Урок окружающего мира. 4 класс. УМК "Школа XXI века". Почва и её свойства.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Семашко Юлия Викторовна

Урок окружающего мира. 4 класс. УМК "Школа XXI века". Почва и её свойства.

Оборудование: спиртовка, стакан (2 на группу), зеркальце (стекло -1 на группу), палочки, вода, почва - сырая, сухая, прокаленная; тетради для фиксирования выводов; карточки с описание опыта.

Дети распредены по группам - исследователи, ученые, биологи, экологи (по 5-6 человек в группе). На группу дано несколько комплектов необходимого оборудования для опытов, карточки с описанием заданий - опытов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochva_i_eyo_svoystva.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семашко Ю.В.

УМК: Школа XXI века.

Класс: 4.

Тема: «Почва и её свойства».

Тип урока: формирование первичных предметных умений.

Вид урока: урок – исследование.

Цели урока: создать условия для изучения свойств почвы.

Задачи:

Предметные.

- формировать понятия «почва», «перегной», «плодородие», «минеральные соли»;

- формировать представления учащихся о составе почвы.

Метапредметные.

Познавательные УУД:

- формировать умение работать с демонстрационным материалом, проводить опыты.

- формировать умение сравнивать, анализировать, фиксировать результаты опытов, обобщать информацию, делать выводы.

Регулятивные УУД:

- формировать умение концентрировать внимание,

- формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в паре;

- формировать умения представлять результат своей деятельности;

- формировать умения высказывать свое мнение и доказывать свою точку зрения.

Личностные

- формировать положительную мотивацию к обучению;

- развивать познавательную активность, мышление и речь детей;

- формировать чувство уважения к товарищу.

Оборудование: спиртовка, стакан (2 на группу), зеркальце (стекло -1на группу), палочки, вода, почва - сырая, сухая, прокаленная; тетради для фиксирования выводов; карточки с описание опыта.

Дети сидят по группам - исследователи, ученые, биологи, экологи (по 5-6 человек в группе) На группу дано несколько комплектов необходимого оборудования для опытов, карточки с описанием заданий - опытов.

План урока

Этап урока

Время (мин.)

I

Организация учебного процесса.

1

II

Актуализация знаний по теме: «Как образуется почва»

4

III

Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.

4

IV

Изучение нового материала.

27

Физ. минутка.

1

V

Рефлексия.

3

VI

Оценка деятельности учащихся на уроке.

2

VII

Домашнее задание

1

VIII

Итог урока.

2

Ход урока

Этап урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

Организация учебного процесса.

Учитель формирует заранее группы одного уровня.

Вспомним о правилах работы в группе.

Дети сидят по группам - исследователи, ученые, биологи, экологи (по 5-6 человек в группе). Учащиеся вспоминают и называют правила работы в группе.

Актуализация знаний по теме: «Как образуется почва»

Тема нашего урока зашифрована в ребусе, но, чтоб его увидеть и разгадать, ответьте на несколько вопросов.

  1. Что такое почва?
  2. Как образуется почва?
  3. К какой природе относится почва - живой, неживой?

Молодцы! Теперь, мы можем разгадать ребус. (Слайд №1, 2 анимация)

  1. Почва – это верхний плодородный слой земли.
  2. На этот вопрос отвечают несколько ребят, дополняют ответы товарищей.
  3. Почву нельзя отнести к одному из видов природы.

Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.

Молодцы! Сегодня мы будем изучать свойства почвы. Для этого мы будем проводит опыты.

Учащиеся рассматривают ребус. – Свойства почвы- ответ.

Постановка целей с помощью опорных слов:

-узнаю, вспомню, повторю, научусь, закреплю, поразмыслю.                                    

Учащиеся с помощью учителя повторяют правила техники безопасности.

Изучение нового материала.

Этапы исследовательской деятельности:

Изучение эмпирического материала

Постановка проблемы.

Выдвижение гипотезы на основе вопросов учебника.

Постановка целей и задач.

Подбор методов и средств. Поиск возможных вариантов решения проблемы.

Планирование работы-карточки с описанием опыта.

Сбор собственного материала по проверке гипотезы.

Промежуточная обработка собранного материала.

Сбор собственного материала по проверке гипотезы.

Промежуточная обработка собранного материала.

Сбор собственного материала по проверке гипотезы.

Промежуточная обработка собранного материала.

Сбор собственного материала по проверке гипотезы.

Промежуточная обработка собранного материала.

Сбор собственного материала по проверке гипотезы.

Промежуточная обработка собранного материала.

Анализ и обобщение.

Представление работы и её результатов.

На столе у учащихся почва в плоской ёмкости.

- Рассмотрите почву, разрыхлите ее. Подготовьте краткое сообщение об увиденном.

- Как вы думаете, что необходимо сделать, чтоб узнать больше о ее составе?

-Прочитайте вопросы, представленные в учебнике. Сделайте предположения о результатах опытов.

Гипотезы фиксируются на доске.

-Назовите цель исследования.

-Что поможет в достижении цели?

-Возьмите карточки с описанием первого опыта. Прочитайте внимательно, что необходимо сделать в ходе опыта. Выполните опыт, подготовьте краткое сообщение с выводами. Зафиксируйте результаты.

Учитель демонстрирует второй опыт. (Наблюдатели от группы с помощью держателя собирают росу, предоставляют материал для наблюдения в группе)

- Возьмем небольшое количество почвы. Нагреем ее на огне (спиртовка, свеча), держа над ней стекло (зеркало). Подождем немного. Что вы видите? Зафиксируйте выводы в тетради.

- Если будем нагревать еще. Что видите? Что чувствуете?

-Как вы думаете от чего этот запах?

-Откройте учебник (стр. 38), найдите, как это называется одним словом? Какой вывод можно сделать? Зафиксируйте выводы в тетради.

-Прокаленная почва лежит у вас на столах. Возьмите карточку с описанием следующего опыта. Внимательно прочитайте. Выполните опыт. Зафиксируйте результаты.

- Возьмите стакан с почвой и водой, который мы использовали в опыте. Возьмите карточку с описанием следующего опыта. Внимательно прочитайте. Выполните опыт, подготовьте краткое сообщение с выводами. Зафиксируйте результаты. (Учитель сам нагревает стекло.)

- Подведем итог наших опытов.

Дети рыхлят (сырую) почву, обсуждают ее цвет, фактуру. Готовят сообщение от группы. 1 группа выступает, остальные дополняют, корректируют.

- Почва по цвету темная, насыщенная. Так же влажная, но достаточно рассыпчатая, в ней есть остатки трав, частицы песка. Вода после погружения почвы стала мутной, в стакане есть осадок. По первому невооруженному взгляду выводы сделать трудно.

Провести опыты.

Учащиеся делают предположения и выдвигают гипотезы.

-Цель: узнать из чего состоит почва.

Используя памятки и вопросы учебника, текст учебника проведем ряд опытов по изучению состава почвы.

- Дети читают описание опыта. Проводят его в группе. Обсуждают полученные результаты, фиксируют в тетрадях.

Первая группа делает сообщение, демонстрируя опыт другим группам.

- В стакан с водой мы опустили кусочек почвы. На поверхность воды стали выходить пузырьки. Мы сделали вывод о том, что в почве есть воздух. В состав почвы входит воздух.

- При нагревании почвы из нее испаряется вода, и роса остается на стекле (конденсат). Можно сделать вывод о том, что почва действительно содержит воду.

- Почва нагревается и начинает тлеть. Появляется дым и неприятный запах.

- Запах образуется от того, что горят, тлеют остатки травы, щепок, насекомых.

Дети зачитывают ответ из учебника.

(понятие - перегной)

-Почва содержит перегной.

Сообщение третьей группы.

- Мы высыпали прокаленную почву в воду и размешали. Потом дали ей отстояться. Песок осел на дно, а сверху него осела глина. А значит, мы можем сделать вывод о том, что в почве содержится песок и глина.

Сообщение второй группы.

- Мы взяли каплю воды, в которой долго находилась почва, поместили на стекло.  Стекло нагрели. Вода испарилась, а на стекле остался белый налет. Мы узнали, что это – (минеральные) соли, содержащиеся в почве, растворились в воде. Вода испарилась, а соли остались на стекле. Мы можем сделать вывод о том, что в почве есть минеральные соли.

Сообщение четвертой группы. В ходе проведенных опытов мы узнали о составе почвы. В состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

Физкультминутка

Тара-тара-тара-ра!

Из колхозного двора

Выезжают трактора.

Будем сеять и пахать,

Семена сажать.

Скажите, кто заметил, как физ. минутка связана с темой урока.

Сеять и пахать почву, плодородный слой земли.

Рефлексия.

На доске вы видите тест. Давайте проверим полученные знания. (Слайд)

Дети отвечают на вопросы.

Оценка деятельности учащихся на уроке.

Учитель оценивает работу детей в группах, отмечает оценкой работу наиболее активных учеников.

Домашнее задание

Домашнее задание: обязательное: ТПО№16. Дополнительное (по желанию): Оформи записанные выводы иллюстрациями опытов.

Обучающие записывают домашнее задание в дневники.

Итог урока.

Я узнал…

Я повторил…

Я научился…

Я хочу узнать…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

Урок окружающего мира для уч-ся 3класса "Вода и ее свойства"

Основная цель урока - становить основные свойства воды в процессе опытов и практических работ, учить определять по свойствам воды возможность ее использования....

Урок окружающего мира по теме : "Средние века: время рыцарей и замков".

Урок окружающего мира по теме : "Средние века: время рыцарей и замков".(Система Л.В Занкова). 4-й классСегодня на уроке речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с конца V века до конца XV века и наз...

Открытый урок окружающего мира по теме "Средние века.Время рыцарей и замков"

Урок окружающего мира по теме "Средние века.Время рыцарей и замков" 4 класс...

Урок окружающего мира по теме "Что такое почва?" 3 класс

Тип урока: обучение новым знаниям на основе системно-деятельностного метода.Вид занятия: урок с использованием практической деятельности.Метапредметная тема: постановка проблемы.Используемые технологи...

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории 19 века» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представления о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.Планируемые результаты Предметные: знать важные события XIX века;уметь использовать получ...

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории XIX века» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о важнейших событиях жизни страны в XIX веке: восстании декабристов, отмене крепостного права, создании новых технических изобретений того времени...