Открытый урок окружающего мира "По страницам Красной книги"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Карпова Мария Александровна

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения и знакомит обучающихся со статусами редкости животных и растений, внесенных в Красную книгу. В течение урока дети создают свою собственную Красную книгу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.66 КБ
Файл materialy_dlya_otkrytogo_uroka.rar1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок окружающего мира во 2 классе

«По страницам Красной книги»

Оборудование и материалы:

- проектор, экран, слайд с изображением;

- наборы раздаточного материала на каждую группу (разрезные материалы, клей, разноцветные листы бумаги (желтый, красный, зеленый, черный, белый, серый), смайлики для рефлексии;

- разноцветные листы картона формата А3 на доску, знаки вопроса;

- карточки с названиями статусов редкости;

- карточка с целью урока;

- рабочий лист с планом ответа;

- демонстрационный вариант «Красной книги»;

- магниты.

На доске:

Листы картона черного, красного, желтого, зеленого, белого и серого цветов со знаками вопроса; карточка со словом «Цель урока:», карточки с целью закрыты для детей.

Парты расставлены в виде столов для работы в группе. На столах рабочие материалы, клей.

1. Создание психологического настроя

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок,

Так постараемся сегодня

И вместе проведем урок.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Александровна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

2. Самоопределение к деятельности

- Давайте попробуем вместе определить тему нашего урока. Посмотрите на экран. Тему урока я зашифровала с помощью картинок. Подумайте, что может их связывать? (Красная книга)

- Верно. А что мы обычно в любой книге с удовольствием перелистываем? (Страницы, листочки)

- Какова же тема нашего урока? (По страницам Красной книги)

3. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

- Вы наверняка уже говорили о Красной книге на уроках окружающего мира. О ком или о чем мы можем прочитать в этой книге? (О животных и растениях, которые нуждаются в охране)

- Почему книга называется «Красной»? (Красный цвет – это цвет опасности, тревоги. Он словно предупреждает нас: «Пора остановиться! Внимание!»)

- Зачем создали Красную книгу? (В ней мы можем найти информацию о тех животных и растениях, которым грозит опасность и требуется помощь человека для их спасения; узнать причину, по которой этот вид занесен в Красную книгу).

- Первая Международная Красная книга была создана в 1966. В нее были внесены все данные о растениях и животных, которые нуждались в срочной защите. Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды таких животных и растений. Поэтому страны стали составлять собственные Красные книги. Так и в нашей стране появилась своя Красная книга.

Но первая Международная Красная книга была очень необычной. Однажды с ребятами на уроках окружающего мира мы постарались тоже создать свою собственную Красную книгу. Она получилась у нас очень похожей на настоящую. Посмотрите (начинаю листать). (Жду удивление ребят, вопрос «А почему в ней страницы разного цвета?)

В первой Красной книге были страницы черного, красного, зеленого, желтого, белого и серого цвета. Какой вопрос у вас возникает? (Почему? С чем это связано?)

- Какова же будет цель нашего урока? (Узнать, почему в Красной книге страницы разного цвета?

- А каковы ваши предположения?

Если у детей не возникнет вопроса, то я перечисляю цвета, а затем предлагаю следующую ситуацию: «Представьте, что какое-то животное или растение нужно внести в Красную книгу. Например, кувшинка белая. Куда бы вы ее поместили?» (На ….страницу, в конец книги) А теперь давайте посмотрим, на какой странице она находится? (на странице красного цвета) Интересно, почему? На какой же вопрос мы должны ответить с вами на сегодняшнем уроке? (Выяснить, что обозначают разноцветные страницы, по какому принципу распределяются растения и животные на эти страницы)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Чтобы найти ответ на этот вопрос, я предлагаю вам сегодня побывать в роли создателей Красной книги и поработать в группах. Вам необходимо будет создать свою собственную страничку для Красной книги.

- А чтобы наши странички получились понятными для читателей, давайте посмотрим, что должно обязательно здесь быть? (Название, картинка, текст. Обратите на это внимание, когда будете составлять свою страничку.)

- Кроме того, в группе вы должны изучить внимательно текст, посовещаться и попробовать определить, на страничку какого цвета вы бы поместили растение или животное. И главное, почему? Для этого у вас на столе лежат листы разного цвета. Вспомните, какие были у вас предположения по поводу цветов. Подумайте, с каким состоянием может быть связан цвет, вдруг вам это поможет. На эту работу я вам даю 5 минут.

5. Самостоятельная работа.

(Работа в группе: определяют цвет и оформляют страничку)

Физкультминутка. «Птицы прилетели»

Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Прилетели птицы», я буду называть только летающих птиц, но если вдруг ошибусь (я ведь тоже устала), и вы услышите что-то не то, то нужно хлопать в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, МУХИ и стрижи… (Дети хлопают)

-Что неправильно? (мухи) А это кто? (Насекомые)

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, МАКАРОНЫ…

Прилетели птицы: голуби, КУНИЦЫ… (дети хлопают) Куницы – это звери

Прилетели птицы: голуби, синицы, СТРАУСЫ, чижи… (Страусы не летают)

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, КОМАРЫ, кукушки…

Прилетели птицы голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди скворцы… Все мы… МОЛОДЦЫ!

- А теперь я даю вам 2 минутки подготовиться к выступлению. Вам необходимо определить, кто будет представлять Вашу страничку. Чтобы вам было легче выступать, предлагаю вам план ответа. Познакомьтесь с ним и подготовьтесь к выступлению.

(Работа в группе: подготовка к выступлению)

Выступление групп.

ВЫВОД:

А теперь давайте посмотрим, совпали ли ваши предположения с идеями создателей Красной книги.

Черный цвет…На черных страницах поместили те виды, которые уже вымерли. О каком вымершем виде говорили ребята? (странствующий голубь)

Красная страница… О чем нам говорит красный цвет обложки книги? Вспомните! А как вы думаете, какой вид находится в опаснейшем положении? (стерлядь, на грани исчезновения)

Желтая страница… Где мы в жизни очень часто встречаем этот цвет? Что обозначает желтый сигнал светофора? (т.е. он нам сообщает, что сейчас загорится либо красный цвет, либо зеленый). Значит, среди оставшихся видов есть один, который сейчас находится в таком положении, что еще чуть-чуть и он попадет в группу редких. (Люцина)

Зеленая страница! Цвет жизни…(Лось, удалось восстановить численность)

В первой Красной книге были страницы еще двух цветов: белого и серого. Интересно, сможете ли вы мне помочь поместить на каждую из них нужный вид.

Анаконда, плохо изучен вид. Какой цвет нам как бы сообщает о какой-то неизвестности. Серая страница…Что вам напоминает серый цвет?

Белая страница… Чистый лист. И мы можем написать на нем все, что захотим…Поэтому на этих страницах находятся те виды, численность которых всегда была небольшой. И что с ними будет, зависит только нас. Вот, например адонис весенний. Только что мы с вами обозначили охранный статус странички каждого цвета.

Ребята, посмотрите, внимательно на наши странички. Среди всех видов есть один вид, который в прямом смысле может оказаться в наших руках благодаря своей красоте и охрана которого напрямую зависит от каждого из нас. Что это? (Адонис, этот полевой цветок растет в Свердловской области). Что вы сделаете, если увидите его?


6. Рефлексия деятельности

Вернемся к нашему главному вопросу. Ответили мы на него? Почему же страницы разного цвета? (Это сделано для удобства. Сразу видно, какой статус имеет тот или иной вид. А еще, если посмотреть на закрытую книгу, очень хорошо видно, страниц какого цвета больше всего?)

Посмотрите, мы сегодня с вами создали свою собственную Красную книгу. Но в ней чего-то не хватает. (обложки)

(Прикрепляю обложку.) Ребята, мне очень хочется знать, какие впечатления остались у вас от урока. Давайте завершим оформление обложки. Наклеим смайлики того цвета, который соответствует вашему настроению на цифру 2.  

Зеленый – радостное настроение, урок мне очень понравился

Фиолетовый – грустное настроение

А теперь подумайте, остались ли у вас  вопросы по теме? Если да, то наклейте на букву А красный смайлик, если нет, то желтый.

Сделать вывод в зависимости от ситуации.

Ребята, я благодарю вас за урок. Я верю, что этот урок внес в ваши сердца частичку любви и доброты к окружающей нас природе. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ЛОСЬ

Внешний вид животного говорить о том, что это не только мощное и сильное, но также и красивое животное. Имеет сильные высокие ноги. Достигает 2 метров в высоту, а в длину 3 метров. Шея короткая, но широкая. Обитает в лесной зоне Северного полушария. Главным достоинством лося являются его рога. Ради получения рогов и мяса на лося ведется активная охота. Несколько лет назад это животное было под угрозой исчезновения, так как их численность быстро сокращалась. Но благодаря специальным мерам охраны численность лосей удалось восстановить, и вид был спасен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Тема: "Красная книга" 2 класс

Конспект + презентация.Цели урока: :- познакомить учащихся с проблемой редких и исчезающих животных и растений;   - развивать умение выявлять положительное и отрицательное влияние человеческой   дея...

Урок окружающий мир 4 класс, тема "Путешествие по страницам Красной книги".

Преподаватель – Афоненко Валерия ВладимировнаПредмет – Мир вокруг насТема – Путешествие по страницам красной книгиПродолжительность занятия –  45 минутАвторский медиапродукт – презентация 33 слай...

Урок окружающего мира во 2 классе "Путешествие по страницам Красной книги"

Урок окружающего мира по учебнику Плешакова А.А. "Путешествие по страницам Красной книги"...

Урок окружающего мира . Тема: "Красная книга. Правила поведения в природе", 3 класс, УМК "Школа 2100"

Цель:  познакомить учащихся с Красной книгой, расширить и углубить знания о растениях, встречающихся в данной местности....

Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс

Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....

Урок окружающего мира Тема: «Красная книга. Красная книга республики Коми» 2 класс

Урок окружающего мира содержит презентацию, которая позволяет быстрее усвоить материал, лучше запомнить его содержание....

Конспект урока окружающего мира. Тема: "Красная книга", 2 класс, УМК Школа России.

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру Цели деятельности учителя: формирование знаний о красной книге; ознакомление с мерами по сохранению и увеличению численности редких растений и животны...