Программа внеурочного курса «Калейдоскоп моих проектов»
план-конспект урока по окружающему миру

Репина Елена Юрьевна

Программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп моих проектов» (общекультурное направление)

Цель курса: формирование знаний и представлений об окружающем мире на основе овладения навыками исследовательской и проектной деятельности и приобретение позитивного социального опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_2._programma_kaleydoskop_moih_proektov_final.docx113.93 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Программа

внеурочного курса

«Калейдоскоп моих проектов»

Авторы: Репина Елена Юрьевна,

учитель начальных классов

МБОУ Гимназия № 46 г.Кирова;

Просвирякова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ Гимназия № 46 г.Кирова

Киров, 2019

Программа курса внеурочной деятельности «Калейдоскоп моих проектов» (общекультурное направление)

Цель курса: формирование знаний и представлений об окружающем мире на основе овладения навыками исследовательской и проектной деятельности и приобретение позитивного социального опыта.

Задачи курса:

Задачи первого уровня:

  • формировать исследовательскую компетентность учащихся посредством освоения ими методов научного познания, формировать умения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Задачи второго уровня:

  • научить использовать приобретённые  знания для решения познавательных и  практических задач в ходе коллективной проектно-исследовательской деятельности;
  • формировать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.

Задачи третьего уровня:

  • организовать разнообразную, творческую, общественно значимую исследовательскую и проектную деятельность учащихся;
  • приобретать опыт сотрудничества с различными организациями в ходе проведения исследований и создания проектов.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные УУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Ученик научится:

  • проявлять положительное отношение к проектной и исследовательской деятельности;
  •  проявлять интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • понимать  причины успеха в проектной деятельности;
  • понимать предложения и оценивание  учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • самооцениванию на основе критериев успешности проектной и исследовательской деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать необходимость исследовательской деятельности, выраженной в преобладании познавательных мотивов;
  • анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи проектной задачи.

Ученик научится:

  • быть активным участником проектной и исследовательской деятельности;
  • осознавать ответственности за свою работу;
  • принимать критику выполнения своей работы, признавать возможность существования различных точек зрения;
  • проявлять интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
  • оценивать свою деятельность на основе критериев успешности проектной и исследовательской деятельности.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать необходимость исследовательской деятельности, выраженной в предпочтении социального способа оценки деятельности;
  • понимать личную ответственность за будущий результат коллективной проектной или исследовательской работы.

Ученик научится:

  • открывать новые знания, получать новые умения, решать возникающие поисковые проблемы;
  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в ходе решения исследовательских и проектных задач;
  • адекватной позитивной осознанной самооценке самостоятельно выполненной проектной или исследовательской работы.

Ученик получит возможность научиться:

  • позитивно  относиться к себе и окружающему миру;
  • определять общественно-полезный смысл проектной и исследовательской деятельности.

Ученик научится:

  • осознавать себя как   гражданина России через участие и создание социально значимых проектов и исследований;
  • понимать необходимость к созданию собственных и коллективных  проектов и выполнению исследовательских работ экологической или социальной значимости;
  • делать осознанный моральный выбор в ходе социального проектирования;
  • осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.

Ученик получит возможность научиться:

  • оценивать  смысл проектной и исследовательской деятельности на основе мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
  • грамотному социальному и природосообразному поведению.

Регулятивные УУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Ученик научится:

  • •        сопоставлять результат своего исследования или проекта с заранее поставленной  целью;
  • •        проводить наблюдения и сравнивать объекты исследования по заданным критериям;
  • •        планировать исследовательские действия совместно со взрослыми;
  • •        адекватно воспринимать оценку учителя;
  • •        различать способ и результат действия;
  • •        совместно с учителем оценивать свои действия, вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Ученик получит возможность научиться:

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную с помощью учителя;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Ученик научится:

  • сопоставлять результат совместного исследования или проекта с заранее поставленной целью;
  • проводить наблюдения и сравнивать объекты исследования по собственным критериям;
  • коллективно в группе и самостоятельно планировать исследовательские действия;
  • адекватно воспринимать оценку коллектива;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • корректировать свои действия в ходе коллективной работы;
  • различать способ и результат действия;
  • интересно и доказательно рассказывать о ходе проведённой проектной или исследовательской работы.

Ученик получит возможность научиться:

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную в ходе коллективной работы;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Ученик научится:

  • выделять и сохранять цель проектной деятельности заданную в виде образца-продукта;
  • планировать способы выполнения проекта и методы  для решения исследовательской задачи;
  • восстанавливать необходимые действия в представленной последовательности проектирования и хода исследовательских действий;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;
  • осуществлять пошаговый контроль деятельности по указанному критерию или на материале работы другого обучающегося;
  • оценивать выполненные проектные и исследовательские действия, применяя различные критерии оценки.

Ученик получит возможность научиться:

  • высказывать предложения для создания нового, более совершенного результата;
  • осуществлять пошаговый самоконтроль – нахождение в собственной работе ошибок в операциях, входящих в состав проектной работы и исследовательского  действия.

Ученик научится:

  • ставить новые исследовательские задачи самостоятельно и в сотрудничестве с учителем;
  • самостоятельно и в сотрудничестве с учителем планировать последовательность проектных и исследовательских действий соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • составлять алгоритм проектных исследовательских действий самостоятельно по данному началу;
  • вносить необходимые дополнения и коррективы в проектное и исследовательское действие по ходу его реализации с учётом возникших трудностей и ошибок;
  • вносить необходимые дополнения и коррективы в проектное и исследовательское действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно осуществлять контроль процесса и результата проектной и исследовательской деятельности;
  • самостоятельно определять критерии оценивания выполненного проекта  и результатов исследовательских действий.

Коммуникативные УУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Ученик научиться:

  • составлять рассказ на заданную тему, отвечать на вопросы;
  • формулировать и обосновывать собственное мнение (точку зрения);
  • публично выступать с результатами своей проектной и исследовательской работы;
  • договариваться, приходить к общему решению.

Ученик получит возможность научиться:

  •  аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Ученик научиться:

  •  выполнять функции в рамках определённой роли в групповой работе;
  • формулировать и обосновывать  мнение (точку зрения) коллектива;
  • публично выступать с результатами коллективной проектной или исследовательской работы;
  •  учитывая разные мнения членов группы, договариваться, стремиться к единому решению проблемной ситуации.

Ученик получит возможность научиться:

  •  аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  •  с учётом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Ученик научиться:

  • строить понятное монологическое высказывание в устной и письменной форме о ходе и результатах проектной и исследовательской работы;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной проектной и исследовательской деятельности;
  • участвовать в обсуждении и принятии согласованного решения для создания продукта групповой работы;
  • контролировать и оценивать действия партнёров;
  • стремиться положительно разрешать конфликты, возникающие в ходе совместной проектной и исследовательской работе.

Ученик получит возможность научиться:

  •  планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в ходе выполняемой проектной и исследовательской работы – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для решения проектных и поисковых задач.

Ученик научиться:

  •  оценивать собственное поведение и поведение партнёров по совместной деятельности на основе выделенных критериев;
  • осуществлять рефлексию своих и коллективных  проектных и исследовательских действий;
  • коммуникации социального сотрудничества. 

Ученик получит возможность научиться:

  •  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками;
  •  отыскивать, преобразовывать и передавать информацию;
  •  выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, в социуме.

Познавательные УУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Ученик научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;  
  • владеть основами смыслового чтения текста;
  • устанавливать простые причинно-следственные связи;
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать предположения;
  • планировать и проводить наблюдения;
  •  высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.  

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять проект по образцу, плану (алгоритму), заданному учителем правилу;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.

Ученик научится:

  • объяснять и использовать термины: группа, команда, роль, главное и второстепенное,  результат, выводы, план;
  • принимать и сохранять цели и задачи проектной и исследовательской деятельности до получения результата; отчёт о работе, презентация, схема, таблица, модели;
  • сопоставлять выполненные действия с достигнутым результатом проекта, обнаруживать и устранять ошибки;
  • осуществлять итоговый контроль;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения проектных и исследовательских заданий из источников, предложенных учителем;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • проводить наблюдения и сравнение объектов по заданным критериям;
  • самостоятельно составлять простейшие схемы, таблицы необходимые для проведения проектной и исследовательской работы;
  • описывать последовательность проектных действий.

Ученик получит возможность научиться:

  • коллективно оформлять и презентовать совместные проекты и исследования;
  • оформлять результаты проектов и исследований с помощью инструментов ИКТ.

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения  исследовательских  заданий с использованием энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые);
  • использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и принятия решений в  проблемно-поисковых ситуациях;
  • относить исследуемые объекты к известным понятиям;
  • определять рациональность (нерациональность) метода исследования;
  • использовать данные диаграмм и таблиц для решения исследовательских задач;
  • описывать последовательность исследовательских действий.
  • обобщать результаты, полученные в ходе исследования.

Ученик получит возможность научиться:

  • представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ
  • использованию исследовательских методов в  учебном процессе и практике взаимодействия с окружающим миром.

Ученик научится:

  • отбирать и сопоставлять информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет), личного опыта;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания исследуемых объектов, выделяя существенные признаки.
  • осуществлять запись (фиксацию)  информации, полученной в ходе исследовательской работы  в виде текста, схем, таблиц, диаграмм, в том числе с помощью инструментов ИКТ.

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать знания,  полученные в учебной деятельности для социального проектирования;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе виртуальное моделирование,  для решения проектных и исследовательских задач.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Форма организации курса: клуб юных исследователей.

1 класс Модуль. Знакомимся с основами проектной и исследовательской деятельности.

Название раздела

Содержание раздела

Виды деятельности

Формы организации занятия

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Знакомство с понятиями «проект» и «исследование», их сходством и различие на примерах исследовательских и проектных работ учащихся начальной школы.  

Знакомство с понятием «тема».

Выбор темы для проекта или исследования.

Познавательная деятельность.

Просмотр и обсуждение выступлений.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Участие в проекте «Мир наших увлечений». Выступления обучающихся с рассказами о том, чем они занимаются в свободное время, чем интересуются.

Идея проекта: определение направления и темы индивидуальной проектной и исследовательской деятельности.

Проектная деятельность.

Устный журнал «Презентация мини проектов».

Оформление выставки.  

«Чтение – лучшее учение»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Знакомство с понятиями «информация», «источники информации». Печатные источники информации; книги, журналы, газеты. Виртуальные источники информации: ресурсы сети Интернет, цифровые энциклопедии, кино. Посещение библиотеки.

Познавательная деятельность.

Экскурсия.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Участие в проекте на выбор «Давайте поиграем!» или «Как лесные звери к зиме готовятся?».

Идея проектов: поиск информации из литературы и периодической печати.

По результатам проведённых проектов оформляется сборник с играми из детских журналов и оформляется информационный стенд «Как звери к зиме готовятся?»

Проектная деятельность.

Создание сборника с играми.

Оформление стенда.

«Нет роднее дружка, чем родная матушка»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Знакомство с понятиями «замысел проекта», «цель проекта» и «результат проекта» на примерах из художественных произведений, например, рассказа Е.Пермяка «Пичугин мост».

Познавательная деятельность.

Тренинг.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Участие в проекте «Подарок для мамы».

Идея проекта: отработка навыков формулировки цели проекта, сравнение замысла и результата.

Результатом проведённого проекта может быть выставка работ «Подарок для мамы».

Проектная деятельность.

Мастерская подарков.

Оформление выставки.

«Жизнь дана на добрые дела»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Знакомство с понятиями   «алгоритм», «инструкция». 

Инструкция-помощник в достижении результата. Знакомство с понятием «план». Составление плана выполнения проекта. Корректировка

последовательности выполнения действий на текстовом материале или сюжетных картинках.

Игровая деятельность.

Игра «В поисках клада».

Познавательная деятельность.

 

Тренинг по составлению плана проекта.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Участие в проекте «Птичья гостиная».

Идея проекта: изготовление кормушки по инструкции.

По результатам проекта оформляется стенд с фотоотчётом о выполненной работе.

Проектная деятельность.

Семейная мастерская.

Выставка фотографий.

«Двигайся больше, проживёшь дольше»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Сравнение замысла и результата проекта. Выявление ошибок в представленных проектных работах. Оценивание результата проектирования по  критериям, предложенным учителем на материале мультфильма «Три поросёнка».

Проблемно-ценностное общение.

Просмотр и обсуждение мультфильма .

 

 

Практика проектной и исследовательской деятельности

Участие в проекте «Придумываем подвижные игры».

Идея проекта: учимся оценивать результат проекта.

Консультирование по   проведению собственных исследований и выполнению проектов.

Проектная деятельность.

Домашние мини проекты.

Индивидуальные консультации.  

Игровая деятельность.

Конкурс подвижных игр.

«Родина – мать, умей её защищать»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Знакомство с понятием «проблема». Постановка вопросов для решения проблемы на материале обсуждения проблем затронутых в художественных произведениях, например, в рассказе Л.Пантелеева «Честное слово».  

Знакомство с понятиями «гипотеза» и «предположение». Проверка предположения (гипотезы). Проведение мини исследования «Тайнопись молоком».

Проблемно-ценностное общение.

Чтение и обсуждение художественного произведения.

Игровая деятельность.

 

Игра «Верю, не верю – проверю».

 

Практика проектной и исследовательской деятельности

Участие в сетевом проекте на «Началка. ком» «Шире круг».

Идея проекта: Почему мы такие разные?

В ходе проекта у детей появится возможность освоить разные в роли художника, краеведа, IT - специалиста, актёра; узнать, какие народы проживают рядом; составить "Азбуку народов России"; коллекцию пословиц и народных сказок "Мудрость народов России". Задания проекта помогут обучающимся сделать вывод, почему мы такие разные, что объединяет народы России, в чём мудрость народа, а также сподвигнуть к размышлению, в чём секрет согласия.

Отработка умения ставить цель, выдвигать гипотезы, решать проблему, планировать свою работу.

Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов.

Проектная деятельность.

Сетевой проект.

Индивидуальные консультации

«Наша родная – 46!»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Теория. Знакомство с понятиями «цель исследования» и «задачи исследования» в ходе коллективной игры-исследования «Кто работает в школе?».

Обучение правильному формулированию цели исследования и задач исследования на основе представленных исследовательских работ.

Игровая деятельность.

Коллективная игра-исследование.

 

Практика проектной и исследовательской деятельности

Участие в сетевом проекте на «Началка. ком» «Шире круг».

Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов.

Проектная деятельность.

Сетевой проект.

Индивидуальные консультации

«Земля – наш общий дом»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Социальные источники информации: беседа, опрос, анкетирование.

Правильная формулировка вопросов для получения информативных ответов.

Правдивость социальных источников информации. Проверка полученной информации.

Познавательная деятельность.

 

Тренинг.

 .

Практика проектной и исследовательской деятельности

Участие в проекте «Добро пожаловать, друзья!».

Идея проекта: изготовление домиков для птиц по предложенной инструкции.

Подготовка информации к выступлениям по темам: о насекомоядных птицах или о насекомых – вредителей садов и огородов.

Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов.

Проектная деятельность.

Конкурс выступлений.

Домашняя мастерская.

Индивидуальные консультации.

«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Составление вопросов для проведения анкетирования и опроса в соответствии с целью получения информации. Корректировка задаваемых вопросов по результатам собранной информации в ходе опроса, анкетирования.

Создание памятки по составлению анкеты.

Познавательная деятельность.

Тренинг.

.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Мини исследование «Кто из моей семьи жил в годы Великой Отечественной войны?»

Домашнее исследовательское задание – сбор информации для мини исследования.

Оформление стенда ко Дню Победы со списками участников ВОВ, тружеников тыла и детей войны из семей обучающихся.

Консультирование по подготовке к презентации собственных исследований и выполненных проектов.

Проектная деятельность.

Мини исследование.

Оформление стенда.  

Индивидуальные консультации

«Пусть всегда будет солнце!»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Наблюдение – как источник получения информации. Правила организации наблюдения. Фиксирование результатов наблюдения.

Познавательная деятельность.

Инструктаж.  

 

Практика проектной и исследовательской деятельности

Обсуждение и оценивание презентации собственных мини исследований и проектов.

Инструктирование по выбору темы и проведению летних наблюдений.

Проектная деятельность.

Конференция  

Тематическое планирование

Н/п

Название раздела

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

13

2.

Практика проектной и исследовательской деятельности

20

ИТОГО:

33 часа

Тематическое планирование

Н/п

Название темы

Название раздела

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Практика проектной и исследовательской деятельности

1.

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»

2

2

2.

«Чтение – лучшее учение»

1

2

3.

«Нет роднее дружка, чем родная матушка»

1

2

4.

«Жизнь дана на добрые дела»

2

2

5.

«Двигайся больше, проживёшь дольше»

1

2

6.

«Родина – мать, умей её защищать»

2

2

7.

«Наша родная – 46!»

1

2

8.

«Земля – наш общий дом»

1

3

9.

«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»

1

2

10.

«Пусть всегда будет солнце!»

1

1

ИТОГО:

33 часа

Календарно – тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Дата

План

Факт

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»  (4 ч)

1.

Что такое «проект» и «исследование»?

2.

«Тема»  проекта или исследования.

3.

Проект «Мир наших увлечений».

4.

Проект «Мир наших увлечений».

«Чтение – лучшее учение»(3 ч)

1.

Источники информации. Экскурсия в библиотеку.

2.

Проект: «Как звери к зиме готовятся»

3.

Проект: «Как звери к зиме готовятся»

«Нет роднее дружка, чем родная матушка» (3 ч)

1.

Замысел, цель, результат.

2.

Проект: «Подарок для мамы».

3.

Проект: «Подарок для мамы».

«Жизнь дана на добрые дела»(4 ч)

1.

Что такое инструкция?

2.

Что такое план проекта?

3.

Проект «Птичья гостиная»

4.

Проект «Птичья гостиная»

«Двигайся больше, проживёшь дольше»(3 ч)

1.

Замысел и результат.

2.

Проект: «Придумываем подвижные игры».

3.

Индивидуальное консультирование.

«Родина – мать, умей её защищать» (4 ч)

1.

Что такое план «проблема»?

2.

Что такое план «гипотеза»?

3.

Сетевой проект на сайте «Началка.ком» «Шире круг»

4.

Сетевой проект на сайте «Началка.ком» «Шире круг»

«Наша родная – 46!»(3 ч)

1.

Цель и задачи исследования.

2.

Сетевой проект на сайте «Началка.ком» «Шире круг»

3.

Сетевой проект на сайте «Началка.ком» «Шире круг»

«Земля – наш общий дом»(4 ч)

1.

Учимся задавать вопросы.

2.

Проект: «Добро пожаловать, друзья».

3.

Проект: «Добро пожаловать, друзья».

4.

Индивидуальное консультирование.

«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» (3 ч)

1.

Как правильно составить анкету.

2.

Мини исследование: «Кто из моей семьи жил в годы ВОВ».

3.

Мини исследование: «Кто из моей семьи жил в годы ВОВ».

«Пусть всегда будет солнце!» (2 ч)

1.

Исследовательская конференция.

2.

Планирование летних наблюдений.

Итого: 33 часа

 

2 класс Модуль. Учимся проектировать и исследовать вместе.

Название раздела

Содержание раздела

Виды деятельности

Формы организации занятия

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Повторение правил общения. Освоение правил коллективной работы. Распределение обязанностей в группе на примере ролевой игры    «Школа». Знакомство с понятием «лидер».

Познавательная деятельность.

Создание памятки работы в группе.

Игровая деятельность.

Ролевая игра.

 

Практика проектной и исследовательской деятельности

Участие в сетевом проекте на сайте «Началка. ком» «Есть контакт».

Идея: только умея слушать и отвечать, можно быть хорошим собеседником.

Участники проекта найдут правила, которые помогут каждому стать успешным в общении, познакомятся с правилами общения в сети Интернет. 

Проект направлен на развитие коммуникативных умений младших школьников, отработку навыков командной работы, формирование уважительного отношения к другим людям, их мнению, взглядам, убеждениям.

Выбор тем для индивидуальных проектов и исследовательских работ.

Проектная деятельность.

Сетевой проект.

«Чтение – лучшее учение»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Знакомство с правилами поиска информации в сети Интернет. 

Главное и второстепенное в собранной информации в соответствии с целью информационного поиска.

Применение полученных знаний в ходе игры «Положи в корзинку».

Заполнение карты познания. Знакомство с программой «Документ Microsoft Office Word».

Познавательная деятельность.

Просмотр видеоматериала.

Игровая деятельность.

Игра-тренинг.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Выполнение заданий сетевого проекта на сайте «Началка. ком» «Есть контакт».

Проектная деятельность.

Сетевой проект.

«Нет роднее дружка, чем родная матушка»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Знакомство с правилами безопасности с сети Интернет.

Способы фиксирования информации. Составление и заполнение  таблиц.

Познавательная деятельность.

 

Составление памятки.

Тренинг.

 

Практика проектной и исследовательской деятельности

Коллективное мини исследование «Профессии наших мам»

(цель и задачи для проведения мини исследования определяет  учитель).

Представление результатов мини исследования в виде ролевой игры «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».

Проектная деятельность.

Мини исследование.

Фотовыставка.

Игровая деятельность.

Ролевая игра.

«Жизнь дана на добрые дела»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Основные этапы создания проекта.

Критерии оценивания результата проекта (продукта).

Познавательная деятельность.

Тренинг.

.

 

Практика проектной и исследовательской деятельности

Коллективный творческий проект «Праздник своими руками». Постановка целей и задач,  

создание плана и распределение ролей в коллективном проекте.

Работа в творческих группах. Общий результат – Новогодний праздник. Оценивание результата по составленным критериям.

Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов.

Проектная деятельность.

Мастерская идей.

Творческие мастерские.

Индивидуальные консультации

Досугово-развлекательная деятельность.

Новогодний праздник.

«Двигайся больше, проживёшь дольше»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Заполнение таблицы личного участия в коллективной проектной работе.

Познавательная деятельность.

Составление памятки.

Тренинг.

Экскурсия.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Сетевой проект  на сайте «Началка. ком» «Хранители жизни».

Идея: кто полюбит лес, тот будет его беречь!

Сетевой учебный проект «Хранители жизни» посвящен изучению лесов родного края и России в целом. Проект направлен на формирование бережного отношения к природе, личной ответственности за сохранность природы.  

Научатся анализировать информацию, представлять её в виде таблиц, схем, рисунков, делать простые выводы.

Актуализация темы проекта – экскурсия в лес (лыжная прогулка).

Инструктаж о правилах поведения в лесу.

Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов.

Проектная деятельность.

Сетевой проект.

Индивидуальные консультации

.

«Родина – мать, умей её защищать»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Заполнение таблицы работы «Знаю, интересуюсь, узнал».

Методы фиксации результатов исследования: таблицы, графики рисунки, фото.

Познавательная деятельность.

Тренинг.

Групповые консультации.

 

Практика проектной и исследовательской деятельности

Выполнение заданий сетевого проекта  на сайте «Началка. ком» «Хранители жизни».

Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов.

Проектная деятельность.

Сетевой проект.

Индивидуальные консультации

«Наша родная – 46!»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Знакомство со структурой исследовательской работы и правилами её  оформления.

Знакомство с понятиями «предмет» и «объект» исследования на материале экспозиций, представленных в музее гимназии.

Познавательная деятельность.

Составление памятки.

Экскурсия.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Коллективный творческий проект «С днём рождения, любимая гимназия!».

Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов.

Проектная деятельность.

Творческая мастерская.

Индивидуальные консультации.

«Земля – наш общий дом»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Подведение итогов исследовательской работы, выводы, практическая значимость исследования на примерах ранее проведённых исследовательских работ обучающихся.

Познавательная деятельность.

 

 

Тренинг.

 

 

 

Практика проектной и исследовательской деятельности

Коллективные исследовательские работы на выбор: «Зачем собирать макулатуру?», «Как из старой бумаги сделать новую?». Инструкции по проведению исследований предлагает учитель.

Подготовка к проведению и участие в акции «Дадим бумаге вторую жизнь!» по сбору макулатуры.

Консультирование по подготовке к презентации собственных исследований и выполненных проектов.

Проектная  деятельность.

Мини исследования.

Индивидуальные консультации

Социальное творчество.

Мастерская агитации.

Социальная акция.

«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

«Маленькие секреты успешной презентации».

Знакомство с правилами презентации проектной и исследовательской работы.

Знакомство с  программой Microsoft  Power Point .

Познавательная деятельность.

Мастер-класс.

 .

Практика проектной и исследовательской деятельности

Коллективный исследовательский проект «Книга памяти».

Идея: Знакомство с историей своей семьи, жизнью своих родственников в годы Великой Отечественной войны.

Консультирование по подготовке к презентации собственных исследований и выполненных проектов.

Проектная деятельность.

Инструктаж.

Мини исследование.

Создание сборника.

Индивидуальные консультации.

«Пусть всегда будет солнце!»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Знакомство с понятием «рефлексия в проектной и исследовательской работе» через практическое занятие по выработке памятки с правилами коллективных подвижных игр.

Игровая деятельность.

Коллективные подвижные игры с исследовательским заданием.

Познавательная деятельность.

 

Создание памятки.

 

Практика проектной и исследовательской деятельности

Обсуждение и оценивание презентаций индивидуальных  исследовательских работ и  проектов.

Проектная деятельность.

Конференция.

Тематическое планирование

Н/п

Название раздела

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

12

2.

Практика проектной и исследовательской деятельности

22

ИТОГО:

34 часа

Тематическое планирование

Н/п

Название темы

Название разделов

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Практика проектной и исследовательской деятельности

1.

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»

2

2

2.

«Чтение – лучшее учение»

1

2

3.

«Нет роднее дружка, чем родная матушка»

1

2

4.

«Жизнь дана на добрые дела»

1

3

5.

«Двигайся больше, проживёшь дольше»

1

2

6.

«Родина – мать, умей её защищать»

1

2

7.

«Наша родная – 46!»

2

2

8.

«Земля – наш общий дом»

1

2

9.

«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»

1

2

10.

«Пусть всегда будет солнце!»

1

3

ИТОГО:

34 часа

Календарно – тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Дата

План

Факт

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»  (4 ч)

1.

Правила коллективной работы.

2.

Распределяем обязанности в группе.

3.

Проект «Есть контакт».

4.

Проект «Есть контакт».

«Чтение – лучшее учение»(3 ч)

1.

Поиск информации в сети «Интернет».

2.

Проект «Есть контакт».

3.

Проект «Есть контакт».

«Нет роднее дружка, чем родная матушка» (3 ч)

1.

Безопасность в сети «Интернет».

2.

Мини исследование: «Профессии наших мам».

3.

Мини исследование: «Профессии наших мам».

«Жизнь дана на добрые дела»(4 ч)

1.

Этапы создания проекта.

2.

Творческий проект: «Праздник своими руками».

3.

Творческий проект: «Праздник своими руками».

4.

Творческий проект: «Праздник своими руками».

«Двигайся больше, проживёшь дольше» (3 ч)

1.

Личное участие в коллективном проекте.

2.

Сетевой проект: «Хранители жизни».

3.

Сетевой проект: «Хранители жизни».

«Родина – мать, умей её защищать» (3 ч)

1.

Записываем результаты исследования.

2.

Сетевой проект: «Хранители жизни».

3.

Сетевой проект: «Хранители жизни».

«Наша родная – 46!» (4 ч)

1.

Правила оформления исследовательской работы.

2.

Предмет и объект исследования.

3.

Творческий проект: «С днём рождения, любимая гимназия».

4.

Творческий проект: «С днём рождения, любимая гимназия».

«Земля – наш общий дом»(3 ч)

1.

Практическая значимость проекта или исследования.

2.

Коллективные исследовательские работы на выбор.

3.

Участие в акции :Дадим бумаге вторую жизнь».

«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» (3 ч)

1.

Маленькие секреты успешной презентации.

2.

Коллективный исследовательский проект: «Книга памяти».

3.

Коллективный исследовательский проект: «Книга памяти».

«Пусть всегда будет солнце!» (4 ч)

1.

Рефлексия. Планирование летних наблюдений.

2.

Коллективный проект: «Правила дружной игры».

3.

Исследовательская конференция.

4.

Исследовательская конференция.

Итого: 34 часа

3 класс Модуль. Как увидеть то, что интересно?.

Название раздела

Содержание раздела

Виды деятельности

Формы организации занятия

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Сравнение понятий «наблюдение» и «наблюдательность».

Наблюдательность как качество личности. Объяснение понятий на примере рассказа К. Паустовского «Жильцы старого дома».

Проблемно-ценностное общение..

Беседа по прочитанному произведению.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Коллективный  проект

«Нет внимания – нет понимания».

Идея: помогаем себе и другим развиваться.

Поиск упражнений для формирования внимания. Составление комплекса упражнений на развитие внимания, его апробация.   Диагностика результатов развития внимательности обучающихся до и после тренировки с использованием составленного комплекса упражнений. Презентация комплекса упражнений в других классах.

Выбор тем для индивидуальных исследовательских работ и проектов.

Проектная деятельность.

Презентация продукта проекта – комплекса упражнений для развития внимания.

Индивидуальные консультации.

«Чтение – лучшее учение»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Ознакомление с типами исследовательских работ и их результатами на примере  экспозиций, представленных в Краеведческом музее.

Результат экспериментальной исследовательской  работы - выводы, сделанные на основе анализа полученных данных в ходе эксперимента. Результат информационного исследования -  выводы, сделанные на основе анализа собранной информации (данных) при изучении  определенной проблемы, явления, действия, факта.

Знакомство с методом  исследования – краеведческий поиск.

 Познавательная деятельность

 

Экскурсия в музей.

 

Практика проектной и исследовательской деятельности

Выполнение исследований на выбор. Теоретические исследования: «Вятские диалекты» или «Сборник вятского фольклора».

Экспериментальное исследование «Свойства глины для изготовления дымковской игрушки».

Обсуждение результатов исследований и экспериментов.

Проектная деятельность.

Инструктаж по выполнению исследований.

Домашние эксперименты.

Проблемно-ценностное общение

Круглый стол.

«Нет роднее дружка, чем родная матушка»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Знакомство с методами исследования: анализ и синтез.  Знакомство с понятием «актуальность».

Познавательная деятельность.

Тренинг.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Коллективный проект «Мамины помощники».

Идея: создание поваренной книги «Легко и вкусно».

В ходе проекта обучающиеся апробируют рецепты, записывают инструкции-рекомендации по приготовлению блюд, выступают с презентацией результатов своей экспериментальной работы.

Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов.

Проектная деятельность.

Мастер-классы.

Публичная защита результатов экспериментальной работы.

Представление  книги рецептов перед другими классами.

Индивидуальные консультации.

«Жизнь дана на добрые дела»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Знакомство с методами исследования: классификация и обобщение.

Игровая деятельность.

Игры на обобщение и классификацию объектов.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Исследовательский проект «Мусор и вторсырьё».

Идея: способ решения экологических проблем – раздельный сбор мусора.

В ходе исследовательского социально значимого проекта обучающиеся познакомятся с понятиями «мусор» и «вторсырьё». Проведут наблюдения за сбором мусора в нашем городе. Узнают о том, как долго разлагаются современные упаковочные материалы и предметы быта. Экспериментальным путём выяснят, зачем необходим раздельный сбор мусора и получат навыки его разделения. Участники проекта смогут принести пользу обществу в форме пропагандирования темы исследовательского проекта и организации социальной акции.

 Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов.

Проблемно-ценностное общение.

Круглый стол.

Проектная деятельность.

Эксперимент.

Социальная агитация

Социальная акция.

Индивидуальные консультации..

«Двигайся больше, проживёшь дольше»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Методы исследования: эксперимент и опыт.

Сходство и различия этих понятий обучающиеся выясняют через просмотр видеороликов с проведением опытов и экспериментов.

Познавательная деятельность.

Просмотр видеоматериала.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Исследовательский проект «Молодое поколение выбирает спорт».

Идея: здоровые люди – сильная страна.

В ходе выполнения проекта  обучающиеся экспериментальным путём выяснят, как физические нагрузки стимулируют мозговую деятельность, а компьютерные игры повышают утомляемость организма. Результаты и выводы проведённых экспериментов могут быть оформлены в виде информационного стенда.

Консультирование по проведению собственных исследований и выполнению проектов.

Проектная деятельность.

Эксперимент.

Оформление стенда.

Индивидуальные консультации.

«Родина – мать, умей её защищать»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Методы исследования: краеведческий поиск, реконструкция. Встреча с вятской  писательницей Н.Демидовой с презентацией авторской книги «Старый город» с целью актуализации исследовательского проекта

Проблемно-ценностное общение.

Беседа.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Исследовательский проект «Старые названия современных улиц нашего города».

Идея: знание истории города достойно уважения.

В ходе  проведения проекта обучающиеся узнают об истории нашего города, соберут информацию о старых названиях улиц города. Результатом проектной работы станет создание карты города со старинными названиями улиц.

Проектная деятельность.

Инструктирование по проведению индивидуальных  

поисковых заданий.

Создание карты старой Вятки.

Презентация перед учащимися других классов.

«Наша родная – 46!»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Методы исследования: моделирование.

Игровая деятельность.

Ролевая игра «Автозавод».

Практика проектной и исследовательской деятельности

Коллективный творческий проект «Академия школьной моды».

Идея: школьная форма может быть модной.

В ходе проекта обучающиеся  познакомятся с историей моды, попробуют себя в роли стилистов и создадут действительно модели оригинальных  модных и удобных школьных  костюмов.

Консультирование по подготовке к презентации собственных исследований и проектов.

Проектная деятельность

Индивидуальные консультации.

«Земля – наш общий дом»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Правильный выбор. Определение  рациональности (нерациональности) метода исследования.

Описание последовательности исследовательских действий на примере практической работы «Свойства воды».

Познавательная деятельность.

 

 

Исследовательская практика.

 

Практика проектной и исследовательской деятельности

Сетевой проект  на сайте «Началка. ком» «Истоки жизни».

Идея: без воды прожить нельзя, она дороже золота!

В ходе проекта обучающиеся познакомятся с классификацией водоёмов, раскроют для себя значение водоёмов в природе и в жизни человека, познакомятся с водоемами своего края, выяснят необходимость и способы охраны водоемов.

В ходе сетевого сотрудничества и совместной работы, узнавая удивительные факты, фантазируя и творя, дети придут к ответственной миссии — внести личный вклад в сбережение водных ресурсов и помогать природе изо дня в день! Ребята приобретут навыки сотрудничества в командной работе,  взаимодействия в сети Интернет.  

Проектная деятельность.

Сетевой проект.

Туристско-краеведческая деятельность

Поисково-краеведческая экспедиция.

Социальное творчество

Экологический десант «Вятка – чистые берега».

«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Методы исследования: социальный опрос, интервью, анкетирование. Сбор информации об общественном гражданско-патриотическом движении «Бессмертный полк».

Проблемно-ценностное общение.

Беседа.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Подготовка и участие в параде «Бессмертный полк».

Консультирование по подготовке к презентации собственных исследований и проектов.

Социальное творчество.

Социальная акция.

Проектная деятельность.

Индивидуальные консультации.

«Пусть всегда будет солнце!»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Разработка критериев оценивания исследовательских работ и проектов.

Проблемно-ценностное общение.

Дискуссия.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Обсуждение и оценивание презентаций индивидуальных  исследовательских работ и проектов.

Проектная деятельность.

Конференция.

Тематическое планирование

Н/п

Название раздела

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

10

2.

Практика проектной и исследовательской деятельности

24

ИТОГО:

34 часа

Тематическое планирование

Н/п

Название раздела

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»

1

3

2.

«Чтение – лучшее учение»

1

3

3.

«Нет роднее дружка, чем родная матушка»

1

2

4.

«Жизнь дана на добрые дела»

1

3

5.

«Двигайся больше, проживёшь дольше»

1

2

6.

«Родина – мать, умей её защищать»

1

2

7.

«Наша родная – 46!»

1

3

8.

«Земля – наш общий дом»

1

3

9.

«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»

1

1

10.

«Пусть всегда будет солнце!»

1

2

ИТОГО:

34 часа

Календарно – тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Дата

План

Факт

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»  (4 ч)

1.

Наблюдение и наблюдательность.

2.

Коллективный проект: «Нет внимания – нет понимания».

3.

Коллективный проект: «Нет внимания – нет понимания».

4.

Коллективный проект: «Нет внимания – нет понимания».

«Чтение – лучшее учение» (4 ч)

1.

Какими бывают исследования.

2.

Исследование «Вятские диалекты» или «Сборник Вятского фольклора».

3.

Эксперимент исследование: «Свойства глины для изготовления дымковской игрушки».

4.

Обсуждение результатов проведённых исследований.

«Нет роднее дружка, чем родная матушка» (3 ч)

1.

Методы исследования: анализ и синтез. Актуальность проекта.

2.

Коллективный проект: «Мамины помощники».

3.

Коллективный проект: «Мамины помощники».

«Жизнь дана на добрые дела» (4 ч)

1.

Методы исследования: классификация и обобщение.

2.

Исследовательский проект: «Мусор и вторсырьё».

3.

Исследовательский проект: «Мусор и вторсырьё».

4.

Индивидуальные консультации.

«Двигайся больше, проживёшь дольше» (3 ч)

1.

Методы исследования: эксперимент и опыт.

2.

Исследовательский проект: «Молодое поколение выбирает спорт».

3.

Исследовательский проект: «Молодое поколение выбирает спорт».

«Родина – мать, умей её защищать» (3 ч)

1.

Методы исследования: краеведческий поиск, реконструкция.

2.

Исследовательский проект: «Старые названия современных улиц нашего города».

3.

Исследовательский проект: «Старые названия современных улиц нашего города».

«Наша родная – 46!» (4 ч)

1.

Методы исследования: моделирование.

2.

Коллективный творческий проект: «Академия школьной моды».

3.

Коллективный творческий проект: «Академия школьной моды».

4.

Коллективный творческий проект: «Академия школьной моды».

«Земля – наш общий дом» (4 ч)

1.

Выбор методов  исследования.

2.

Сетевой проект: «Истоки жизни».

3.

Сетевой проект: «Истоки жизни».

4.

Сетевой проект: «Истоки жизни».

«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» (2 ч)

1.

Методы исследования: соц.опрос, интервью, анкетирование.

2.

Участие в параде «Бессмертный полк».

«Пусть всегда будет солнце!» (3 ч)

1.

Критерии оценивания исследовательских работ и проектов.

2.

Исследовательская конференция.

3.

Исследовательская конференция.

Итого: 34 часа

4 класс Модуль. Мы приносим пользу людям.

Название раздела

Содержание раздела

Виды деятельности

Формы организации занятия

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Проектная деятельность как вид социального творчества. Знакомство с понятием «социальное творчество». Результат проекта – социально значимое дело. Тема раскрывается на примере сюжета из мультфильма «Крокодил Гена» как герои строили домик друзей.

Проблемно-ценностное общение.

Просмотр и обсуждение видеоматериала.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Социальный проект «Украшаем школьный двор».

Идея: школа – наш любимый дом, где мы весело живём.

В ходе актуализации проекта обучающиеся обсуждают, как сделать школьный двор лучше. Исходя из обозначенных проблем, обдумывают способы их решения, создают план проведения работ,  прописывают планируемый результат. Ведётся работа по привлечению к проекту помощников в лице других учащихся и родителей.

Социальное творчество.

Социальная акция.

«Чтение – лучшее учение»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Детские общественные организации. Знакомство с пионерским движением через просмотр и обсуждение сюжета из мультфильма «Чебурашка».

Принципы работы социально-образовательного проекта    «Эколята».

Проблемно-ценностное общение.

 

Просмотр и обсуждение видеоматериала.

Беседа

Практика проектной и исследовательской деятельности

Организация работы мастерской добрых дел «Книжкина больница».

Участие в сборе макулатуры.

Выбор тем для индивидуальных социально значимых исследований и проектов.

Трудовая деятельность.

Мастерская.

Проектная деятельность.

Индивидуальные консультации.

«Нет роднее дружка, чем родная матушка»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Знакомство с понятием «коллективное творческое дело (КТД)» и этапами его организации.

Познавательная деятельность

Беседа.

 

Практика проектной и исследовательской деятельности

Социальный проект «День матери».

Идея: праздник своими руками.

Социальный проект проходит в форме КТД и проходит следующие этапы:

коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение КТД, подведение итогов.  

Проектная деятельность.

КТД 

Досугово-развлекательная деятельность.

Праздник.

«Жизнь дана на добрые дела»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Знакомство с волонтёрским движением.

Встреча с координатором волонтёрского движения в городе Кирове.

Проблемно-ценностное общение.

Беседа

Практика проектной и исследовательской деятельности

Участие в акции «Подари радость». Сбор новогодних подарков для нуждающихся детей, детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Консультирование по самостоятельно проводимым исследованиям и проектным работам.

Социальное творчество

Социальная акция.

Проектная деятельность

Индивидуальные консультации

«Двигайся больше, проживёшь дольше»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Знакомство с понятием «агитбригада».  

Презентация проекта в форме выступления агитбригады.

Просмотр видеороликов с выступлением агитбригад.

Проблемно-ценностное общение.

Обсуждение.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Создание сценария для выступления  агитбригады «Здоровое поколение» на тему ЗОЖ, репетиции и выступление перед учащимися гимназии и в городской библиотеке.

Социальное творчество

Репетиции

Выступление

«Родина – мать, умей её защищать»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Знакомство с понятием «бережное природопользование». Проблемы энергосбережения страны.

Проблемно-ценностное общение.

Беседа.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Сетевой проект  на сайте «Началка. ком» «Загадки всемогущей энергии».

Идея проекта: научимся экономить электроэнергию - сохраним богатства страны.

Сетевой  проект посвящён проблеме энергосбережения.  

Данный  проект – это попытка проникнуть в тайны энергии, возможность научиться вести домашнюю экономику, принять посильное участие в решении проблем окружающей среды. Всё это поможет сформировать у ребят умения, необходимые для жизни в современном обществе.

В ходе проекта обучающиеся узнают о том, как электроэнергия приходит в наш дом, научатся экономить электроэнергию, разработают социально-экологическую  рекламную акцию, примут участие во флешмобе «Час Земли».

Проектная деятельность.

Сетевой проект.

Социальное творчество.

Создание рекламного видеоролика.

«Наша родная – 46!»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Знакомство с понятием «социальное партнёрство».

Организация и проведение совместных мероприятий с общественной организацией (библиотекой, музеем…)

Проблемно-ценностное общение.

Круглый стол.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Подготовка и проведение акции «Подарок библиотеке от гимназии».

Консультирование по самостоятельно проводимым исследованиям и проектным работам.

Социальное творчество

Социальная акция

Индивидуальные консультации.

Проектная деятельность

Индивидуальный консультации

«Земля – наш общий дом»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Знакомство с понятием «экологические проблемы» через просмотр мультфильма «Приключение Капельки».

Проблемно-ценностное общение.

 

Просмотр и обсуждение мультфильма.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Сетевой проект  на сайте «Началка. ком» «Начало начал».

Идея проекта: воды много, но её нужно экономить.

Проект “Начало начал” поможет обучающимся  получить опыт совместной исследовательской деятельности.  Участники проета систематизируют свои знания о состояниях и источниках воды в природе. В ходе опытов ребята исследуют свойства воды и узнают, как они помогают сохранять жизнь на Земле. В результате совместной экспериментальной работы ребята узнают, сколько в среднем человек использует воды и сколько воды можно сэкономить. Сделав выводы, участники проекта разработают и проведут акцию “Береги воду!”, подготовят фото отчета о проведенной акции с помощью сервиса Lino.

Проектная деятельность.

Сетевой проект

Социальное творчество

Социальная акция

«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Знакомство с понятием «шефство» на примере фильма «Тимур и его команда».

Проблемно-ценностное общение.

Просмотр и обсуждение фильма.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Участие в акции «Открытка ветерану».

Консультирование по подготовке к презентации самостоятельно выполненных проектов и исследований

Художественное творчество.

Мастерская.

Проектная деятельность.

Индивидуальное консультирование

«Пусть всегда будет солнце!»

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

Влияние проектной деятельности на саморазвитие личности.

Творческое задание «Письмо себе в будущее».

Проблемно-ценностное общение.

Беседа с элементами сочинения-рассуждения.

Практика проектной и исследовательской деятельности

Обсуждение и оценивание презентаций индивидуальных  исследовательских работ и проектов. 

Проектная деятельность

Конференция

Тематическое планирование

Н/п

Название раздела

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

Теоретические основы проектной и исследовательской деятельности

10

2.

Практика проектной и исследовательской деятельности

24

ИТОГО:

34 часа

Тематическое планирование

Н/п

Название раздела

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»

1

2

2.

«Чтение – лучшее учение»

1

2

3.

«Нет роднее дружка, чем родная матушка»

1

2

4.

«Жизнь дана на добрые дела»

1

2

5.

«Двигайся больше, проживёшь дольше»

1

2

6.

«Родина – мать, умей её защищать»

1

4

7.

«Наша родная – 46!»

1

2

8.

«Земля – наш общий дом»

1

4

9.

«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»

1

2

10.

«Пусть всегда будет солнце!»

1

2

ИТОГО:

34 часа

Календарно – тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Дата

План

Факт

«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»  (3 ч)

1.

Социальное творчество

2.

Соц. проект «Украшаем школьный двор».

3.

Соц. проект «Украшаем школьный двор».

«Чтение – лучшее учение» (3 ч)

1.

Детские организации.

2.

Мастерская добрых дел «Книжкина больница»

3.

Участие в сборе макулатуры.

«Нет роднее дружка, чем родная матушка» (3 ч)

1.

Коллективное творческое дело (КТД).

2.

Социальный проект: «День матери».

3.

Социальный проект: «День матери».

«Жизнь дана на добрые дела» (3 ч)

1.

Кто такие «волонтёры»?

2.

Участие в акции «Подари радость».

3.

Участие в акции «Подари радость».

«Двигайся больше, проживёшь дольше» (3 ч)

1.

Что такое агитбригада.

2.

Репетиция выступления агитбригады «Здоровое поколение».

3.

Выступление агитбригады «Здоровое поколение».

«Родина – мать, умей её защищать» (5 ч)

1.

Бережное природопользование.

2.

Сетевой проект: «Загадки всемогущей энергии».

3.

Сетевой проект: «Загадки всемогущей энергии».

4.

Сетевой проект: «Загадки всемогущей энергии».

5.

Сетевой проект: «Загадки всемогущей энергии».

«Наша родная – 46!» (3 ч)

1.

Кто такие «социальные партнёры».

2.

Подготовка и проведение акции «Подарок библиотеке от гимназии».

3.

Индивидуальные консультации.

«Земля – наш общий дом» (5 ч)

1.

Экологические проблемы.

2.

Сетевой проект: «Начало начал».

3.

Сетевой проект: «Начало начал».

4.

Сетевой проект: «Истоки жизни».

5.

Сетевой проект: «Начало начал».

«Чужой земли не хотим, а своей не отдадим» (3 ч)

1.

Кто такие «тимуровцы».

2.

Мастерская «Открытка ветерану».

3.

Соц. акция «Открытка ветерану».

«Пусть всегда будет солнце!» (3 ч)

1.

Творческая работа «Письмо себе в будущее».

2.

Исследовательская конференция.

3.

Исследовательская конференция.

Итого: 34 часа

Список литературы для учителя

  1. Автайкина, Т. О., Власова О. С. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2013. – 56 с.
  2. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.
  3. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.
  4. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.
  5. Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29
  6. Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика / О. Брыкова // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 20. - С. 33-36.
  7. Волков С. Чтобы не было скучно / С. Волков // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 13. - С. 17-19.
  8. Всествятский Б.В. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.
  9. Гайфитулин М.С. Проект "Исследователь" / М. С. Гайфитулин // Школьные технологии. - 2005. - № 3. - С. 102-104.
  10. Демидко, Т. Н. Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир» // Начальная школа. – 2013. - № 1. – С. 70-71
  11. Димова, О. А. Развитие проектной деятельности в начальной школе // Мастер-класс. – 2013. - № 8. – С. 2-4
  12. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12
  13. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  14. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
  15. Колмычек, Т. Н. Использование проектных задач при отработке учениками универсальных учебных действий // Управление начальной школой. – 2014. - № 2. – С. 35-43
  16. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2002. - 112 с.: ил. - (Библиотека учителя). - ISBN 5-9252-0214-7.
  17. Мурашко, В. П. Экологическое воспитание в школе средствами сетевого проекта // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. - № 11. – С. 21-24.
  18. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель; Науч. Ред. Т.И. Шамова. – 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2008. – 160 с.
  19. Пономаренко, Ю. В. Индивидуальные маршруты участия в школьных социальных проектах как эффективный способ организации воспитательного процесса // Заместитель директора школы по воспитательной работе. – 2013. - № 1. – С. 54-64.
  20. Попова С.А. Особенности организации исследовательской деятельности школьников// Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.135-138.
  21. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 2004. №4. С. 82.
  22. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
  23. Степанов В.Г. Основы исследовательской деятельности школьника / В. Г. Степанов. - Псков : ПОИПКРО, 2004. - 96 с. - ПОИПКРО. - ISBN 5-75-22-0221-3.
  24. Суматохин, С.В. Требования ФГОС к учебно-исследовательской и проектной деятельности // Биология в школе. – 2013. - № 5. – С. 60 – 67
  25. Трофимова, Л. П. Социальный проект во внеклассной воспитательной работе как основа формирования социальной компетентности школьников // Заместитель директора школы по воспитательной работе. – 2013. - № 1. – С. 83-92
  26. http://obuchonok.ru/node/2543
  27. https://clck.ru/Gcqip
  28. https://clck.ru/GcqkC
  29. https://clck.ru/GcqmR
  30. https://clck.ru/GcqnD
  31. https://clck.ru/GcqqX

Список литературы для учащихся

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 304 с. – (Элективный курс для старшей школы).
  2. Анашкина Е.Н. О чём поёт кукушка? Наблюдаем за птицами/ Художник М.В. Душин – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 256 с.: ил. – (Экскурсии в природу).
  3. Боголюбов, А. С., Глушенков О. В., Федорова Д. А. Полевые экологические практикумы и исследовательская (проектная) деятельность школьников в природе // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. - № 11. – С. 15-20
  4. Губанов И.А., Киселева К.В.  – Иллюстрированный определитель растений Средней России. 3 тома. / Москва. КМК, Институт технологических исследований, 2003.
  5. Евгений Пермяк. Пичугин мост. ЭНАС-Книга, 2016
  6. Колобовский Е.Ю. Изучаем природу в городе/ Е.Ю. Колобовский. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 256с.Худож. Г.С. Нечаева, А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 224с.
  7. Ласуков Р.Ю. Звери и их следы. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, Изд. 2-е, изм., 128 с., с илл. – (Полевые справочники-определители. Средняя полоса Европейской части России)
  8. Ласуков Р.Ю. Обитатели водоёмов. Карманный определитель. – М.: Лесная страна, Изд. 2-е, изм., 128 с., с илл. – (Полевые справочники-определители. Средняя полоса Европейской части России)
  9. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9 – 11 кл.: Школьный практикум. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 112 с.: ил.
  10. Онегов А. С.  Календарь природы. – Терра-Книжный клуб, 2003. – 480 с. – ("Терра" - школе).
  11. Онегов А. С. Школа юннатов. Живой уголок/ Москва, «Детская литература», 1980
  12. Онегов А. С. Школа юннатов. Наши пернатые друзья и соседи/ Москва, «Детская литература», 1980
  13. Онегов А. С. Школа юннатов. Твой огород/ Москва, «Детская литература», 1980
  14. Плавильщиков Н.Н. «Юным любителям природы», Москва, 1975 г.
  15. Савенков А.И. Я - исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. – М., Изд. Федоров, 2005.
  16. http://www.nachalka.com/network_projects

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проекты моих учеников и их презентации

В архиве содержаться проектные работы по теме лесные лекари Костиной Анны и Малыши и взрослые Мошковой Людмилы,которые заняли призовые места в районном конкурсе проектов.Также представлены детские пре...

Учебный проект"Птицы на моей кормушке"

Проект "Птицы на моей кормушке"  о птицах, зимующих в нашей местности. Интересен для детей младшего школьного возраста. Именно в это возрасте у детей возникает масса вопросов. Они даже сами не до...

Проект - презентация"Птицы на моей кормушке"

Презентация проектной деятельности ученицы 1 класса Растимишиной Аделины по теме "Птицы на моей кормушке"...

Скриншот статьи о моей ученице и её проекте. Руководитель проекта Кошляк Ж. И.

“Парадоксом нашего конкурса, — подчеркнул Александр Федоров, — стал факт того, что при высоком общем уровне работ, мы не получили ни одной заявки из Москвы. Зато в провинции сохранены традиции русског...

Рабочая программа курса "Калейдоскоп наук" + КТП, 4 класс

Рабочая программа курса "Калейдоскоп наук" + КТП, 4 класс...

Курс "Калейдоскоп знаний"

       Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп знаний» разработана для обучающихся 10-11лет, для развития способностей учащихся...