конспект урока "Как помочь птицам зимой"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Маланова Ольга Александровна

конспект урока по окружающему миру для 1 класса по теме  "Как помочь птицам зимой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_ptitsam_zimoy.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Как помочь птицам зимой?

Цель урока: Расширить представления детей о птицах.

Задачи урока:

Предметные: Закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелетных;

                         Познакомить детей с условиями жизни зимующих птиц.

Метапредметные: Прививать интерес к обучению через игру и разнообразный занимательный материал, учить наблюдать, сравнивать и обобщать.

Личностные: Воспитывать бережное отношение к природе, доброжелательность, сострадание, трудолюбие.

Оборудование урока: ПК, учебник, рабочая тетрадь, тесты, коробка из-под молока, ножницы, линейка, карандаши, нитки.

                                                            Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Определение темы урока. О чем пойдет речь на уроке мы узнаем, отгадав загадку.

Рук нет, а строить умеет. …(птица)

  1. Работа с  рассказом Ю.Дмитриева «Какие птицы бывают»     Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много – около 10 тысяч видов.

     Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.

     Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

     Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие – только на берегу моря.

     Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.

     Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц – птенцы.

  1. Отгадывание кроссворда. Предлагаю разгадать загадки о птицах. Отгадав ключевое слово, мы узнаем, как называют учёных, изучающих жизнь птиц.

  1. У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем. (-сова)

  1. В синем небе голосок,

Будто крохотный звонок.

В поле гнездышко он вьет,

Камнем падает с высот.

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит. (– жаворонок)

  1. Окраской – сероватая,

      Повадкой – вороватая.

Крикунья хрипловатая,

Известная персона. Это… (– ворона)

  1. Спинка зеленоватая,

Животиком желтоватая,

Черненькая шапочка

И полоска галстучка. (– синица)

  1. Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый.

«Кле-кле-кле!» - поет со свистом. (– клест)

  1. Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

Но все же голос свой имеет. (– скворец)

  1. Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбешкой набивал.

Закончив лов, забрал улов.

Поднялся ввысь – и был таков. (– пеликан)

  1. Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

На вид неказист,

Зато голосист. (– соловей)

  1. Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягоды клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (– снегирь)

     Ключевое слово – орнитолог

Орнитолог – это зоолог или биолог, который специализируется на изучении птиц. Профессия настолько привлекательная, что ее примерил на себя даже президент РФ Владимир Путин – в 2012-м году он совершил полет вместе с западносибирскими стерхами, с целью научить краснокнижных журавлей правильно летать. Именно старания орнитологов позволяют глубже погружаться в мир пернатых и спасать от полного исчезновения редчайшие популяции.

5.  Работа над характерными признаками сезонных переселений птиц.

- Какой птицы не бывает в нашем крае? (пеликан)

Попробуем разделить оставшихся птиц на 3 группы.

- Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнезда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вновь вернуться в родные места. Это ПЕРЕЛЕТНЫЕ птицы.

Какие птицы из предложенных в кроссворде являются перелетными? (Жаворонок, скворец, соловей)

 Каких перелетных птиц вы еще знаете? (Журавль, ласточка, кукушка, грач, стриж, иволга т.д.)

-Эти птицы никуда не улетают, а круглый год живут у нас. Это ЗИМУЮЩИЕ или ОСЕДЛЫЕ птицы. Назовите их. (Сова, ворона, синица) Каких еще птиц можно отнести к этой группе? (Воробей, галка, голубь, сорока, поползень)

-Эти птицы не могут жить на одном месте.  Нет, они не улетают в теплые края. Они

постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. Таких птиц называют КОЧУЮЩИМИ.  К таким птицам можно отнести клеста, снегиря, сойку, чижа, свиристеля.

  1. Игра «Четвертый – лишний»

Кукушка, клест, ласточка, иволга;

Ворона, дятел, соловей, поползень;

Свиристель, снегирь, чечетка, чайка.

  1. Работа с учебником. Стр.74-75.

Рассмотрите птиц на рисунке. Подумайте, по каким признакам можно узнать этих птиц.

Запомните их.

Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. Их спасают природные столовые. Птицы  питаются семенами шишек, трав, ягодами, спрятавшимися насекомыми и их личинками.  И все-таки им очень тяжело зимой. Из 10, может быть, 1-2 доживают до весны.

Как помочь птицам зимой? Сделать кормушки и насыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.  Еще осенью необходимо запастись семенами подсолнечника, арбуза, дыни. Эти семена лучше давать раздавленными. Семечки подсолнечника не должны быть обжарены. Для подкормки птиц годятся крошки белого хлеба, а не черного. Синицы любят полакомиться салом, только несоленым.

 

Рассмотрите виды кормушек. Такие кормушки вы можете сделать дома вместе с родителями.

  1. Работа в рабочей тетради. Стр.52-53.

Задание 1. Соедини линиями рисунки и названия.

Задание 3(2). Обведи зеленым карандашом то, чем можно подкармливать птиц, и красным карандашом то, чем нельзя.

  1. Практическая работа «Смастерим кормушку сами»

Инструкция выполнения кормушки в рабочей тетради (задание 3(1) на стр. 53.

  1. Работа с тестами. Стр.28.
  2. Подведем итог урока.

-О ком шла речь на уроке? Каких птиц вы узнали? Как называются группы птиц с учетом их переселения? Как помочь зимующим птицам? Чем нужно подкармливать птиц?

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это -...   птицы

Спасибо за работу!

ПТИЦЫ

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе "Как помочь птицам зимой".

Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Как помочь птицам зимой. Перелётные и зимующие птицы" В уроке использован проблемный диалог, самостоятельная работа учащихся, групповая работа. ...

Урок по окружающему миру на тему"Как помочь птицам зимой" (1 класс)

Аннотация:При определении цели и задач урока были учтены программные требования, содержание учебного материала, уровень знаний и умений учащихся. Цель урока ученикам была представлена в форме пр...

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Как помочь птицам зимой"

Презентация знакомит детей с приметами зимы, с зимующими птицами. Дети смогут услышать голоса некоторых птиц и узнать, как помочь им в это трудное время....

Конспект урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой" с обучающей структурой Сингапура в 1 классе

Данный материал предназначен для учителей начальной школы.Также данную структуру можно использовать  при разработке уроков по другим предметам....

Конспект урока по окружающему миру "Как помочь птицам зимой" с обучающей структурой Сингапура в 1 классе

Данный материал предназначен для учителей начальной школы.Также данную структуру можно использовать  при разработке уроков по другим предметам....

конспект урока по окружающему миру по теме " Как помочь птицам зимой"

Данный конспек урока разработан для 1 класса по теме "Как помочь птицам зимой?"...

Конспект урока 1 класс окружающий мир «Как помочь птицам зимой» Школа России

Тема урока:«Как помочь птицам зимой»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия для раскрытия  необходимость оказания помощи зимующим птицамПредметные задачи – о...