Урок окружающего мира "Кладовые Земли" 3 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Цель урока: познакомить с многообразием полезных ископаемых, раскрыть их роль в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

  • Стимулировать:

— интерес к природным богатствам;

  • Актуализировать знания о веществах, о земле.
  • Ввести понятия «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые», «месторождение».
  • • Научить:

— раскрывать значение понятий «минералы», «горные породы», «гранит», полезные ископаемые», «месторождение» и использовать их в активном словаре;

— различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение

— определять значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о свойствах полезных ископаемых; о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых;

— выполнять исследование и оформлять вывод;

— производить и наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kladovye_zemli.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Класс: 3

УМК: «Перспектива»

Основное содержание темы: изучение полезных ископаемых, использование их человеком.

Термины и понятия: природный газ, гранит, горные породы, жидкость, карьер, месторождение, минералы, минеральные соли, полезные ископаемые, скважина, каменный уголь, нефть, известняк, шахта.

Цель урока: познакомить с многообразием полезных ископаемых, раскрыть их роль в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.

Задачи урока:

  • Стимулировать:

— интерес к природным богатствам;

  • Актуализировать знания о веществах, о земле.
  • Ввести понятия «минералы», «горные породы», «полезные ископаемые», «месторождение».
  • • Научить:

— раскрывать значение понятий «минералы», «горные породы», «гранит», полезные ископаемые», «месторождение» и использовать их в активном словаре;

— различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение

— определять значение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о свойствах полезных ископаемых; о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых;

— выполнять исследование и оформлять вывод;

— производить и наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых;

Планируемые результаты:

Личностные умения:

— проявлять бережное отношение к природным богатствам.

Познавательные умения:

— раскрывать значение понятий «минералы», «горные породы», «гранит», «полезные ископаемые», «месторождение» и использовать их в активном словаре;

— различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение;

— определять значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

— осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

— выполнять самоооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

Предметные умения:

— рассказывать о свойствах полезных ископаемых; о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых;

— наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых;

Организация образовательного пространства:

Оборудование:

  • Компьютер;
  • Проектор;
  • Интерактивная доска;

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

-Здравствуйте, ребята!

Проверьте все ли у вас готово к уроку.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Самоопределение к деятельности

-Ребята, послушайте загадку, подумайте, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Слайд 3

Его в горах полным - полно.

Он часто падает на дно

Ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают. Камень

Итак, о чем поговорим сегодня на уроке? 

-Как вы думаете, на какие вопросы мы должны сегодня ответить?

Откройте учебник на с.70, прочитайте тему нашего урока.

А что значит «кладовые»?

Какой вопрос возникает по теме?

Слушают стихотворение

О камнях

 

Где встречаются камни? Какими свойствами обладают? Значение камней? «Кладовые земли»

Клад

Какие кладовые есть на Земле.

Актуализация знаний

Давайте вспомним, а что мы уже знаем. Найдите рубрику «Вспомним». Прочитайте вопросы и ответьте на них.

-Какие красивые камни вы знаете?

-Какие изделия из камней изготавливают люди?

-Какое вещество, хорошо знакомое нам на кухне встречается в природе в виде камня?

Отвечают на вопросы

-Каменная соль

Изучение нового материала

-Когда мы говорим «камни», мы имеем в виду минералы и горные породы.

Найдите в учебнике на с. 70 определение, что такое минералы и горные породы.

Чем отличаются горные породы от минералов?

Минералы окружают нас повсюду.

 С минералами мы сталкиваемся ежедневно. Возьмите в руки простой карандаш. Рассмотрите его стержень. Минерал в основе стержня называется графит.

Или, к примеру, каменная соль, (Слайд) которая найдется у каждого на кухне это тоже минерал.

(Слайд) Есть среди минералов и редкие и драгоценные: серебро, золото, алмазы.

Несмотря на то, что минералы так по –разному выглядят у них есть общее свойства.

(Рассмотрите минерал)

Какие это вещества?

В природе минералы встречаются в виде кристаллов. Многие минералы превратились в кристаллы или затвердели много лет назад из горячей вулканической массы-магмы. Кроме того, у минералов бывает различный блеск, он может быть стеклянным, перламутровым, восковым, металлическим.

Итак, о чем говорили?

Что такое минералы?

На доске табличка «минералы»,

«горные породы»

-Минералы-это однородные природные вещества, а горные породы-это природные соединения минералов.

Показ коллекции

Твердые

О минералах

Природные однородные вещества.

Физминутка

Все ребята повернулись,

Все ребята потянулись,

А потом они присели

И за парту тихо сели.

Выполняют движения

Изучение нового материала 

Рассмотрите гранит.

Какой он? Какого он цвета?

Рассмотрите схему на с.70, из чего состоит гранит.

Полевой шпат, кварц и слюда –это минералы. Цветные зерна-это полевой шпат.

Полупрозрачные зерна-это кварц.

Черные, блестящие зерна-это слюда.

Минерал полевой шпат, кварц и слюда соединяясь вместе образуют…..

Значит, что такое гранит?

Рассмотрите рисунок на с.71.

Какие еще горные породы встречаются на земле?

Показ мрамора

Минералы и горные породы можно встретить и под землёй, и на её поверхности.

 Минералы и горные породы, которые использует человек в хозяйстве, называются полезными ископаемыми.

А почему их называют ископаемыми?

Почему полезные?

Для того чтобы полезными ископаемыми воспользоваться, их нужно найти. Этим нелегким делом занимаются геологи.

Откройте учебник на с.72, найдите определение слова «месторождение».

Рассмотрите рисунок на с.72.

Где добывают полезные ископаемые?

Добыча полезных ископаемых

Добывают полезные ископаемые разными способами. (Слайд)

Одни под землей в шахтах. Шахты – это глубокие колодцы.

Другие открытым карьерным способом. Карьер – это открытый котлован.

Для третьих устанавливают буровые установки.

(Слайд)Каменный уголь в основном залегает под землей. Для того чтобы его добыть приходится рыть глубокие шахты и добывать его под землей. Специальный лифт(кледь) опускает людей. Шахтеры отбойными молотками добывают каменный уголь, загружают его в вагонетки. Специальный лифт поднимает полезные ископаемые.

Работа в шахте опасна: обвалы, взрыв газов, затопление водой, но все же эта работа важна для людей.

(Слайд)Железную руду добывают карьерным способом.

(Слайд)А самый обычный способ поиска и добычи нефти-бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где по мнению геологов есть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не выльется черный фонтан.

Использование полезных ископаемых

А кто знает, где используют полезные ископаемые?

Гранит очень прочный, и это является одним из главных его свойств. Из-за прочности добывать гранит нелегко. Иногда даже используют взрывчатку, так как только сильный взрыв разделяет гранит на куски.

Где его используют?

(Слайд)Древние египтяне использовали его для строительства пирамид. В нашем городе на гранитном камне установлен памятник Петру 1.

(Слайд)Каменный уголь очень хрупкий, но главное его свойство горючесть. Каменный уголь является отличным топливом. Из него также делают лекарство, пластмассу, взрывчатые вещества…..

(Слайд)Железная руда применяется в промышленности. Из железной руды производят такие сплавы как чугун и сталь. Сплавы железа используются в автомобилестроении, военной промышленности, строительстве зданий, пищевой промышленности.

(Слайд)Нефть-маслянистая горючая жидкость. Ее называют черным золотом. Из нее делают свечи, мазут, бензин, керосин, мыло. (Слайд)

Откройте с. 133 «Странички Умного Совенка». С помощью таблицы приведите примеры различного использования полезных ископаемых.

 Дети рассматривают гранит.

Полевой шпат, слюда, кварц.

гранит

горная порода

известняк, песок, мрамор

Табличка «Полезные ископаемые»

Потому что многие из них находятся под землёй.

Приносят пользу человеку.

Табличка «геологи»

«Месторождения» – места, где залегают полезные ископаемые.

В шахтах, карьерах, с помощью буровых установок.

В строительстве, служат топливом, из них получают металлы.

В строительстве, памятники, набережные

Работа с таблицей

Подведение итогов

Итак, ребята, какая тема была сегодня на уроке?

Какие чудесные кладовые есть на Земле?

Что такое полезные ископаемые?

Что такое минералы? Горные породы?

Что такое месторождение?

Как добывают полезные ископаемые?

Где их используют?

Как вы думаете, могут ли на Земле исчезнуть, закончится полезные ископаемые?

Почему это может произойти?

Как нужно относиться к полезным ископаемым?

Отгадайте загадки о полезных ископаемых.

Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны.

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела.

Пробегает по доске —

Оставляет белый след.

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже

И в стекле расплавлен даже.

На кухне у мамы

 помощник отличный,

Он синим цветком

расцветает от спичек.

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?

Она варилась долго в доменной печи,

Чтобы потом нам сделать

Ножницы, ключи.

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома тепло,

От него в домах светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтоб сделать миску или вазу —

Она понадобится сразу.

-Ребята, а как нужно относиться к полезным ископаемым? Почему? Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?

О полезных ископаемых

Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и используют в хозяйстве.

Не экономно использовать.

Экономно

гранит

мел

песок

природный газ

нефть

руда

уголь

глина

Бережно, экономно.

Природные богатства небезграничны.

Рефлексия

Дополните фразу, записанную на доске.

Сегодня я узнал ….

Мне понравилось на уроке ….

Мне захотелось …..

Я выполнял задания ……

Я понял, что ……

Проводят рефлексию своей деятельности

Домашнее задание

С.70-73 читать, ответить на вопросы.

Записывают д/з в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок

уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок

уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...

уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок

урок + презентация по окружающему миру 3 класс...

Урок окружающего мира 1 класс (УМК "Планета знаний") Тема урока: Жизнь животных

Цели: 1. Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных. 2. Учить находить признаки живого у животных, назвать условия, необходимые для их жизни. 3. Развивать мышление и речь у ...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...