Конспект урока по окружающему миру по теме "Разнообразие веществ"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Камаева Анастасия Андреевна

Цели деятельности учителя: формирование представления о разнообразии веществ и их свойствах.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: какие бывают вещества, их свойства и использования людьми

уметь:  описывать изученные вещества, проводить опыты с этими веществами.

Личностные: анализировать, делать выводы, сравнивать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:24.09.2019                                                                                ФИО учителя: Милых Наталья Витальевна

Школа:148                                                                                        ФИО студента: Камаева Анастасия Андреевна

Класс: 3 – кадеты                                                                                          ФИО методиста: Боева Светлана Захаровна

Кабинет: 104

Время урока:  11:40 – 12:20                                                                                                                                

                                                     

Конспект  урока  окружающего мира

Тема: «Разнообразие веществ»

Цели деятельности учителя: формирование представления о разнообразии веществ и их свойствах.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: какие бывают вещества, их свойства и использования людьми

уметь:  описывать изученные вещества, проводить опыты с этими веществами.

Личностные: анализировать, делать выводы, сравнивать.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование:  УМК « Школа России»,  «Мир вокруг нас» Плешакова А.А. учебник для 3 класса, рабочая тетрадь,  презентация, раздаточный материал.

Челябинск, 2019

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Андреевна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

II.

Актуализация знаний и мотивация

         

Практический:

метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации

4 мин

 - Прежде чем перейти к изучению нового материала  повторим то, что проходили на предыдущем уроке.

- Какая была тема на прошлом уроке?

- Чтобы проверить тему, которою вы изучали, я раздам вам карточки с заданиями.

- В первом задании вам нужно будет соединить название и соответствующее понятие. Во втором, вам нужно написать, на какие группы делятся тела и на какие группы делятся вещества.

- На выполнение задания я даю вам 3 минуты, можете приступать.

- Итак, а теперь поменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите карандаш и проверьте друг друга, ответы вы можете увидеть на слайде.

- Поставьте друг другу оценку в соответствии с ключом:

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3 ошибки – «3»

Более 3-х ошибок - «2»  

 

- Тема: Тела, вещества, частицы

Приступают к выполнению проверочной работы.

П.: осмысление читаемого  текста

П: анализ объектов с выделением существенных признаков

К: взаимодействие с партнером

III. Постановка учебной задачи

Словес.: подводящий диалог

3 мин

- Посмотрите на картинки, что на них изображено?

- Как одним словом можно это все назвать?

- Все верно, это вещества. А чем будет являться кусок сахара?

- А почему я не могу назвать его веществом?

- Правильно, веществ очень много и из них состоят тела.

-Кто догадался или знает тему нашего сегодняшнего урока? Как она звучит?
Тема урока: «Разнообразие веществ» 

-Кто попробует поставить цели на наш урок?

Цель: познакомиться с разнообразными веществами и их свойствами. 

- Соль, алюминий, сахар, крахмал.

- Вещества

- Кусок сахара – это тело

- Потому что тело состоит из множества веществ.

- Тема урока: «Разнообразие веществ»

- Цель: познакомиться с разнообразными веществами и их свойствами.

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: целеполагание

IV. «Открытие» нового знания

Словесный: подводящий диалог

10 мин

- Как вы думаете, сколько веществ на Земле?

- В настоящее время известно несколько миллионов различных веществ. Причем они существую как в природе, так и созданные человеком, то есть искусственные.

- Как вы думаете, какая наука занимается изучением веществ?

- Все верно, наука, изучающая вещества называется – химия.

- Химия – это наука о веществах и их свойствах. Откройте рабочие тетради и запишите новое понятие.

- Ребята посмотрите на слайд и скажите, как вы думаете, что это за камень?

- Дам небольшую подсказку, вы привыкли видеть ее на кухне в виде белых крупинок, а используем мы ее для того, чтобы еда была вкуснее.

- Правильно, это соль. В природе она встречается в виде камня, который находится под землей, а также соль встречается в морской воде и соленых озерах. И далее в процессе переработки, мы получаем вот такие белые крупинки, которые уже можно использовать для пищи и называем мы ее – поваренная соль.

- Как вы думаете, что является главные ее свойством?

- Все верно, именно поэтому и ее и используем в качестве приправы.

- А как называется вещество, которое можно спутать с солью?

- И вправду, соль и сахар на вид очень похожи, но вот на вкус, они совсем разные.

- Какой вкус имеет сахар?

- А для чего нам сахар?

- Правильно, он имеет сладкий вкус, поэтому его добавляют во многие продукты. Получают сахар их растений, которые вы можете увидеть на слайде. Это сахарный тростник и сахарная свекла.

- Но сахар, это не единственное сладкое вещество.

- Как вы думаете, какое еще вещество имеет сладки вкус?

- Верно, она тоже имеет сладкий вкус.

- А из чего она, где ее можно найти?

- Глюкоза встречается во многих фруктах, особенно в винограде.

- А кто знает, какое вещество используют, когда варят кисель?

- Да, крахмал – это белый порошок, который получают из продуктов растительного происхождения.

- Вот купила я колбасу и мне нужно проверить, настоящая ли она, не содержится ли в ней крахмал? Как мне это проверить?

- Дома я предлагаю провести эксперимент, вам нужно будет приготовить раствор йода, то есть смешать йод с водой и нанести несколько капель на хлеб, картофель, сметану и посмотреть, поменял ли цвет йод. При содержании крахмала в продукте, он обретет темно-фиолетовый цвет, и вы узнаете, содержится ли в нем крахмал.

- Я попробовала лимон и он такой кислый. А почему он такой, кто может сказать?

- Верно, у веществ существует еще одна группа – это кислоты.

- А какие продукты имеют кислый вкус?

- Да, в лимоне содержится лимонная кислота поэтому и вкус у него кислый. Но также существует яблочная кислота и щавелевая. Но вы должны знать, что не каждую кислоту можно пробовать на вкус. Многие кислоты очень едкие и опасные, которые разрушают кожу человека, одежду, бумагу. И обращаться с ними надо очень осторожно, одну из опасных кислот вы уже встречали на кухне.

Как вы думаете, что это за кислота?  

- Все верно, это опасная кислота, ее используют только в разбавленном виде.

- А вы знали, что у каждого из нас тоже есть кислота? Кто знает, что это за кислота? Или где она у нас?

- Верно, в нашем желудке кислота называется – соляная.

- А зачем она нам?

- Также кислоты используют некоторые насекомые.

- Как вы думаете, что это за насекомые?

- Муравьи, ради обороны, при опасности они выпускают жидкость (кислоту), которая позволяет им защитить себя.

- Это можно проверить простым способом, если засунуть тоненькую палочку в муравейник и вытащить, то можно ее понюхать и ощутить.

- Очень много

- Химия

- Это соль

- Она имеет соленый вкус.

- Сахар

- Сладкий

- Глюкоза

- Во фруктах

- Крахмал

Предлагают ответы

- В нем содержатся кислоты

- Лимон, яблоки

- Уксусная

- Желудочная кислота

- Чтобы переваривать пищу

П: построение речевого высказывания

П: поиск и выделение необходимой информации

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

П: поиск и выделение необходимой информации

Динамическая пауза

2 мин

-Сейчас мы с вами выполним динамическую паузу. (видео)

Выполняют динамическую паузу

V. Первичное закрепление

Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера

5 мин

- А сейчас отгадайте несколько загадок, но ответ будет приниматься только по поднятой руке.

Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище – каждому нужна.

В пище применяюсь я,

Но вот опасный для тебя.

Меня следует развезти,

Могу ожог я нанести.

В поле родился, на заводе творился, в стакане растворился.

Хоть как пудра, нежен, бел, а не сахар и не мел.

Он в кисель из года в год превращает нам компот.

- Соль

-Уксусная кислота

-  Сахар

- Крахмал

П: поиск и выделение необходимой информации

П: построение речевого высказывания

VI.Самостоя-тельная работа с проверкой

Практический: самост.  работа; графическое выполнение работы

8 мин

- Откройте рабочие тетради на странице 25. Посмотрите,  попугай составил для вас кроссворд, в котором он хочет, чтобы вы убедились, что не так уж и мало, знаете о веществах.

- Давайте вместе разгадаем кроссворд. Начнем разгадывать по цепочке. И параллельно вы записываете ответы в рабочую тетрадь.

 Работают в рабочих тетрадях.

По горизонтали:

  1. Вода
  2. Сахар
  3. Кислоты
  4. Глюкоза

По вертикали:

  1. Сода
  2. Алюминий
  3. Железо
  4. Крахмал
  5. Соль

П: поиск и выделение необходимой информации

П: поиск и выделение необходимой информации

П: осознанное построение речевого высказывания

К: умение полно и точно выражать мысли

VII. Включение в систему знаний

5 мин

- Итак, а сейчас вы будет работать по учебнику. Мы с вами разобрали несколько веществ, ваша задача, попробовать рассказать о каком-нибудь веществе, на ваш выбор. Открывайте страницу 41, информация из учебника поможет вам вспомнить, о чем мы сейчас говорили и выбрать вещество, о котором вы хотите рассказать.

- Рассказать вам нужно будет, название, как его добывают, где используют.

- А сейчас, соседи по парте повернитесь друг к другу и расскажите о веществе, которое вы выбрали.

Работают по учебнику. Выбирают вещество для того, чтобы рассказать об одно из них.

Работа в парах.

П: построение рассуждения; осуществление синтеза

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

2 мин

- Запишите домашнее задание: рабочая тетрадь ст. 26 №2, вам нужно провести опыт по определению есть ли крахмал в картошке, сметане, яблоке и в огурце. Еще раз напоминаю, чтобы провести опыт вам нужно развести йод с водой и капнуть на продукт. Если в продукте есть крахмал, йод приобретет темно-фиолетовый цвет.

- С какими веществами мы сегодня познакомились на уроке?

- Где мы их встречаем каждый день?

- С какими из этих веществ мы должны быть предельно осторожны?

-Какая была тема нашего урока? Цель?

-Что мы можем сказать о связях в природе?

- Полезно ли для жизни, то что вы сегодня узнали?

-Всем спасибо, до свидания!

Записывают домашнее задание.

- Сахар, соль, крахмал, кислоты

- В повседневной жизни, на кухне

- С кислотами

- Тема урока: «Разнообразие веществ». Цель: познакомиться с веществами и их свойствами.

- Да

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы", 3 класс

работа над новым материалом представлена в свете системно-деятельностного подхода...

Конспект урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы", 3 класс

работа над новым материалом представлена в свете системно-деятельностного подхода...

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса на тему "Разнообразие веществ".

Конспект урока по окружающему миру для  3 класса на тему "Разнообразие веществ"....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: Разнообразие веществ

Тема:  Разнообразие веществЦель: познакомить с веществами и их свойствами.Планируемые результаты: учащиеся научатся различать ве­щества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить н...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс) УМК "Перспектива" по теме: "Самое главное вещество".

Конспект урока по окужающему миру (3 класс) УМК "Перспектива" по теме: "Самое главное вещество". Уок откытия нового знания с использованием технологии ИКТ, системно-деятельностного...

Конспект урока по окружающему миру (3 класс). Тема: Тела, вещества, частицы. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о телах, веществах, частицах.Планируемые результатыПредметные:знать: понятия: «тела», «вещества», «частицы»;ум...