Конспект урока .4 класс по программе " Начальная школа 21 век"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Наталья Диева

Конспект урока .4 класс по программе " Начальная школа 21 век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока окр.мир 4 класс110 КБ

Предварительный просмотр:

начальная школа - детский сад № 9

г. Данилова  Ярославской области

Конспект урока по окружающему миру

 по теме « Слух. Гигиена слуха»

Автор Виноградова Н.Ф.

УМК "Начальная школа 21века"

Дата проведения: 27 сентября 2018

Учитель начальных классов

начальной школы- детского сада  №9

Диевой Н.В.

2018г

Тема урока: Слух. Гигиена слуха.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: 1) расширить представления  учащихся об органе слуха;

2) формировать умение  самостоятельно строить и применять новые знания.

Задачи:

1.Познакомить учащихся со строение органа слуха.

2.Помочь понять, какие функции в организме человека выполняет орган слуха.

3.Научить детей, как беречь слух.

4.Организовать проверку и самооценку учащимися работы на уроке.

Формирование УУД:

1. Личностные УУД:

- умение анализировать результаты учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности.

2.Регулятивные УУД:

- выделять и формулировать познавательную цель в совместно-распределённой деятельности;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- устанавливать причинно-следственные связи.

3.Познавательные УУД:

- искать и выделять необходимую информацию;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке;

- строить логическую цепочку рассуждений, анализировать, строить доказательства;

-оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

4. Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах, группах;

- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

- формулировать и объяснять задание;

- грамотно задавать вопросы;

- слушать и понимать речь других.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: карточки с заданием, ученик, рабочая тетрадь, компьютер, телевизор

Приложение: флипчарт

Этапы урока, хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы

1

Организационный момент

Здравствуйте, ребята

Я рада вас видеть. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь, посмотрите, улыбнитесь им. Мы рады видеть их. А во время урока мы будем все внимательно слушать друг друга.

Садитесь.

2

Мотивация

Давайте вспомним: о чём мы говорили на прошлом уроке.

Наш урок начнём с пожелания здоровья. Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и пожелайте друг другу здоровья.

- Мы изучали органы зрения.

– Я желаю тебе здоровья,

– Ты желаешь мне здоровья,

– Мы желаем друг другу здоровья,

– Если тебе будет трудно, я помогу.

фронтальная.

3

Актуализация знаний

Беседа

Сегодня мы с вами повторим всё, что узнали о зрении.

-Что такое глаза?

- Для чего они нужны?

–Для чего необходимо беречь глаза?

- Какие правила необходимо соблюдать, чтобы  наше зрение не ухудшилось?

- Что нужно делать, если наши глазки устали?

- Глаза - это наши « окна» в мир.

-С помощью глаз мы видим  окружающий мир.

 - Если не беречь глаза, то можно лишиться зрения.

- Утром и вечером промывайте глаза

- не трите глаза грязными руками - можно занести инфекцию.

- Осторожно обращайтесь с острыми предметами.

-не читайте лёжа и при плохом освещении.

-чтобы глаза не устали, не смотрите долго телевизор, не садитесь слишком близко к экрану (не ближе 3 м)

-Зарядку для глаз.

1. Поморгайте.

2.Подойдите к окну. Найдите вдалеке какой- нибудь предмет, сосредоточь на нём взгляд. Затем осторожно повращай глазами в одну сторону, потом в другую.

3. Ляг, закрой глаза, Полежи 3-4 мин.

Фронтальная,

репродуктивный,

подводящий диалог

4

Определение темы урока и постановка целей урока.

- Ребята, ответьте на вопрос. Как же человек воспринимает окружающую среду? (проблемный вопрос)

- Закройте глазки. Пусть они отдохнут.

( Включаю музыку) – Что это?

- Как вы это определили?

- А что вам помогло услышать звуки водопада?

Как вы думаете, о чем сегодня пойдёт речь на нашем уроке?

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

А  какую цель поставим перед собой?

-  С помощью глаз (зрения)

- Звук водопада.

- Услышали.

- Наши ушки

- Об органах слуха.

- Слух. Гигиена слуха.

- Узнать о строении уха.

частично-поисковый,

подводящий диалог

5

“Открытие” нового знания 

-Что вы знаете о строении уха человека?

- Потрогайте свои ушки. Можете ли вы рассказать о строении уха?

-Варианты ответов.

- Не можем рассказать о строении уха.

6

Первичный синтез (первичное восприятие) Первичная проверка понимания

1. Работа с текстом  учебника с. 38

- Предлагаю вам прочитать текст в учебнике. Откроем учебник на странице38-39.

РАБОТА В ГРУППАХ.

- У вас на партах жёлтые листочки. Каждая группа выполняет своё задание. Время на работу 5 мин.

1 группа

  1. Прочитайте текст с. 38-39 « Как устроено ухо человека»
  2.  Докажите высказывание: «Человек живёт в мире звуков»

2 группа

  1. Прочитайте текст с. 38-39 « Как устроено ухо человека»
  2. Ответьте на вопрос. Где расположены ушные раковины?

3 группа

  1. Прочитайте текст с. 38-39 « Как устроено ухо человека»
  2. Ответьте на вопрос: Как звук проникает внутрь уха?

4 группа

  1. Прочитайте текст с. 38-39 « Как устроено ухо человека»
  2. Ответьте на вопрос. Как человек слышит звук?

5 группа

  1. Прочитайте текст с. 38-39 « Как устроено ухо человека»
  2. Ответьте на вопрос: Как устроено ухо человека?

Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)  

             Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё мнение .

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

7

Закрепление знаний и способов действий 

Проверка работы групп

Проверка на доске:

1 группа

- если прислушаться, то можно услышать звуки проезжающих машин, гул самолёта, можно услышать,  как мимо пролетает муха, как работает  холодильник и наш проектор. Можно сделать вывод: мы живём в мире звуков.

2 группа

- Ушные раковины расположены  по бокам головы

3 группа

-Посередине ушной раковины начинается слуховой канал. Через него звук попадает внутрь.

4 группа

-Разные части органа слуха по цепочке передают сигнал вглубь уха к специальным чувствительным клеткам. Затем по нерву сигнал поступает в головной мозг, который перерабатывает сигнал, и человек осознаёт, что слышит звук.

5 группа

Ухо человека состоит из Ушной раковины, слухового канала барабанной перепонки, слуховой косточки, слухового нерва

- Если мы посмотрим на ушки соседа, то не сможем рассмотреть, как оно устроено внутри. А хотели бы посмотреть? (рассмотреть иллюстрацию в учебнике) Муляж уха.

Зачем мы знакомимся со строением уха человека? ( Мы должны знать, как устроен наш организм)

ВЫВОД: Благодаря каким органам мы можем воспринимать окружающий мир?

Знакомство с памяткой

- А всем ли доступен слух? Все ли могут слышать прекрасные звуки окружающие нас?

- Оказывается даже те люди, которые когда- то хорошо  слышали, могут потерять слух.  Об этом вы можете прочитать на с. 40 в учебнике в рубрике «Жил на свете человек.»

- Устройтесь поудобнее, закройте глазки. Звучит музыка Бетховена « Лунная соната»

- Как вы думаете, что же нужно делать, чтобы не потерять слух.

-Давайте попробуем создать памятку « Берегите слух.»  Для создания памятки вам поможет учебник с. 39. РАБОТА В ПАРАХ.

ПРОВЕРКА. 1 пара читает остальные ставят + затем дополняют.

Я обобщила и создала свою памятку, которую хочу подарить вам, чтобы вы не забывали беречь свой слух

Памятка. Берегите слух.

  1. Старайтесь не кричать, уходи от тех мест, где много шума и резких звуков.
  2. Не включайте магнитофон, радио, телевизор на большую громкость.
  3. Не кричи на ухо соседу.
  4. Не засовывайте в ухо посторонние предметы.
  5. Для чистки ушей используй ватный жгутик.

- Плохо слышащие или глухие люди не могут слышать звуки.

8

Практическая деятельность

Вопросы для умников

Для чего животным уши?

8

Рефлексия.

Итог

О каком органе чувств мы сегодня говорили?

-Что же вы интересного и полезного для себя узнали об этом органе?

-Сегодня на  уроке я вспомнил….

(Продолжите фразу)

-Мне было интересно узнать….

Молодцы ребята! Сегодня за урок я поставлю следующие оценки

( 5-7 оценок)

Ответы детей

Фронтальная

9

Домашнее задание

Прочитать с.38-39

Дополнительное задание :

- Придумать продолжение сказки « Всё хорошо в меру»

« Жил- был в лесу весёлый зайчик. Однажды на день рождение ему подарили плейер. И с тех самых пор с помощью наушников он  везде и всегда громко слушал музыку.   В одно прекрасное утро…

Спасибо за внимание!

Фронтальная

Памятка. Берегите слух.

  1. Старайтесь не кричать, уходи от тех мест, где много шума и резких звуков.
  2. Не включайте магнитофон, радио, телевизор на большую громкость.
  3. Не кричи на ухо соседу.
  4. Не засовывайте в ухо посторонние предметы.
  5. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
  6. Если почувствуешь  боль в ухе  или туда попадет соринка, обратись  к врачу

Памятка. Берегите слух.

  1. Старайтесь не кричать, уходи от тех мест, где много шума и резких звуков.
  2. Не включайте магнитофон, радио, телевизор на большую громкость.
  3. Не кричи на ухо соседу.
  4. Не засовывайте в ухо посторонние предметы.
  5. Для чистки ушей используй ватный жгутик

Памятка. Берегите слух.

  1. Старайтесь не кричать, уходи от тех мест, где много шума и резких звуков.
  2. Не включайте магнитофон, радио, телевизор на большую громкость.
  3. Не кричи на ухо соседу.
  4. Не засовывайте в ухо посторонние предметы.
  5. Для чистки ушей используй ватный жгутик

Памятка. Берегите слух.

  1. Старайтесь не кричать, уходи от тех мест, где много шума и резких звуков.
  2. Не включайте магнитофон, радио, телевизор на большую громкость.
  3. Не кричи на ухо соседу.
  4. Не засовывайте в ухо посторонние предметы.
  5. Для чистки ушей используй ватный жгутик

Памятка. Берегите слух.

  1. Старайтесь не кричать, уходи от тех мест, где много шума и резких звуков.
  2. Не включайте магнитофон, радио, телевизор на большую громкость.
  3. Не кричи на ухо соседу.
  4. Не засовывайте в ухо посторонние предметы.
  5. Для чистки ушей используй ватный жгутик

Памятка. Берегите слух.

  1. Старайтесь не кричать, уходи от тех мест, где много шума и резких звуков.
  2. Не включайте магнитофон, радио, телевизор на большую громкость.
  3. Не кричи на ухо соседу.
  4. Не засовывайте в ухо посторонние предметы.
  5. Для чистки ушей используй ватный жгутик

1группа

1.Прочитайте текст с. 38-39 « Как устроено ухо человека»

2. Докажите высказывание: «Человек живёт в мире звуков»

2 группа

  1. Прочитайте текст с. 38-39 « Как устроено ухо человека»
  2. Ответьте на вопрос. Где расположены ушные раковины?

3 группа

  1. Прочитайте текст с. 38-39 « Как устроено ухо человека»
  2. Ответьте на вопрос: Как звук проникает внутрь уха?

4 группа

  1. Прочитайте текст с. 38-39 « Как устроено ухо человека»
  2. Ответьте на вопрос. Как человек слышит звук?

5 группа

  1. Прочитайте текст с. 38-39 « Как устроено ухо человека»
  2. Ответьте на вопрос: Как устроено ухо человека?

Это интересно.

Все ли знают, для чего животным нужны подвижные ушные раковины?

Ушная раковина - это часть наружного уха, состоящая из хрящевой ткани. Ее функция - улавливать звуки и направлять их на барабанную перепонку. У человека, в отличие от животных, атрофировались мышцы, которые приводили эту часть уха в движение. А для чего животным нужны подвижные ушные раковины? Чтобы это понять, нужно знать, как устроен у них орган слуха и какова его роль в их жизни. Что значит слух для животных 

Все млекопитающие, в отличие от человека, слышат очень хорошо и способны различать самые разнообразные звуки. Связано это с тем, что в лесных зарослях тяжело ориентироваться с помощью органа зрения: нелегко обнаружить дичь или затаившегося врага. И тут на помощь приходит орган слуха. Не все люди знают, какое значение для многих животных имеет подвижность ушных раковин. А связано это как раз с тем, что с помощью органа слуха они получают намного больше информации, чем с помощью зрения. Им нужна возможность слышать звуки со всех сторон, и для этого им не обязательно поворачивать голову. Слух для животных очень важен, ведь все живые существа издают какие-то звуки. А многим из них он помогает еще и ориентироваться в темноте.

Как устроены ушные раковины животных Наверное, каждый наблюдал, как собаки настораживают уши, а лошади поводят ими, чтобы лучше слышать. Это объясняется тем, какое значение для животных имеет ушная раковина. Наружный слуховой проход у них - очень важный орган для улавливания самых разнообразных звуков.Поэтому и построен он в основном в форме воронки. Таким образом животному легче улавливать звуки, раздающиеся с разных направлений. Наружное ухо животных имеет очень сложное строение: там располагается несколько слуховых проходов, ведущих к барабанной перепонке, а также специальные бугорки, улавливающие направление звука. Для чего животным нужны подвижные ушные раковины? Ухо у них - как локатор, оно улавливает звуковые волны. А для лучшего их распознавания ушные раковины многих млекопитающих большие, имеют коническую форму или форму воронки. Это все нужно для того, чтобы лучше распознавать звуки и их источник.

Зачем животным большие уши 1. Звук - это волна, ее приемником являются барабанные перепонки. Но у большинства животных они небольшие, это сделано для того, чтобы избежать их повреждения. Поэтому звуковую волну нужно уловить и усилить, ведь звук должен быть достаточно сильным, чтобы вызвать колебания барабанной перепонки. А большие уши способны улавливать самые незаметные звуки и усиливать их во много раз.

Большой размер ушных раковин у многих животных служит и для того, чтобы иметь возможность поворачивать их на 180 градусов. Это нужно, например, зайцу, чтобы почувствовать опасность сзади, не поворачивая головы. Этот зверек является ярчайшим примером того, для чего животным нужны подвижные ушные раковины. 3. Некоторые ночные животные тоже имеют большие уши, например, летучие мыши. Такие ушные раковины помогают им ориентироваться в темноте. Они издают сверхзвуковые волны и большими ушами, как локаторами, улавливают их после отражения от разных препятствий.

 Еще одна функция больших ушей у животных - это терморегуляция. Обратите внимание, что у всех зверей, живущих в пустыне, даже у ежей, есть большие уши. И служат они больше для охлаждения, чем для улавливания звуков. Это видно на примере слона. Его большие уши очень подвижны, но слух у этого животного не очень острый. Слон хлопает ушами, чтобы охладиться и отогнать надоедливых насекомых.

Для чего животным нужны подвижные ушные раковины Чтобы это понять, нужно представить жизнь хищника, а особенно травоядного, в лесу. Он должен иметь возможность сосредоточиться на одном деле, например, выслеживании добычи или еде, и в то же время ему необходимо слышать, что происходит за его спиной и сбоку. В этом ему как раз помогают подвижные уши. Они поворачиваются в сторону самого малейшего звука и улавливают его. Причем оба уха могут поворачиваться в разных направлениях. Это знают владельцы собак со стоячими ушами, которые постоянно наблюдают, как их питомец поворачивает одно ухо в сторону звука. У антилоп и коз также каждое ухо поворачивается в направлении источника звука независимо от другого. Кроме того, многим жителям леса очень важно установить не только направление, откуда раздается звук, но и точное местонахождение его источника. Именно для этих целей и используются подвижные уши у животных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс по программе «Начальная школа 21 века» (речевой класс)

Материал представляет собой конспект урока по русскому языку. Цель урока: Закрепить знания учащихся о сложном предложении....

Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс). Тема: «Согласные звуки»

Конспект урока русского языка по программе "Начальная школа ХХI века" Тема "Согласные звуки" 2 класс...

конспект урока 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Второстепенные члены предложения. Определение....

Конспект урока окружающего мира по программе "Начальная школа XXI века" (4-й класс) Тема «Дыхательная система»

Конспект урока по окружающему миру "Начальная школа XXI века" (4-й класс)  с использованием карточек образовательной платформы Учи.руТема «Дыхательная сис...

Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс) Тема: Корень как часть слова

Конспект урока русского языка по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс) Тема: Корень как часть словаЦель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоени...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века» Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века»Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне....

План-конспект урока литературного чтения по программе «Начальная школа XXI века», 2 класс, часть 2

Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича».Цель: создание условий на уроке для знакомства с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка, со «Сказкой про Воробья Вор...