Разработка урока по окружающему миру "Что такое почва".Школа России.3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Разработка урока "Что такое почва" 3 класс "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otk_urok_mir_3_kl.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 класс

Автор УМК: А. А. Плешаков

Тема урока:  Урок – исследование «Что такое почва?»

Тип урока: Урок изучения нового матери

Цели

Образовательные:

- сформировать представление о почве, её составе;

- выявить в ходе опытов состав почвы;

- продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.

Развивающая:

- развивать умение работать с научным текстом;

- выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;

- делать выводы на основе проведённых опытов;

- развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся; умения доказывать выдвигаемые предположения;

- развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов.

Воспитательная:

воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;

воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.

Формировать УУД:

Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации

Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность

Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий

Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами

Планируемый результат

Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы,  охрана почвы.

Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.

Метапредметные: 

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна,  обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему  решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.

Осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.

Основные понятия

            Почва, состав почвы, плодородие почвы, образование и разрушение почвы, охрана почва.

Оборудование

Почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки. Компьютер, мультимедиапроектор, презентация

Ресурсы

          - А. А. Плешаков. Учебник 3 класс. Часть 1,  стр. 64, тетрадь на печатной основе,

           - презентация «Что такое почва?»

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

 1. Мотивация учебной деятельности

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

- Начнем  урок с - приветствия.

Я скажу "Добрый день!" и назову кого-то из присутствующих в кабинете.Те, кого я назову, помашут мне рукой-значит вы меня услышали и отвечаете мне на приветствие.

- "Добрый день!"-уважаемые гости!

-Добрый день!"-мальчики и девочки 3 а класса.

- "Добрый день!"-всем , кто любит конфеты!

- "Добрый день!"-всем, кто хочет узнать что-то новое  сегодня на уроке окружающего мира.

- "Добрый день!"-всем, кто хочет получить оценку за домашнее задание.

Давайте проверим  домашнее задание.

Проверка готовности

Коммуникативные:

-уметь договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Личностные:

-готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

2.Проверка д/з

-О чём говорили на прошлом уроке?

-Посмотрите какие плакаты вы нарисовали на тему"Берегите воду!"

- Кто назовёт правила бережного расходования воды?.

-Какая работа по охране воды проводится у нас в селе?

-Я думаю. что каждый из вас будет правильно обращаться с водой.

О бережном отношении к воде.

1.Не оставлять кран с водой открытым.

2.Моешь руки, струйка маленькая.

3.Полоскать рот из стакана, когда чистишь зубы.

3. Актуализация знаний

Цель: настроить детей на плодотворную работу.

-Чтобы узнать тему урока нужно отгадать загадку.

 Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется.....

- А, что вы представляете , когда говорите  слово  земля? Сколько значений имеет слово земля? СЛАЙД1   

-Это и название планеты, на которой мы живём.

-это и суша.

Сегодня будем говорить о земле, на которой все растёт, о нашей кормилице.

- Как вы думаете, о какой земле пойдёт сегодня речь на уроке?

- Какое научное название этого слова?

Главное слово на уроке - ПОЧВА

-Что вы знаете о почве?

-Что бы вы хотели узнать?

 -Земля

-Планета Земля,

Часть суши,

Страна, государство

3. Постановка учебной задачи

Цель:        

- постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

- уточнение и согласование темы урока;

- формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

 - Вставьте ключевые слова  для постановки проблемы: (на доске)

1. Что такое …….?

2. Из чего …….. почва?

3. …………. почвы.

4. Кто ……… в почве?

Тема урока: "Что такое почва"СЛАЙД2

Сегодня мы узнаем состав и свойства почвы.

1. Что такое почва?

2. Из чего состоит почва?

4. Свойства почвы.

5. Кто обитает  в почве?

Регулятивные:

-умение определять цель деятельности.

Коммуникативные:

-умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные:

- умение выявлять сущность, особенность объекта.

Личностные:

- самоопределение к  деятельности.

4. Поиск решения проблемы

Цель:        

-решение учебной задачи и обсуждение её решения;

- проведение опытов.

Предлагаю вам на 1 вопрос  попробовать ответить самостоятельно.

-Повернитесь друг к другу, образуйте 4ки., обсудите, как вы понимаете , что такое почва.(1мин)

-Что у вас получилось?

Где можем узнать правильное определение?

-Найдите и сравните определение «почва»  в учебнике с. 64    

- У кого был верный  или похожий ответ?Молодцы!

-Что значит плодородный?

Прочитайте,как в словаре.СЛАЙД3

-Это основное свойство почвы.

-Почему же почва плодородна ?

-Почему на ней вырастает богатый урожай?

Выскажите ваше мнение?

Чтобы узнать так ли это, изучим состав почвы.

Побываем в роли исследователей.

И как все учёные исследователи  мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности при работе с приборами.

-Кто напомнит правила?

В словаре,

в интернете….

Почва – это ….

Чтение определения в учебнике с.64

Плодородие-способность производить богатую растительность,урожай.

ЕСТЬ ВСЁ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ РОСТА РАСТЕНИЙ

1.Относится к приборам бережно(сломаться, пораниться)

2.Можно вставать.

3.Опыт делает 1 чел.

Регулятивные:

-умение точно выражать свои мысли.

Коммуникативные: -умение слушать и понимать других.

Познавательные: -умение извлекать информацию из текста. Личностные:-умение определять и высказывать  правила.

6. Практическая работа

Цель:

-  организовать практическую работу по изучению состава почвы;

- дать возможность узнать о составе почвы;

- составление опорной таблицы.

Работа в группах 

Приступим к нашему научному исследованию.

По плану:

1.Опыт

2.Сделаем вывод.

2.Записываем результат в тетрадь.

Опыт 1 СЛАЙД4

Берём стакан с водой. Бросаем комочек сухой почвы. Что наблюдаем?

–Для чего нужен воздух в почве?

Опыт 2 СЛАЙД5     

Докажем, что в почве есть вода. Возьмём бумажную салфетку. Положим на неё немного почвы. Сильно сожмём. Стряхнём почву.Что осталось на салфетке?

-Для чего нужна вода в почве?

Опыт 3 СЛАЙД6

 Почву в пробирке начнём нагревать на огне. Почувствуем запах.Значит есть перегной.который образуется из остатков растений и животных.Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.Перегной придаёт почве тёмный цвет.

Опыт 4 СЛАЙД7

Прокалённую почву без перегноя (она серого цвета) насыпать в стакан с водой и размешать. Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх – глина).

Песок и глина-основа почвы.

Опыт 5СЛАЙД8

Размешаем почву с водой стеклянной палочкой.Профильтруем раствор. Поместим несколько капель профильт-рованной воды на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарится.Что осталось на стекле? Это минеральные соли.Мин соли -питательные вещества,без которых растение не может жить.

Знакомятся с планом исследования

Работа в группах

Выполняют опыт

Делают вывод: в почве есть воздух заполняют таблицу в тетради на печатной основе  с. 37

Корни растений дышат воз-духом, который содержатся в почве.

Выполняют опыт

Делают вывод: в почве есть вода.

Ответы детей

Стенки пробирки запотели.

Вывод: это испаряется вода.

Появился запах.

Вывод: в почве есть перегной.

Вывод: в почве есть песок и глина.

Песок, глина, остатки растений

На стекле остались небольшие белые пятна.

Вывод: в почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.

Читают вывод с.66

Регулятивные:

-умение выражать свои мысли

Коммуникативные:

-умение работать в группах,

-формирование умения объяснять свой выбор,

-строить фразы, контролировать действие партнёра, уметь слушать собеседника.

Познавательные:

-умение выдвигать гипотезы и их обосновывать,

-умение обобщать и классифицировать по признакам.

-умение осуществлять поиск необходимой информации

Личностные:

-учебно-познавательный интерес у новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

7. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи.

-Мы завершили наше исследование.

- Какова была цель нашего исследования?

- Что мы хотели узнать?

-Мы исследовали почву и заполнили таблицу «Состав почвы». Что нам стало ясно из этих опытов?

-Какой вывод мы сделаем?

-Сверим с выводом в учебнике с 66 2 абзац.

Всё это необходимо для роста растений.

Из чего состоит почва.

ВЫВОД: В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли и микробы.

Первичное закрепление

Физ мин.

.

Вот мы деревца сажали,

Семя в землю зарывали.

Вырос тоненький росток

Он и строен. и высок.

И другие распустились.

Дружно так зашевелились. Налетел весёлый ветер

И раскачивает ветки.

Хорошо ли вы запомнили. что входит в состав почвы проверим .Игра-хлопки.Есть -хлопаем.

Песок, стекло. глина, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.

Самостоятельная  работа

Регулятивные:-сохранение учебной задачи,-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные:

-умение слушать и понимать других, контролировать действия партнёра.

Познавательные:- использовать схемы. Личностные

-учебно-познавательный интерес к  изучаемому материалу

8. Включение нового знания в систему знаний и повторений

Цель:

- организовать использование нового знания вместе с изученными  ранее.

Проверка усвоения знаний

-Кто может назвать  животных живущих  в почве?

-Посмотрите в учебнике с 64

-Какую роль они играют для почвы?

Прочитайте в учебнике с 66 (послед абзац)

-Какую роль играют животные?

Объяснить смысл пословицы:СЛАЙД

ДОБРАЯ ЗЕМЛЯ БОЛЬШЕ ПОДНИМЕТ.

  -Прочитайте сведения о почве.

-Что узнали?

СЛАЙД

-, что 1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет.

 

-Нужно ли почву охранять?

-Что может погубить почву?

-Охраняется ли почва у нас в селе?

СЛАЙД(ТАБЛИЧКА)

Прочитайте о чём она.

-Посмотрите на портрет.Это  учёный Василий Васильевич Докучаев он изучал  почву.

Послушайте сообщение о нем

Вот и подошёл к концу наш урок.

Предлагаю проверить свои  знания. Перед вами карточка. Выберите  себе задание из левого или правого столбика, может кто-то сделает оба задания.

СЛАЙД

-Кто выполнил 3 и более

-Кто 2 задания?

-Кто 1?

-Кому было трудно?

Делают ходы,рыхлят, перемешивают почву

,неправильное использование человеком,не жечь костры.правильно распахивать,сажать растения

Регулятивные:-умение правильно оценивать действия.

Коммуникативные:-договариваться и приходит к общему решению,

-умение слушать товарища.

Познавательные:- строить рассуждения. Личностные:

- умение адекватно реагировать на трудности, отсутствие боязни сделать ошибку.

9. Рефлексия деятельности

Цель:

- фиксация нового содержания, изученного на уроке;                                              - оценивание учащимися деятельности своей и класса на уроке.

Какую тему изучали? Какую проблему рассматривали? Можем ли мы ответить на основные вопросы урока: Что такое почва? Что входит в состав почвы? Что нового узнали? Что понравилось на уроке?

«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Перед каждым ребенком - бабочка. Прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности вам понравился больше всего. Объясните, почему.

-Кого бы вы могли похвалить и за что?

Лучшие награждаются благодарственным письмом от Министерства охраны окружающей среды и премией в виде оценки 5

Ответы детей

Регулятивные:

-умение контролировать свои действия, оценивать результат работы.

Коммуникативные:

-умение слушать собеседника.

Познавательные:

-строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные:

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

-умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности

10. Домашнее задание

Цель:

- закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке

-Домашнее задание предлагаю на выбор:

а) Прочитать статью учебника на с.68-71 и ответить на вопросы.

б) Подготовить сообщение о животных, обитающих в почве.

В)Узнать какие почвы есть у нас в селе Н-Саянтуй. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру по программе "Школа России".

Тема урока: Расы и народы.Цель урока: дать возможность учащимся самостоятельно выяснить, чем люди отличаются по внешним признакам и отчего это зависит.Задачи: - формировать умение делать выводы ...

Открытый урок по окружающему миру в малокомплектной школе 1 класс -"Кто такие рыбы?", 3 класс - "Берегите воду!"

Здравствуйте, данная разработка урока может быть полезна для учителей которые работают в малокомплектных классах....

Методическая разработка урока математики на тему: Периметр многоугольника. Школа России.

Методическая разработка урока математики на тему: Периметр многоугольника. УМК Школа России....

Конспект урока по окружающему миру "Такие разные праздники" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: формирование представления о праздниках в России, их различиях и особенностях.Планируемые результаты:Предметные: Знать: о главных праздниках России, их истории и чем они отл...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Семейный бюджет", (Школа России, 3 класс)

Тема урока «Семейный бюджет»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование элементарных экономических представлений о бюджете семьи, о правилах ведения домашнего х...