Проект по экологическому обучению и воспитанию в направлении по изучению и сбережению водных ресурсов Республики Бурятии «Живые алмазные бусинки родного края»
проект по окружающему миру

Максимова Наталья Александровна

проект по сбережению водных ресурсов, включает в себя тематическое планирование на год, разработки мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maksimova_proekt.docx69.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по экологическому обучению и воспитанию в направлении по изучению и сбережению водных ресурсов Республики Бурятии

«Живые алмазные бусинки родного края»

Максимова Н.А., учитель начальных классов

МОУ «Горячинская СОШ», с.Горячинск

Вода удивительное вещество в природе. Общеизвестно, что жизнь на планете Земля возникла благодаря наличию воды. В воде зародилась жизнь, вышла из нее, постепенно заселив сушу и воздух. Вода образует водную оболочку нашей планеты – гидросферу (от греческих слов “гидро” – вода, “сфера” – шар). Вода занимает три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озёра, реки, болота. Вода - это жизнь. Древнейшие цивилизации зародились у воды, в долинах великих рек: «уходила» вода - пустели города и деревни. Вода — основа всего. Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Учёные до сих пор продолжают исследовать воду, находя все больше интересных фактов.

Актуальность проекта

Вода – основной элемент всей экосистемы Земли. Существование жизни на Земле зависит от количества и качества пресной воды. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека.

В 21 веке проблема рационального использования и охраны водных ресурсов становится одной из самых острых как во всём мире, так и в России. С развитием промышленности, ростом городов расход воды все увеличивается, одновременно усиливается загрязнение воды промышленными и бытовыми отходами. Со сточными (использованными) водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. Очень важно научиться наблюдать природу. Уметь бережно относиться к источникам воды, значит стать небезразличным к миру, в котором мы живем. Суметь увидеть, насколько жизнь нашей планеты зависит от водных ресурсов.

В ходе реализации проекта дети расширят свои представления о воде, познакомятся с причинами загрязнения водоемов и мерами их охраны, научатся бережно относится к воде, экономить ее.

Цель проекта: сформировать навыки экологически грамотного отношения к воде, приобщить учащихся к рациональному использованию водных ресурсов.

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: бережное и экономное отношение к воде.

Гипотеза: Если каждый человек будет стараться бережно и экономно относится к воде, то нам удастся сохранить водные ресурсы нашей планеты.

Задачи:

  • проанализировать научную информацию по теме;
  • выяснить источники загрязнения воды;
  • разработать условия бережного и экономного отношения к воде;
  • провести исследования эффективности разработанных условий;
  • провести практические опыты, эксперименты с водой по изучению ее свойств и экономному расходованию.
  • организовать информационно-агитационную работу в своем крае по бережному отношению к воде.
  • проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

Методы исследовательской деятельности: экскурсии, опыты, эксперименты, беседы, наблюдение, сбор информации из книг, журналов, газет, интернета, анкетирование, сравнение, обобщение.

Проблема проекта: 

Найти способы экономии воды и сохранения водных ресурсов чистыми.

Участники проекта: учащиеся 1-4 классов, родители, учителя.

Режим работы: внеурочный, внешкольный.

Период реализации проекта: проект рассчитан на 1 год.

Предполагаемые результаты:

  1. Привлечение внимания к экологическим проблемам региона.
  2. Повышение уровня представлений о воде, ее свойствах и значении для всего живого.
  3. Формирование убеждений о важности личного вклада в экономию и бережливость водных ресурсов.
  4. Формирование интереса к познанию и исследовательской деятельности воды, как важнейшему источнику среды обитания.
  5.  Развитие любознательности, наблюдательности, познавательной активности, кругозора.
  6. Формирование причинно-следственных связей между состояние окружающей среды и жизнедеятельностью человека, между разными природными объектами.

Выполнение проекта:

Формы работы с родителями

Формы работы

Тематика

Родительское собрание

«Охрана и рациональное использование воды»

Тематические выставки

«Вода- это жизнь»,

«Давайте беречь воду»

Консультации

«Вода и здоровье детей»

Анкетирование

«Что мы знаем о воде?»

Приложение

Формы работы с учениками

Раздел программы

Тематика, формы и методы работы

Игровая деятельность

Подвижная игра « Мы- капельки».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по воде».

«День Воды» 22 марта

Подвижные игры:

 «Море, берег»,

«Море волнуется раз…»

Ознакомление с окружающим миром

Тематические беседы» :

«Вечная слава воде»,

«Куда бежит река»,

 «Волшебница вода»,

«Путешествие капельки»,

«Кто живёт в воде?»,

«Что растёт в воде?»,

«Почему воду надо беречь?»,

«Как человек использует воду?».

Эксперимент

Свойства воды.

Работа в группах. Исследование воды.

Развитие речи

Сочинение рассказа «Круговорот воды в природе»

Литературное чтение

- Чтение стихотворений:

Э.Мошковская «Речка»,

О.Григорьев «Какой бывает дождь?»,

Б. Заходер «Первый снег»,

- Чтение экологических сказок:

«Н.Рыжова «Жила-была река»;

Б. Заходер «Что случилось с рекой».

Театрализованная деятельность

Инсценировка «Отдых у реки»,

«Мама тучка и капельки».

Праздник «День воды».

Экскурсии

Экскурсия на озеро Байкал.

Изобразительная деятельность

-создание буклета «Бережное отношение к воде».

- создание памяток «Как сэкономить воду?», «Вода и здоровье детей»

Рисование на тему:

«Байкал»,

«Портрет воды»,

«Путешествие капельки»,

-Напоминающие знаки,

-Природоохранные плакаты.

-Фотографирование «Мир воды»

- Аппликация:

«Рождение реки»,  

«Жизнь аквариума»,

«Жизнь реки»,

«Морские приключения».

Музыка

Слушание шума моря, реки, ручейка.

Акции

«Рациональный расход воды»

«Чистая вода – здоровые жители».

Приложение

Заключение

Анализ теоретических и практических частей показал, что данная проблема действительна актуальна. С помощью  изучения литературы, связанной с данной проблемой, статистики и  обработки анализа данных, полученных в ходе исследования,  гипотеза может быть достигнута на следующих условиях:

-планомерной и систематической работе в данном направлении.

-использование разнообразных форм и методов работы учителя, семьи, общественности.

Работа полезна,  прежде всего, как практическое применение. Проблема эта актуальна, поэтому каждому учителю необходимо уделять этому особое внимание.

Выводы исследования:

  • Вода входит в состав живого организма.
  • Вода – это жизнь, красота и здоровье.
  • Вода – помощник человека.
  • Количество воды ограничено.
  • Вода загрязняется.
  • Мертвый океан - мертвая планета, а значит, и все человечество.

Используемая литература:

  1. Алексеева Е.Н. Экология- здоровье // Дошкольное воспитание.-2012.-№ 7.-с.15-20.
  2. Ахманов М. С. «Вода, которую мы пьем», /М.С. Ахманов.- М.: Эксмо, 2002г.
  3. Рыжова Н.А. Мусиенко С. В. Вода вокруг нас./Н.А. Рыжова, С.В. Мусиенко - М.: Обруч, 2011.
  4. Энциклопедия юному эрудиту обо всём от А до Я.  Москва:

Махаон, 2008. – 112  с.

  1. 03.uaDietFood/9/4/Details/27 Вода и здоровье детей.
  2. inmoment.ruВсемирный день воды.
  3. http://ru,wikipedia.org/wiki/Вода.

Приложение

Рассказ - обращение «Помоги озеру Байкал».

 Разрешите представиться. Я озеро Байкал, живу рядом с селом с красивым звонким названием – Горячинск.  Мне много лет, точно я даже не смогу сказать. Раньше вода во мне была очень красивая, чистая, прозрачная. Я появилось, чтобы радовать людей. А сейчас жители забыли про меня. Вода моя стала грязной, берега зарастают  травой, водорослями, деревьями, мусором. Люди перестали ходить купаться в мою воду. Дети не играют на моём берегу. Помогите мне, люди! Я умираю  и хочу,  чтобы все, наконец - то, оглянулись на меня и поняли, что я – гордость и краса Республики, в которой жили деды и прадеды нынешнего поколения. Я хочу, чтобы вы  задумались, в каком виде  передадите меня своим детям и внукам! Спасите меня, и я буду дарить вам радость!

•Человек, запомни навсегда!

•Символ жизни на Земле - вода!                                          

• Экономь её и береги - мы ведь на планете не одни!

Вводная беседа.

Вода - единственное в природе вещество, плотность которого в твёрдом состоянии меньше, чем в жидком. Именно поэтому в воде не тонет лёд, а водоёмы, как правило, не промерзают до самого дна. Морская вода замерзает при температуре -1,91°C.

Без воды немыслима жизнь на планете Земля, немыслима жизнедеятельность человека. Вода – наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Именно доступность и незаменимость воды обусловила ее широкое применение в быту, промышленности и сельском хозяйстве, медицине – во всех сферах человеческой деятельности. Трудно вспомнить, где вода не   применяется. Вода – это самая большая и удобная дорога. По ней день и ночь плывут суда, везут разные грузы, пассажиров.

Вода ещё и кормит, являясь средой обитания промысловых животных.Вода “добывает” электрический ток, работая на гидроэлектростанциях.

 В химии вода – растворитель; один из составных частей некоторых химических реакций. В конечном итоге, вывод в окружающую среду жидких отходов производства осуществляется тоже в виде водных растворов. В медицине вода – растворитель, лекарственное средство, средство санитарии и гигиены.

        В сельском хозяйстве вода – "транспортное средство" питательных веществ к клеткам растений и животных, участник процесса фотосинтеза, регулятор температуры живых организмов. Объемы воды, которые затрачиваются для полива сельскохозяйственных растений, при кормлении животных, птицы, не уступают объемам, используемым промышленностью.

В быту вода – средство санитарии и гигиены, участник химических реакций, протекающих при приготовлении пищи. Вода моет всех людей, машины, дороги. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни металл, ни конфеты, ни пластмассу, ни лекарств – ничего не сделать без воды.

Всем растениям и животным жизненно необходима вода!

Наши организмы примерно на 75% состоят из воды. Без воды наш организм просто не сможет функционировать.

Интересные факты о воде

Айсберг может таять целых десять лет.

Человек за один год потребляет коло 60 тонн воды только в процессе питания.

В Азербайджане есть вода в озере, способная гореть из-за большого количества метана в составе.

В ЮАР из кранов течет вода, пригодная в пищу без очистки - третья в мире по чистоте, а первое место по чистоте занимает вода Финляндии.

Озеро в Антарктиде в одиннадцать раз солонее  моря и замерзает только при -50оС.

Самая большая капля дождя была размером 9,4 сантиметра! Такие капли падали на США.

Самый долгий дождь непрерывно шел в Индии почти два года!

Самая крупная градина весила один килограмм и два грамма! Упала она на Бангладеш.

В Алжире есть озеро, наполненное «чернилами». Этой водой можно писать.

     Толщина тучи в небе может быть больше горы Эверест, толщина которой     может достигать шестнадцать километров!

Опасность от загрязнения воды.

От загрязнения воды страдает всё живое. В реках, озерах, морях погибают растения, рыбы и животные. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний. Река “болеет”, ее воды не могут быть использованы человеком.

Загрязненная вода вредна для здоровья человека. Болезни, передаваемые через загрязненную воду, вызывают ухудшение состояния здоровья людей, различные тяжелые кишечные заболевания.

При сильном загрязнении самоочищения воды не происходит из-за гибели организмов и нарушения естественных биологических процессов. В очистке вод важное место занимает использование некоторых растений и животных, которые являются живыми фильтрами. Например, растение водный гиацинт поглощает ядовитые вещества, используемые человеком для борьбы с вредными насекомым. Камыш очищает воду от болезнетворных бактерий, излишек солей, отходов нефти. Хорошо очищает воду осока, рогоз, хвощ болотный, хлорелла.

Как люди должны беречь воду?

Вода – это жизнь! Вода – одно из главных богатств на Земле.
Ежегодно 22 марта отмечается Всемирный День Воды. Эта дата призвана привлечь внимание к охране водных ресурсов, защиты природных вод от загрязнения, сохранению запасов питьевой воды.

При рациональном использовании, в природе сохраняется нормальный круговорот воды, и она самостоятельно фильтруется. Количество и качество пресной воды остается на оптимальном уровне. Нужным количеством воды обеспечиваются все живые существа на планете.

При нерациональном использовании водных ресурсов, количество пригодной для использования воды становится меньше и меньше, возникает дефицит воды. Вода слишком сильно загрязняется и становится непригодной, а если и очищается, то очень медленно.

Для улучшения ситуации с нехваткой пресной воды нужно бережно относиться и к самой воде, и к природе в целом. Судьба планеты – в руках людей. И только от человека зависит, сохранится ли на Земле пресная вода, сохранится ли сама жизнь. 

Если мы будем забирать у природы очень много воды, то наши водоемы обмелеют, и могут совсем исчезнуть. Поэтому надо не только беречь воду от загрязнения, но и экономно расходовать.

Человек, запомни навсегда!

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги-

Мы ведь на планете не одни!

В.А. Андреев

Работа в группах. Исследование воды.

Разделить участников  на 4 группы, каждая группа находит сведения о воде. Какими вопросами занималась каждая группа:

1. Группа «Исследователи»

2. Группа «Биологи»

3. Группа «Статисты»

4. Группа «Литераторы»

 1 группа «Исследователи».

Группа занималась изучением происхождения слова «вода» и проводили опыты с водой.  Гипотезу: «Действительно ли вода – это жизнь?»

Учащийся: Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Ручейком весной бежит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить:

Без неё нам не прожить!

Учащийся: Нам стало интересно, почему ВОДУ так назвали. Мы решили узнать историю происхождения слова.

Учащийся: Своё исследование мы начали с выяснения, почему слово «вода» на очень многих языках мира звучит почти одинаково. И вот что мы узнали: появление этого слова уходит своими корнями глубоко в историю происхождения русского языка. Вероятнее всего, оно образовано от древне-славянского *voda (вода), а оно, в свою очередь, восходит к этрусскому слову *wedа (веда), который обозначал - дающая жизнь всему живому. От этого корня образовалось слово «вода». Вот почему воду назвали водой, в последствии от этого корня образовалось множество слов. Таким образом, древний корень *wed роднит со словом "вода": ведро, выдра, ватерлиния, фарватер и так далее.   Да и в наши дни слово "вода" и его производные постоянно у всех на слуху. Ведь вода означает не только влагу, жидкость, вода - это сила природы, дающая жизнь всему живому, и, несомненно, она заслуживает серьезного и бережного отношения к себе.  

Учащийся: Для того, чтобы убедиться в важности и нужности воды мы провели несколько опытов.

  • Что происходит с цветком, если его не поливать:

Через 5 дней он завял.

Затем мы полили его водой.

На следующий день он снова распустился.

  • Вода дает новую жизнь.

Возьмем семечко огурца.

Положим его в блюдце на влажную ткань.

Ежедневно смачиваем ткань водой.

Через три дня семечко проросло.

Значит, вода – это жизнь.

2 группа «Биологи»

Главная задача группы - найти информацию о значении воды в жизни человека и довести до сведения всех, что вода – это жизнь.

Учащийся:

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете»

Антуан де Сент-Экзюпери.  

 

Без воды наша планета так и осталась бы мёртвой и безжизненной, как и другие планеты в солнечной системе. Что такое вода? Такой вопрос может показаться странным. Кто же этого не знает?

Учащийся: - Почему вода – вода? В самом деле, разве вода – это только бесцветная жидкость?

Учащийся: - Нет. Океан, покрывающий почти всю нашу планету, в котором миллионы лет назад зародилась жизнь, - это вода.

Учащийся: Тучи, облака, туманы, роса, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это ведь тоже вода.

Учащийся:- вода занимает ¾ земной поверхности;

- абсолютно чистой воды в природе не бывает;

- животные и растения имеют в своем составе от 50 до 98% воды;

- продукты питания человека содержат около 50% воды (сыр – 40%, яйцо – 70%, рыба – 80%, молоко – 85%, овощи – 90%);

- человек без воды погибает через 5 суток, а без еды может прожить 30-40- дней.

Учащийся: Человек примерно на 70% состоит из воды (а новорожденный даже на 75). Различные органы и ткани содержат разное количество воды:

- кора больших полушарий головного мозга – 83,3%;

- почки – 82%;

- соединительная ткань – 80%;

- кровь – 79,3%;

- кожа – 72%;

- жировая ткань – 29%;

- скелет – 22%.

Ни одного полностью обезвоженного «живого места» на человеке нет. Даже зубная эмаль содержит 0,2%. При потере 10-12% воды человеку грозит гибель.

Да, действительно, вода – это жизнь.

3 группа «Статисты»

Задача -  сбор статистических данных. Не только найти эти данные, но и донести их до сведения других.

Нет на Земле напитка лучше,

чем стакан чистой холодной воды.

В. Песков.

В нашей жизни вода - это самое распространенное вещество. С научной точки зрения вода - это самая необычная, очень загадочная жидкость.

В чём же состоит необычность воды?   Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека.

Статистика потребления питьевой воды человеком и ее значение в быту

Некоторые факты о водных ресурсах Земли

Поверхность зеркала воды составляет 71% от площади Земли.  

Если всю воду Земли равномерно распределить по ее поверхности, то средняя глубина получившегося «водоема» составит 2,5 км.

Если всю ее собрать в одну каплю, то диаметр этой капли был бы равен 1 500 км.

Пресные водоемы занимают не более 3 % площади Земли и содержат в 5 тысяч раз меньше воды, чем океаны и моря. Но и из этого количества, пригодной для человека жидкости, можно использовать не более 1%, так как остальные 99% – это Полярные льды, и снежно ледовые образования высоких гор.

По данным ученых, за прошедший век темпы водопотребления в несколько раз превысили темпы прироста населения планеты. Ожидается, что к 2050 году около 80% людей родятся в регионах с дефицитом питья и в плохой санитарной обстановке. В основном, это относится к странам Южной Азии и Африки.

В самых благоприятных условиях находятся государства, владеющие большими, возобновляемыми пресными ресурсами. Это - Канада, Россия, Бразилия и некоторые другие страны.

В самом плохом положении находятся некоторые страны Африки, где потребление воды на одного человека не более 100 куб м в год. Интересно, что для бытовых потребностей человека воды необходимо больше, чем для промышленности и сельского хозяйства. Для примера: Развитые страны потребляют от 150 до 400 литров в сутки на одного человека, при норме потребления от 105 литров до 175 литров.

Очевидно, что больше половины расходуется без пользы. Сколько воды расходует в быту один человек?

Просчитано, что человек за один раз расходует на:

•        мытье рук 6-8 л;

•        чистку зубов 7-9 л;

•        принятие душа около 14 литров воды в минуту;

•        принятие ванной около 150 л;

•        цикл стиральной машины - 25-50 л.

Фрагмент фильма «Байкал»

4 Группа «Литераторы»

«Воде была дана волшебная власть - стать соком жизни на Земле»

                                                                               Леонардо да Винчи

Учащийся:  Задача -  понаблюдать, как проявления воды видятся художникам, поэтам и писателям. Предлагаем вам ненадолго окунуться в мир прекрасного.

Учащийся:

 «Песня родника»

Я – горный родник!

Чистота и радость –

Вот самая суть моего бытия.

По жилам земли

Я во тьме пробирался,

Но вот на свободу

Пробился я. (Фазу Алиева)

Ручей  

По склонам сетчатых ветвей

Чрез груды камней и корней

Играют, скачут, силы полны,

Твои серебряные волны;

Светло и пышно луч дневной,

Скользя на грани водяные,

На быстроте твоей живой

Дробиться в искры огневые. (Николай Языков)

Водопад

Громада волн летучая, живая,

С каким-то рьяным торжеством

С недвижных скал в пучину ниспадая,

Ты разлилась кипучим серебром!..

Вода – источник жизни,

Источник светлых дней.

Взгляни безукоризненно

В стремительный ручей.

Напиться хочет каждый,

Ты реки береги,

Озера, океаны и малые пруды.

Учитель:

       Знаете ли вы, что при потере человеком 1-1,5 л воды (это – 2% массы тела) появляется ощущение жажды. При утрате организмом 6-8% влаги человек впадает в полуобморочное состояние. Потеря 10% воды вызывает галлюцинации, нарушается глотательный рефлекс. Если потеря воды превышает 12%, человек погибает.  Для того чтобы организм и его органы были здоровыми необходимо употреблять как можно больше чистой некипяченой воды. Употребление воды можно сравнить с влажной уборкой организма, очищением его от токсинов и шлаков. В течение суток человек теряет до двух литров воды, а это значит, что ему нужно выпить столько же. Утром, как только мы проснулись, мы должны «запустить» организм, выпить 2 стакана воды. Это помогает нам выглядеть более ухоженными, здоровыми и красивыми. Достаточное потребление воды - это профилактика многих болезней.

Каждому из нас нужна вода,

Без нее всем просто – никуда,

Надо помнить, что вода – ресурс не вечный,

Нужно тщательно ее беречь нам,

Пусть этот день нам всем напоминает,

Воды источник тоже иссякает!

Чистая и свежая вода

Нам сейчас так нужна!

Как человеку воздух,

Как животным еда.

Как небу солнце -

Вода нам нужна!

Если не будет чистой воды,

То погибнут все реки и пруды.

Погибнут все народы...

Берегите, люди, воду!

Мы привыкли к воде и часто забываем о том, что вода - это самая большая драгоценность на Земле. Но запасы воды не безграничны. Если исчезнет вода – исчезнет и жизнь. Наша планета станет такой же безжизненной планетой, как и другие планеты в солнечной системе.

Пока ещё не поздно, нам надо сделать всё необходимое для сохранения водоёмов и спасти нашу голубую планету, а значит и нас самих.

Без воды погибнет всё живое на Земле. Вода - одно из самых важных для человека веществ. Без неё не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем. Воду нужно беречь и охранять, так как вода -  это жизнь и количество воды на нашей планете ограничено.

Эксперимент «Свойства воды»

Учитель: Ребятки я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь отгадать. Мы узнаем, о чем будем говорить сегодня.

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы.

Кто тогда нам первый друг

Снимет грязь с лица и рук?

Дети. Вода.

Учитель: Дети, а кому нужна вода? Дети называют – деревья, птицы, животные. Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду надо беречь.

Презентация "Вода в природе".

Сколько человек может без пищи прожить? (Три месяца), а без воды? (Неделю). Как вы думаете, много ли воды на Земле? Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? (Синим). Покажите на глобусе воду. А кто знает, сколько на земле океанов? (4 океана), а сколько морей? (30 морей). Как вы думаете, много это или мало? А какую часть занимает суша? (Четвертую). Давайте проверим. У меня в руках яблоко. Представим что это наша планета. Четвертая ее часть – суша, а вот эта большая часть – вода. Так много или мало воды на планете? (Много). Ребята, а какая на вкус морская вода, кто знает?

Хотите узнать? Какая вода на вкус? (Горькая, соленая, невкусная). Можно ее пить, готовить пищу? Верно, нельзя. А теперь попробуйте вот эту воду? Какая она на вкус? (Вкусная, пресная, несоленая, чистая). Горький вкус морской воде придает морская соль, которая в ней растворена. Посмотрите, вот какая она (Дети рассматривают морскую соль). А люди в пищу, какую соль употребляют? (Поваренную). Посмотрите на нее какая она? (Белая, мелкая, не горькая). А морская соль? (Крупная, горькая, сероватая).

Где в природе есть пресная вода? Верно, в реках, озерах. Давайте, представим, что вся вода на нашей планете уместится в трех литровой банке, а пресной хватит всего на полстакана. Так много или мало пресной воды? (Мало).

У воды великая забота – поить всех обитателей. А для чего человеку нужна вода? (Используется папка – передвижная). “Как человек использует воду?”  (Поливает растения, готовит пищу, пьет, моется, стирает и т.д.).

Учитель: я расскажу вам историю о капельке. Жила-была Капелька воды в большой-большой реке. Она с подружками весело резвилась на просторе, искрилась на солнышке, скакала по камням.  Но однажды случилось так, что Капелька с подружками попали в какую-то большую трубу. Они уже не могли сами решать, куда им плыть. Мощная сила управляла их движением, увлекая в лабиринт. Пройдя много сложных механизмов, где было темно и не очень уютно, Капелька, наконец увидела свет. Это был свет в ванной, где мама набирала ванну для Саши. "Ура, обрадовалась Капелька, сейчас побалуемся с этим мальчиком, как летом на просторе!"  Но пока Саша смотрел телевизор, вода в ванной остыла. Мальчик прибежал и, выдернув пробку спустил воду, чтобы потом набрать ее теплой. Капелька опять оказалась в реке, только теперь, она смешалась с грязными каплями воды. Все вместе они прошли долгий и нелегкий путь очистки. Вода становилась все более прозрачной. Пока совсем не очистилась.  И снова Капелька оказалась в квартире человека. Но ее опять ждала неудача. Как ни старалась Капелька удержаться в плохо закрытом кране, она выкатилась и сразу попала в трубу с грязной водой. Где опять ее ждали лабиринты очистки воды.  Капелька не понимала, зачем люди забрали ее из реки, долго вели по трубам до своей квартиры, сливали ее, даже не воспользовавшись.

Так нужна ли вода людям или не нужна?- спрашивала себя удивленная капелька.

А сейчас, ребята, мы, на некоторое время, станем с вами исследователями и побываем в небольшой лаборатории. Знаете, что такое лаборатория? (Это место, где проводят опыты, делают открытия). Что вы здесь видите? Как вы думаете, какие правила поведения нужно соблюдать в лаборатории? (Вести себя осторожно, не толкаться, не мешать друг другу)

А у воды есть цвет? (Вода бесцветная). А может вода стать цветной? (Ответы детей). Что для этого надо сделать? (Добавить краску).

В стакан с водой добавляем краску.

Дети, давайте понюхаем воду. Она пахнет? (Убеждаются, что вода не имеет запаха). Правильно, вода не имеет запаха. А что можно сделать, чтобы появился запах? (Заварить чай, кофе, добавить варенье)

 В стакан с водой добавляем варенье.

Попробуйте, какая вода на вкус? (Пробуют чистую воду, определяют, что она безвкусная.) Правильно, а если бросить в неё сахар, соль, какая станет вода? (Сладкая или солёная) А если лимон? (Кислая)

 Дети (по желанию) бросают в стаканы соль, сахар, определяют, какая стала вода на вкус.

Ребята, как вы думаете, что произойдёт с водой, если мы прольём её на стол? (Ответы детей). Посмотрите, наша водичка приняла границы

Молодцы, а хотите поиграть в игру «Вода – не вода». Я буду вам называть слова. Если вы услышите слово, которое обозначает то, что содержит воду, вы будете прыгать. Если слово обозначает любой другой объект, присядете.

(Стакан, чай, тарелка, дождь, соль, ручей, фонтан, мяч, море, сахар, океан и т. д.)

Итак, ребята, что нового вы узнали сегодня о воде?

 Вода не имеет цвета.

Вода не имеет запаха.

Она безвкусная.

Вода может растекаться.

Она может растворять сахар, соль и т. д.

Вывод: мы добились результата – дети осмысленно, со знанием проблемы дефицита чистой воды, не пройдут мимо включенного крана. Не смогут бросить и пройти мимо мусора возле водоема и в сам водоем. Не сорвут растения, растущие в воде и вокруг водоемов. Будут бережно относиться к воде. Вырастут экологически грамотными людьми.

Так давайте же не тратить воду зря и беречь её каждую капельку.

Памятки

Сохранение чистой воды.

  • Нельзя в водоёмы выбрасывать банки, бутылки и другой мусор.
  • Нельзя оставлять мусор на берегах водоемов.
  • Нельзя вырубать леса вокруг водоемов.
  • Нужно рационально использовать воду в быту и на производстве.
  • Необходима очистка сточных вод.

Правила экономии воды.

  • Плотно закрывай кран.  
  • Если заметил, что из крана течет напрасно вода, закрой кран.
  • Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
  • Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды сбережешь!

СКАЗКА О ВОДЕ.

      Жила-была Вода, и однажды надумала она сделать Природу красивой. Вода решила отправиться по свету и понаблюдать за Природой. Она превратилась в маленький Ручеек и потекла по Земле. Со временем Ручеек становился все шире и шире, все больше и сильнее. Вскоре Ручеек превратился в Реку и потек не быстро, как ручей, а медленно и важно, как течет настоящая река. Вдруг ярко засветило Солнце, Река высохла и стала Паром.

Пар поднялся высоко-высоко и спросил у Солнца: - Солнце, зачем ты меня высушило?

Солнце и отвечает: - Не бойся, я помогу тебе сделать всем добро!

Пар спрашивает: - Солнце, скажи, как мне сделать Природу красивой?

Солнце улыбнулось и ответило: - Ты сам догадайся, а я только подскажу. Растениям и деревьям нужен дождь!

Пар воскликнул: - Точно! Спасибо тебе, Солнце! И обернулся Пар Дождиком. Полил он все вокруг и любуется: все деревья, и кусты вновь зацвели, птицы запели свои веселые песенки, даже в пустынях появились оазисы.

 Все люди и животные радостно закричали: - Спасибо тебе, Дождик! А Дождик собрался вновь в звонкий Ручеек и потек, весело побежал по земле. Ему было очень радостно и приятно, что он сделал что-то хорошее для Матушки-Природы. Ручеек был очень доволен. Дальше он побежал очищать Моря и Океаны от соли.

Ручеек добрался до Моря и крикнул ему: - Здравствуй, Море!

Море ответило: - Привет, звонкий Ручеек! Чего ты хочешь?

Ручеек сказал: -Можно взять у тебя немного соли в пищу людям?  

Море задумалось: - Ладно, Ручеек, вот тебе моя соль. Используй ее, как хочешь.

Ручеек обрадовано ответил: - Да, хорошо! Спасибо тебе, Море! Они попрощались, и Ручеек отдал соль в пищу людям, чтобы они были здоровыми, а потом принял свой первоначальный облик.

Вода обратилась к Природе и сказала: - Природа, я сделала тебя красивой, я сделала людей здоровыми, я помогла Морю избавиться от лишней соли. Я выполнила свое предназначение.

Природа отвечает: - Спасибо тебе, Вода, я тебе очень благодарна!

На том и разошлись. Вода, выполнив свое предназначение, вернулась к себе домой и стала спокойно жить и делать добро всему миру.

ЖИЛА-БЫЛА РЕКА           Сказка А.А. Рыжова

Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: «Какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье!» Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она.

Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся.

Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».

Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.

А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

Классный час “Почему воду надо беречь?”

Цели: совершенствовать  представления детей о роли воды для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе.

Ход классного часа

Организационный момент.

Сообщение темы и целей классного часа.

Учитель. Подводя итоги проектно-исследовательской работы по теме “Берегите воду! ”, сегодня мы проводим классный час по теме “Почему воду надо беречь?”

Введение в тему.

Ученик. Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду. Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.

Ученик. Организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно сорвать и помять в руках лист растения, чтобы убедиться в этом.

Ученик.Вода – важное для организма вещество: на 1кг тела коровы – 600 г воды, утки – 700 г воды, у медузы на 100 г тела – 99 г воды. Таким образом,

мы видим, что вода входит в состав любого организма.                                  

Учитель.Планеты, вращающиеся вокруг Солнца, имеют свои цвета. Венера ярко – белая. Это цвет окутывающих облаков. Марс красноватый. Это цвет

марсианских песков. Нептун синеватый, это цвет его газов. А наша Земля на снимках из космоса выглядит голубой. Это цвет ее океанов и морей. А какие-нибудь еще водоемы вы знаете?

Мы сейчас это проверим, отгадав загадки и разгадав  кроссворд “Водоем (искусственный и естественный)”

Вопросы

По горизонтали:

6. Посреди поля лежит зеркало – стекло голубое, рама зеленая.

7.  Кто бежит по горным склонам,

 Тараторит сам с собой

 И в густой траве зеленой

 Прячет хвостик голубой?

8. Глядятся в него молодые рябинки,

 Цветные свои примеряя косынки.

 Глядятся в него молодые березки,

 Свои перед ним поправляя прически.

 И месяц, и звезды – в нем все отражается.

 Как это зеркало называется?

9. Искусственное русло, наполненное водой.

10. Часть водного пространства, вдающаяся в сушу.

По вертикали:

1.  Не вода и не суша –

 На лодке не уплывешь

 И ногами не пройдешь.                                                                                        

3. Водное пространство, омывающее материк или находящееся между материками.

4. Кругом вода, а с питьем беда.

5. Чуть дрожит на ветерке

 Лента на просторе:

 Узкий кончик – в родничке,

 А широкий – в море.

6. Узкое водное пространство, разделяющее участки суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части.

Ответы:

По горизонтали: 6. Пруд. 7. Ручей. 8. Озеро. 9. Канал. 10. Залив.

По вертикали: 1. Болото. 3. Океан. 4. Море. 5. Река. 6. Пролив.

В выделенных клетках – слово ВОДОЕМ.

Ученик.

Вы слыхали о воде?

 Говорят она везде!

 В луже, в море, в океане

 И водопроводном кране.

 Как сосулька замерзает,

 В лес туманом проползает,

 Ледником в горах зовется,

 Речкой серебристой вьется.

 Мы ее не замечаем.

 Мы привыкли, что вода –

 Наша спутница всегда.

Ученик.

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана – кап, кап, кап…

Мелеют реки и моря

Не тратьте воду зря, зря, зря…

А то пройдет немного лет,

И нет водицы – нет, нет, нет…

Учитель. Все вы знаете сказку Александра Сергеевича Пушкина о том, как в стародавние времена поймал старик золотую рыбку. А как это происходит сегодня?

Разыгрывается сценка.

Ведущий.Пошел Денис на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в речку – поймал бутылку из-под сока. Второй раз он закинул удочку – выловил рваный башмак. В третий раз закинул удочку, и попалась маленькая рыбка. Стало жалко Денису рыбку, решил он отпустить ее в реку – пусть подрастет! И вдруг рыбка голосом человеческим заговорила.

Рыбка. Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Не могу больше жить в речке!

Учитель. Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом!

Ученики. Наверное, вода в речке была грязной.

Учитель. Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке и другим обитателям водоемов? Почему?

Ученик. Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства.

Рыбы, растения, звери – все живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться бесконечно.

Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.

Результаты исследовательской работы.

Учитель. У нас в селе тоже не все благополучно с чистотой водоемов. В озеро Байкал сбрасывают отходы производства. Мусор вдоль берега попадает в воду и засоряет ее. Мойка машин около озера вносит свой вклад в загрязнение. Знакомство с результатами и выводом проведенного анкетирования. Просмотр экологических знаков, показывающих, как нужно беречь воду. Подведение итогов.

Учитель. А теперь давайте подведем итоги нашего классного часа и сформулируем правила бережного отношения к воде.

Ученики.

Обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, в школе. Если ты заметишь такое, закрой кран. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.

Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь!

Ты хочешь охладить лимонад и держишь бутылку под холодной струей. Не лучше ли поставить лимонад в холодильник, а воду поберечь.

Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.

Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.

Учитель. Если мы будем знать и выполнять правила экономного расходования воды, мы поможем сберечь воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому образованию и воспитанию младших школьников «Сбережем природу Донского края»

В процессе экологического образования и реализации проекта «Сбережем природу Донского края» будет происходить не только сообщение учащимся определенных знаний, но и применение, развитие умений и навык...

Формирование социального опыта учащихся начальной школы через экологическое воспитание средствами программы внеурочной деятельности «Изучение природы родного края»

Из опыта работы выступление на Кузбасской Ярмарке «Образование. Занятость. Карьера» Т.В.Туева учитель начальных классов г Новокузнецк, МБОУ «СОШ № 50»....

Проект Республика Бурятия - мой родной край.

Формирование системы краеведческих знаний: о географическом расположении и особенностях ландшафта, традициях и достопримечательностях республики Бурятия....

ТЕСТ История родного края Республика Бурятия

Тестовое задание по истории Бурятии...

Кружок "Мой край - Бурятия". Тема урока: « Символы Республики Бурятия»

Кружок "Мой край - Бурятия". Тема урока:  « Символы Республики Бурятия»...