Воспитание экологической культуры младших школьников средствами учебной деятельности
статья по окружающему миру (1, 2, 3 класс)

Ильина Ирина Рашитовна

Педагогическая теория и практика, пытаясь соответствовать требованиям общества, вынуждена искать все новые и новые пути реализации предложенных ей целей обучения и воспитания подрастающего поколения. Ребенок младшего возраста - деятельный субъект воспитания, это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов, активно участвующий в сознательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_ekologich_kultury_vo_vnekl_rabote.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры младших школьников средствами  учебной деятельности

(дисциплина «Окружающий мир»)

Современное общество, динамично развиваясь, постоянно ставит перед школой задачи формирования нового человека. Педагогическая теория и практика, пытаясь соответствовать требованиям общества, вынуждена искать все новые и новые пути реализации предложенных ей целей обучения и воспитания подрастающего поколения. Ребенок младшего возраста  деятельный субъект воспитания, это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов, активно участвующий в сознательной деятельности.

Детям младших классов, как правило, свойственно достаточно своеобразное единство познаний и переживаний, которые разрешают говорить о реальной возможности создания у них принципов ответственного отношения к окружающей природе. Все учебные материалы начальных классов предназначены сегодня для внесения собственного вклада в процесс формирования у младших школьников ответственности перед экологией и самой природой.... 

Поэтому важно учитывать, что младший школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации. 

Уже с первых дней обучения в начальной школе необходимо формировать экологическое сознание, так как экологически образованный человек понимает, какой вред могут приносить те или иные действия, и вместе с этим формирует уже свое отношение к этим действиям в соответствии с нормами и правилами экологического поведения.

Урок, в особенности урок окружающего мира,  дает большие возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме. Этому могут способствовать и те все предметы, которые предлагаются к изучению в школьных заведениях в обязательном порядке, которые включали бы в себя освещение проблем, связанных с современной экологической ситуацией.

В программе начальной школы находят отражение материалы из различных разделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел биоэкологии, который состоит из экологий естественных биологических систем.  

Материал, который показывает отношения живых организмов с окружающей его средой, или средой обитания, вызывает особый интерес у младших школьников. Поэтому содержание этого раздела близко и понятно детям. В данном разделе дается представление о многообразии обитателей природы, о приспособлении их к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям между собой и человеком), где живут, а также, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность, и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных.

Также в содержании находят отражение знания о местах обитания живых организмов: об их домах - природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека. При этом необходимо подвести младших школьников к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека. Заботится о здоровье человека, о его нормальной жизнедеятельности – это значит оберегать  окружающую среду.

В первом классе при изучении разнообразия мира животных (насекомые, рыбы, птицы, звери) формируются умения описывать предметы и явления окружающего мира, выделяя их отличительные признаки (свойства). Учащиеся выполняют задания, где необходимо по существенным признакам, угадать, например, какое-либо насекомое. Или, наоборот, задания, в которых нужно назвать отличительные признаки определенного животного.

Данные задания позволяют познакомить учеников с разнообразием мира животных, активизировать сенсорное восприятие, проверить способности учащихся мысленно представлять и описывать животных, развивать произвольное внимание, воображение, речь, мышление, эмоции.

Для развития творческих способностей можно предложить учащимся отгадать загадки,  перечислить отличительные признаки, рассказать об удивительных способностях данного животного, о среде обитания, отметить взаимосвязи с растениями, с человеком. Или самим сочинить загадку или сказку, в которых необходимо отразить особенности определенного животного.

Использование рабочих тетрадей на печатной основе поможет учителю более продуктивно работать над экологическим воспитанием учащихся.

Иллюстративный материал рабочих тетрадей позволяет организовать разные виды продуктивной учебной деятельности учащихся: подписывать названия предметов или их частей, отмечать их условными знаками, определять отличительные признаки предметов, рисовать изучаемые предметы, отражая их существенные признаки.

….

Особая роль в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям. Они дают возможность в естественной обстановке познакомить детей с природными объектами и явлениями, с сезонными изменениями, с трудом людей, направленным на преобразование окружающей среды. Во время экскурсий школьники начинают познавать мир природы во всем его многообразии, развитии, отмечать взаимосвязь явлений. Экскурсии помогают детям задуматься о ранимости природы, о необходимости ее охраны.

Во время экскурсии закрепляются правила поведения в природе: нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц, нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.

Пониманию о необходимости не нарушения человеком связи между природой и самим человеком способствует и обсуждение произведений не только научной, но и художественной направленности, например стихотворения Б.Заходера «Про всё на свете» (2 класс).

Бережное отношение к природе зависит от способности эстетически воспринимать её, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Наблюдение красоты природных явлений - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и пробуждение у детей эмоционального отношения к природе. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, вызывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений. Этому способствует выполнение заданий с подбором и оформлением фотосюжетов, например, «Красота неба», «Красота воды» и т.д.

Особую роль в воспитании экологической культуры младших школьников принято считать изучение природы родного края. Этому способствует работа по составлению коллективного сборника растений и животных Татарстана, помещенных в Красную книгу. Красная книга стала своеобразным мерилом экологии нашей планеты. Она заставляет людей по-другому посмотреть на собственную деятельность задуматься и о сохранении мира. Младшие школьники приходят к выводу, что любой живой организм нуждается в защите; видах растений и животных родного края, которые становятся редкими; исчезающих, находящихся под угрозой исчезновения виды растений и животных.

Изучение природы родного края, города, села и оформление их в предлагаемые проекты, например, «Родной город», где изучаются не только достопримечательности города, но парки, реки и озера местности, также прививают такие человеческие чувства как любовь и бережное отношение к природе и привносят понимание важности изучения современной экологической ситуации.

Участие школьников в изготовлении скворечников, кормушек для птиц, вывешивании их на территории школы и своего двора, понимание необходимости помощи птицам зимой, экологически грамотного подкармливания зимующих птиц, участие в акциях помощи бездомным животным, формирует эмоционально-доброжелательное отношение к живым существам.

Несмотря на то, что младшие школьники не имеют глубоких познаний промышленного и сельскохозяйственного производства и не могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении окружающей среды, то, например, при знакомстве с дорогами и транспортом, есть возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей.

 При изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов - влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите.

Большую роль играют и задания по умению читать и составлять экологические знаки.

Решение заданий, приближенных к реалиям жизни, помогает выработать привычку поступать и совершать поступки положительного характера.

Получая определенную систему знаний на уроках «Окружающий мир», ученики усваивают нормы и правила экологического поведения в природе. Но нормы и правила поведения будут недостаточно усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания. Одно из первых и важнейших условий  - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу. Второе непременное условие – вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по ОРКСЭ "Педагогический смысл воспитания духовности личности младшего школьника средствами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики".

Проблемы,  рассматриваемые в статье  очень актуальны, так как в настоящее время духовно-нравственное воспитание приобрело особую значимость.  Именно школа является основным  звеном...

«Воспитание экологической культуры младших школьников через организацию урочной и внеурочной деятельности»

Формирование экологической культуры населения рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не толь...

Воспитание экологической культуры младшего школьника через проектную деятельность.

Острота современных экологических проблем выдвигает перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природ...

Игра как средство воспитания экологической культуры младших школьников

формирование экологической культуры у подростающего поколения...

Об опыте формирования экологической культуры младших школьников средствами внеурочной и внешкольной деятельности

Работа по формированию экологической культуры и экологическому просвещению населения страны, согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» [3], осуществляется не только органам...

Об опыте формирования экологической культуры младших школьников средствами внеурочной и внешкольной деятельности

страны, согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» [3], осуществляется не только органами государственной власти Российской, общественными объединениями и средствами массово...