г; называть реликвии Великой Отечественной войны 1941—1945 г. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа; характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления, разрушенного войной народного хозяйства; характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е гг. XX в. (наука, промышленность исследования космоса, искусство и спорт); характеризовать особенности жизни страны в 90-е гг. XX в. и первое десятилетие XXI в.; называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира;  приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своём крае (городе, селе).

29.01

29.01

2

(37)

По страницам летописи.

-показывать на исторической карте места обитания разных племен; объяснять значение названий славянских племен; характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике и в местном музее; сравнивать их и находить общее и различное.

31.01

31.01

3

(38)

Истоки Древней Руси.

-показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах;

-показывать на карте древние русские города; отмечать на схеме «Река времени» век их первого упоминания в летописи; рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства; обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства

5.02

5.02

4

(39)

Мудрый выбор.

составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; объяснять значение преемственности в их государственных поступках; обозначать век (дату) Крещения Руси на схеме «Река времени»; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира; узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде; обсуждать проблему выбора и его последствий;

-приводить примеры проявления духовно-нравственных ориентиров христианства в жизни современного российского общества

.

7.02

7.02

5

(40)

Календарь памятных дат.

соотносить памятные даты с историческими событиями;

приводить примеры проявления духовно-нравственных ориентиров христианства в жизни современного российского общества, в нормах и идеалах межличностных отношений его граждан.

12.02

12.02

6 (41)

Наследница Киевской Руси

составлять схему родственных отношений древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках;

-перечислять и находить на карте названия городов, положивших начало Золотому кольцу; характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира

Пр. р.

№ 4

14.02

14.02

7 (42)

Москва - преемница Владимира

характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков; составлять схему их родственных отношений; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; сравнивать Успенский собор в Московском Кремле и во Владимире; интерпретировать идейный смысл иконы А. Рублева «Троица» и важность его для межличностных отношений людей с древности до современности.

19.02

19.02

8

(43)

Начало Московского царства

составлять схему родственных отношений правителей московской Руси; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; обозначать имя итальянского зодчего и дату строительства Успенского собора в Московском Кремле на схеме «Река времени»;

характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного

21.02

21.02

9 (44)

Подвижники Руси и землепроходцы

презентовать рассказы об основании сибирских городов; высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания; характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах

26.02

26.02

10

(45)

На пути к единству

-обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны; характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории страны; показывать на карте поволжские города

28.02

28.02

11

(46)

Календарь памятных дат

-обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны; соотносить памятные даты с историческими событиями; называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина

5.03

5.03

12 (47)

Начало Российской империи

-высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения ее независимости; характеризовать архитектурный облик Санкт-Петербурга; объяснять значение названия города; называть имена императрицы и скульптора, воздвигнувших памятник Петру I в Санкт-Петербурге; сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра I на западных границах Отечества

7.03

7.03

13 (48)

«Жизнь - Отечеству, честь - никому!»

характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; обосновывать значительность деятельности М. В. Ломоносова, А. В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова; приводить примеры сохранения памяти о них в России и за рубежом; обсуждать социальную значимость названных понятий

12.03

12.03

14 (49)

Отечественная война 1812 года

обосновывать роль М. И. Кутузова как народного полководца; характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну; находить сведения и рассказывать о памятниках и памятных местах Москвы и России, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года в дополнительных источниках информации

14.03

14.03

15

(50)

Памятники в честь победы в Отечественной войне 1812 года

приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г.; сопровождать рассказ фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения

19.03

19.03

16 (51)

Великий путь

характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX в., в том числе в своем крае;

Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали;

-отмечать эти латы на схеме «Река времени»; приводить примеры достижений России на Всемирной выставке В Париже в 1900 г.; рассказывать об участии родственников и земляков в работе Российской промышленности XIX в., сопровождать рассказ фотографиями, копиями документов из семейного архива, рисунками

21.03

21.03

17

(52)

Золотой век тетра и музыки

-характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в., в то числе в своем крае;

-приводить полные названия первых консерваторий;

-даты создания отмечать на схеме «Река времени»;

-приводить примеры всемирного признания достижений российского искусства; передавать впечатление от восприятия от музыкального произведения отечественного композитора XIX- начала XX в.

2.04

2.04

18 (53)

Расцвет изобразительного искусства и литературы

-обобщать знания о произведения великих русских художников и писателей, полученные в начальной школе; характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства, в том числе в своем крае; назвать имена любимых и названия любимых отечественных писателей; приводить сведения о названии и рассказывать о важнейших хранилищах изобразительного искусства; передавать впечатление от восприятия картины отечественного художника XIX- начала XX в.; приводить доказательства значимости отечественной литературы и изобразительного искусства для понимания социальных проблем российской жизни того времени

Пр. р.

№ 5

4.04

4.04

19 (54)

В поисках справедливости

характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своем крае; приводить примеры изменения названий городов и улиц

9.04

9.04

20 (55)

Век бед и побед

по возможности составлять рассказ о воздействии этих событийна жизнь своей семьи в этот период. -характеризовать особенности развития страны (в том числе в своем крае); составлять рассказ о воздействии этих событий на жизнь своей семьи в этот период.

11.04

11.04

21 (56)

«Вставай, страна огромная»

характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны; приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе и своих земляков; по возможности составлять рассказ о членах своей семьи- ветеранах Великой Отечественной войны.

16.04

16.04

22

(57)

Трудовой фронт России

характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 194-1945 гг., в том числе своих земляков; раскрывать понятие «трудовой фронт»; составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой отечественной войны; обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; характеризовать документы, воспоминания и реликвии и музеев, в том числе своего края; записывать воспоминания старших родственников о военном времени.

Пр. р.

№ 6

18.04

25.04

23 (58)

Всероссийская проверочная работа

- применять свои знания на практике;

- работать с заданиями разного типа.

ВПР

23.04

18.04

24 (59)

«Нет в России семьи такой…». После Великой войны

характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет, приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне; соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своем крае; рассказывать о земляках-тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи

25.04

30.04

25 (60)

Обобщение материала за полугодие

обобщить материал, пройденный за все полугодие;

вспомнить самые главные понятия; повторить темы, которые меньше усвоены

30.04

16.05

26 (61)

Годовая контрольная работа

- применять свои знания на практике;

-работать с заданиями разного типа.

Годовая

К. р. № 2

7.05

23.04

27 (62)

Достижения 1950-1970-х гг.

характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-е гг. XX в.; приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе в своем крае; рассказывать о земляках-тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи

Раздел №  4 Мы строим будущее России (4 ч.)

14.05

07.05

28

(63)

Современная Россия.

характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х гг. XX в. И в первое десятилетие XXI в.; приводить примеры преобразований, в том числе в своем крае.

16.05

14.05

1

(64)

«Хороша честь, когда есть, что есть».

характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей; приводить примеры, в том числе в своем крае, благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей.

Личностные: проявлять: интерес к познанию окружающего мира;  понимание своей успешности при изучении темы.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с планом; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Познавательные: раскрывать значение терминов и понятий и использовать их в активном словаре;

Предметные: о правилах общения с соседями, незнакомыми людьми; об общих делах и праздниках.

21.05

21.05

2

(65)

Умная сила России

Устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок, приводить примеры такого сотрудничества, объяснять понятия социальная ответственность, моделировать ситуации, требующие занятия социально ответственной позиции

23.05

23.05

66

Светлая душа России. Начни с себя

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России, приводить примеры таких явлений, раскрывать связь между искусством народных промыслов и лучшими человеческими качествами

67

Резерв

Аргументировать необходимость ответственности личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников

68

Резерв



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" Окружающий мир Кавылина Надежда Васильевна

Степень обучения: начальная школа 2 класс.Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Кавылина Надежда ВасильевнаПрограмма ...

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Окружающий мир» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Окружающий мир 3 класс. Учебник в 2 частях. М. Просвещение,2018

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 2 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 3 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....