Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Черная смерть" (УМК Занков)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Кондрашова Юлия Александровна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ЧЁРНАЯ СМЕРТЬ»

Цель: расширить знания детей об особенностях жизни в средневековой Европе: образ жизни людей, здоровье, эпидемии Средневековья.

Задачи: содействовать формированию УУД

1. Личностных: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, формировать первоначальные представления о нравственных понятиях, развивать основы для творческого воображения, положительное отношение к школе и учебной деятельности; воспитывать аккуратность.

2. Регулятивных: учить детей принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; дать возможность научиться в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.

3. Познавательных: формировать умения понимать заданный вопрос, анализировать изученные факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать по заданному признаку; учить пользоваться алфавитом.

4. Коммуникативных: учить работать парами и группами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости.

Ход урока:

  1. Вводная беседа

(Учитель показывает микроскоп)

В XVI веке голландский оптик Янсон изобрел микроскоп.  

Зачем нужен этот прибор?

С помощью микроскопа проводятся исследования и совершаются великие  открытия.  Прибор  является  связующей нитью между прошлым, настоящим  и будущим.  Давайте и мы проведем исследование и посмотрим,  к какому же открытию приведет микроскоп  нас.

Дети смотрят в микроскоп

Слайд: клетка

Что мы видим? Клетка.  Из чего состоит клетка?

Слайд: внутри клетки – средневековый  город

Что мы видим внутри этой клетки? (город)

  1. Проблемная ситуация

 А может ли в клетке уместиться целый город?

Давайте посмотрим.

Слайд: средневековая улица

Куда же мы с вами попали? В прошлое, в средневековый город.

  1. Актуализация знаний

Что мы знаем о средневековье? (средневековье длилось 10 веков с V по XV  века, рыцари, замок)

Давайте посмотрим, насколько хорошо мы знакомы со Средневековьем.

Игра: «Верите ли вы что?»

Я буду задавать вопросы, а вы в графе «ваши предположения»  ставите плюс, если верите факту, и минус – если не верите.

  1. Ширина улицы средневекового города равнялась длине рыцарского меча.
  2. Содержимое  ночных горшков могли выливать из окон домов.
  3. На улицах  города гуляли свиньи и овцы.
  4. Королева Испании Изабелла мылась всего два раза в жизни.
  5. Мусор выбрасывали возле дома прямо на улицу.

Верю - не верю

п/п

Утверждения

Ваши предположения

Факт

из текста

1

Ширина улицы средневекового города равнялась длине рыцарского меча.

2

Содержимое  ночных горшков могли выливать из окон домов.

3

На улицах города паслись свиньи и овцы.

4

Королева Испании Изабелла мылась всего два раза в жизни.

5

Мусор выбрасывали возле дома прямо на улицу.

Проверим. Кто верит, что ……

Это были наши предположения. Как настоящим ученым нам нужно их подтвердить.

Работа с текстом.

Поработайте с текстом и в последней графе вновь проставьте знаки «+»  и «-» , уже исходя из прочитанного.

Если бы вы оказались в средневековье, вы бы увидели город-крепость, застроенный каменными 2-х и 3-х этажными домами, которые плотными рядами выстроились по обеим сторонам очень узких улиц. Их ширина равнялась длине копья.

О ночном освещении, водопроводе и других удобствах жители не могли и мечтать.

Мусор выбрасывался прямо на улицы, во время ночных прогулок приходилось брать с собой факел. Здесь же бродили домашние животные.

 Канализации тоже не было. Все нечистоты выливались прямо около домов или сбрасывались в реку, откуда брали воду для приготовления пищи и питья. В Париже даже был принят новый закон, разрешающий-таки выливать помои из окон, прежде трижды прокричав: «Осторожно! Выливаю!».

С личной гигиеной тоже возникали проблемы.  Люди практически не мылись и  редко стирали белье.  Королева Испании Изабелла мылась всего два раза в жизни.

Все ли ваши предположения подтвердились?

 Так ли выглядела средневековая улица?  Какие изменения нужно внести?

Слайд: Улица

Исправления: Свинья, мусорное ведро, помои

Итоговый слайд: Улица

А кого не хватает на нашей улице? Без кого не бывает города?

Нет людей. Что же могло произойти? Куда исчезли люди?

Что же могло уничтожить целый город?

Работа в группах

Возьмите желтые карточки. В Средневековье произошло несколько крупных катастроф, которые указаны в левой графе. В правой графе  указано количество погибших людей в каждой из катастроф.

Попробуйте предположить и соотнести стрелочками, по какой причине могло погибнуть данное количество людей.

 Соотнеси стрелочками:

Землетрясение  

20 миллионов

Великий голод

9 миллионов человек

Эпидемия

Больше миллиона

Крестовые походы

50 миллионов

Давайте проверим.

 Землетрясение  

Больше миллиона

Великий голод

20 миллионов

Эпидемия

50 миллионов

Крестовые походы

9 миллионов человек

Подтвердились ваши предположения? От чего погибло наибольшее количество людей?

 Что же произошло в нашем городе? Эпидемия страшной болезни – чумы, которую назвали «Черной смертью».

  1. Определение темы и целей урока

Именно об этом мы с вами сегодня и поговорим. Какие задачи мы поставим? Что вам было бы интересно выяснить по этой теме?

ЧТО такое Черная смерть?

ГДЕ это произошло?

КОГДА это случилось?

ПОЧЕМУ возникла эта эпидемия?

  1. Работа по теме урока
  1. ЧТО?

Начнем с первого вопроса. Давайте выясним, что же такое эпидемия. Где можем посмотреть?

Работа с энциклопедиями 

У вас лежат энциклопедии, найдите  в них понятия эпидемия. 

Эпидемия – греческое слово. Массовое распространение инфекционного заболевания человека, в какой либо местности, стране, значительно превышающей обычный уровень заболеваемости.

Пандеми́я (греч. πανδημία — весь народ) — эпидемия, характеризующаяся распространением инфекционного заболевания на территории всей страны, территорию сопредельных государств, а иногда и многих стран мира (например, холера, грипп).

Чума́ (лат. pestis — «зара́за») — острое природно-очаговое инфекционное заболевание группы карантинных инфекций, протекающее с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов,  лёгких и других внутренних органов, часто с развитием сепсиса.

  1. ГДЕ?

Давайте посмотрим на карту. Какая площадь была охвачена эпидемией чумы? Какие страны затронула болезнь? А до России дошла?

Чума - болезнь, погубившей больше половины населения всей  Европы. В Смоленске осталось  в живых только 5 человек.

  1. КОГДА?

В каком веке произошли эти события? В XIV. Сколько лет длилась эпидемия? Соотнесите количество лет и масштабы эпидемии? Что можете сказать?

  1. ПОЧЕМУ?

Попробуем выяснить, что явилось причиной эпидемии.

Работа в группах 

З а д а н и е: определите причины, вызывавшие эпидемии.

Группа №1

Работа с текстом.

Вернитесь к тексту, с которым мы работали. Сформулируйте,  исходя из текста, причины распространения эпидемии.

На доске:

1) Люди  практически  не  мылись,  не  соблюдали  правил  личной  гигиены.

2) Пили грязную воду из рек, не подвергая её очистке, а в воде были возбудители различных инфекционных заболеваний.

Группа №2

Картинка

Кто это? Дезинфектор, священник, птица, врач, больной.

Для защиты доктора носили ставшую позднее знаменитой клювастую маску (отсюда их прозвище во время эпидемии «клювастые врачи» (фр. docteurs à bec). Считалось, что маска с клювом, придававшая врачам вид древнеегипетского божества, предохраняет врача от вдыхания зараженного воздуха. «Клюв» маски наполнялся сильно пахнущими лекарственными травами, которые упрощали дыхание при постоянном чумном смраде. Для профилактики постоянно жевал чеснок. Чтобы не задохнуться от всего этого букета запахов, в клюве имелись два небольших вентиляционных отверстия.

 Плотный костюм, как правило, чёрного цвета, также делался из кожи или вощёной ткани, состоял из длинной рубахи, спускавшейся до пят, штанов и высоких сапог, а также пары перчаток. В руки чумной доктор брал длинную трость — её использовали для того, чтобы не дотрагиваться до пациента руками.

Как вы думаете, это хороший врач?

Мог ли подобный доктор вылечить от такой болезни?

Какую еще причину выявили?

 3) Не было больниц, больных людей не изолировали от здоровых.

Именно в средневековье был придуман КАРАНТИН. Слово "карантин" происходит от итальянского "quaranta" - сорок. В Венеции в 1343 году для приезжающих были построены специальные дома, в которых они содержались сорок дней, ни при каких обстоятельствах не выходя на улицу. Морскому транспорту, прибывавшему из опасных мест, также предписывалось стоять на рейде сорок дней. Карантин стал одним из первых барьеров на пути инфекции.

Группа №3

Загадка

Из-за суеверий изначально в распространении чумы обвинили кошек. Это привело к их массовому истреблению и как следствие ……к ещё большему увеличению эпидемии. Почему?

4) Крысы

Крысы путешествовали на кораблях и распространяли болезнь.

 Как вы думаете, сами ли крысы явились возбудителем болезней?

На интер. доске

4) Крысы-блохи-бактерия

Слайд: Бактерия чумы.

Справиться с эпидемией не могли, потому что не знали возбудителя болезни. Да и не могли знать – такой он микроскопический.  Открыть бактерию помогло именно изобретение микроскопа.

Бактерии – это микроорганизмы, состоящие всего из одной клетки.

Вернемся к моему вопросу, может ли в клетке уместиться целый город?

Что уничтожило? Когда? Где?

Одна маленькая бактерия в Средние века уничтожила не просто город, а половину Европы.

Но это ведь было так давно. Зачем нам нужно изучать эту тему. Разве она актуальна для современного человека?

Как же нам обратно заселить город?  Как остановить распространение болезни?  

Давайте предложим правила, которые помогут  избежать эпидемий?

(Слайд: фото Владимира Хавкина)

Посмотрите на фото этого человека. Я прошу сфотографировать QR-код и на следующем уроке рассказать, кто этот человек и как он связан с темой «Черной смерти».

(Первую вакцину против чумы получил ученик Мечникова микробиолог Владимир Хавкин в 1897 году. Лекарство активно применялось по всему миру)

  1. Рефлексия

Меня удивило ....

Было интересно узнать...

Мне захотелось....

Было трудно...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.

Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....

Конспект урока окружающего мира 3 класс (Школа России)

Конспект урока окружающего мира по теме "Многообразие животных" + презентация...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс, «По знаменитым местам мира», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «По знаменитым местам мира»Цели деятельности учителя: знакомство с культурой мира, с его достопримечательностями, формирование умения находить и ориент...