Рабочая учебная программа по окружающему миру для 4 класса 68 часов УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Лаврова Ольга Эдуардовна

Программа составлена по учебнику  Плешакова А.А., Новицкой М.Ю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._pr._okr._mir_4_a_lavrova_2018-2019.docx83.72 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 41

Утверждена на заседании                                                     Разрешена к применению

Педагогического совета                                                        приказом директора МАОУ СОШ № 41

протокол № 9   ___                                                                приказ № 305/О

от « 30 »    мая   2018  г.                                                        от «  30» __мая__  2018  г.  

                                                                                               

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Окружающий мир»

УМК «Перспектива»

для 4 класса

на 2018-2019 учебный год

Составитель:

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 41

Лаврова О.Э.

Калининград

 2018 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Планируемые результаты изучения учебного курса…………..…………..………...2

Содержание учебного курса……………………………….……………..…………..10

Календарно-тематическое планирование……………………...………….………...17

Лист корректировки………………………….………………………..……………...33

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

4 КЛАСС

Программа      разработана     на     основе   Федерального  государственного

образовательного  стандарта  начального  общего  образования,  Концепции  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А.Плешакова  и  М.Ю.Новицкой,  планируемых  результатов  начального  общего образования.

        К окончанию 4 класса в завершение курса начальной школы обучающийся освоит комплекс УУД, необходимых для последующих ступеней общего образования.

        Результатами освоения программы «Окружающий мир» в 4 классе являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты

        1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

        2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

        3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

        4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

        5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

        6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

        7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

        8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

        9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

        10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

У обучающегося будут сформированы:

- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребенка, о государственном устройстве Российской Федерации;

- проявление чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, общество посредством знакомства с вкладом соотечественников в развитие страны; осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской принадлежности «Единство в многообразии», понимание себя наследником ценностей многонационального общества;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве природы, народов, культур и религий;

- представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

- уважительное  отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи, преемственности, постоянном развитии при сохранении устойчивых культурных особенностей;

- навыки адаптации в мире через осознание образа исторического времени как единства прошлого, настоящего и будущего;

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, осознания и принятия образца прилежного ученика;

- мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности;

- способность действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);

- интерес к новому учебному материалу, способам решения новой частной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности  учебной деятельности;

- осознанная  готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни);

- готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;

- ориентация в нравственном содержании смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;

- представление о морально-нравственных понятиях и нормах поведения и умение оформлять их  эстетическое  суждение о поступке;

- знание основных  моральных норм и действие в соответствии с моральными нормами;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой  и отечественной художественной культурой в исторической перспективе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с отечественными святынями и художественными образами отечественной и мировой литературы и живописи;

- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

- гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми;

- установка на здоровый образ жизни с опорой на отечественную традицию понимания триединства зоровья физического, психического и духовно-нравственного.

Метапредметные результаты

        1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

        2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

        3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

        4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

        5. Активное использование речевых средств и средств информационных

и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

        6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.

        7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

        8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

        9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

        10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Регулятивные

        Обучающийся научится:

- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

- сохранять учебную задачу в течение всего урока;

- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

- планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

- планировать свои действия;

- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

        - осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

        - выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

        - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;

- понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-  осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Его строении, свойствах и связях;

- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении Календаря памятных дат, итогов проектных работ и пр.;

 - ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- владеть общим приемом решения учебных задач.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

- формулировать ответы на вопросы;

- слушать партнера по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

- аргументировать свою позицию;

- понимать различные  позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении;

- признавать свои ошибки, озвучивать их;

- употреблять вежливые слова в случае  неправоты:  «Извините, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

-понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

- составлять рассказ на заданную тему;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

        - продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

        - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

        - использовать речь для регуляции своего действия;

        - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

        - достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру.

Предметные результаты

        1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

        2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

        3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

        4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

        5. Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Обучающийся научится:

- узнавать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);

        - находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион, его главный город;

        - называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ (общее историческое прошлое, общероссийская культура, государственный русский язык, общий труд на благо Отечества);

        - приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России ее Конституцией, а также конкретные примеры прав и обязанностей граждан (в пределах нескольких статей Главы 2);

        - приводить конкретные примеры прав ребенка;

        - называть элементы государственного устройства России как независимой демократической республики и высшую силу власти;

        - перечислять особенности субъектов РФ: принадлежность к одной из групп (республики, автономные области, области, автономные округа, края, города федерального назначения);  наличие регионального герба, гимна, флаг; самобытное природное  и культурное наследие; выдающиеся граждане;

        - показывать на карте границы России, ее крайние точки, местоположение географических объектов, заданных в учебниках;

        - показывать на карте и называть государства, сопредельные России;

        - характеризовать растительный и животный мир основных природных зон России, а также особенности хозяйственно-бытовой жизни людей на этих территориях;

        - знать об экологических проблемах России и предложениях экологов по охране природы;

        - приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;

        - соотносить исторические события с датами, даты с веком, в котором данное событие произошло;

        - располагать дату изучаемого события на схеме «Река времени»;

        - отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;

        - показывать на карте Восточно- Европейской равнины места обитания разных племен (славянских и финно-угорских), называть их в соответствии с летописными сведениями;

        - определять по карте местоположение древнейших русских городов;

        - называть дату (век) Крещения Руси;

        - характеризовать важнейшие деяния некоторых русских князей из династии Рюриковичей, их значение в развитии древнерусской государственности (княгини Ольги, князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Дмитрия Донского и Александра Невского, Ивана III, Ивана Грозного как первого царя Московской Руси);

        - называть города, положившие начало  Золотому кольцу, и показывать их на карте;

        - назвать дату (век) Куликовской битвы;

- называть  важнейшие деяния соотечественников в допетровский период российской истории (книгопечатание, исследование земель и строительство новых городов на востоке России, преодоление последствий Смутного времени);

- показывать на карте поволжские города — ключевые точки формирования народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина;  

- перечислять основные преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I;  

- приводить примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время (М. В. Ломоносов, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков);

- называть важнейшие события и героев Отечественной войны 1812 г. (Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам);

-  называть памятники и памятные места Москвы и России, связанные с событиями и героями Отечественной войны 1812 г. (по выбору, в том числе в своём крае);  

- характеризовать развитие промышленности в XIX в. (в том числе и в своём крае);  

- характеризовать в общих чертах развитие театрального, музыкального, изобразительного искусства и литературы России в XIX в.;

- называть имена выдающихся отечественных музыкантов, художников, писателей; перечислять названия важнейших российских театров и художественных (галерей) музеев, рассказывать о них (по выбору);  

- называть основные исторические события начала XX в., в том числе на примерах памяти об этих событиях в своём крае (Первая мировая война, Октябрьский переворот 1917 г., Гражданская война);  

- характеризовать жизнь и созидательную деятельность соотечественников в СССР до Великой Отечественной войны, в том числе в своём крае;  

- называть основные этапы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (начало войны, блокада Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, окончание войны, День Победы);  

- характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.;  

- называть реликвии Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. (в том числе своей семьи) как живые свидетельства человеческих судеб и истории народа;  

- характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в послевоенные годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства;  

- характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50—70-е гг. XX в. (наука, промышленность, исследования космоса, искусство и спорт);  

- характеризовать особенности жизни страны в 90-е гг. XX в. и первое десятилетие XXI в.;  

- называть яркие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира;  

- приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих современников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своём крае (городе, селе).  

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира.

Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира.

Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.

Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.

Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.

Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их различия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).

Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества.

Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовнонравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея.

Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.

Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность.

Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).

Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.

Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом.

Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи.

Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации (словари, энциклопедии, справочники, в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовнонравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край — частица России.

Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

4 класс

Раздел 1. Мы граждане единого Отечества (13 ч) 

Общество – это мы! Российский народ. Конституция России. Права ребенка. Контрольная работа. Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная граница России. Путешествие за границу России. Сокровища России и их хранители. Творческий союз. Обобщающий урок по разделу «Мы граждане единого отечества». За страницами учебника. Проверочная работа по разделу "Мы - граждане единого Отечества".

Раздел 2. По родным просторам (19 ч)

Карта - наш экскурсовод. По равнинам и горам. В поисках подземных кладовых. Наши реки. Озера – краса Земли. По морским просторам. С севера на юг. В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне. У теплого моря. Мы – дети родной земли. В содружестве с природой. Как сберечь природу России. По страницам Красной книги. По заповедникам и национальным паркам. За страницами учебника. Контрольная работа по разделу "По родным просторам".

Раздел 3. Путешествие по Реке времени (27 ч) 

В путь по реке времени. Проект «Календарь памятных дат». Путешествие с археологами. Практическая работа «Археологические находки». По страницам летописи. Истоки древней Руси. Мудрый выбор. Наследница Киевской Руси. Москва – преемница Владимира. Начало Московского царства. Подвижники Руси и землепроходцы. На пути к единству. Начало Российской империи. «Жизнь – отечеству, честь – никому». Отечественная война 1812 года.  Великий путь. Золотой век театра и музыки. Расцвет изобразительного искусства и литературы. В поисках справедливости. Век бед и побед. «Вставай, страна огромная!» Трудовой фронт России. Контрольная работа. «Нет в России семьи такой…» После великой войны. Достижения 1950-1970 годов. Наши проекты. «За страницами учебника». Проверочная работа по разделу «Путешествие по Реке времени».

Раздел 4. Мы строим будущее России (9 ч)

Современная Россия. Хороша честь, когда есть, что есть. Умная сила России. Светлая душа России Начни с себя! Наши проекты «За страницами учебника». Проверочная работа по разделу "Мы строим будущее России". Итоговая контрольная работа. Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн-ринг».

Тематическое планирование учебного курса

Наименование раздела

Кол-во часов

Практическая работа

Проект

Экскурсия

Провероч

ная работа

Контрольная работа

Мы – граждане единого Отечества

13

-

1

-

1

1

По родным просторам

19

1

1

-

-

1

Путешествие по Реке времени

27

1

1

1

1

1

Мы строим будущее России

9

-

1

-

1

1

Итого

68

2

4

1

3

4

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ  

А. А. ПЛЕШАКОВ, УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

4 класс.

2 часа в неделю, всего 68 ч.

Сокращения, принятые в данном плане:

ОНЗ – урок «открытия» нового знания    

Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и   выработки умений)  

КУ – комбинированный урок  

КЗ – урок контроля, оценки и коррекции знании  

ПР – практическая    работа

Э – экскурсия

Ф – фронтальный опрос

И- индивидуальный опрос        И – индивидуальный опрос

Тема урока

Кол. час.

КЭС

Элементы содержания

Тип урока

Вилы контроля

Дата проведения

1

МЫ - ГРАЖДАНЕ ЕДИНОГО ОТЕЧЕСТВА (13 ч). Общество - это мы!

1

2.1

2.1.1

Человек – член общества

Общество – совокупность людей, объединенных общей культурой. Взаимоотношения человека с другими людьми. 

ОНЗ

ТекущийФ

 

2

Российский народ

1

2.1.1

2.2.1

Общество – совокупность людей, объединенных общей культурой. Взаимоотношения человека с другими людьми.

Государственный язык и символика России (герб, флаг, гимн)

ОНЗ

Текущий

И

 

3

Конституция России

1

 2.2.2

 Конституция – Основной закон Российской Федерации.

ОНЗ

Текущий

Ф

И

 

4

Права ребёнка

1

 2.2.2

 Права ребёнка

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

5

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ. 

Входная контрольная работа.

1

 2.1

 Человек – член общества

КЗ

И

 

6

Работа над ошибками.

Государственное устройство России

1

2.2

2.2.3

Наша Родина – Россия, Российская Федерация Президент Российской Федерации – глава государства

КУ

Р

ОНЗ

 Текущий

И

 

7

Российский союз равных

1

2.2

2.2.8

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Россия – многонациональная страна

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

8

Государственная граница России

1

2.2.5

Россия на карте, государственная граница России

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

9

Путешествие за границу России (конференция)

1

2.3.5

Страны и народы мира

ОНЗ

 Текущий

Ф

 

10

Сокровища России и их хранители.

1

2.3.3

2.3.2

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

Выдающиеся люди разных эпох

ОНЗ

 Текущий

И

 

11

Творческий союз

1

2.3.2

Выдающиеся люди разных эпох

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

12

Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества».

Наши проекты «За страницами учебника».

1

2.1

2.1.1

Человек – член общества

Общество – совокупность людей, объединенных общей культурой. Взаимоотношения человека с другими людьми. 

КУ

ОНЗ

Р

 Текущий

И

 

13

Проверочная работа по разделу "Мы - граждане единого Отечества"

1

2.1

2.2

2.3

Человек – член общества

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Страницы истории Отечества

КЗ

И

 

14

Анализ проверочной работы.

ПО РОДНЫМ ПРОСТОРАМ (19 ч). Карта – наш экскурсовод

1

2.2.5

Россия на карте, государственная граница России

КУ

Р

ОНЗ

Практичес

кая работа

Текущий

 

15

По равнинам и горам

1

1.6

1.6.1

1.6.2

Формы земной поверхности

Равнины, горы, холмы, овраги (обозначение равнин и гор на карте)

Особенности поверхности родного края

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

16

В поисках подземных кладовых

1

1.10.1

Полезные ископаемые и их значение

ОНЗ

 Текущий

И

 

17

Наши реки

1

1.7

1.7.1

Водоёмы, их разнообразие

Океан, море, река, озеро, пруд.

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

18

Озёра – краса России

1

1.7

1.7.1

Водоёмы, их разнообразие

Океан, море, река, озеро, пруд.

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

19

По морским просторам

1

1.7

1.7.1

Водоёмы, их разнообразие

Океан, море, река, озеро, пруд.

ОНЗ

 Текущий

И

 

20

С севера на юг

1

1.16.1

1.16.2

 Природные зоны России.

Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы

ОНЗ

 Текущий

И

 

21

В ледяной пустыне

1

1.16.1

1.16.2

 Природные зоны России.

Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы

ОНЗ

 Текущий

И

 

22

В холодной тундре

1

1.16.1

1.16.2

 Природные зоны России.

Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы

ОНЗ

 Текущий

И

 

23

Среди лесов

1

1.16.1

1.16.2

 Природные зоны России.

Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы

ОНЗ

 Текущий

И

 

24

В широкой степи

1

1.16.1

1.16.2

Природные зоны России.

Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы

ОНЗ

 Текущий

И

 

25

В жаркой пустыне

1

1.16.1

1.16.2

 Природные зоны России.

Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы

ОНЗ

 Текущий

И

 

26

У теплого моря

1

1.16.1

1.16.2

Природные зоны России.

Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы

ОНЗ

 Текущий

И

 

27

Мы – дети родной земли

1

1.16.1

1.16.2

Природные зоны России.

Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы

ОНЗ

 Текущий

И

 

28

В содружестве с природой

1

1.16.1

1.16.2

Природные зоны России.

Климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы

ОНЗ

 Текущий

И

 

29

Как сберечь природу России

1

1.17.2

Охрана природных богатств

ОНЗ

 Текущий

И

 

30

По страницам Красной книги

1

1.17.4

Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

31

По заповедникам и национальным паркам. Наши проекты «За страницами учебника»

1

1.17.3

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы

КУ

Р

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

32

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ  КОНТРОЛЬ. Контрольная работа по разделу "По родным просторам"

1

1.6

1.7

1.10

1.16

1.17

2.2

Формы земной поверхности

Водоёмы, их разнообразие

Полезные ископаемые

Природные зоны

Человек – часть природы

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

КЗ

И

 

33

Анализ контрольной работы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РЕКЕ ВРЕМЕНИ (27 ч). 

В путь по реке времени

1

2.3

2.3.1

Страницы истории Отечества.

Счет лет с истории

КУ

Р

ОНЗ

 Текущий

И

 

34

Путешествуем с археологами

1

2.3.4

Охрана памятников истории и культуры

ОНЗ

Практичес-

кая работа

 Текущий

Ф

И

 

35

По страницам летописи

1

2.3

2.3.1

Страницы истории Отечества.

Счет лет с истории

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

36

Истоки Древней Руси

1

2.3.2

2.3.3

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

37

Мудрый выбор

1

2.3.2

2.3.3

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

38

Наследница Киевской Руси

1

2.3.2

2.3.3

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

39

Москва – преемница Владимира

1

2.3.2

2.3.3

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

40

Начало Московского царства

1

2.3.2

2.3.3

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

41

Подвижники Руси и землепроходцы

1

2.3.2

Выдающиеся люди разных эпох

ОНЗ

 Текущий

И

 

42

На пути к единству

1

2.3.2

2.3.3

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

ОНЗ

 Текущий

И

 

43

Начало Российской империи

1

2.3.2

2.3.3

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

ОНЗ

 Текущий

И

 

44

«Жизнь – Отечеству, честь – никому!»

1

 2.3.2

Выдающиеся люди разных эпох

ОНЗ

 Текущий

И

 

45

Отечественная война 1812 года

1

2.3.2

2.3.3

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

ОНЗ

 Текущий

И

 

46

Великий путь

1

2.3.2

2.3.3

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

ОНЗ

 Текущий

И

 

47

Золотой век театра и музыки

1

2.3.2

2.3.3

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

48

Расцвет изобразительного искусства и литературы

1

2.3.2

2.3.4

 Выдающиеся люди разных эпох

Охрана памятников истории и культуры

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

49

В поисках справедливости

1

2.3.2

2.3.3

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

50

Век без бед и побед

1

2.3.2

2.3.3

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

51

«Вставай, страна огромная!»

1

2.3.2

2.3.3

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

52

Трудовой фронт России

1

2.3.2

2.3.3

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

ОНЗ

 Текущий

И

 

53

Контрольная работа.

1

 2.3

Страницы истории

КЗ

И

 

54

Анализ контрольной работы.

«Нет в России семьи такой…»

1

2.3.2

2.3.3

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

КУ

Р

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

55

После великой войны

1

2.3.2

2.3.3

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

56

Экскурсия в музей боевой славы

1

 2.3

Страницы истории

ОНЗ

Э

Текущий

 

57

Достижения 1950 –         1970-х гг.

Наши проекты «За страницами учебника».

1

2.3.2

2.3.3

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

58

Проверочная работа по разделу "Путешествие по реке времени"

1

 2.3

Страницы истории

КЗ

И

 

59

Всероссийская проверочная работа

1

 

 

КЗ

И

 

60

Анализ проверочных работ.

МЫ СТРОИМ БУДУЩЕЕ РОССИИ (9 ч). Современная Россия

1

2.3.2

2.3.3

Наиболее важные события в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена

КУ

Р

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

61

«Хороша честь, когда есть, что есть»

1

 2.3

Страницы истории

ОНЗ

 Текущий

И

 

62

Умная сила России

1

 2.3

Страницы истории

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

63

Светлая душа России

1

2.3.2

2.3.4

Выдающиеся люди разных эпох

Охрана памятников истории и культуры

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

64

Начни с себя!

1

 2.3

Страницы истории

ОНЗ

 Текущий

Ф

И

 

65

Наши проекты. "За страницами учебника"

1

 2.3

Страницы истории

КУ

Р

ОНЗ

 Текущий

И

 

66

Проверочная работа по разделу "Мы строим будущее России"

1

 2.3

Страницы истории

КЗ

И

 

67

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ. Итоговая контрольная работа.

1

1.6

1.7

1.10

1.16

1.17

2.1

2.2

2.3

Формы земной поверхности

Водоёмы, их разнообразие

Полезные ископаемые

Природные зоны

Человек – часть природы

Человек – член общества

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Страницы истории

КЗ

И

 

68

Анализ проверочной и контрольной работ.

Обобщение пройденного за год. Игра "Брейн-ринг"

1

1.6

1.7

1.10

1.16

1.17

2.1

2.2

2.3

Формы земной поверхности

Водоёмы, их разнообразие

Полезные ископаемые

Природные зоны

Человек – часть природы

Человек – член общества

Наша Родина – Россия, Российская Федерация

Страницы истории

КУ

Р

 Текущий

И

 

Лист корректировки календарно-тематического планирования

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по окружающему миру 3 класс (Школа 2100)

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе авторской учебной программы  Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной, входящей в Образовательную систему «Школа 2100»....

Рабочая учебная программа по окружающему миру в 4 классе, УМК "Гармония"

Представлена рабочая программа по окружающему миру   для 4 класса (УМК "Гармония"),  занимающегося  по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года. В...

Рабочая учебная программа по окружающему миру для 1 класса

Рабочая учебная программа по окружающему миру  для 1 класса составлена в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом второго поколения  начального  общег...

Рабочая учебная программа по окружающему миру 4 класс Авторы: О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимова для УМК системы «Перспективная начальная школа»

    Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образо...

2018-2019, Рабочая учебная программа по окружающему миру, 2 класс

Рабочая программа адресована обучающимся 2 классов общеобразовательных школ по образовательной системе « Перспектива».Рабочая программа по окружающему миру  составлена на основе:- Фед...