Земля и человечество
план-конспект урока по окружающему миру

Овчинникова Надежда Сергеевна

Земля и человечество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_zemlya_i_chelovechestvo.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: “Земля и человечество” (4 класс)

Тип урока: обобщение изученного материала.

Цель: Проверить знания и умения по данному разделу; формировать адекватную оценку своих достижений.

Планируемые универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: Формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточночных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника.

Коммуникативные: Формулировать собственные высказывания.

Личностные: Оценивать собственную учебную деятельность, определять причины неудач.

Ресурсы: Учебник, презентация, рабочая тетрадь, доска.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Сергеевна и я сегодня проведу у вас урок окружающего мира.

Запустим самолётик бумажный,

Пускай он летит далеко.

Урок у нас сегодня важный,

Добыть ведь знания нелегко!

Приветствие учителя.

Проверка готовности.

II. Актуализация знаний

-Вы изучали раздел “Земля и Человечество” и сегодня у нас будет необычный урок, он будет в виде путешествия. И 1-й наш остров будет называться АСТРОНОМИЧЕСКИЙ.

- На этом острове вы должны разгадать кроссворд и узнать кодовое слово.

1) Международная экологическая организация. (Гринпис)

2) Объект Всемирного природного наследия, находящийся в России,- озеро…(Байкал)

-Что вы знаете о оз.Байкал?

Легенда об озере Байкал. 
Существует предание о Шаман-камне — заповедной скале у истока Ангары.
Она повествует о далеких временах, когда на Земле жили отважные витязи и могучие богатыри. И был тогда Байкал — уважаем и почитаем всеми, богат и велик. У него была любимая дочь — своенравная красавица Ангара. Пришло время Ангаре выбирать себе мужа. Собрались могучие богатыри, чтобы помериться силой и отвагой, дабы покорить сердце гордой красавицы. особенно нравился Байкалу молодой Иркут, но сколько отец ни нахваливал удалого богатыря, Ангара оставалась непреклонна. А когда сошлись богатыри мериться силой, победил среди них один — Енисей, сын Саяна, и его доблесть покорила сердце Ангары.
Рассердился Байкал и не дал своего согласия на брак, заточил дочь в темницу, где томилась она совсем одна, тоскуя по возлюбленному. Но когда отец сказал Ангаре, что даст согласие на ее брак с Иркутом, гордая красавица решила бежать, и помогли ей в этом младшие братья-ручейки, размывшие стены темницы. Разгневался Байкал на беглянку, кинул ей вслед осколок горы, но поздно — Ангара уже была в объятиях своего любимого, и стали они неразлучны.
Слезы всех героев этой истории превратились в воду и так там и остались. А осколок, брошенный Байкалом вслед непокорной дочери, люди назвали Шаманским камнем. Легенда о озере Байкал гласит, что если рассердится Байкал сильно, то смоет он этот камень, да и затопит весь мир. Чтобы подобной беды не произошло, люди приносили на этой скале щедрые жертвы. А еще говорят, что, если внимательно всмотреться в скалу, можно разглядеть лица старых шаманов, совершавших в тех местах свои ритуалы в древности. Шаман-камень находится в селе Листвянка, в 70 км от Иркутска.

3) Самые выдающиеся достопримечательности и культуры – Всемирное…(наследие)

4) Национальный парк Африки. (Серенгети.)

5) Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой в которой они обитают. (Экология.)

6) В нее внесены самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране. (Красная книга.)

7) От каждого человека зависит…нашей планеты. (Будущее.)

8) Московский …- Всемирное культурное наследие. (Кремль.)

9) Гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света. (Мавзолей.)

Ключевое слово- НАСТОЯЩЕЕ.

-Молодцы вы справились с 1-м заданием и наш самолетик летит дальше. А куда он полет вам нужно отгадать!

Оболочку Земли,

Изучает предмет,

Связь людей и природы,

Больше сотни уж лет!

(География)


-А что же изучает география? (она изучает природу земной поверхности, населения и его хозяйственную деятельность.)

-Правильно и следующий остров ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ.

-На этом острове вам нужно отвечать на мои вопросы, и на несколько вопросов вам поможет карта в учебнике на стр.56 – 57.

1) Что внесено в Список Всемирного наследия?

А) Белое море.

Б) оз. Байкал

В) Баренцево море.

 (о. Байкал)

2) Какой объект не относится к культурному наследию? 

А) Тадж – Махал

Б) афинский Акрополь

В) водопад Виктория

(водопад Виктория)

-Водопад образовался в месте, где Замбези резко падает в узкую (примерно 120 метров шириной) расщелину, вырезанную водой в разломе земной коры. Многочисленные островки на гребне делят водопад, формируя протоки. С течением времени водопад отступал вверх по течению, прогрызая себе все новые и новые расщелины. Эти расщелины теперь образуют зигзагообразное русло реки с отвесными стенами

3) На каких материках, какие есть наследия? (по карте смотрим)

4) К какому наследию относится Великая китайская стена? (Культурное наследие)

5) А к какому наследию относятся Вулканы Камчатки? (Всемирное наследие)

6) Какие объекты внесены в природное наследие? Всемирное наследие? Культурное? в России? (работа по карте)

8) На какой карте более точно переданы очертания материков? (На карте полушарий)

ФИЗМИНУТКА

-Хорошо, все задания выполнены, и снова загадка.

Источники о прошлом,

Наука изучает,

Последовательность событий,

В себе все воплощает!

(ИСТОРИЯ)

-Хорошо, и мы отправляемся на Исторический остров.

-Итак, что же такое история? (это наука о прошлом людей. Свои выводы – историки делают, изучая исторические источники. Историческим источником называют, все то, что свидетельствует о минувших временах. Археология- одна из наук – помощниц истории.

-здесь нужно определить события по ленте времени.)

-Укажите на ленте времени где происходили данные события.

1) В каком году произошло крещение Руси (988 год)

2) В каком году было основание Рима (753 до н.э)

-А вы знаете легенду?

Легенда о возникновении Рима

Легенды об основании Рима гласят, что через четыре года после своего первого подвига братьям было позволено основать новый город. Но возник спор о том, кто станет основателем нового селения. К единому мнению братья не пришли. Окончательное решение они предоставили богам. Ромул и Рем сели по разные стороны и стали ждать знамения. Рем первый увидел шесть коршунов, пролетевших мимо. Но почти сразу же со своей стороны Ромул увидел двенадцать этих хищных птиц. Ромул и Рем не пришли к единому толкованию этого предсказания, каждый из братьев считал, что повезло именно ему. Возникла ссора. В гневе Ромул убил своего брата. Глубоко раскаиваясь, он основал новый город, назвав его своим именем. Первая борозда, проведенная вокруг Палантинского холма, и стала событием, ознаменовавшим рождение нового города. Легендарное основание Рима произошло 21 апреля 753 года.

3) Где на ленте времени мы отметим даты: 1242, 74 г до н.э,1586,1384 до н.э

4) Соотнесите год и век. (793 год, 1164 г., 1500г.)

5) В какой период проходила Куликовская битва (1380 год)

6) Годы правления Петра I(1682-1725)    7) На какой иллюстрации представлены примеры исторических источников? (слайд) 

Молодцы!

 -Какая наука рассказывает о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой? (Экология)

-И вот наконец, остров Экологический. 

1) Что относится к экологическим проблемам? (вырубка лесов, загрязнение морей и т.д)

2) Почему природа нуждается в защите? (рассуждение детей)

3) Какие животные занесены в красную книгу? (слайд)

4) Какие вы знаете фонды по охране природы?

4) Выберите эмблему Всемирного фонда дикой природы. (панда)

5) Какие существуют в мире организации по защите животных? (Гринпис, Юнеско)

6) И в городе Черепаново? (Инской заказник)

7) В какой день мир отмечает день животных? (4 октября)

И вашим задание было приготовить сообщение о красной книге. (2- 3 человека).

-И наконец Итоговый остров. Ваша задача решить тест на стр. 20 в рабочей тетради и в учебнике стр.206.

(-Интересные факты о пирамиде Хеопса:

Одна из египетских пирамид – пирамида Хеопса – входит в список семи чудес света. Ее сооружение до сих пор покрыто тайнами и мифами. Многие интересные археологические находки принадлежат именно этим землям. Все самые интересные факты о египетских пирамидах читайте в данной статье.

  • 1. Склепы египетских фараонов находятся не внутри пирамид, как многие ошибочно полагают, а недалеко от них, в Долине Царей.
  • 2. Согласно одной из теорий, построить величественные пирамиды египтянам помог освоенный ними математический «принцип рычага». Но, в то же время, таким способом соорудить пирамиду Хеопса удалось бы за полтора столетия. Тогда как появилась она всего за два десятилетия. Загадка!
  • 3. По мнению ученых из Германии, пирамиды являются очень мощными генераторами энергии. В них фараоны оздоравливались и занимались энерготерапией.
  • 4 . Одними из самых популярных теорий возникновения египетских пирамид являются следующие. Первая: громадные памятники архитектуры построили инопланетяне. Вторая: перемещали и складывали каменные блоки друг на друге люди, которые владели магическим кристаллом.)

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Ответы детей

-(Гринпис)

-(Байкал)

-(наследие)

-(Серенгети.)

-(Экология.)

- (Красная книга.)

-(Будущее.)

- (Кремль.)

- (Мавзолей.)

(о. Байкал)

(водопад Виктория)

IV. Итог

-Что на уроке вам понравилось?

-Что было трудно? Что легко?

Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Земля и человечество

Обобщающий урок по теме "Земля и человечество" прошёл в интересной и занимательной форме. Ученики работали по группам, выполняя творческие  задания, которые они предоставили на суд жюри....

Обобщающий тест по окружающему миру, по разделу: "Земля и человечество"

В этот тест по окружающему миру для 4 класса входят вопросы по всем темам из раздела "Земля и человечество". Тест расчитан на среднего учащегося....

КВН "Земля и человечество"

КВН проводится в 4 классе по предмету "Окружающий мир"....

Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс"Земля и человечество"

Контрольно-измерительные материалы по курсу "Окружающий мир" для 4 класса в форме тестов....

Окружающий мир. "Земля и человечество"

Урок по окружающему миру. Изучается в разделе "Земля и человечество",  4 класс...

Тест.Окружающий мир. 4класс. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Раздел "Земля и человечество". "Школа России".

В больших темах для более устойчивого запоминания учениками материала провожу короткие тесты по изученным разделам общей темы. Такие тесты  занимают немного времени на уроке, но дают общую картин...