Конспект урока окружающего мира по теме: "Как мы общаемся с миром", 1 класс, УМК "Перспектива"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Усатова Валерия Геннадьевна

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с  органами чувств и признаками, отличающих человека от других живых существ.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать:

-органы чувств;

- признаки, отличающие человека от других живых существ;

Уметь:

- определять и называть органы чувств;

-подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств;

Личностные:

  • учить адекватно  оценивать свою деятельность;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;

Тип урока: урок открытия нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

«Как мы общаемся с миром»

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с  органами чувств и признаками, отличающих человека от других живых существ.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать:

-органы чувств;

- признаки, отличающие человека от других живых существ;

Уметь:

- определять и называть органы чувств;

-подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств;

Личностные:

  • учить адекватно  оценивать свою деятельность;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: учебник «А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. 1 класс. 1 часть», рабочая тетрадь, учебная презентация, макет человека, предметы для экспериментов.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

1 мин

  • Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Геннадьевна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
  • Хотелось бы урок начать со стихотворения:

Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу...

Вы пришли сюда учиться,

     Не лениться, а трудиться.

     Работайте старательно,

     Слушайте внимательно.

  • Сегодня на уроке мне нужна ваша внимательность и активность, кто обещает быть таким, поднимите руку?

Здравствуйте, ребята! Тихо сели

девочки и еще тише сели мальчики.

Здравствуйте, ребята! Тихо сели

девочки и еще тише сели мальчики.

Здравствуйте, ребята! Тихо сели

девочки и еще тише сели мальчики.

Здравствуйте, ребята! Тихо сели

девочки и еще тише сели мальчики.

-Приветствовать

-Слушать

-Обратная связь

Р: Выработка учебной мотивации, устанавка  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

2.

Актуализация знаний и мотивация

 Словесный.: беседа

Наглядный: презентация

5 мин

-Ребята, вот и наступила осень. Так хочется тепла, солнышка. А кто хочет на несколько минут вернуться в лето, поднимите руку?

-Это не так сложно. Просто нужно представить Давайте закроем глаза и начнем считать 1,2,3. Представьте, что вы очутились в лесу. Остановились и увидели… Откройте глазки.

-Посмотрите, ах, какая ягодка! Расскажите, какая она(картинка ягод)

- Молодцы. Пошли дальше. Глаза закрываем. Идем, идем и видим дерево. (картинка дерева)

 -Прикоснитесь к нему. Расскажите, какое дерево? Ствол дерева какой?

-Хорошо.

- Снова глазки закрыли. А вот мы уже на берегу речки. Мы увидели камни. (картинка реки с камнями) Расскажите, какие они?

-  Итак, что вы узнали о ягоде, о дереве, о камнях? Кто расскажет?

-Верно, мы с вами выяснили, что Ягода красная, сладкая, ароматная.

Ствол дерева шершавый.

Камень круглый, мокрый.

- Что помогло вам дать такие ответы? При помощи, каких чувств мы общаемся с миром?

-Верно, с помощью ЗРЕНИЕ, СЛУХ, ОСЯЗАНИЕ, ВКУС, ОБОНЯНИЕ(на слайде)

- Как эти слова можно связать с окружающим нас миром?

-Обратная связь

-Ягода красная, сладкая, ароматная

-Ствол дерева шершавый.

-Камень круглый, мокрый и т.п

-Высказывать мнение

-Глаза, нос, язык, уши, руки

- С помощью зрения мы видим, с помощью слуха мы слышим разные звуки, на вкус мы можем всё попробовать, обоняние позволит нам все понюхать, с помощью осязания мы можем определить, какой предмет- тёплый, мокрый, скользкий и т.д.

Р: формирование умений выполнять учебное задание в соответствии с целью; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

П: Установление причинно-следственных связей; умение осознанно строить речевое высказывание устно.

К: формирование умения отвечать на поставленный вопрос; формирование умение аргументировать свои высказывания; формирование  умения четко выражать свои мысли;

3.

Постановка учебной задачи

Словесный.: беседа

3 мин

-Ребята, как бы вы сформулировали тему нашего урока?

-Прочитайте тему на экране и сверьте свои предположения.

-Действительно, тема нашего урока «Как мы общаемся с миром»

-Сформулируйте цели нашего урока?

-Предположение детей

-Познакомиться с органами чувств и узнать их признаки

 Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

4.

Открытие детьми нового знания

Слов.: беседа

Практ: работа с учебником

Нагляд.: работа с учебником

Практ.: работа с карточками

10 мин

Я хочу вас познакомить с одним интересным человечком.(макет человека)

- Что вы заметили?

 -Он считает, что они ему не нужны. Как вы думаете, он прав?

-Что мы с вами будем доказывать человечку?

-Верно, давайте попробуем ему доказать. Я вам загадаю загадку, вы даете ответ по руке.

Живёт мой братец за горой,

Не может видеться со мной.

-Молодцы. Ребята, посмотрите на  экран, что это такое?

-Ребята, а вы когда-нибудь видели настоящую радугу? Кто видел, поднимите руку.

-Какая она бывает?

- Мы чаще всего видим радугу в форме дуги, но дуга – это лишь часть радуги. Радуга имеет форму окружности, но мы наблюдаем лишь половину дуги.

- Давайте, ребята, сделаем вывод, благодаря зрению что мы смогли определить?

- Дайте определение, что такое глаз?

- Давайте приклеим нашему человечку глаза и объясним ему, для чего они нужны ему.(к макету приклеить глаза)

Динамическая пауза(видео)

- Откроем учебники, страница 18. Прочтем задание. Что нам нужно сделать?

- Посмотрите на первую картину. Картина Аркадия Александровича Пластова «Родник» -Что делает девочка? Что она видит? Что слышит?

-Верно, молодцы.

-  А что вы можете сказать о второй картине? Картина Николая Петровича Богданова - Бельского «Праздник на крылечке»

-Ребята, а  какие звуки окружающей нас природы мы можем услышать?

-Хорошо.

- Мне нужен один ученик. Сейчас я закрою ему глаза, а другой ученик назовет ему по имени и он должен будет угадать, кто это сказал.

-С помощью чего, он смог узнать, кто его позвал?

-Значит, дадим определение, что такое уши?

-Предлагаю, приклеить нашему человечку уши. Объясните, для чего нужны ему уши?

-Продолжаем дальше доказывать нашему человеку, для чего ему нужны органы чувств.

Мне необходим 1 ученик и 1 ученица. Закрывайте глаза, вам нужно понять, что это (запах лимона, яблока)

-Верно они угадали, ребята?

-Какой же орган помог им определить?

-Давайте сформулируем научное определение носа?

-Молодцы. Приклеим нашему человеку нос, объясните , для чего же он ему нужен?

Продолжаем дальше, мне нужен 2 ученика. (на тарелке яблоко, печенье)

-Ребята, верно, угадали?

-С помощью чего они смогли это сделать?

-Значит, приклеиваем человеку рот и язык, объясните, для чего он ему нужен?

-- Мне нужен еще один ученик. (в пакете мяч, клубок, апельсин)

-С помощью чего ты смог распознать предметы, которых ты не видел?

-Верно, давайте дадим научное определение коже?

-Скажите, о чем еще нам может рассказать кожа?

- Давайте сделаем вывод, как человек воспринимает окружающий мир? 

-Как вы думаете, наш человек изменил свое мнение ? Нужны ли ему органы чувств?

-Молодцы!

Динамическая пауза:

 Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все ниже, ниже.

Деревцо все выше,выше

- Нет лица, глаз, рта, ушей

-Нет

-Что эти органы чувств ему необходимы для жизни

-Глаза

-Радуга

-Высказывания детей

- Определили цвет, форму, увидели красоту

- Глаз – это орган зрения. 

-Приклеивать глаза, объяснять.

-Выполнять упражнения

- Составить рассказ о том, что видят, слышат, чувствуют герои картин

-На картинке А.А. Пластова «Родник» девочка набирая воду, видит, полное ведро или ещё нет, слышит шум воды, чувствует её прохладу

- На картинке Н.П. Богданова-Бельского «Праздник на крылечке» девочки слушают мальчика, который играет на балалайке. Дети смотрят друг на друга и улыбаются, им весело. В воздухе чувствуется морозная свежесть

-Шум ветра, проезд автомобилей, т.п.

-С помощью ушей

-Уши- это орган слуха

-Чтобы он мог слышать окружающие его звуки

-Угадывать

-Да

-Нос

-Нос-это орган обоняния

-Чтобы распознавать запахи приятные и неприятные, чтобы дышать, что необходимо для жизни

-Пробуют, распознают продукт: яблоко, печенье

-Да

-С помощью языка

Язык – это орган вкуса

-Чтобы он мог есть, чувствовать вкус съеденной еды.

-Определять предметы :мяч, апельсин клубок

-С помощью рук, кожи

-Кожа – это орган осязания

-Форму, температуру воды, мягкость или твердость предмета и т.п.

- Человек видит происходящие вокруг, слышит звуки, чувствует вкус, воспринимает запахи, ощущает через кожу различные предметы.

-Высказывать мнение

-Выполнять упражнения

К: участие  в обсуждениях темы.

К: соблюдать правила речевого поведения, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, строить речевое высказывание в     соответствии с поставленными задачами;

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

К: аргументирование своего мнения

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

К: аргументировать свое мнение

5.

Первичное закрепление

Словесн.: беседа

8 мин

стоящих на Днепровском пути.

На схеме Реки времени( с. 4-

5)укажи век. 

стоящих на Днепровском пути.

На схеме Реки времени( с. 4-

5)укажи век. 

) У каждого ученика на столе лежит таблица, которую необходимо самостоятельно заполнить. Вам необходимо картинку(орган чувств) соединить с научным определением части тела, которую изучили.

-Сверяем с эталоном на доске.

-У кого нет ошибок?

-Молодцы.

-Ребята, откройте страницу 18 третья картина Прянишникова Иллариона Михайловича «Дети на рыбалке»

-Расскажите чем заняты дети? Что они слышат, видят?

-Выполнять самостоятельно.

-Сверять

-На картине И.М. Прянишникова «Дети на рыбалке» ребята рассматривают пойманную рыбу. Они ощущают прохладу летней реки, так как ходят босиком по воде. Девочки на берегу слышат разговор ребят.

П: извлечение необходимой информации из текстов;

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич.: работа с карточками

  1. мин

Самостоятельная работа 

Выполнение заданий в рабочей тетради.

А теперь откройте страницу 16 рабочей тетради и дополните в парах рассказ мальчика. Работаем в парах, но пишет каждый у себя в тетради.

-Сверьте с эталоном на доске.

-У кого нет ошибок, поднимите руки?

-Молодцы.

-А кто допустил ошибки?

-Не расстраивайтесь, значит, вам есть куда еще стремиться,  в следующий раз у вас получится.

1.Что вредит здоров

1.Что вредит здоровью

Игры на свежем воздухеРегулярн

Без спеш

Одноо

-Выполнять задание

-Сверять с талоном

П: ориентирование  в своей системе знаний

П: добывать новые знания: извлечение  информации, представленную в тестовой форме

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практич.: работа раб тетрадями

4 мин

-Выполняем задание 2 в рабочей тетради. Нужно зеленым цветом раскрасить кружок те предметы, что помогают нам лучше видеть, а красным те, что помогают лучше слышать.

-Давайте проверим, что нужно было отметить зеленым цветом, какие предметы?

-А красным?

-Молодцы.

*

- Рассмотрите картинки на с.19 в учебнике.

-Для каждого подберите ключевое слово со стр .18.

-Молодцы, вы отлично справились с заданием.

-Выполнять самостоятельно

- Микроскоп, бинокль, телескоп, очки

- Микрофон, наушники

Картинка снизу справа -слух, так как мальчик и девочка слушают пение соловья, картинка внизу слева – вкус, так как мальчик ест арбуз, картинка в центре –осязание, так как девочка гладит собаку, картинка внизу слева -обоняние, так как девочка чувствует аромат цветов,

Картинка в центре снизу – зрение, т.к. мальчик, смотрит в бинокль .

П: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачей

8.

Рефлексия деятельности  

4 мин

- Какую тему мы сегодня изучали?

-Какие цели мы ставили?

-Достигли мы цели?

-Какое задание вам больше всего понравилось?

  • Довольны ли вы своей работой, поднимите пальчики вверх. Кто недоволен ? Почему?

-Спасибо за работу! До свидания!

-«Как мы общаемся с миром»

- Познакомиться с органами чувств и узнать их признаки

-Высказывать свое мнение

Л: ориентация на понимание предложений и оценок учителем; понимания причин успеха в учёбе

Р:  осуществление итогового  и пошагового контроль по результату

В конспекте указано 4 творческих заданий.

Они будут обозначены следующим образом:

(Задание №1)

(Задание №2)

(Задание №3)

(Задание №4)

+ Динамическая пауза


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окружающий мир

Слайд 2

Расскажите, какая она?

Слайд 3

Расскажите, какое оно?

Слайд 4

Расскажите, какие они?

Слайд 5

Зрение - видеть Слух – слышать Осязание– чувствовать прикосновения (определять, какой предмет – теплый, мокрый, скользкий) Вкус – чувствовать вкус (горький, сладкий, кислый) Обоняние– ощущать запах

Слайд 6

Тема : «Как мы общаемся миром» Цель : - познакомиться с органами чувств и узнать их признаки

Слайд 8

Глаз – орган зрения Зрение - самый важный для человека способ восприятия мира. Примерно, 80% всей информации , мы получаем с помощью зрения

Слайд 9

Аркадий Александрович Пластов «Родник»

Слайд 10

Николай Петрович Богданов - Бельский «Праздник на крылечке»

Слайд 11

Ухо – орган слуха С помощью ушей можем слышать музыку, речь, шум

Слайд 12

Нос - это орган обоняния Нос нужен, чтобы чувствовать приятные и неприятные запахи

Слайд 13

Язык – это орган вкуса Язык помогает человеку различать вкус еды. Языком можно различить около 10000 вкусов. Вместе с этим язык помогает проглотить пищу

Слайд 14

Кожа – это орган осязания С помощью осязания человек может чувствовать прикосновения. Оберегает от жары и холода Помогает дышать Сообщает, что происходит с твоим телом

Слайд 15

Заполни таблицу: «Органы чувств» Часть тела Орган чего? Глаза Ухо Нос Язык Кожа

Слайд 16

Проверка Часть тела Орган чего? Глаза Зрения Ухо Слуха Нос Обоняния Язык Вкуса Кожа Осязания

Слайд 17

Проверка Мне интересно рассматривать бабочек . Мне нравится аромат цветов . Я люблю пробовать на вкус ягоды . Я с радостью слышу пение птиц . Мне приятно гладить собаку .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Как мы общаемся с миром"

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Как мы общаемся с миром"...

Конспект урока по технологии на тему: Керамика в культуре народов мира

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и осмыслению новых предметных знаний, умений, навыков по изготовлению  керамического сосуда....

Экологический урок по окружающему миру на тему: «Земля – наш общий дом» , 3 класс.

Экологический урок по окружающему миру на тему: «Земля – наш общий дом» , 3 класс....

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Как мы общаемся с миром". 1 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Как мы общаемся с миром". 1 класс....

Конспект урока по русскому языку. Тема "Корень как общая часть родственных слов"

ФИО учителя: Даридаева Гэрэлма ГалсановнаКласс: 2 «А»Предмет: Русский языкТема: Корень как общая часть родственных слов.Цель: Создание условий  для  формирования понятия корень и...