Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Казакова Любовь Сергеевна

На уроке учащиеся познакомятся с положительными и отрицательными сторонами правления Ивана Грозного - первого российского царя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivan_tretiy.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру (УМК «Школа России, 4 класс)

Тема: Иван Третий

Задачи:

  • Формировать у учащихся первоначальное представление о причинах и последствиях возникновения единого независимого государства со столицей в Москве;
  • Познакомить учащихся с положительными и отрицательными сторонами правления Ивана Грозного – первого российского царя

Тип: изучение нового материала

Планируемые результаты

Предметные:

  • Рассказывать о падении монгольского ига с помощью исторической карты;
  • Иметь представление об объединении княжеств вокруг Москвы и возникновении единого Российского государства;
  • Рассказать об изменениях в облике Москвы;
  • Характеризовать правление Ивана Грозного (выделять положительные и отрицательные стороны)

Метапредметные:

  • Определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;
  • Извлекать информацию из исторической карты;
  • Характеризовать иллюстрации, определять сходство и различие;
  • Определять положительные и отрицательные стороны исторических событий;
  • Работать с текстом: составлять рассказ, используя ключевые слова

Личностные:

  • Проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность;
  • Определять личностный смысл учения;
  • Проявлять самостоятельность в информационной деятельности

Межпредметные связи: Математика (моделирование), литературное чтение (создание календаря исторических событий), русский язык (работа с текстом и иллюстрациями)

Ресурсы урока: Учебник, ч. 2; рабочая тетрадь, ч. 2, электронное приложение к учебнику; книга тестов; историческая карта; «лента времени»

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает учащимся выполнить тест на с. 85, 86.
  • Организует проверку домашнего задания.
  • Организует работу с «лентой времени» и исторической картой: отмечает на «ленте времени» первую половину XV века, предлагает учащимся с помощью карты определить, какие изменения произошли с границами Руси после Куликовской битвы.
  • Организует выполнение задания 1 на с. 26 рабочей тетради
  • Выполняют тест с самопроверкой.
  • Представляют результаты самостоятельной работы: выступают с сообщениями, дополняют друг друга.
  • Актуализируют необходимые знания. Извлекают информацию из исторической карты, работая с условными знаками. Делают выводы о причинах изменения границ Московского княжества.
  • Вырезают фрагменты карт из приложения, устанавливают соответствие между картой и историческим периодом, выполняют самопроверку с помощью учебника и взаимопроверку

Мотивация познавательной деятельности

  • Сообщает учащимся, что на этом уроке они будут изучать деятельность двух русских (московских) правителе – Ивана Васильевича (Ивана Третьего) и его внука Ивана Васильевича (Ивана Четвёртого). Сообщает, что их прозвали Иван Великий и Иван Грозный (можно продемонстрировать портреты). Спрашивает, чем, по мнению учащихся, знамениты эти правители
  • Высказывают предположения. Актуализируют личный опыт. определяют учебную задачу урок

Организация познавательной деятельности

  • Организует работу с текстом на с. 75 и исторической картой учебника: предлагает прочитать текст и проследить описываемые события по карте на с. 73 учебника.
  • Спрашивает, какие перемены повлекло описываемое событие для Руси.
  • Организует выполнение задания 5 рабочей тетради и работу с текстом на с. 76-78 учебника: предлагает на основании иллюстраций в рабочей тетради описать Москву при Дмитрии Донском и при Иване Третьем, сделать вывод, проверить его с помощью учебника.
  • Организует работу в группах: предлагает учащимся ответить на один из вопросов рубрики   «Обсудим!».
  • Предлагает рассказать о правлении Ивана Третьего по ключевым словам на с. 78 учебника.
  • Предлагает прочитать текст об Иване Грозном, выделить ключевые слова (по аналогии с предыдущим заданием).
  • Предлагает выделить положительные и отрицательные стороны правления Ивана Грозного.

*Можно предложить учащимся организовать перекрёстную дискуссию с целью ответа на вопрос «Положительным или отрицательным правителем был Иван Грозный?»

  • Читают текст, прослеживают по карте продвижение войск Ивана Третьего и хана Ахмата к месту битвы на реке Угре, отмечают это событие на «ленте времени».
  • Делают выводы на основании текста.
  • Работают в парах: анализируют иллюстрации, отмечают сходство и различие; делают вывод об изменениях, произошедших в Москве в правление Ивана Третьего. Осуществляют самопроверку с помощью текста учебника.
  • Работают в группах: выбирают вопрос, обсуждают его, при необходимости обращаясь к учебнику, договариваются, представляют результаты работы.
  • Составляют краткий рассказ по ключевым словам, осуществляют самопроверку с помощью «Страничек для самопроверки» (работаю индивидуально или в парах – по желанию).
  • Самостоятельно читают текст, выделяют ключевые слова, работая в парах или индивидуально, работают с исторической картой и «лентой времени».
  • Выделяют положительные и отрицательные стороны деятельности Ивана Грозного, приводят доказательства, ссылаясь на информацию учебника

Подведение итогов

  • Спрашивает, подтвердились ли предположения, высказанные в начале урока о деятельности Ивана Великого и Ивана Грозного.
  • Спрашивает, чья деятельность оказала большее влияние на становление Российского государства.
  • Помогает определить домашнее задание: задание на с. 79 учебника*

*В конце каждого урока, посвященного истории России, можно предложить учащимся заполнять таблицу «Кто – что- где – когда – почему» по теме урока, используя ключевые слова (см. дополнительные творческие задания к уроку 40)

  • Делают выводы.
  • Отмечают неоднозначность вопроса, выделяют значимые события в деятельности каждого правителя.
  • Определяют домашнее задание.

*Выделяют ключевые слова, заполняют таблицу (работают фронтально или в группах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: Презентация проектов "Родной посёлок", "Красная книга, или Возьмем под защиту", "Профессии".

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами• формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно о...

Технологическая карта урока окружающего мира "В школе", 2 класс, УМК Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира во втором классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Россия на карте"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Россия на карте Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления у учащихся о карте России.Задача урок...

Технологическая карта урока окружающего мира УМК "Школа России" 2 класс "Проект "Города России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: Проект «Города России»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения выполнять проект; расширение зн...

Технологическая карта по окружающему миру УМК "ШКола России" 1 класс Тема:"Когда придёт суббота?"

Цель урока: формирование представление о последовательности дней недели и о времени, его составляющих -настоящем, прошлом и будущем.Задачи урокаДидактические:1. Формировать понимание различия настояще...