Окружающий мир 4 класс тема " Как развивались и строились города"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Полтавская Ирина Юрьевна

Открытый  урок  окружающего мира в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века»

Тема: « Как возникали и строились города».

 

  • сформировать представление о постройке старинных городов; сформировать понятие «кремлевский» город;
  • развивать наглядно-образное, логическое мышление, воображение;
  • воспитывать бережное отношение к культурному наследию наших предков.

Формируемые УУД:

Личностные - осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов для ориентирования в нравственных нормах, правилах.

Регулятивные - постановка целей, планирование, контроль, коррекции действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные -  ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, , осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия;

Коммуникативные – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.

Оборудование: учебник, печатная тетрадь, презентация, иллюстрации «кремлевских» городов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_okr_mir_4.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок  окружающего мира в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века»

Тема: « Как возникали и строились города».

  • сформировать представление о постройке старинных городов; сформировать понятие «кремлевский» город;
  • развивать наглядно-образное, логическое мышление, воображение;
  • воспитывать бережное отношение к культурному наследию наших предков.

Формируемые УУД:

Личностные - осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов для ориентирования в нравственных нормах, правилах.

Регулятивные - постановка целей, планирование, контроль, коррекции действий и оценки успешности усвоения.

Познавательные -  ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать ее, , осмыслять тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия;

Коммуникативные – умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться.

Оборудование: учебник, печатная тетрадь, презентация, иллюстрации «кремлевских» городов.

Ход урока:

  1. Организационный момент

 Здравствуйте, ребята

Наши знания – это наше богатство.

Вперед, за новыми знаниями! Я желаю всем плодотворной работы

И успехов. Для этого,  у нас будут работать следующие группы

Индивидуалисты- ребята любящие работать самостоятельно( они получают конверт с заданиями и ключ к нему.

1 карточка

1. «Каменным поясом Земли Русской» называли:

а) Саяны

б) Алтай

в) Кавказские горы

г) Уральские горы

2. Самые высокие горы России - это…

а) вулканы Камчатки

б) Уральские горы

в) Кавказские горы

3. Западно-Сибирская равнина – это…

а) холмистая равнина

б) плоская равнина

4. В список Всемирного наследия включены…

а) вулканы Камчатки

б) Саяны

в) Алтай

5. Одна из крупнейших равнин земного шара …

а) Западно-Сибирская равнина

б) Восточно-Европейская равнина

2 карточка

1.Что такое равнина? (Равнины - это ровные или холмистые участки земной поверхности.)

2.Что вы можете сказать о горах? (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые - высокие, и старые — невысокие.)

3 карточка

1.Как называют Уральские горы? («старые горы»,)

2.Что такое рельеф?

3. Какие равнины расположены на территории нашей страны?

  1. Эрудиты- ребята работают со значением слов,  размышляют над поставленной проблемой на уроке.

команда работает над объяснением смысла  пословиц:  

1В бою за Отчизну и смерть красна.

2. Чужая сторона не прибавит ума.

3. Если не нашёл счастья дома, не обретёшь и на чужбине.

-Определите тему пословиц

  1. Художники- продемонстрируют рисунки и иллюстрации по теме урока.
  2. Артисты- прочитают выразительно подобранные ими стихотворения, посвященные нашему родному городу.

Есть много городов на свете:

Владимир, Тверь, Анапа, Клин.

Но лучший город на планете

Ты, моя родина, Сулин!

Пускай Нью-Йорк намного круче,

Пусть чистотой блестит Берлин,

Но для меня ты самый лучший,

Ты – самый Красный, мой Сулин!

Один хороший мой знакомый

Уехал вдаль, на Сахалин,

И там ему, вдали от дома,

Наверно, снится наш Сулин.

Чего б ты в жизни не добился –

Каких высот, широт и длин,

Не забывай, что ты родился

В чудесном городе Сулин.

Есть Красный Холм и Луч есть Красный.

В России ты такой один.

Цвети и славься, мой прекрасный,

Мой самый Красный, мой Сулин!

  1. Спортсмены- проведут разминку.
  1. Актуализация опорных знаний

Это что за богатырь
Раздается ввысь и вширь
И всегда, во мгле ночей,
Миллионы жжет огней? 
(город)

 Какое слово было загадано?  (Город).

- В каком числе стоит это слово?  ( В  единственном числе.)

-Поставьте  слово «город» во множественное число. ( Города)

-Это слово будет ключевым, главным словом в названии темы нашего урока.

1.Вступительное слово учителя. -

Сегодня нам очень трудно представить современный мир без больших городов, широких проспектов, высотных зданий. Но ведь было время, когда вообще не было городов и больших поселений. Можно было пройти сотни километров и не встретить жилья человека.

Города бывают большие и малые, города-миллионеры и города-крепости. Одни имеют древнюю историю, другие были построены только в 20 веке. «Профессии » городов тоже различны. Например, одни города-столицы, другие являются крупными промышленными центрами, третьи — портами или курортами.

III . Постановка темы и цели урока

Проблемный вопрос:– Какое поселение наши предки называли городом? Как они строили свои города?

– Ответы на эти вопросы нам поможет дать сегодняшний урок. Сформулируйте тему урока: «Как возникли города. «Кремлевские» города» (учитель записывает на доске)   

  • Хотели бы вы узнать о городах на уроке?  
  • О каких  городах  вам хочется узнать больше: о современных или древних? Почему?

-Давайте поставим цели урока.

Дети:

 -Узнать о том, как   возникали,  строились древние города,  кто в них жил, чем там занимались люди, как назывались эти города, чем знамениты эти города и т.д.

(учитель записывает на доске)

Задачи:

1.Узнать, какое поселение наши предки называли городом

2.Выяснить, как строили города наши предки.

3. Познакомиться с «кремлевскими» городами.

(учитель записывает на доске)

Физминутка

Физминутка 

  А теперь встали из-за парт. Представьте, мы приехали на экскурсию в другой город. Идем по улице ( показывают) . Посмотрели на право , посмотрели налево. Идем дальше. Переходим дорогу,перед нами светофор. Горит красный (стоим смирно), желтый( ждем), Зеленый( идем). Тихонечко сели.

А теперь встали из-за парт. Представьте, мы приехали на экскурсию в другой

город.Идем по улице ( показывают) . Посмотрели на право , посмотрели налево.

Идем дальше. Переходим дорогу,перед нами светофор. Горит красный (стоим

смирно), желтый( ждем), Зеленый( идем). Тихонечко

VI. Изучение нового материала

1.Так что же обозначало слово «город» у славян?

Наши эрудиты, провели небольшое  исследование   происхождения  и значения слова «город».

Катя:

-Я решила  найти информацию о значении слова « город» в Интернете и посмотреть   его значение   в « Словаре русского языка» С.Ожегова.

-Вот, что я узнала из Интернета.

-Слово «город» произошло от слов городить, ограда, огораживать, огород, городище - место, где в древности стоял город.

  -В    словаре дано следующее значение слова.

Город - это крупный населенный пункт, торговый, административный, промышленный центр».  

Учитель:

-Подберите к слову «город» родственные, однокоренные слова. ( Городской, городок. (Городище, пригород, пригородный).

На карте нашей необъятной  Родины, есть маленький город, Красны Сулин. Находиться он в Ростовской области на реке Кудрючья , бассейне Северного Донца. Для нас, живущих здесь, родившихся здесь, нет роднее  и ближе

В честь кого наш город так назван ? в честь полковника Андрея Лукича Сулина, который  в 1797 основал наш город.

 Какую важную дату отмечает Красный Сулин сегодня?

14 февраля ныне далекого 1943 года, воины 47-й гвардейской Дивизии освободили жителей Красного Сулина от немецко-фашистских захватчиков.

Наши артисты подготовили стихотворения о нашем городе

Итоги

VIII.  Рефлексия.

- Ребята, вам понравился урок?

-Какова была цель урока?

-  Достиг ли урок цели?  

- О чём бы хотели ещё узнать?

-Что означало слово «город» в древнерусском языке?

– Как возникали первые города?

-Какие кремлевские города узнали? Каково их количество?

-По каким признакам славяне местность для строительства города?

 Приложение

История создания Казанского Кремля относится к 11-12 векам Первоначально крепость строилась как оборонительное сооружение Волжской Булгарии для защиты от вражеских нападений. Здесь размещались торговые ряды, была построена мечеть, главным украшением площади был Кремль. Но все было разрушено и сожжено в 1552 году во время нападения войска Ивана Грозного. После завоевания Казани новый правитель распорядился заново отстроить на Казанском холме здание Кремля и восстановить облик административного центра.

В XVIII веке Казанский Кремль принял последнее вражеское нападение — Емельяна Пугачева в 1773 году и отстоял свои позиции. Враг отступил, но последствия разрушений археологи находят и сегодня.

Суздальский кремль

 Суздальский Кремль — древнейшая часть города, ядро Суздаля, археологически существующее с X века, а по летописям — 1024 г. Расположен Кремль в излучине реки Каменка, в южной части города. На рубеже 11—12 веков. здесь была сооружена крепость с кольцом земляных валов протяженностью 1400 м. На валах возвышались бревенчатые стены и башни. В Кремле помещались двор князя и двор епископа с городским собором, обитала также княжеская дружина и многочисленное окружение князя и епископа. Во второй половине 15 века оборонительные сооружения укрепляются и досыпаются, в 1677 году возводится рубленая сосновая стена с 15 башнями и воротами. Все деревянные укрепления сгорели в 1719 году. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерейского двора с древним Рождественским собором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 4 класс «Как возникали и строились города. «Кремлёвские» города»

Урок окружающего мира 4 класс «Как возникали и строились города. «Кремлёвские» города».Программа: "Начальная школа 21 века"...

Урок окружающего мира в 4 классе по программе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века" на тему "Как возникали и строились города"

Вначале урока проверка домашнего задания: дифференцированная работа, работа по карточкам, разгадывание кроссворда. Новая тема начинается с постановки роблемной ситуации  по  определению прич...

Материалы для проведения междисциплинарного ситуативного дня. 1 класс. Тема: " Москва- столица России. Мой город".

Этот материал используется мной в первые дни первоклассников в школе. Выполняя задание по теме" Мой город " ребёнок обобщает полученные знания по окружающему миру, закрепляет математические ...

Урок по окружающему миру на тему : Полезные привычки "Путешествие по городу Здоровейску"

Данный материал можно использовать на уроке по окружающему миру или при проведении внеклассного мероприятия по полезным привычкам....

Окружающий мир 4 класс тема " Как развивались и строились города" презентация у уроку

Презентация к уроку окружающего мира 4 класс УМК 21 век " Как развивались и строились города"....

Конспект урока по технологии (3 класс). Тема: Ателье мод. Одежда. Строчка стебельчатых стежков, строчка петельных стежков. Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

Цели деятельности учителя: формирование понятий о стебельчатом и петельном стежках; умение детей владетьтехническими приемами ; формирование знания о профессиях в сфере пошива одежды.Планируемые резул...

Сценарий урока окружающего мира в 4 классе Тема:« Как возникали и строились города»

Цели: создать условия для формирования представлений учащихся о постройках старинных городов и их значении в жизни славян, для знакомства с древнерусскими городами, способствовать  развиват...