Урок окружающего мира " узоры на снегу"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Колосовская Юлия Владимировна
Дети узнают, какие изменения происходят в жизни животных зимой, получают краткую информацию о жизни животных в зимнее время, знакомятся со следами и учатся их определять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_uzory_na_snegu.docx26.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

1 класс

Тема: Изменения в жизни диких животных зимой.

Цель урока: Узнать, какие изменения происходят в жизни животных зимой; как зимуют дикие звери.

Задачи:

1.Развивать умение логически верно выражать свои мысли.

2.Учить анализировать, делать выводы, развивать речь, учить отвечать на поставленные вопросы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки диких животных и их следов, кроссворд, тексты с информацией о животных, карточки для игры «Угадай след», карточки с  опорными  словами, презентация «Узоры на снегу», учебник «Окружающий мир» (программа «Начальная школа ХХI века»).

Ход урока


1.Организационный момент

2. Актуализация знаний

Работа с учебником

- Прежде, чем перейти к теме нашего урока, поработаем  по  учебнику ( с. 87) Рассмотрите иллюстрацию.  

- Какое время года на ней изображено?

- Какие изменения произошли в природе с приходом зимы?

- Подумайте, кого бы вы ещё хотели видеть на этом рисунке?

(Животных).

- Тема нашего урока: «Жизнь диких животных зимой».

- Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке?

(ответы учащихся)

Зима - суровое  и сложное время года для диких животных   - холодно, много снега и мало корма, им очень трудно выжить в эту пору.

 - Сегодня мы узнаем, как звери приспосабливаются к суровым   морозным условиям.  Я предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес.

3. Работа над новым материалом

Презентация

2 слайд

- Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь — как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых.

- Как вы думаете, кто же оставил эти узоры на снегу?

- Можем мы сразу определить, чьи это следы?

-  Проблема … Давайте разбираться вместе.  Наша задача – научиться определять животных по их следам.  Отгадайте загадку.

3,4 слайд

У косого нет берлоги, 
Не нужна ему нора. 
От врагов спасают ноги, 
А от голода – кора. 

-  Давайте поработаем с текстом, прочитаем информацию о зайце.

 Дети самостоятельно читают   текст. Учитель прикрепляет к доске иллюстрацию с изображением зайца.

Заяц

Осенью зайцы меняют окрас с серого цвета на белый, чтобы быть незаметным для врагов на фоне снега.

Запасов на зиму заяц не делает. Кормится побегами и корой различных деревьев. Может раскопать из-под снега траву и ягоды.

Зайца в народе «косым» называют, потому  что глаза у него не в центре мордочки, а по бокам расположены, и зверёк может видеть, что делается сбоку и даже сзади. Задние лапы длиннее передних.

След зайца спутать трудно: два широких отпечатка – впереди, два поменьше – сзади.

- Используя опорные слова, давайте попробуем составить рассказ о зайце.

Подготовка к зиме

Чем питается

Интересные факты

След животного

 - Как готовится зайчик к зиме?

- Чем питается зимой заяц?

-  Почему зайца в народе «косым» называют?

Найдите и прочитайте предложение   из текста, как выглядит след зайца.

-  Попробуйте найти  среди  следов животных  изображение следа зайца. Сравним его с фотографией  на слайде.

5 слайд

- Когда заяц убегает от своих врагов, он выбрасывает свои задние лапы и делает огромные скачки, а передними лапками он только опирается о снег, землю.  Большие задние лапы спасают зайцев от врагов.

- Давайте сделаем вывод, как же заяц готовится к зиме?

- Отгадаем следующую загадку.

6,7   слайд

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

- О ком речь идёт в загадке?

- Давайте прочитаем текст про лису. 

Дети самостоятельно читают текст. Учитель прикрепляет к доске иллюстрацию с изображением лисы.

Лиса

К зиме лиса цвет шубки не меняет, но мех у неё становится более густым и пушистым.

Питается лиса мелкими животными, растениями и грызунами.

Слух у лисицы отличный. Зимой она охотится на полевых мышей. Чутко прислушивается к писку под снегом, прыжком ныряет и пытается поймать добычу. Чтобы быть сытой, она должна съесть за день до 20 мышей.

 Хвост помогает поддерживать лисе равновесие во время бега, также в зимнее время она оборачивается им, чтобы защититься от холода.

 След лисы похож на затейливую   цепочку. Отпечатки лап тянутся по прямой линии, один за другим.

- Используя опорные слова, составьте  рассказ о лисе. 

Учитель может помочь детям, используя наводящие вопросы.

- Как лиса готовится к зиме? Меняет ли она цвет своей шубки?

- Чем питается зимой это животное?

_ Что интересного вы узнали про лису?

- Какой слух у лисы?

- Как он ей помогает в охоте?

- Сколько мышей ей надо съесть за день?

-Какую роль играет хвост для лисы?

- Найдите и прочитайте в тексте предложение, на что похож след лисы. -  Попробуйте найти среди  следов животных  изображение следа лисы. Сравним его с фотографией  на слайде.

8, 9   слайд

- Давайте сделаем вывод, как же лиса готовится к зиме?

Учитель показывает детям  видеофильм «Лиса мышкует».

Физминутка «Зимняя сказка»

- Отгадаем следующую загадку.  Прочитайте.

10, 11    слайд

В чаще ходит зверь рогатый,
Все зовут его «сохатый».
Так давно уж повелось.
В тёмной чаще бродит – ... . (лось).

- О ком речь идёт в загадке?

- Давайте прочитаем текст про лося.

 Дети самостоятельно читают   текст. Учитель прикрепляет к доске иллюстрацию с изображением лося.

Лось

К зиме шерсть лося становится более густой, защищая его от морозов. В конце ноября он сбрасывает свои рога.

Зимой лоси грызут   кору молодых осинок.

Лоси быстро бегают. У них хорошо развит слух. А вот видит лось плохо. Отдыхают они, закопавшись в снег, как под снежным тёплым «покрывалом.

След у лося большой, двойной, длинный, спереди заострённый. Копыта у лося могут широко раздвигаться.

- Используя опорные слова, составьте рассказ о лосе.

Учитель может помочь детям, используя наводящие вопросы.

- Как лось готовится к зиме?

- Чем питается лось?

- Что интересного вы узнали об этом животном?

-  Найдите предложение в тексте, как отдыхают лоси.

- Давайте рассмотрим след лося. Найдите в тексте предложение о нём. Попробуйте найти среди  следов животных  изображение следа лося. Сравним его с фотографией  на слайде.

12, 13   слайд

- Давайте сделаем вывод, как же лось приспосабливается к зимним условиям?

14, 15   слайд

Дикий зверь тропой бежит,

То как хрюкнет, завизжит.

С ним детишек караван.

Это зверь лесной …. (Кабан)

- О ком речь идёт в загадке?

- Давайте прочитаем текст про кабана.

Дети самостоятельно читают   текст. Учитель прикрепляет к доске иллюстрацию с изображением кабана.

Кабан

Осенью кабан много ест, чтобы накопить жир к зиме. С наступлением холодов под щетиной вырастает тёплый густой подшёрсток.

Питается опавшими плодами, желудями, насекомыми, корешками. 

У кабана прекрасная память. В самое голодное зимнее время они возвращаются в дубовые рощи в поисках плодов, занесенных снегом.

Кабаны никогда не зарываются в снег, они его не любят. Если нужно пройти по глубокому снегу, то кабаны идут гуськом друг за другом. Сначала идет самый сильный кабан. Он прокладывает всем дорогу, за ним – все остальные.  

След кабана похож на след лося, только мельче. След более округлый.

 - Используя опорные слова, составьте рассказ о кабане.

Учитель может помочь детям, используя наводящие вопросы.

- Как готовится кабан к зиме?

- Чем питается кабан?

- Что интересного вы узнали об этом животном?

- Как вы думаете, любят ли кабаны, как лоси зарываться в снег?

- Как эти животные приспосабливаются ходить по глубокому снегу?

- Найдите и прочитайте предложение, как выглядит след кабана. Чем он отличается от следа лося? Рассмотрите след кабана, сравните его со следом лося.

Учащиеся рассматривают на слайде следы кабана.

16, 17   слайд

-Все животные приспосабливаются по-разному к зимним условиям, одни меняют цвет шубки, у других появляется густой подшёрсток, который служит надёжной защита от холода и морозов.

4.  Работа в парах

Задание «Угадай, чей след»

– Определите, каким животным принадлежат эти следы.

Ваша задача – соединить карточку с животным с изображением принадлежащего ему следа.
5. Работа с кроссвордом

  1. Отпечатки лап этого животного тянутся по прямой линии один за другим, как затейливая цепочка. Кто же это пробежал? (Лиса).

  1. След большой, двойной, длинный, спереди заострённый. Кто же это оставил такой след? (Лось).

  1. Этот зверь с двумя клыками,
    С очень мощными ногами
    И с лепешкой на носу.
    Роет землю он в лесу. 
    (Кабан)

  1. Этот след спутать трудно: два широких отпечатка – впереди, два поменьше – сзади. Это потому, что задние лапы при беге ставит впереди передних. (Заяц).

  1.  Самостоятельная работа

Задание «Дополни предложение - заполни пропуски»

- Вставьте в предложение пропущенные слова.

К зиме заяц поменял  …………………… шубку на белую.  Мех у  ………………….  становится густым и пушистым. С наступлением холодов у кабана и лося появляется …………………... густой подшёрсток.

Слова для справок: серую,  тёплый,  лисы


7. Обобщение

-Давайте вновь вернёмся к первому слайду, где изображены следы на поляне и попробуем вместе разгадать, какие животные их оставили.

Дети определяют след лисы, зайца, лося.

- Что интересного вы узнали сегодня о животных?

- Что особенно вам запомнилось ?

8. Рефлексия

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме «Что такое снег? Почему лёд плавает?»

Система Л.В.Занкова, к учебнику Н.Дмитриевой "Мы и окружающий мир"...

Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?"

Урок - исследование по окружающему миру " Откуда берутся снег и лёд?" в 1 - м классе. Главной целью данного урока является создание содержательных и организационных условий для самостоятельн...

Конспект интегрированного урока окружающего мира и ИЗО по теме "Снег и лед"

В течение всего урока ребята совершают путешествие в царство снега и льда вместе со Снежинкой и Льдинкой и доказывают, что они родные сестры. Знакомясь со свойствами снега и льда, ребята проделывают р...

урок окружающего мира Откуда берутся снег и лед 1 класс УМК Школа России

Конспект урока окружающего мира по теме Откуда берутся снег и лед предназначен для учителей начальных классов , работающих по УМК Школа России.На уроке используется групповая форма работы учащихся,эле...

Материалы к уроку окружающего мира в 4 классе по теме "В царстве льда и снега"

Дидактические материалы включают план урока, презентацию, кроссворд по теме, видеофильмы....

Технологическая карта урока окружающего мира 1 класс "Откуда берется снег и лед"

УМК "Школа России" окружающий мир  А.А.Плешаков "Откуда берутся снег и лед" . Урок исследование. Формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, предметные УУД. На прот...

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Узоры в природе"

Место и роль темы в курсе. На изучение окружающего мира в 3 классе отводится 68 часов в год (2 часа в неделю) Данный урок - авторский, можно включить в тему «Природные стихии в народном творчестве»...