Открытый урок по окружающему миру, 2 класс. Тема "Наша дружная семья"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Елена Николаевна Нешкова

Планируемые образовательные результаты урока; ход урока; рефлексия; проектная образовательная деятельность; используемая литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_nasha_druzhnaya_semya_2_klass.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет, класс: Окружающий мир 2 класс

УМК: «Школа России», автор Плешаков А.А.

Тема: "Наша дружная семья"

Цель: формировать навыки культуры общения и поведения в семье

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.
  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.
  • Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  • Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.
  • Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
  • Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.
  • Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

  • Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия
  • Уметь различать родственные взаимосвязи.
  • Определять роль в жизни человека культуры семейного общения

Оборудование:

  1. Фотографии семей учащихся.
  2. Компьютер, мультимедиапроектор.
  3. Презентация.
  4. Карточки со словами: «семья», «поколение», «традиции» и их значениями,
  5. Толковые словари С. И. Ожегова, закладки со словами «поколение», «традиции»
  6. Лист дли самостоятельной работы «Признаки дружной семьи».
  7. Отгадки к загадкам на магнитах, магнитная доска
  8. Оборудование для строительства «дома мечты»: «кирпичики» (8 шт.) из набора 2 домика, 2 забора, 2 куста с наклеенными словами.
  9. Куклы, изображающие членов семьи

Ход урока:

I. Организация класса

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Мне очень приятно видеть вас всех. Сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты.

II. Актуализация знаний.

- Посмотрите на доску. Что вы видите? А кто изображён на этих фотографиях? 
- Это самые близкие для вас люди. Как можно, одним словом назвать всех близких вам людей?
- Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.(семья)

- Раньше мы уже много говорили с вами о семье: готовили проекты на тему «Моя семья», у нас проходил классный час на тему «Главное – вместе» и др. (Демонстрация выставки)

- О чем же пойдет речь сегодня?
III. Самоопределение к деятельности

- А может ли человек жить один и называть себя семьей?
- Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком:

Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь?- спросил старик.
- Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
- Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

- Что же появилось у мальчика в семье? (общение)

- Совершенно верно. Мы начинаем изучать раздел: «ОБЩЕНИЕ» И поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока: «Наша дружная семья». Презентация Ивановы.

- На уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?

- А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь на уроке.

IV. «Открытие» нового знания. Словарная работа /слайд 2/

Прочитайте высказывание Л.Н.Толстого. Как вы понимаете эти слова? «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой  Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья?

1) Семья – группа людей, которые связаны между собой родственными отношениями

2) В словаре Ожегова записано так:

Семья – это группа близких родственников, живущих вместе

3) Семья делится на 2 слова «семь» и «я» - это семеро как я, ведь в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером: могут быть общие увлечения и любимые занятия

Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

– Что же может объединять членов семьи? (Забота друг о друге, нежность,любовь, ласка, забота). 

2. Самостоятельная работа в парах  «Признаки дружной семьи»

- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи

 1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7. Вместе распределяют деньги на покупки.

8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9. У каждого свой кошелек.

10. У каждого члена семьи свое хозяйство.

3Работа с учебником. Какую семью можно назвать дружной?- сегодня об этом узнаем. Обратимся к семье наших друзей, Серёжи и Нади. Откройте учебники на стр. 46. Рассмотрите рисунок. Рассматривая рисунок, мы не можем слышать, о чём беседуют наши герои, как обращаются друг к другу. Попробуем оживить картину. - Как вы думаете, о чём они беседуют? Как обращаются друг к другу?

Итог: они разговаривают уважительно, вежливо, они внимательны и заботливы друг к другу.

Сценка. Послушайте внимательно и скажите:

- Что вам не понравилось в поступках детей? К дедушке и бабушке Настя и Володя,
В гости на оладушки в выходной приходят.
Внук Володя попросил: - Дед, налей мне чаю.
Дед голову склонил, Вове отвечая:
- Плохо слышу я внучок, не чета тебе я.
Я уже ведь старичок, вот и слух слабеет. 
Настя бабушке грубит:- Ты не видишь что ли,
Что солонка тут стоит, на столе без соли?»    
Насте бабушка в ответ: - Я ведь вижу плохо,
Мне уже немало лет, помоги мне кроха.
Стало после этих слов стыдно детям очень.
Вова говорит: - Готов! Я во всем помочь им». 
- Да и мне не по себе, Настя вторит брату -
В том, что стали вы слабей, вы не виноваты!
Через много, много лет мы такие будем.
Я – бабуля, Вова – дед, все стареют люди.
Глазки, ушки заболят и у нас, когда-то.
Так разумно говорят славные ребята!
Ставят сами всё на стол чай по чашкам льётся.
Тут и дедушка расцвёл, бабушка смеётся!
Вы, ребята, никогда близким не грубите.
Деда с бабушкой всегда от души любите!

- Что вам не понравилось в поступках детей?

- Чего они не учли? (что дедушка с бабушкой старенькие)

- Можно ли грубить старшим: маме, папе, дедушке, бабушке?

- Какие вежливые слова вы используете в своей речи при общении со взрослыми?

а) здравствуйте, привет, добрый день (приветствие)

б) до свидания, пока, счастливого пути (прощание)

в) извините, простите, виноват (извинение)

г) спасибо, благодарю (благодарность)

д) будьте добры, пожалуйста (просьба)

4.Культура общения.

- Как вы думаете, что такое культурное общение? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку) - А есть такое выражение культура общения. Нужна ли она в семье?
Вывод. 
Культура общения – вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку.

(Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)

Папа разбил 
Драгоценную вазу 
Бабушка с мамой 
Нахмурились сразу. 
Но папа нашелся: 
Взглянул им в глаза 
И робко и тихо 
"Простите” сказал. 
И мама молчит, 
Улыбается даже. 
- Мы купим другую, 
Есть лучше в продаже… 
Простите - Казалось бы, 
Что в нем такого? 
А вот ведь какое 
Чудесное слово! 
- Ребята, а вы знаете, почему папу так легко простили? Как вы попросите прощение? Можно ли грубить друг другу, давать обидные прозвища, обижать младших? (…) 
5. Взаимопомощь в семье 
Цель
. Будьте внимательны, вы должны понять без чего ещё, нельзя жить в семье. 
Вова плачет тонко-тонко 
И глаза трет кулаком: 
- Я вам вовсе не девчонка 
- Не пойду за молоком! 
Мама смотрит без улыбки: 
- Что же сделаешь ошибку, 
Мне не будешь помогать, 
Не пущу тебя гулять. 
Постоял, подумал он: 
- Ну, давай уж свой бидон. 
Вове грустно и обидно, 
Он шагает стороной: 
Может так не будет видно 
Всем бидона за спиной? 
Дядя с длинными усами, 
Высоченный как отец, 
Улыбнулся: «Видно маме 
Помогаешь - молодец». 
И уже не стороной - 
Вова гордо шел домой. 
Хоть по лестнице скакал, 
Молоко не расплескал. 
- Мама, что ещё купить? 
Я могу ещё сходить! 
- Итак, о чем была эта сценка? (надо помогать старшим в семье) 
Вывод. 
Относитесь уважительно ко всем членам семьи, старайтесь помочь и сами не стесняйтесь попросить помощи. 
Знают взрослые и дети 
Жить невесело на свете 
Если в жизни дела нет. 
- О чем нам рассказали ребята? 
Вывод. 
В семье все надо делать вместе, помогать друг другу6. Работа с учебником. Рассмотрите картинку на странице 47. 
Выполним практическую работу. Накройте фишками картинки, где показано то, что бывает не только в семье Серёжи и Нади, но и в твоей семье.

V.  Физкультминутка

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

V1. Первичное закрепление.

7. Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья».

- О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно и счастливо.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили: «Пусть каждый напишет только одно слово, которое считает важным для счастья семьи». Написали по одному слову.

- Как вы думаете, какие слова написала эта семья( Понимание, любовь, забота , уважение…).

- Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой (работа в парах)
- Я раздам вам листочки, где надо будет выбрать высказывания, которые помогают семье жить весело и счастливо. Эти высказывания надо подчеркнуть.

Отвечают с места. Если остальные согласны, то показывают зелёный светофор, если не согласны – красный.) 
Что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и счастливо? Подчеркните.

  1. Помогать друг другу.
  2. Смотреть телевизор.
  3. Не убирать в комнате.
  4. Вместе отдыхать.
  5. Поздно вставать и поздно ложиться.
  6. Заботиться о младших сестрёнках и братишках.
  7. Помогать родителям, бабушкам и дедушкам.
  8. Просить купить себе игрушку.
  9. Поздравлять с праздниками.
  10. Рассказывать друг другу новости.

 9. Работа в группах. Упражнение «Продолжи предложение» - Если б сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то, подумайте, чтобы вы могли им сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение.

— Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
— Я люблю, когда бабушка…
— Мои мама и папа для меня самые…
— Я люблю своих родителей за то, что…
— Я доверяю своим родителям…
— Я люблю своего дедушку за то, что…
— Я хочу своим родителям пожелать…
— Свою семью я считаю…
— Моя мамочка для меня самая…

V11. Продолжение работы по теме урока.

10. Чтение текста на страницах 44-45 учебника. Что такое традиция? Традиции - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений. Поколение – одновременно живущие люди близкого возраста.

Загадки:

1. Она лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)

3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

4. У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)

5. Маме на радость, папе в награду,

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (сын)

6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)

7. Она все на свете помнит и знает

И бабушка мамой ее называет!

И часто приходят к ней в дом доктора

Она же мне пра…, она же мне пра… (бабушка)

8. У мамы сестра

Веселей не найдете!

Ей очень горжусь

Ведь она моя … (тетя)

9. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит, в глаза мне глядя:

«Руку жми, ведь я твой…(дядя)

- Соберите в группы людей одного поколения. Дискуссия по проблеме: к какому поколению отнести сестренку и брата.

О каких семейных традициях вы прочитали?

И в ваших семьях тоже есть определенные традиции, о них вы расскажете нам на следующем уроке. Это будет ваше домашнее задание.

VIII. Рефлексия. Проектная творческая деятельность.

-Давайте продемонстрируем, как мы усвоили урок, а также проявим свое творчество. Вы сейчас будете создавать «Дом моей семьи». При создании дома используйте те строительные материалы, на которых написаны те слова, которые, на ваш взгляд, нужны для дружной семьи.

- А может ли дом мечты стоять пустым? Как вы думаете, кто в нем должен жить? (заселение дома членами семьи)

Построить Домик моей семьи У каждого на парте есть лист с рисунком дома. Вам нужно будет построить дом своей мечты. -Прочитайте слова под цифрой 1 , 2, 3, 4 и запишите в окошечках те слова, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи. 1.Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая 2. Понимание, недоверие, любовь. 3. Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не ценим, не любим. 4. Поддержка, взаимопомощь, вражда, злобанедоверие. - Какие же слова для своей семьи вы выбрали? (у доски 2 – 3 ученика зачитывают слова, характеристики своей семьи) - Ну, что ж, я очень рада, что ваши семьи дружные, в них живут любовь и понимание.

(Дети выполняют работу под фонограмму песни «Моя семья»

С 2008 года 8 июля в нашей стране начали отмечать праздник, День Семьи, Любви и Верности. У праздника есть и свой официальный символ,— ромашка. Ромашка - это самый известный и распространённый цветок в России. Праздник проходит в летний период, который традиционно ассоциируется с цветами.

Семья – это слово родное! Сколько там света, добра и тепла! Как мы гордимся своими родными За все их заслуги, за все их дела! Глаза материнские нас согревают, Как солнца сиянье, они горячи. А руки отца от беды заслоняют. Забота родных – как солнца лучи!

IX. Подведение итогов урока

-Оцените свои достижения на уроке. (Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

X. Домашнее задание.

Использованная литература:

1. А.А. Плешаков .Окружающий мир. Учебник для 2-го класса, 2 часть. Стр. 42-47 ;

2. А.А. Плешаков .Рабочая тетрадь для 2-го класса к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир» 2 часть

3.Е.М. Тихомирова . Поурочные разработки по предмету « Окружающий мир».

4.Асмолов А. Г. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»-

5.Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру «Наша дружная семья»

Тип урока: открытия нового знанияМетоды: словесный, проблемный, частично-поисковый, проекта, наглядный....

Открытый урок по окружающему миру "Ты и твоя семья"

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе....

Открытый урок по окружающему миру "Наша дружная семья"

Открытый урок по окружающему миру " Наша дружная семья" Плешаков 2 класс...

Технологическая карта по окружающему миру, тема«Наша дружная семья », 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта по окружающему миру, тема«Наша дружная семья », 2 класс, УМК Школа России...

Открытый урок по окружающему миру "Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мир.Класс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия новых знаний.Цель урока:- формировать представление и понятие о семейной памяти &nda...