Классный час "Птицы-наши друзья"
классный час по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Староверова Анна Владимировна

Открытый классный час на школьном методическом объединении классных руководителей "Птицы-наши друзья". Данный материал может быть использован для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий экологической направленности с обучающимися начальной школы, для детей с ОВЗ, для учащихся с умственной отсталостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шаховская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Школьное методическое объединение классных руководителей

«Птицы - наши друзья»

открытый классный час

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Староверова А.В.

12.02.2019 г.


                                     Пояснительная записка

Данная методическая разработка может быть использована для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, занятий кружков экологической направленности с обучающимися начальных классов.

 Цели данного мероприятия:

- экологическое воспитание обучающихся;

- расширение кругозора;

- проверка знаний эрудиции;

- видеть взаимосвязь человека с природой.

Задачи:

- содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека – птицам;

- развивать интерес к различным видам птиц, их среде обитания;

- развивать наблюдательность детей.

 Оборудование:

Экран, проектор, презентация, кормушка.

   В процессе проведенного мероприятия я старалась развивать восприимчивость ребенка к миру природы, поддерживать  чувство удивления, восторженности, положительного отношения к объектам природы – птицам. Был сформирован определенный уровень информированности детей о птицах, о среде обитания, что способствовало развитию эрудиции и познавательных интересов, подводило школьника к осознанию себя как носителя экологической культуры.

  И главная методическая особенность данного мероприятия состоит в организации природоохранной деятельности, а именно развешивание кормушек и подкормка птиц. Ведь труд в природе обладает рядом особенностей, которые ставят его в исключительное положение как средство воспитания экологической культуры:

1) бескорыстие и приближение к общественно-значимой деятельности;

 2) взаимосвязь с окружающим миром;

3)удовлетворение результатами своего труда.

                                        Ход занятия

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний  добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напрополую,

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

        

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

                        Не оскверняй его святынь.

                                  Нор звериных, птичьего гнезда

                                         Разорять не будем никогда!

                                         Пусть птенцам и маленьким зверятам

                                        Хорошо живется с нами рядом!

  Сегодня, дети, мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.

 Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий и поговорок так или иначе связано с пернатыми.

Вспомните русские пословицы и поговорки, а также загадки:

-Метил в тетерю, угодил в сук.

-Счастье-вольная птица: где захотела, там и села.

-Где ворона ни летала, а к ястребу в когти попала.

-Два раза родился, ни разу не крестился. Кто это? (птица)

А сейчас мы проведем с вами экологическую викторину.

 «Экологическая викторина»  

Учитель дает описание птицы или загадывает загадки. Дети должны  назвать птицу.

1.Серенькая птичка

Ростом невеличка,

Бегает от кошки,

Собирает крошки. (Воробей.)

2.В пруду купался, а сух остался. (Гусь.)

3.Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит. (Дятел.)

4.Какая птица весной резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка.)

5.Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот,

И в полях поет, поет. (Жаворонок)

6.Вещая птица древних славян. (Ворон.)

7.Плавающая, но нелетающая птица Антарктиды. (Пингвин)

8.Самая маленькая птица в мире. (Колибри)

9.Болотная птица из отряда голенастых. (Цапля)

10.Дитенок еще не родился, а уже отдан на воспитание, - у кого это? (У кукушки.)

11. Какие птицы прилетают позже всех и улетают раньше всех? (Ласточки)

12. С прилета каких птиц считают начало весны? (Грачи)

13.Какая птица своей песней раньше других извещает о приходе весны? (Ворона)

14.Каких пернатых птиц называют «пернатыми кошками»? (Сов)

15.Птица, «приносящая новости на хвосте». (Сорока)

16.Птица с перекрещенным клювом. (Клест)

18.Птица, «приносящая» детей в семью. (Аист)

19.Яркоокрашенная птичка, которая «мерзнет». (Зяблик)

20.Птица – символ мира и чистоты. (Голубь)

Птиц на земле много – около 9 тысяч видов. Раздел биологии, изучающий пернатых, называется орнитологией. Птицы различаются по внешнему виду и размеру: например, страус и колибри.

  Сегодня мы не будем говорить об экзотических птицах из далеких стран. А поговорим о тех, которые живут рядом с нами: в наших лесах, парках, садах и огородах.

Сейчас зима. Снег покрывает землю. Очень тяжело выжить птицам в это трудное время года. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. В это время им просто необходима наша помощь. Ребята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам не погибнуть от голода и холода? (Кормушки).

 Мы с вами приготовили кормушку. После уроков  мы с вами пойдем в наш школьный двор, чтобы повесить ее и угостить вкусными зернышками наших пернатых друзей.

                                     Не разоряйте птичьего гнезда-

Так счастлива в своем жилище птица!

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора:

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Она чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

(К.Кулиев)

 

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло,

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

 Литература

1.Анашкина Е.А.. 300 вопросов и ответов о животных.- Ярославль: Академия развития, 1998.

2.Виноградова Н.Ф. и др. «Окружающий мир». Метод. Беседы.- М.: Просвещение, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Планета друзей"

Данное мероприятие помогает решить следующие задачи: • определить принципы (правила) жизнедеятельности в классном коллективе и коллективе вообще; • развивать коммуникативные возможности учащихся, ум...

КЛАССНЫЙ ЧАС «Планета Друзей»

Конспект классного часа, цели которого - способствовать формированию нравственной культуры учащихся, расширению опыта и творческому применению в реальной жизни по­лученных ранее знаний, умений и н...

сценарий классного часа "Мы друзья природы" в форме экологического телемоста

Пояснительная записка классного часа. Категория участников:  учащиеся 3 класса. Форма проведения: телемост. Тема: «Мы – друзья природы!». Взаимодействие: родители – медицинские работн...

Работа на конкурс " Я - классный руководитель".Классный час " Неразлучные друзья - родители и дети".

Классный час с родителями и детьми о дружбе, взаимовыручке, верности....

классный час "НЕРАЗЛУЧНЫЕ ДРУЗЬЯ - ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ"

КЛАССНЫЙ ЧАС В 4 КЛАССЕ ПОСВЯЩЕННЫЙ СЕМЬЕ И ЕЕ ЦЕННОСТЯМ....

Классный час «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много»

Цель: формирование нравственно-этических качеств у детей.Задачи:·         закрепить понятия «дружба крепкая», «настоящий друг»;&m...

Классный час "Есть друзья, а для них у друзей нет выходных"

Учащиеся размышляют над вопросом "А есть ли у меня друг?"...