Кейс - урок по окружающему миру 3 класс А.А. Плешаков
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Столберова Татьяна Константиновна

Кейс - урок по окружающему миру 3 класс "В царстве грибов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-urok_po_okruzhayushchemu_miru.docx63.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

Класс: 3.

Программа: Школа России.

Авторы: А. А. Плешаков.

Тема: В царстве грибов.

Цели: создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через коллективное обучение и взаимный обмен информацией.

Задачи:

 расширить и закрепить у учащихся знания о строении грибов и их классификации;

совершенствовать умение работать в группе, выполнять задания с использованием ИКТ; развивать логическое мышление;

способствовать самоорганизации обучающихся; 

формировать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, а также работать с дополнительной литературой;

продолжить экологическое воспитание учащихся.

Технологии: кейс-технология.

Планируемые результаты:

Личностные: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.

Предметные: получить представление о царстве грибов, со строением шляпочных грибов; узнать новое о съедобных и несъедобных грибах; о грибах, отнесенных в Красную книгу.

Метапредметные:

1. Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока.

2. Познавательные: добывать новые знания, находить необходимую информацию в различных источниках, анализировать и обобщать информацию, различать съедобные и несъедобные грибы.

3. Коммуникативные: работа в группе, осуществление  сотрудничества с учителем и сверстниками, определять общую цель и пути её достижения.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Улыбнулись друг другу,

Пожелали мысленно удачи.

-Ребята, вы любите делать открытия? Тогда сегодня на уроке я предлагаю вам провести небольшое исследование. Работать будем в группах. Пусть каждая группа выберет себе руководителя. Вы согласны со мной? Тогда начнем!

2.  Актуализация знаний.

-Для начала ответьте на мои вопросы:

1) Вспомните, на какие две части делят природу? (На живую и неживую.)

2)Что относится к неживой природе? (Камни, вода, почва, воздух и т. д.)

3.  Сообщение ситуации.

Учитель. С какими царствами живой природы мы уже знакомы?

(Мы знаем о царствах растений и животных. )

Учитель. Чтобы узнать с каким царством сегодня мы будем знакомиться, вы должны отгадать загадку.

Землю пробуравил,

Корешок оставил.

Сам на свет явился

Шапочкой прикрылся.

(Это гриб)

Учитель: Верно. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с царством грибов, узнаем о них много интересного. Грибы – одни из самых удивительных живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120 000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.

    Однако, несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть съедобные и смертельно ядовитые грибы, паразиты и хищники. Многие грибы могут достигать огромных размеров, а некоторые можно увидеть только под микроскопом.

   О грибах можно узнать очень много интересного и полезного. Но сегодня мы поговорим о грибах, которые вам более знакомы, т. е. о шляпочных грибах, выясним виды грибов, и  ответим на следующие вопросы:

                                      План на доске.

  1. Строение шляпочных грибов.
  2. Грибы из Красной книги России.
  3. Грибы съедобные и несъедобные.
  4. Как собирать грибы.

4. Организация работы с кейсами.

Мы сейчас обозначили 4 основных вопроса, которых необходимо коснуться. Для подготовки выступлений вы разбиты на 4 группы. Каждая группа подготовит  свое сообщение, связанное с нашей темой.

1. Участники первой группы расскажут нам о строении шляпочных грибов.

2.Вторая  группа нам поведает о грибах, которые занесены в Красную книгу.

3. Ребята из третьей группы расскажут нам о съедобных и ядовитых грибах.

          4.Четвертая группа научит нас правильно собирать грибы.

А теперь каждая группа, изучив источники (на изучение дается 15 минут), обсудив вопрос в группе, должна подготовить ответ на него. Отвечать будут 1 - 2 представителя от каждой группы, остальные участники группы могут помогать.

Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Оценивать работу группы мы будем по  10-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку.  Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 30 до 25 баллов получают «5», 25- 20 баллов- «4» (низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно).

Группы, заработавшие менее 20 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении.

Полнота информации

Слаженность работы группы

Презентация выступления

Итого

1-я группа

           

           

       

2-я группа

3-я группа

4-я группа

4.Кейсы.

Кейс №1.

Источник №1.

 Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2014. Стр. 112-113.

Источник №2.

 Почти каждый из нас знает съедобные шляпочные грибы.

    Тело шляпочного гриба состоит из двух частей: грибницы и плодового тела. Грибница – это большая часть гриба, которая состоит из тонких бесцветных нитей и прячется под землей. Плодовое тело – это то, что грибники называют грибом. Оно тоже состоит из нитей, только здесь они очень плотно переплетены.

     Плодовое тело образовано шляпкой и ножкой, или пеньком. Если рассмотреть шляпку с нижней стороны, то у одних грибов видны отверстия трубочек, а у других – пластинки. Поэтому по строению нижнего слоя шляпки различают трубчатые и пластинчатые грибы.

Грибница по своему строению у всех шляпочных грибов похожа. А вот плодовые тела очень разнообразны и часто ярко окрашены в лиловый, красный, зеленоватый, ярко-желтый и другие цвета.

Строение шляпочного гриба.

chool-collection.edu.ru/dlrstore/3388597b-7cc5-4f6c-bbd8-cb875701124b/ResFile.PDF

Источник №3.

У шляпочного гриба шляпка - главная часть плодового тела. На ней расположены органы, производящие споры, посредством которых грибы размножаются. Форма шляпки очень разнообразная. С возрастом она меняется. У молодого гриба шляпка чаще бывает округлой, яйцевидной, колокольчатой. С возрастом шляпка распрямляется и становится ширококонической, плосковыпуклой или вогнутой.

http://beaplanet.ru/griby/shlyapochnye_griby.html

Источник №4. 

В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, имеют название “плодовое тело”. 

Шляпочные грибы делят на пластинчатые и трубчатые. К пластинчатым грибам относят сыроежку, рыжик, шампиньон. Их шляпка снизу имеет множество тонких пластинок, которые расходятся от пенька, как лучи. Шляпка трубчатых грибов снизу пронизана маленькими отверстиями, которые продолжаются в узкие трубочки. К трубчатым грибам относятся подосиновики, белые гриб.

 Источник №5.

Загадки:

      Вырос он в березняке.

Носит шляпу на ноге.

Сверху лист к нему прилип.

Вы узнали? Это... (гриб)

      Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (Волнушка)

Кейс №2.

Источник №1.

 Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2014. Стр. 113.

 Источник №2.  

 Красная Книга России 000 "Издательство Астрель", оформление, 2000  http://biodat.ru/db/rbp/rb.php?src=1&vid=517 

Источник №3. 

Детская энциклопедия «Тайны природы», М.: «Махаон», 2004г. Стр. 113 – 119.

Источник №4.

   По охране природы в России принимаются различные меры. Строят заповедники, создают зоопарки, налагают штрафы, заносят в Красную книгу России.

Эти грибы занесены в Красную книгу России.

Чтобы их берегли, охраняли все люди. Чтобы они не исчезли совсем с лица Земли. Среди грибов, как и среди растений и животных немало редких видов, находящихся под угрозой уничтожения и занесённых в Красную книгу.

Некоторые грибы лучше вообще не собирать (гриб баран, паутинник фиолетовый), и уж тем более – не пинать ногой.   Здесь приведены некоторые редкие грибы, которые всё таки ещё находятся грибниками редко, и ещё не стали просто музейной редкостью. То есть, такой гриб может встретить каждый из вас, если очень повезёт. Дайте им спокойно вырастить споры и размножиться.( http://www.s3dk.ru/gribi_iz_krasnoi_knigi.htm)

 

Источник №5     Пословицы  и поговорки о грибах

Бобы не грибы: не посеяв, не взойдут.
Бояться волков, быть без грибов
. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/zagadki/zagadki-o-gribah.html 

Кейс №3.

Источник №1.

 Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир. 3 класс.Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2013. Стр. 114-115.

Источник №2.

Большинство из нас с удовольствием употребляют в пищу различные виды грибов.
Это могут быть соленые, сушеные, жареные, маринованные и даже сырые грибы.
Однако не все грибы можно употреблять в пищу.

 Некоторые виды грибов могут быть несъедобными, а некоторые даже ядовитыми.

http://www.udec.ru/gribi/yadovitye.php 

Источник №3.

  • Гриб я не белый, немного проще. Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)
  • Нет грибов дружней, чем эти - знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (Опята)
  • Очень дружные сестрички, золотистые… (Лисички)
  • Под осинками на кочке гриб в малиновом платочке. (Подосиновик) (www.http://green-planeta.ucoz.net/publ/zagadki_o_lese_i_ego_obitateljakh/1-1- -4)

Источник №4.

Хотя грибы называют "лесным мясом" и они являются ценным источником белков, но пищевая ценность их не велика. Грибы содержат в себе очень много витаминов, намного больше, чем во многих фруктах и овощах. Вот правда использовать лечебные свойства грибов после варки, жарки не получится, так как они теряют при этом свои свойства. А значит, самые полезные – грибы, маринованные в сыром виде, или сушеные. Есть еще много других грибов, которые не менее полезны и обладают целебными свойствами. Единственное, что нужно запомнить,- это то, что грибы тем не менее тяжеловаты для организма. Поэтому их не стоит переедать.

Источник №5  Стихи про грибы

Боровик
По дорожке шли –
Боровик нашли.
Боровик боровой
В мох укрылся с головой.
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.
А. Прокофьев
Кейс №4.

Источник №1.

 Учебник А.А.Плешаков Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Издательство «Просвещение», Москва, 2013. Стр. 112-114.

Источник №2.

В своих плодовых телах грибы могут накапливать много тяжёлых металлов и других веществ, опасных для здоровья человека, поэтому их нельзя собирать в  следующих местах: в радиусе 250 км от магистрали федерального значения; в радиусе 50 м от автомобильных дорог местного значения; в радиусе 1 км от аэродромов; в радиусе 1 км от заводов; в радиусе 1 км от промышленных захоронений.

Разные грибы и разные части плодового тела гриба по-разному способны накапливать в себе вредные элементы. Например, в шляпках вредных веществ будет больше, чем в ножках.

Источник №3.

Ядовитыми могут быть и съедобные старые грибы. В старых грибах накапливаются вещества, которые могут вызвать отравление. Вот почему переросшие, вялые, червивые, заплесневевшие грибы употреблять в пищу нельзя. Свежесобранные грибы больше суток хранить не следует. Нежелательно оставлять грибные блюда на второй день. Сушка, консервирование, маринование не способствует уничтожению ядовитых веществ в грибах, поэтому можно отравиться и сушеными, и маринованными грибами

Источник №4.

 Если вы срезаете грибы, то ваш нож должен быть острым которым необходимо срезать гриб под самый корень так, чтобы ножка гриба не оставалась в земле иначе она начнет гнить, что приведет к гниению грибницы и исчезновению грибов на данном участке. (www.http://www.listopedia.ru/dosug/kak_srezat_gribi.html)

Источник №5:   Приметы о грибах

Если январи холодный, июль будет сухой и жаркий: не жди грибов до осени

Если вечером идёт дождь, то утром появятся грибочки. 

Нашёл один гриб, ищи рядом другой. 

Если лесная тропинка покрылась плесенью, то наступила пора сбора грибов. 

  5.Работа в группах.

Учитель консультирует учащихся во время работы.

6.Сообщение представителей каждой группы.

7.Физминутка. (после выступления представителей 2-й группы)

   Игра «Съедобное - несъедобное»

8. Рефлексия. Оценивание.

Итоги подводятся после выступления каждой группы. Наш урок подошел к концу.

9. Итог урока.

На какие главные вопросы мы сегодня отвечали, о чем говорили?

-Что нового вы узнали на уроке?

-Из чего состоит гриб?

-Что такое грибница?

Какие правила сбора грибов вы выполняете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс - урок по окружающему миру на тему: "Природная зона тайги" 4 класс

4. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.Работа по группам.А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой ...

Кейс урока по окружающему миру на тему "Пустыни" ( 4 класс)

Тема: Пустыни. Цель: познакомить с новой природной зоной – пустыни, с растительностью, животным миром, деятельностью человека; создать условия для  развития исследовательской, аналитической деяте...

Кейс-урок по окружающему миру 4 класс.

Инновационные технологии....

Кейс-урок по окружающему миру класс "У Чёрного моря"

Данный конспект подготовлен к уроку окружающего мира в 4 классе (УМК «Школа России»). Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где уч...

Кейс-урок по окружающему миру во 2 классе "Путешествие тучки по Европе"

Урок по окружающему миру с использованием инновационных технологий....

Кейс -урок по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыня"

Кейс-урок по окружающему миру 4 класс по теме "Пустыня"...

Кейс урок по окружающему миру в 3 классе по "Планете знаний"

Кейс - урок по окружающему миру в 3 классе по теме "Почва" по УМК "Планете знаний"....