Методическая разработка урока по окружающему миру 4 класс ОС "Школа 2100" по теме "Как нам жить?"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Сухих Наталья Ивановна

В  творческой разработке представлен  проект урока окружающего мира по теме «Как нам жить?» для 4  класса по ОС «Школа 2100». 

На уроке проводится групповая работа, где каждая группа рассматривает свою эпоху и презентует её другим одноклассникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл om_kak_nam_zhit_suhih_n.i.docx36.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Формирование универсальных учебных умений на уроках окружающего мира:

тема «Как нам жить?»»

(ОС «Школа 2100», 4 класс)

Выполнила: Сухих Наталья Ивановна,

учитель начальных классов,

высшая категория

Новокузнецк, 2020

Содержание

Введение........................................................................................................... 3

Проект урока по окружающему миру в 4 классе (ОС «Школа 2100») ...... 4

Заключение ...................................................................................................... 9


Введение

Модернизация стандартов образования в наше время предполагает, что современные школы могут выпускать не просто человека знающего, но и  успешного, который сможет быть готов к условиям будущей жизни. В связи с этим система школьного обучения опирается на новые социальные требования, которые повлекли за собой принятие новых образовательных стандартов. В свою очередь федеральные государственные образовательные стандарты выдвигают эти новые требования, чтобы получить ученика умеющего учиться. Уникальным педагогическим инструментарием является системно-деятельностный подход, в рамках которого создаются условия для развития индивидуальности, творческого потенциала, способностей ребенка. Отсюда меняется позиция учителя на уроке, цель которого не дать знания в готовом виде, а помочь показать способ действия для решения поставленной проблемы.

Способом действия учащийся овладевает самостоятельно. Он  его открывает из тех знаний и умений, которыми уже овладел. То есть  усвоив один компонент знания, через проблему, выдвигаем следующий компонент знания.  Все это возможно через формирование универсальных учебных действий, которые ведут к качественному результату образования.

Таким образом, работа над УУД – это одно  из  важнейших механизмов реализации требований ФГОС НОО к результатам обучающихся [Форм УУД, с. 5].

Предмет начального образования «Окружающий мир» по ОС «Школа 2100» является эффективным средством развития личности в соответствии с новыми стандартами. Он ориентирован на формирование функционально грамотной личности,  готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.

В  творческой разработке представлен  проект урока окружающего мира по теме «Как нам жить?» для 4  класса по ОС «Школа 2100».

Проект урока по окружающему миру в 4 классе (ОС «Школа 2100»)

Тема: «Как нам жить?»

Цель:  

  1. Создание условий для осознания понятия человечества через  общечеловеческие (глобальные) проблемы;
  2. Формировать рефлексивную оценку, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  3. Воспитывать умение высказывать общие для всех людей правила поведения в различных ситуациях.

Оборудование: учебник по окружающему миру за 4 класс 2 часть ОС «Школа 2100»,  рабочая тетрадь по окружающему миру за 4 класс 2 часть, плакаты эпох, плакат с проблемным вопросом, карточки, иллюстрация планеты из космоса.

        

Ход урока.

Ι. Организационный момент

Проверка готовности ребят к уроку.

ΙΙ. Актуализация знаний и умений

2.1. Определение плана работы на уроке.

1. Проверка домашнего задания

2. Определение проблемы и темы

3. Получение новых знаний в группе

4. Самостоятельная работа

5. Итог

2.2. Фронтальная беседа.

- Перед вами иллюстрация нашей планеты из космоса. Какие ассоциации возникают у вас, глядя на эту иллюстрацию? (мир, земля, люди на земле)

- Нас окружают люди на планете, в которой мы живем. Сначала это семья, потом появляются друзья, одноклассники, земляки, граждане одной страны и других. Как можно, объединить все эти понятия, в одно слово?  (ЧЕЛОВЕЧЕСТВО)

- Сегодня мы заканчиваем знакомство с современным человечеством.  Отправимся на «машине времени» ещё раз в прошлое.

2.3. Проверка домашнего задания.

Формируются группы по изученным эпохам: первобытный мир, древний мир, средние века, новое время. Каждая группа готовит плакат, отражающий проблемы данной эпохи.

- Как называется время, где человечество делало первые шаги, постигая природу? (Первобытный мир)

- Как вы думаете, какие самые главные проблемы были у людей того времени?

(Самое главное было – спастись от голода и холода, поэтому самые главные достижения – овладение огнём, появление земледелия, скотоводства и т.д.)

- Как называется время, в котором рождались первые цивилизации? (Древний мир)

- Какие самые главные проблемы были у людей этого времени? (строительство городов, расширение территорий цивилизаций)

- Какие века шли после древнего мира? (Средние века)

- Что вы можете сказать о проблемах Средневековья? (изучение достижений цивилизованных стран, отношение себя к той или иной религии, развитие земледелия и скотоводства)

- Какое время отличается созданием новых вещей? (Новое время)

- В чем нуждалось новое время? (это время требовало новых технических достижений, расширение территорий)

- Какие проблемы возникали? (военные распри, недовольство людей правителями)

2.4. Постановка учебной задачи.

- В какое время живем мы с вами? (мы относимся к новейшему, современному времени)

- Как вы думаете существуют проблемы в наше время?

- Просмотрите сценку  ребят и подумайте, о какой проблеме следует задуматься:

- Мама, переведи меня, пожалуйста, в другой класс! – заявил Илюша, вернувшись из школы. – Я не хочу сидеть за одной партой с теми, кто болеет за одну известную футбольную команду.

- А что делать, если и в другом классе будут болельщики этой же команды? – поинтересовалась мама.

- Тогда мы уедем в другой город! А может и вообще в другую страну!

- Пожалуй, Илюша, тебе это не поможет.

- Почему, разве весь мир болеет за эту команду!

- Не в команде дело, а в тебе, - улыбнулась мама.

- Какая проблема появилась у Илюши? (нежелание сидеть за одной партой с теми, кто болеет за другую футбольную команду)

- От чего может появиться такая проблема? (от неумения договариваться, работать вместе, так как люди все разные и желания у них тоже разные)

- Как  хотел решить эту проблему Илья? (уехать)

- Почему Илья хотел решить проблему именно так, а не иначе?

- Чего он не знает? (Илья не знает, как можно разрешить проблему)

- А вы, ребята знаете, как самостоятельно решать проблемы, не причиняя никому боль?

- Так как вы думаете, какой будет основной вопрос нашего урока, опираясь на основное понятие урока и главной мысли нашей сценки? (какие самые главные проблемы волнуют современное человечество и что делать,чтобы эти проблемы решить)

- Так какие учебные задачи мы поставим себе на этом уроке? (выявить проблемы человечества и найти пути их решения)

ΙΙΙ. Открытие новых знаний, умений

3.1. Определение темы и мотивация урока.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (разные ответы детей)

- А как звучит  эта тема в учебнике, стр. 110? (Тема вывешивается на доску.

 Как нам жить?)

- Вы хотите научиться находить ответы на этот вопрос? (да)

- А зачем нам это нужно? (разные варианты ответов)

Поиск решения учебной задачи.

- Вспомните еще раз проблему урока.

- Ответы на проблему урока будите искать самостоятельно в учебнике, заполняя лист ответов.

3.2. Групповая работа по плану действий.

- Работать будете в группе по плану.  Для этого надо распределить роли работы в группе, найти ответы на ваши вопросы по учебнику, записать информацию на листе, напротив вопроса, подготовиться к озвучиванию информации всем, выслушать информацию других ребят.

1-я группа.

1. Как называются проблемы, которые касаются каждого человека, а решение их возможно только совместным трудом. Запиши _______________________

2. Название вашей проблемы «Насилие и организованная преступность».

3. Найди её в учебнике.

4. Коротко запиши суть этой проблемы.

___________________________________________________________________

5. Предложите и запишите правило, которому должны следовать люди, чтобы меньше стало насилия и преступлений в мире.

________________________________________________________________

2-я группа.

1. Как называются проблемы, которые касаются каждого человека, а решение их возможно только совместным трудом. Запиши _______________________

2. Название вашей проблемы «Войны между государствами и гражданские войны».

3. Найди её в учебнике.

4. Коротко запиши суть этой проблемы.

___________________________________________________________________

5. Предложите и запишите правило, которому должны следовать люди, чтобы меньше стало войн между государствами и гражданами.

________________________________________________________________

3-я группа

1. Как называются проблемы, которые касаются каждого человека, а решение их возможно только совместным трудом. Запиши _______________________

2. Название вашей проблемы  «Борьба с терроризмом».

3. Найди её в учебнике.

4. Коротко запиши суть этой проблемы.

___________________________________________________________________

5. Предложите и запишите правило, которому должны следовать люди, чтобы меньше стало террора .

________________________________________________________________

4-я группа

1. Как называются проблемы, которые касаются каждого человека, а решение их возможно только совместным трудом. Запиши _______________________

2. Название вашей проблемы «Бедность».

3. Найди её в учебнике.

4. Коротко запиши суть этой проблемы.

___________________________________________________________________

5. Предложите и запишите правило, которому должны следовать люди, чтобы меньше было бедных стран.

________________________________________________________________

3.3. Предъявление результата работы.

Каждая группа выходит и предъявляет свой результат. Другие осуществляют контроль.

Оценка учителя.

- Какие проблемы рассматривала каждая группа? (глобальные, всемирные)

- Еще раз перечислите эти проблемы.

- К кому относятся эти проблемы? (к каждому человеку)

- Какие качества помогут человеку, чтобы можно было разрешить мирно? (запись на доске: любовь, дружба, трудолюбие, милосердие, терпение и т.д.)

ΙV. Первичное воспроизведение нового знания

4.1. Работа в группах.

- Существованию современного человечества угрожают глобальные проблемы! Подумайте и напишите одно решение для всех проблем человечества.

(слушая мнение детей, здесь еще раз можно сделать акцент на общечеловеческие нравственные ценности, которые объединяют человечество, консолидируют народы, уничтожают распри и т.д.)

4.2. Предъявление результата работы.

- Сделайте общий вывод.

- Сравните свой вывод, который дан в учебнике стр.  115.

Оценка учителя.

V.Самостоятельная работа

5.1. Работа в тетрадях.

Стр. 75, №1, необходимый и повышенный уровень

(Резерв стр. 76, №2, необходимый и повышенный уровень)

5.2. Предъявление результата работы.

Озвучьте свои варианты ответов.

VΙ. Итог урока

6.1. Рефлексия учебной деятельности. (МОЖНО закончить так)

- В заключении хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого о старике и яблонях:

Старик сажал яблони. Ему сказали: “Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плоды, и ты не съешь с них яблочка”.

Старик сказал: “Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут”…

- Задумайтесь, ребята, над словами старика.

- Что он имел в виду? Пусть эти слова станут вашим девизом в жизни.

- Заполните таблицу.

Чего не знал(а)?

Что узнал(а)?

Чему научился (ась)?

6.2.  Самооценка.

- Нарисуй смайлик ниже таблицы и разукрась.

Ι. Домашнее задание

Рабочая тетрадь стр.77,  №3 необходимый или  повышенный уровень.


Заключение

Урок окружающего мира составлен с основными требованиями ФГОС НОО и принципами образовательной системы «Школа 2100». Тема урока «Как нам жить» находится в пятой главе второго раздела, является 21 по счету. Урок открытия нового знания. Были поставлены цели: образовательная - Создание  условий  для осознания понятия человечества через  общечеловеческие (глобальные) проблемы; развивающая - формировать рефлексивную оценку, умение анализировать, сравнивать, обобщать;воспитательная - воспитывать умение высказывать общие для всех людей правила поведения в различных ситуациях. К результату урока мы шли через фронтальную беседу, групповую работу, рефлексивную оценку, практическую деятельность.

Основной вопрос урока не теряется, учащиеся четко представляют, что нужно делать и зачем. Через практическую деятельность вывели основные пути решения проблем и пришли к единому мнению.  Через самостоятельную работу закрепили полученные знания. Дифференциация заключалась в выборе количества заданий: слабый ученик выбирает одно задание, сильные более. На каждом этапе присутствует рефлексия своих знаний.

Каждый этап работы формирует определённый вид УУД.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. (на каждом тапе)

2. Представлять информацию в виде схемы. (актуализация, итог урока)

3. Выявлять сущность, особенности объектов. (групповая работа)

4. На основе анализа объектов делать выводы. (первичное воспроизведение)

5. Обобщать и классифицировать по признакам. (самостоятельная работа)

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. (групповая работа)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других. (на каждом этапе)

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. (групповая работа, первичное воспроизведение)

3. Оформлять свои мысли в устной форме.(на каждом этапе)

4. Умение работать в группах.(групповая работа, первичное воспроизведение)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к проблеме урока,

выражать свои эмоции. (групповая работа, первичное закрепление)

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.(актуализация, групповая работа, первичное закрепление)

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. (изучение нового материала)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. (итоги каждого этапа, урока в целом)

3. Прогнозировать предстоящую работу (план урока, групповой работы)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. (итог урока)

Таким образом, используя структуру урока системно-деятельностного подхода, учитывая требования современного урока, мы формируем на каждом этапе метапредметные УУД, ведь именно они позволяют ребятам информативнее изучить материал урока.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". Тема "Хвойные и лиственные деревья"

Урок по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". На уроке используются разнообразные формы работы: ролевая игра, исследование, самостоятельная работа. На уроке используется презентация....

Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.

Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...