Открытый урок во 2 классе по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности «Зима. Сезонные изменения в природе»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Белопейская Ольга Ивановна

Открытый урок во 2 классе по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности «Зима. Сезонные изменения в природе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zima.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

 «Белоомутская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

2 класс

Тема: «Зима. Сезонные изменения в природе».

                             подготовила:

                                                учитель начальных классов

                                                   Белопейская Ольга Ивановна

14. 03.2018г.

Тема: « Зима. Сезонные изменения в природе».

Цель: уточнение  представления обучающихся о зиме и  признаках зимы.

Задачи:

Развивающие: формировать умение выделять признаки  зимы, учить  устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных, расширять кругозор обучающихся  через  рассказ учителя, составление рассказа по картинке, через просмотр  презентации, обогащать активный словарь детей  по данной теме.

 Коррекционные: развивать наблюдательность через рассматривание картинок, просмотр презентации; корректировать мышление, внимание, память, устную речь через составление   предложений, ответов на вопросы, через проговаривание  стихов и чистоговорок; обогащать активный словарь обучающихся  через составление рассказов по картинке, ответов на вопросы учителя.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету через разнообразные виды игровой деятельности;  прививать умение работать в группах, умение выслушать мнение других, быть доброжелательными и ответственными за себя и за товарищей.

Планируемые результаты:

Предметные: дети называют зимние изменения в природе.

Личностные: осознают важность учебной деятельности как интеллектуального труда и познания нового.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: строят понятные для окружающих высказывания.

Тип урока: урок закрепления.

 Основные дидактические методы: проблемные методы обучения; частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная,  работа в группах.

 Методические приемы: рассказ учителя, проблемные вопросы, творческие задания, практические упражнения.

Педагогические технологии: элементы технологии проблемного обучения,

элементы игровой технологии, здоровьесберегающая технология  (переход от одного вида деятельности к другому, физкультминутки, гимнастика для глаз).

Оборудование: ноутбук; проектор; экран; презентация; карточки с заданием для обучающихся;

карточки с названием месяцев; картинки с изображением времён года; карточки с изображениями зимующих птиц  для рефлексии;

План урока:

Организационный момент.

Актуализация знаний и постановка проблемы.

Совместное открытие новых знаний.

Самостоятельное применение знаний.

Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

Организационный момент

– Я рада приветствовать сегодня  вас ребята и наших гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Поприветствуем гостей, подарим им свои улыбки.

Эмоциональный настрой.

Прозвенел и смолк звонок, начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись.

Друг на друга посмотрели и спокойно, тихо сели.

II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ: (ладошки!!!!)

     Светит солнышко в окошко,

     Вы подставьте ему ладошки.

     Тепло солнца ощутите,

     Ладошки к сердцу вы прижмите.

     С улыбкой повернитесь к гостям,

     Тепло солнца подарите всем нам!!

Подойдите, к нашим гостям и, положите свои ладошки им на руки.

- Встаньте, возьмитесь за руки, улыбнитесь и мысленно пожелайте другу другу удачи( учащиеся выполняют задание)

II. Зарядка для язычка.

Учитель: Прочитайте чистоговорки.

Ок –ок – ок – выпал снежок.

Ул – ул – ул – ветер подул.

Ели – ели – ели – птицы улетели.

Оз – оз – оз – пришёл мороз.

Ма – ма – ма – наступила зима.

ИГРА НА СОТРУДНИЧЕСТВО:

- Работать вы будете сегодня в парах, индивидуально и коллективно. От слаженности работы каждой  пары и каждого в отдельности зависит результат урока.

     Повторим правила работы: (ПРОГОВАРИВАЕМ)

      - уважать позицию товарища; не обижать и не обижаться; быть внимательным; соблюдать тишину; слушать и слышать друг друга; участвовать всем.

ИГРА: Собери картинку из ПАЗЛОВ И УКАЖИТЕ КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНКЕ (под звуки тихой музыки дети собирают и угадывают, какое время года у каждой группы.)

- Показывают и рассказывают, по каким признакам они определили ВРЕМЕНА ГОДА.

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

-Прежде чем, вы узнаете, какая наша тема урока вы послушайте загадки
Загадки подскажут вам тему нашего урока. (Вывешиваются слова на доску.)


Щиплет щеки, щиплет нос, но не страшен нам (
мороз)


На коньках я мчусь вперед,  под ногами крепкий: (лед)


Стали звездочки кружиться, стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,  не пушинки, а: (
снежинки)


Зимние каникулы! Веселые деньки! Нужны ребятам санки, лыжи и
: (коньки)

Жил я посреди двора, где играет детвора,

Но от солнечных лучей, превратился я в ручей. (снеговик)

- С каким словом ассоциируются все отгаданные вами слова? (Со словом "ЗИМА")

- Какова будет тема нашего урока?  Верно - это время года называется ЗИМА.

Мы будем с вами говорить не только о зиме, но и о Влияние сезонных изменений в природе на жизнь растений и животных зимой.

I V. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ:

-А какие зимние месяцы вы знаете? Какой зимний месяц последний?

-Давайте вернёмся к зимним месяцам и расставим их в порядке следования друг за другом. (НА ДОСКЕ)

 ДЕКАБРЬ. ЯНВАРЬ. ФЕВРАЛЬ. (слайд 2)

- У каждого месяца есть свои приметы и особенности. У каждого свой черёд. (слайд 4, 5, 6)

V. ОБЪЯСНЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА:

- Сегодня на уроке мы рассмотрим сезонные изменения в живой и неживой природе. Поговорим об охране природы.

- Прежде чем приступить к работе, вспомним основные понятия.

Фронтальный опрос:

      - Что такое природа? (Природа – это мир, который окружает нас, но не сделано руками человека).

- Какая бывает природа? (живая и неживая)

Дайте определение живой природе? (Живая природа - это живые существа, которые дышат, питаются, растут, размножаются).

Дайте определение неживой природе? (Неживая природа - все остальное, что не сделано руками человека)

Приведите примеры живой природы? (человек, животные, птицы)

Приведите примеры неживой природы? (солнце, камни, вода)

IV. Введение в тему урока.

Учитель: Отгадайте загадку.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.                          

                               (зима).

По каким признакам мы почувствовали наступление зимы?

-Стоит холодная погода, выпал снег, дуют холодные ветры.  (слайд 7)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с природными явлениями зимой и  узнаем о том, какие изменения  происходят с  наступлением зимы в жизни животных, птиц, растений.

Какие природные явления происходят зимой? Что мы с вами можем наблюдать в природе? (слайд 8)

-Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?(зимующие)

 Каких птиц вы видели зимой? (ответы обучающихся)  (слайд 11)

 Почему зимой многие птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?  (Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу).

 

Физкультминутка:

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растём,

И тянемся к солнышку ночью и днём,

А осенью листья стряхнём постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

И снова зима, снова лютая стужа.

И в нашем лесу стало тихо – послушай.

        

-Какие изменения  произошли с наступлением зимы в жизни животных?  (слайды 12-17). (ответы обучающихся)  (Многие звери, как и птицы ведут активный образ жизни зимой. Трудно им прокормиться зимой они часто погибают от голода. Поэтому зверей, как и птиц, зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу лесники и охотники развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставят стога сена, раскладывают капусту, морковь.

-Какой вывод можно сделать  из услышанного? (животных и птиц зимой необходимо подкармливать).

- Давайте представим себе, что вы  исследователи, а это значит, что вам нужно  внимательно рассмотреть картинки, которые лежат перед вами, подумать,  выбрать те, что относятся к зиме и наклеить их в тетрадь. (индивидуальная работа по карточкам, затем взаимопроверка)

Какие зимние забавы приготовила для вас зимушка -зима? Составление рассказа по картинкам. (слайд 23)

Гимнастика для глаз:

Он протягивает лапу (вытягиваем руку и смотрим на ладонь). 
И глядит лукаво.
 
Убежать бы из рисунка – солнце светит справа (смотрим глазами вправо).
 
Слева луг цветет веселый (посмотрим глазами налево),
 
Убегает вдаль река (посмотрим вдаль).
 
На другом большом рисунке
Конь взлетает к облакам (поднимем глаза вверх).

Выполняем  два раза.

- А сейчас предстоит работа в группах (каждая группа получает карточку с заданием и выполняет ее, затем проверка – прикрепляют правильные ответы на доску)

Задания для групп:  прочитать и выбрать карточки, относящиеся к явлениям, происходящим зимой.

Солнце  выглядывает редко и не греет. Зеленеет травка. Земля покрывается снегом. Наступают жаркие дни. Приходят морозы. Тает снег. Замерзают  водоёмы.

 Итог урока. Рефлексия

- О каком времени года мы сегодня говорили? Назовите  зимние месяцы.

 –  Чем вам нравится зима?

 -Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Поднимите руки те, кто: работал в полную силу; работал хорошо, но мог бы работать лучше.

- Мы сейчас узнаем,  с каким настроением вы заканчиваете урок. Перед вами лежат шаблоны птиц. Какие это птицы?

-Прикрепите к кормушке снегирей те, у кого хорошее настроение и синичек те, кому было сегодня скучно на уроке.

-Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, давали полные и правильные ответы.

Домашнее задание: найти загадки о зиме.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по предмету Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности во 2 классе школы -интерната VIII вида по теме "Домашнее животное -кролик, дикое животное -заяц.

Урок разработан с целью: сформировать у учащихся представления о группе животных: домашних и диких.  На уроке использованы стихи, кроссворд, загадки, речевые разминки. презентация....

Урок по предмету: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности на тему "Деревья лиственные и хвойные" в 3 классе специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида г. Чернушка Пермского края

Урок рзработан для уточнения  и закрепления  знаний учащихся о  лиственных и хвойных деревьях, о строении дерева, для формирование умений узнавать деревья по отличительным признакам, пр...

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, по теме: "Сезонные изменения в природе с приходом осени".

Тема:  Сезонные изменения в природе с приходом осени.Цели:  1.Расширение  представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени....

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в пр...

Конспект открытого урока по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Зимующие птицы».

Конспект открытого урока по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Зимующие птицы» проводился для детей с интелект...

Открытый урок по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за волосами и ногтями»

Открытый урок по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за волосами и ногтями...

Конспект открытого урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 3 классе по теме «Дикие животные республики Коми»

Урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Тип урока: комбинированный (с использованием технологии коррекционно-разв...