Отечественная война 1812 года
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Скурятина Анна Сергеевна

План-конспект урока по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otechestvennaya_voyyna_1812_god_prilozhenie_1.docx306.24 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир.

Тема урока: Отечественная война 1812 года.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: способствовать ознакомлению обучающихся  с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, основными этапами, событиями и героями.

Задачи:

  • Обучающие:

- знать представление об Отечественной войне 1812 года и ее народном характере, о значительности личности М.И.Кутузова как национального полководца, о сохранении памяти об Отечественной войне 1812 года в России и за рубежом;

- формировать понимание героизма народа в Отечественной войне 1812 года, связи дворянского сословия и народных масс в справедливой борьбе против захватчиков.

  • Развивающие:

- совершенствовать умения и навыки работы с картой, текстом, дополнительной литературой, анализа и обобщения изучаемого материала;

      - развивать воображение.

  • Воспитательные:

- воспитывать патриотизм, чувство гордости, уважения, восхищения подвигом русских воинов под командованием М. И. Кутузова.

      - содействовать развитию познавательного интереса учащихся к истории.

Формировать УУД:

  • Личностные:

- содействовать формированию умений оценивать качества личности как истинного гражданина своего Отечества (на примере М.И.Кутузова – настоящего народного полководца);

      -способствовать формированию умений  проявлять интерес к изучаемому предмету, понимать его важность

  • Коммуникативные:

- содействовать формированию умений слушать друг друга, строить речевые высказывания.

  • Регулятивные:

-содействовать формированию умений  принимать и сохранять учебную задачу;- оценивать свои достижения на уроке;- ориентироваться в учебнике;

- планировать свои действия на уроке.

  • Познавательные:

- Содействовать формированию умений осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию.

Оборудование: учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир. Мир вокруг нас», 4 класс, 2 часть, презентация, кроссворд, тест.

Ход урока:

Этапы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Примечание

Организационно-мотивационный этап.

Здравствуйте ребята!

Я надеюсь, что сегодняшний урок вам понравится, и вы откроете для себя что-то новое. А что бы это получилось, как нам нужно работать?

- Сегодня на уроке мы продолжим путешествовать на машине времени под названием «История».

- Что такое история? (наука о прошлом, история изучает, как жили различные народы, какие события происходили).

Приветствуют учителя

Дружно, слушать внимательно и т.д

Слушают речь учителя

Эмоциональный настрой на урок

Фронтальная организация деятельности учащихся

Актуализация опорных знаний

Постановка темы и целей урока

- Посмотрите перед вами портреты известных людей, которые тесно связаны с историей нашей страны,  каждый человек оставил свой след в истории нашего Отечества.

См. приложение

  - Ваша задача назвать его имя и те события и даты, которые с ним связаны в хронологической последовательности (Дмитрий Донской – 1380 г. Куликовская битва с Мамаем, Иван 3 – 1480 г Великое стояние на р. Угре, свержение татаро – монгольского иго, Иван Грозный – первый царь, 1654 г первая типография в Москве, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – 1612 г освобождение России от польских интервентов, Петр 1 – 1700-1721 – Северная война, первый император, 1703 – строительство Санкт – Петербурга, реформы флота, армии).

- Осталось два портрета с людьми, с которыми мы еще не знакомы. Цель нашего урока познакомиться с ними и узнать, какие страницы истории нашей страны связаны с этими выдающимися личностями.

Слушают речь учителя и выполняют предложенное задание

Рассматривают иллюстрации

Выполняют задание предложенное учителем

Слушают учителя и выполняют

Слушают речь учителя

Фронтальный опрос.

Карточки с заданиями.

Работа с картой  

Слайд 2 с ответами

Наглядный метод: портреты личностей

Фронтальная организация деятельности обучающихся

Контроль и самоконтроль деятельности

Коммуникативные УУД

Дидиктическое средство: речь учителя

 Целеполагание

Беседа с обучающимися

Работа над новым материалом

Физминутка

Закрепление нового материала

Д/з

 - Послушайте отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

-Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля,

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы…

- Как вы думаете  война - это «хорошо» или «плохо»?

- Часто ли происходят в мире  войны?

- По какой причине начинаются войны?

- Какие войны новой истории вам известны?

- Какими признаками можно наделить слово «Война»?

- А как лично вы относитесь к войне?

- Как вы думаете, что значит Отечественная война?

- Вот так трактует понятие «Отечество» Владимир Иванович Даль - составитель толкового словаря.

- Кто на ваш взгляд является главной решающей силой победы в войне?

- Сегодня мы перелистываем трагические и героические страницы истории нашей Родины. Любая война-это потери близких, трагедия в каждом доме. И в каждой войне есть люди,   которые встают на защиту своего Отечества. Сегодня мы узнаем о таких людях, которые защищали своего родину в 1812 году. У России героическое, великое прошлое и его должен знать каждый гражданин.

- 1812 год - это начало, какого века?

- Война с Россией была неизбежна. К 1812 году почти вся Европа была захвачена французами во главе с Наполеоном Бонапартом. Европейские города сдавались ему быстро и даже с почётом встречали своего завоеватели. Этот полководец мечтал завоевать весь мир, теперь его взгляд был направлен уже на Россию. Он привёл к границам России огромную армию.

- Рассмотрите портреты французского императора. Какое у вас сложилось впечатление об этом человеке?

- Вы знаете кто он? Серёжа сегодня подготовил сообщение о Наполеоне Бонапарте.  

- Объясните его слова.

- Но вы слышали, наверно, не раз такое выражение « у тебя наполеоновские планы». Что означают эти слова?

- Российскую империю в начале 19 века возглавлял Александр Павлович Романов (Александр І). Маша приготовила сообщение о Российском императоре.

- 12 июня 1812 года Наполеон и его громадная армия вторглась, т.е. вошла в Россию. Началась Отечественная война русского народа против захватчиков.

- Какой войной она была для России?

- А какой была для Франции?

- Почему?

Приложение 3

- Сориентируйтесь по карте: граница, моря, Москва…

- Посмотрите на условные обозначения. Что обозначают синие стрелочки? Что – красные? Постарайтесь определить по карте, что делают русские войска?

- Что делают французские войска?

- Что ещё можете сказать, опираясь на карту?

- Найдите в учебниках на странице 112 второй абзац.

- Ребята! Когда началась Отечественная война?

Приложение № 4

- Найдите в тексте учебника на с. 113 как солдаты отреагировали на назначение Кутузова главнокомандующим.

- Какие чувства они при этом испытывали? Все с нетерпением ждали боя.

Раз подняться, потянуться

Два согнуться, разогнуться

Три в ладоши, три хлопка

Головою три кивка

На четыре руки шире

Пять руками помахать

Шесть за парту сесть опять

- После назначения Кутузова главнокомандующим, он выбрал место для главного сражения.

Вот как говорит об этом известный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (портрет) в своем произведении «Бородино».

- Бородино выбрано не случайно. Поле там обширное, на нём могли разместиться большие массы войск. Кутузов расположил свои силы так, чтобы перерезать неприятелю путь на Москву.

- Надя, прочитай текст на странице 113 в учебнике, абзац «Бородинская битва».

- 26 августа 1812 года у села Бородино произошло Бородинское сражение, сыгравшее решающую роль в годы Отечественной войны 1812 года. Это было очень страшное сражение. Горы трупов людей и лошадей в несколько слоёв устилали овраги. Мужеству русских не было предела. Ужасная была картина, где находилась деревня Семеновское. Там сражение кипело как в котле. Бородинское сражение не выиграл никто.

- На странице 113-114 в учебнике иллюстрация. Мы с вами находимся на Бородинском поле и наблюдаем сражение. Какое пространство занимает поле боя?

- Во время Бородинского сражения обе стороны понесли большие потери.

- Какие видите рода войск?

- Во время Бородинского сражения обе стороны понесли большие потери. Русские не разбили врага, но и не отступили. Наполеон не выиграл битву. Русские войска потеряли половину армии, но и французы не досчитались многих тысяч солдат и офицеров. У Наполеона оставалось ещё резервное, т.е. запасное войско.

- Работа с учебником  самостоятельно стр. 113 – 115. Прочитайте, подчеркните опорные слова, дайте ответы на вопросы. Сверьте ответы  с соседом по парте.

Приложение №5.

- Во время пожара сгорели все деревянные постройки. Огнём было охвачено всё. Наполеон смотрел на горящий город, и как вы думаете, что его беспокоило в этот момент, о чём он думал?

- Голод и болезни стали одолевать французскую армию, и Наполеон приказал отступать из Москвы. Найдите на карте пути отступления французской армии. Что можете сказать?

- Первоначально Наполеон планировал свернуть на юг и отступать по южному направлению. Но русская армия не дала Наполеону осуществить этот план и погнала французскую армию  по выжженной и опустошённой им же Смоленской дороге.

- Как вы считаете, что ожидало Наполеона во время отступления по уже пройденной им старой Смоленской дороге?

- Ситуация для французов осложнялась ещё и тем, что на борьбу встал весь народ. Инициатором стал полковник Денис Давыдов, получивший согласие на это ещё до Бородинского сражения.

- Вскоре на занятых врагом территориях, начали возникать отряды из числа местных жителей. Крестьяне отказывались снабжать французов продовольствием, убивали их. Один исторический факт того времени: русский крестьянин отрубил себе руку, лишь бы эта рука ничего не сделала на пользу французам.

- Представьте, что мы стоим на обочине Смоленской дороги.

-В какое время года происходит отступление?

- Как выглядят солдаты?

- Какие трудности они испытывают?

Приложение №6.

Золотыми буквами вписаны в историю Отечественной войны 1812 года имена русских полководцев и офицеров.

-Вы, конечно, хотите узнать, а что же впоследствии случилось с Кутузовым и Наполеоном.

-Последние годы Наполеон провёл на острове Святой Елены пленённый англичанами. В 1819 году он заболел, а 5 мая 1821 года умер после тяжёлой и продолжительной болезни.

-Кутузов ушёл из жизни гораздо раньше Наполеона. Весной 1812 года генерал-фельдмаршал простудился и заболел. 28 апреля 1813 года умер.

- Давайте проверим, что мы запомнили, какие знания вынесли из урока. Разгадайте кроссворд на слайде.

- Каждый должен ответить на вопросы теста. Выберите правильный ответ. Когда закончите задание, положите листочки на уголок, я их потом соберу.

- О чём бы вам хотелось узнать более подробно, о каких героях? Их очень много, мы сегодня говорили не обо всех. Это и будет вашим домашним заданием. Побудьте учеными-историками. Найдите такой материал, который не вошёл в наш сегодняшний урок и расскажите об этом в следующий раз.

Слушают стихотворение.

- Плохо.

Ответы детей.

- Люди не хотят договариваться друг с другом, не хотят уступать, происходит захват чужих территорий, полезных ископаемых и водных ресурсов.

- І мировая война, Великая отечественная 1941-1945 год, Японская война, Чеченская война, Афганская.

- Страшная, грозная, разрушительная и т.д…

Ответы детей.

- Люди встают на защиту своей Родины, своего Отечества

- Командир, армия, народ.

- 19 век.

Слушают учителя.

Ответы детей.

Выступление ученика.

Приложение 1.

- Москва была и остаётся главным городом страны, её сердцем, как без сердца нет жизни, так и без Москвы нет государства.

- Т.е. планы, которым не суждено сбыться  никогда.

Выступление ученика. Приложение 2.

- Освободительной.

- Захватнической.

Ответы детей

- Русская армия отступает вглубь страны, уклоняясь от большого сражения.

Во время отступления русская армия пополняется прибывающими войсками.  

Происходят небольшие сражения в различных местах.

- Преследуют русскую армию, углубляясь на территорию России.

Дети высказывают свои предположения.

Ученик читает.

- Отечественная война началась 12 июня 1812 года.

Работают с учебником.

- Радость

Повторяют движения

Слушают.

Ученик читает.

Ученик читает.

Работают с иллюстрацией.

- Поле боя занимает огромную территорию до самого горизонта.

- Участвует в бою и пехота, и артиллерия, и конные войска.

Самостоятельная работа по учебнику.

Слушают рассказ учителя.

Ответы детей.

- Отступление проходило по тому же самому пути, где наступление.

- Нападения партизан, ополченцев.

- Потрёпанные, оборванные, голодные, обмотаны остатками одежды, мёртвые люди и кони лежат по обочинам.

Разгадывают кроссворд.

Делают тест

Осмысливают задание учителя. Определяют способы действия для его выполнения.

Прием: стихотворение

 На слайде: слово Отечество.

На слайде портрет Наполеона Бонапарта.

На слайде портрет Александра I.  

На слайде: 12 июня 1812 года Наполеон и его громадная армия вторглась, т.е. вошла в Россию. Началась Отечественная война русского народа против захватчиков.

На слайде:

1 армией командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли (полководец). Петербуржское направление

2 армия - князь Пётр Иванович Багратион. Московское направление

3 армия - Александр Петрович Тормасов. Киевское направление

На слайде портрет Кутузова Михаила Илларионовича

Постановка проблемных вопросов 

Фронтальная организация деятельности обучающихся

На слайде портрет Лермонтова и стихотворение «Бородино»:

И вот нашли большое поле…

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки-

Французы тут как тут…

На слайде: Французы – более 50 тысяч человек – русские – свыше 40 тысяч. Вот как об этом сражении скажет Наполеон: “Самое страшное из моих сражений то, которое я дал под Москвой”.

Вопросы на слайде:

1. Где и когда произошло решающее сражение?

2. Почему оно так называется?

3. Опишите самый тяжелый момент боя.

4. Чем закончилось сражение?

На слайде: « С потерей Москвы ещё не потеряна Россия… Русским надо оправиться от боя и, собравшись со свежими силами, вновь ударить по армии Наполеона и  наказать его за все бедствия, которые он причинил…»

На слайде: кроссворд.  

На слайде: «Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».

Итог урока

Давайте подведём итог урока

- С каким событием познакомились?

- Почему эта война называется Отечественной?

- Почему это событие важно?

- Наш урок мы закончим словами из приказа об окончании Отечественной войны, с которыми обратился Михаил Илларионович Кутузов к русским солдатам: «Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».

Ответы детей.

Фронтальный опрос учащихся

Итоговая беседа

Рефлексия

-У вас на столах по три лепестка: красного, жёлтого и синего цвета. Если вы испытываете:  чувство гордости за свою страну, её героев - жёлтый цвет - чувство сострадания, милосердия - красный цвет,

ничего не испытываете - синий цвет.

- Прикрепите ваши лепестки магнитиком к сердцевинке.

- На что похоже?

- Пусть над вами всегда светит мирное небо. А вы будьте патриотами своей Родины и сострадательны и милосердны к окружающим.

Солнышко

Приложение №1.

«Родился Наполеон на острове Корсика в 1769 году. К власти пришел в 1799 году. Это человек незаурядных способностей, великий тактик и администратор, прекрасный солдат, который никогда не прятался во время боя за спины подчиненных, а всегда находился в гуще событий, очень мужественный и храбрый человек. Он замахнулся на мировое господство и едва не достиг своей цели. Самой большой ошибкой было вторжение в Россию. Но это он поймет немного позже.

А накануне войны Наполеон сказал следующее: «Если я возьму Киев - я схвачу Россию за ноги, если я овладею Петербургом - я возьму её за голову, а заняв Москву - я поражу её в сердце. Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её».

Приложение №2.

Александр І был незаурядным дипломатом. Но есть небольшой нюанс в его отношениях с Наполеоном. В 1810 году Наполеон просил руки русской княжны Анны Павловны, которая являлась родной сестрой Александра І. Но он не дал согласия на брак. Вторжение наполеоновской армии в Россию воспринял как личное оскорбление. Отныне Наполеон стал смертельным личным врагом Российского императора. После победы над Наполеоном, он станет одним из самых могущественных правителей в мире.

Приложение №3.

Наполеон собрал 600 тысячное войско из подвластных ему народов и двинул их в Россию. Он рассчитывал закончить войну за 1-2 месяца. «Я иду в Москву»,- говорил он. И в одно или  два сражения всё закончу. Император Александр на коленях будет просить  у меня мира.

Однако русская армия нарушила его  планы. Уклоняясь от решающих битв, втягивая армию Наполеона в бескрайние российские просторы, изматывая противника мелкими боями, русская армия отступала. Каждый шаг вглубь родной земли давался солдатам с болью. После себя французские войска оставляли сожжённые деревни и сёла, разграбленные города.

Приложение №4.

Так Наполеон дошёл до Смоленска, последнего русского крупного города на пути к Москве. Горели дома, продовольственные лавки, сараи, амбары, рушились здания. Наполеон бросил на штурм Смоленска свои лучшие армии. И французам удалось его захватить. Стоит отметить, что под Смоленском соединились три армии, которые до этого были разрознены. 1-я армия, 2-я и 3-я.

- Александр І был в отчаянии. Нужно было срочно искать полководца, который сможет дать отпор грозному противнику. И такой человек был. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Кутузов Михаил Илларионович- полный Георгиевский кавалер.

Приложение №5.

Кутузов понимал, что, продолжая сопротивляться французам, он может совсем потерять армию.

Перед Кутузовым и всем командованием русской армии встал вопрос - принимать ли новое сражение и не допускать неприятеля в Москву или же оставить город без боя.

1 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили, в избе крестьянина собрался военный совет, на котором русские военные решали, как быть. Одни настаивали на продолжении сражения, другие предлагали отступить. Последнее слово было за Кутузовым, который ради спасения русской армии решил оставить Москву без боя.

2 сентября русские войска прошли через Москву, а французы в неё вошли, но увидели, что Москва покинута людьми и опустошена. Покидая Москву, Кутузов отдал приказ об уничтожении складов с продовольствием и боеприпасами. Город был подожжён. Были взорваны склады с 20 000 пудов пороха, и Москву застилал едкий дым. До слёз русским людям было жаль свою столицу, но они предпочли сжечь все богатства Москвы, а не отдать жестокому завоевателю. Заняв Москву, Наполеон объявил город своим трофеем, т.е. добычей, Москва была отдана на разграбление.

Приложение №6.

Голод, сильные морозы, дело в том, что французская армия не была готова воевать в условиях русской зимы. Все эти и многие другие причины способствовали тому, что отступление французских войск превратилось в настоящее бегство. А в битве у реки Березины остатки французской армии потерпели сокрушительное поражение. Наполеон бежал, оставив остатки своей, некогда могущественной армии, на произвол судьбы.

Так бесславно закончилась для захватчиков война. Русская армия наступала до самого Парижа, освобождая по пути города Европы. 25 декабря 1812 года Александр І издал Высочайший манифест (указ), возвещающий об окончании Отечественной войны 1812 года. С тех пор прошло очень много лет. Подвиг наших предков не забыт. Мы обращаемся к тем дням, чтобы проникнуться высоким чувством гордости за ратное дело тех, кто отстоял нашу свободу, кто проявил чудеса отваги и героизма.

Фамилия __________________________________

Проверь себя

1

5

3

2

7

4

6

  1. С армией, какой страны вела войну Россия в 1812 году?
  2. Название села, рядом с которым произошло сражение русской и французской армий.
  3. Главнокомандующий русской армии.
  4. Имя императора Франции
  5. Что ждало французов в Москве?
  6. Фамилия командира одного из партизанских отрядов.
  7. Война, в которой на борьбу с врагом поднялся весь народ.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54cf84259a11d/otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda-konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-4-klass_2.jpeg Петр 1  https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54cf84259a11d/otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda-konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-4-klass_3.jpegДмитрий Донской  https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54cf84259a11d/otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda-konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-4-klass_4.jpeg Иван Грозный

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54cf84259a11d/otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda-konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-4-klass_5.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54cf84259a11d/otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda-konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-4-klass_6.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54cf84259a11d/otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda-konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-4-klass_7.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_54cf84259a11d/otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda-konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-4-klass_1.jpeg

Иван 3         Кузьма Мини и Дмитрий Пожарский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Отечественная война 1812 года"

Развернутый конспект урока по окружающеу миру на тему "Отечественная война 1812 года" (система Л.Занкова)...

Конспект урока по теме "Отечественная война 1812 года" с ИКТ.

Аннотацияq         Урок окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Данный урок...

урок окружающего мира "Отечественная война 1812 года"

Знакомство с историческим периодом Отечественной войны 1812 года, ее этапами, героями....

классный час "Отечественная война 1812 года"

Игра –путешествие по страницам истории 1812 года - В конце XVIIIвека в Европе постоянно шли войны. В это время во Франции взял власть в свои руки талантливый полководец Наполеон Бонапарт. З...

Презентация: "Отечественная война 1812 года"

Классный час о войне 1812 года....

Донские казаки в годы Отечественной войны 1812 года

Исследовательская работа учащихся 2 класса Обыденовой Софьи, Ткачёвой Валерии, Шакирова Тимура о роли донских казаков в годы войны с французами 1812 года....

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Герои войны.

Тема урока: « Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение....