Особенности жизни героев в разные времена года.И.С.Соколов- Микитов "Листопадничек"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Гуриева Аксана Владимировна

Конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_listopadnichek.docx235.84 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное Казенное Образовательное Учреждение

                      Средняя Общеобразовательная Школа

                                                  п.В.Фиагдон

Урок литературного чтения

3 класс

«Школа России»

Особенности жизни героев в разные времена года.
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Картинка 2 из 18

                                                                       Подготовила: Гуриева А.В.

                                                                        учитель начальных классов

2017 г.                                    

                    Конспект урока литературного чтения 3 класс

    « Я писал о том, что видел своими глазами и что слышали мои уши»

                                                                            (И.С. Соколов-Микитов)

Тема урока:  Особенности жизни героев в разные времена года.

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

ель урока:

 1. Продолжить работу над сказкой, совершенствовать технику чтения, формировать навык чтения «про себя», составления плана, учить давать характеристику герою, читать по ролям.

2. Развивать память, мышление, речь, внимание, творческие способности.

3. Воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, желание видеть и понимать природу. Познакомить учащихся с произведением писателя

И.С. Соколова – Микитова  об окружающей природе.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

    1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С.Соколова – Микитова и его рассказом «Листопадничек».

    2.  Оживить в памяти детей личные наблюдения за природой.

    II.       Развивающие:

  1.  Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.

2. Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности.

     3. Развивать выразительное чтение, совершенствовать навык беглого чтения;  память, речь.

    III.      Воспитывающие:

     1.  Учить видеть и понимать окружающую природу, вызвать желание общаться и любоваться ею.

      2.   Воспитывать любовь к матери, родному дому;

Оборудование: компьютер, презентация; портрет писателя; учебник литературное чтение 3 класс; рассказ «Листопадничек»; пословицы; скороговорки; план работы с синквейном;   картинки животных; карточки с заданиями.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

  1. Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности.

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

 Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на  уроке.

Девиз: «Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно включайся в работу       дружок!»

 - Ребята, а вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступим к работе. 

                                                                                                                                       

                               

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: Изучение какого раздела мы начали на прошлом уроке? («Люби живое»).  

- Со сказкой  какого писателя мы познакомились? (познакомились со сказкой И.С.Соколова - Микитова «Листопадничек»).

- Давайте вспомним: где родился И.С.Соколов-Микитов? (опрос по цепочке)

- Почему слова мама, солнце, природа можно объединить?

-  Какой призыв М. Пришвин адресовал жителям планеты Земля?  

- («Мои молодые друзья!  Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»).

- Прочитайте отрывок наизусть так, чтобы всем сидящим в классе ребятам показалось, что автор обратился к каждому из них (индивидуально; в парах).

  1. Подготовка к закреплению изученного материала
  2. Музыка П.Чайковского «Времена года».Осень.

1.  Беседа.    

 Учитель: О чём мы сегодня  будем говорить и  читать?

Пришла без красок и без кисти

                        И перекрасила все листья. (Осень)

- Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени.

(листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают  на юг; звери готовятся к зиме).

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (листопад)    

 - Как вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (высказывания детей)

- Какие изменения происходят в жизни животных осенью? Как они  готовятся к зиме?  (линяют; запасают корм; рождают детёнышей)

- Догадайтесь, почему я расположила этих животных группами?  

Игра  «Кто как готовится к зиме?»

1. Белка, бобр, мыши;                            

2. Медведь, ёж, барсук;

3. Лиса, волк, заяц.

( I группа: животные, которые запасают себе на зиму корм;

II группа: животные ложатся в спячку;

III группа: животные не запасают корм, не ложатся в спячку).

- У какого из названных животных детёныши появляются осенью? (высказывают мнения)

 

Проблемный вопрос:

Учитель: Ребята, кто из вас знает, как называют зайцев, родившихся осенью?  (высказывают предположения)    

 (зайцев называют листопадничками)  

Учитель: Верно, молодцы, ребята!

- Кто же наши гости? Как их зовут? (бобр и заяц)

3.  Вопросы – предположения:  

- Рассмотрите иллюстрацию и выскажите свои предположения о героях произведения? 

- Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этими героями?

- Каков жанр этого произведения? 

     IV.  Изучение нового материала

1.  Объявление темы урока

Учитель: Сегодня мы продолжаем работу над произведением «Листопадничек». 

3.   Работа над скороговоркой     

Учитель: Герои приготовили нам разминку.

Бобры храбры идут в боры,
Бобры для бобрят добры.

- Прочитайте с интонацией:

  • утвердительной,
  • вопросительной,
  • с ускорением,
  • очень быстро.

4. Словарная работа  

Учитель: Чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов:

долговязый – высокий, худощавый, нескладный;

плотина – сооружение, перегораживающее реку, течение, для подъёма уровня воды;

запрудили – перегородили реку плотиной;

штукатур – мастер, работающий с известковым раствором во время ремонта или строительства.

1.  Чтение текста 

-  чтение по цепочке;  самостоятельно.

2. Первичное восприятие.

Учитель: Понравилась ли вам история о зайчике?

- Почему автор дал такое название произведению? Можно ли его было  озаглавить    иначе?

  Физкультминутка( солнышко лучистое)

     VI. Анализ литературного произведения  

1.  Работа над текстом.  

Учитель: В какое время года появились зайчата?   (осенью)

- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

(Зайчик мечтал полетать. Он  видел, как учатся летать журавлята и хотел научиться летать).

- О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа? (журавлей, медведей, ежей, змей, бобров).  

- Как вели себя другие звери? (Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи).  

  • - Чего испугались «листопаднички»?
  • Почему зайчат называют листопадничками?
  • Кто их так называет?
  • Где живут зайцы?
  • Какие правила нужно соблюдать, гуляя в лесу?
  • Как вы думаете, можно ли брать домой маленьких зайчат?
  • Почему зайчонок побежал за журавлями в теплые страны?
  • Какие еще птицы улетают на юг?
  • Как помочь птицам, которые остаются на зиму у нас?

Они испугались того, что могут замёрзнуть на болоте).

- Как их успокоила старая зайчиха? (Она объяснила им, что скоро вырастет на них тёплая белая шёрстка и им будет тепло и уютно).

- Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны?  (Нет).   

2.  Выборочное чтение.  

Учитель: С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки? (Зайчонок встретил бобров, которые строили плотину).

- Прочитайте по ролям разговор  зайчика с бобрами.

- Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой? (Зайчонок остался в бобровой хатке.  Он стал нянькой у бобрят).

- Почему зайчонок остался у бобров?  (Зайчонок не умел плавать, а выход был один – под водой).

3.  Чтение – поиск.  

- Каких страхов натерпелся Листопадничек  за долгую зиму? О чём он вспоминал?

 (За долгую зиму большого страху  натерпелся  Листопадничек - зайчонок. Часто вспоминал он своё тёплое гнездо,  старую мать-зайчиху).

- Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.

- А знаете ли вы, что у бобров  много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.

4.  Работа  в парах  ( по карточкам ).

-Найдите в  тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике

 на стр. 60, 63.

 5.  Характеристика героя. 

- Опишите  Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор.

- мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);

- непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

- любознательный (задаёт вопросы бобрам);

- терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

- добрый (помогал нянчить бобрят);

- заботливый (кормит бобрят);

- смелый (научился плавать);

- любящий  (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя  в хатке у бобров).

- Дайте характеристику бобрам:  

- трудолюбивые (строят плотину, хатку в два этажа; таскают палки; хвостом пришлёпывают, как штукатур лопаткой; ходят на работу)

- запасливые (готовят корм на зиму)

- гостеприимные (приютили зайца)

- заботливые (волнуются за бобрят)

- смелые (выгнал выдру из хатки; помогает зайчику при наводнении)          

- чистоплотные (прибирают свою хатку, любят чистоту и порядок)   

  1. Закрепление изученного материала

1.   Учитель:  Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите.  

 (Это сказка, т.к. животные разговаривают, путешествуют).

 - Какая эта сказка?  (авторская)

- Изобразим схему нашей сказки. Вы должны выбрать нужные элементы:

 

        

        

  1. Работа в группах:

1 группа: Найдите животных, которые спрятались в слове «Листопадничек».     

(лиса, слон, осёл, пони, кот, енот, аист, оса, пчела, пёс, ласточки).

 

2 группа: Составляет синквейн о зайчике.  

(работа в тетрадях; на слайд выносится план работы с синквейном).

1  – существительное;

2 – 2 прилагательных;

3 – 3 глагола;

4 – ключевое предложение из текста;

5 – синоним к слову        

(ученики зачитывают варианты ответов)

Ученики:  Зайчик

                  Любознательный, трусливый

                  Заботится, боится, ныряет

 По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и    отчаянным зайцем.

                   Листопадничек                

 

3 группа: работа по карточкам   (23 слайд)

«Вставьте  подходящее слово из текста»:

(задание на карточках)

  • Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке).
  • Остался Листопадничек в бобровой (хатке).
  • Любят (бобры) чистоту и порядок.
  • За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок.
  • Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери).
  • Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде) Листопадничек.

     VIII.  Итог урока 

- Ребята, с чем мы с вами познакомились на этом уроке?

- Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

- Почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям?

Учитель: Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.

- Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек?  (Лягушку-путешественницу).  Почему?

Пословицы:  

- Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

  • Много спать – дела не знать.
  • Дома и стены помогают.
  • Всякий кулик своё болото хвалит.
  • Чужая сторона – дремучий бор.
  • В гостях хорошо, а дома лучше!
  • Друзья познаются в беде.

- Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)

     IX.   Домашнее задание, выставление оценок.  ( Листы самооценки)

- Придумать продолжение этой истории. Какие ещё приключения могли бы  произойти с зайчонком?

- Нарисуйте понравившийся эпизод сказки.

  1. Рефлексия.   ( Листы самооценки)
  2. Рисунок «Гора Казбек» (флажки РСО-Алания).

  • Я узнал на уроке ... .
  • Мне было интересно потому, что ... .
  • Меня удивило  ...
  • Я бы хотел ….
  • Я сделал(а) вывод, что…Учитель: Мне понравилось с вами общаться и думаю,  наш урок пойдёт вам на пользу.

В заключении мне бы хотелось прочесть слова Н. Рыленкова

«Читайте, дорогие ребята и уважаемые взрослые, глубоко патриотичные книги Ивана Сергеевича Соколова-Микитова. Произведения писателя позволят вам полнее и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть немало прекрасного, на что мы порой не обращаем внимания в повседневных заботах. И пусть чтение книг И.С. Соколова-Микитова доставит вам огромную радость»!

-  Спасибо за урок.  

Приложение

Используемая литература:  

  • Литературное чтение. 3 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ [сост. Л.Ф. Климанова и др].
  •  Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: BАКО, 2006.
  •  Рыленков Н.И. Хранитель родников // Жизнь и творчество И.С. Соколова-Микитова.- М.,1984.-С.27-31.
  • Интернет источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения детей с разным каналами восприятия

 Известно, что дети по-разному воспринимают информацию, поступающую из внешнего мира. По способу восприятия традиционно выделяется четыре типа личности: визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты. У раз...

Особенности учебной мотивации в разных возрастах.

Особенности учебной мотивации  в разных возрастах....

Как учились в разные времена.

Знакомство детей с изменениями в образовании от Руси до наших дней....

ОСОБЕННОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ГОДА

ОСОБЕННОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ ГОДА...

"Одежда в разные времена и в разных странах"

Конспект урока , в котором происходит систематизация знаний о одежде народов России....

Урок окружающего мира. Тема: Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся. Их жизнь в разные времена года.

План конспект урока окружающего мира по программе «Начальная школа 21 век» по учебнику 2 класса.Тема: Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся. Их жизнь в разные времена года....

Конспект урока окружающего мира «Достопримечательности разных континентов. Жизнь людей на разных континентах» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о достопримечательностях и жизни людей на разных континентах.Планируемые результаты:Предметные:знать, что такое континент, какие контин...