план-конспект по окружающему миру 3 класс, УМК "Перспектива" тема: "Святость материнства и отцовства"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Понарина Ксения Сергеевна

Цели деятельности учителя:

- формирование у учащихся представление о святости отцовства и материнства.

Планируемые  результаты:

 

Предметные:

            -воспитывать у учащихся чувство уважительного отношения к старшим;

            -расширять кругозор о народных традициях, связанных с рождением ребёнка

 

Личностные:

  -умение проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам, владение умением оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

 

Тип урока: систематизации и обобщения знаний

 

Понятия: родители, крещение

Оборудование: учебник, презентация, видеофрагмент, карточки со значениями имен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Тема урока: Святость материнства и отцовства

Дата: 8 февраля 2019г., пятница

Школа: МАОУ СОШ №104

Класс: 3 «а»

Урок: 1

Время: 8:45 -  9:25

Кабинет: 109

Учитель: Моцная Н.В.

Студент: Шерстобитова К., 31 гр.

Методист: Сачкова Т.А.

Цели деятельности учителя:

- формирование у учащихся представление о святости отцовства и материнства.

Планируемые  результаты:

Предметные:

            -воспитывать у учащихся чувство уважительного отношения к старшим;

            -расширять кругозор о народных традициях, связанных с рождением ребёнка

Личностные:

  -умение проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам, владение умением оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Тип урока: систематизации и обобщения знаний

Понятия: родители, крещение

Оборудование: учебник, презентация, видеофрагмент, карточки со значениями имен.

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Сергеевна. Сегодня я у вас проведу урок окружающего мира.

-Ребята в начале нашего урока подарите улыбку друг-другу, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

Проверяют готовность к уроку.

 Л: принятие образа хорошего ученика.

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: ответы на вопросы.

10 мин

Ребята, посмотрите на слайд, и скажите что на ней изображено?(изображение семьи)
Давайте вспомним о чем вы говорили на предыдущем уроке. Как звучала тема прошлого урока?
 
Итак, ребята, расскажите мне какие события человеческой жизни в народе называют первом и вторым дивом? 
Как называют девушку и юношу после свадьбы?
Кого называют супругами?


-Ребята, давайте разгадаем кроссворд, проверим как хорошо вы запомнили предыдущие темы.
- И так первый вопрос:
1. Мама мужа для жены (Свекровь).

2. Мамина сестра для тебя (Тётя).
3. Невеста после свадьбы (Жена)
4. Брат мужа (Деверь).
5. Сестра жены для её мужа (Свояченица).

Отвечают на вопрос.

Называют тему урока, ставят цели.

- Муж и жена-одна душа

-появление на свет и свадьба

- жених и невеста

-мужа и жену

По горизонтали:

По вертикали:

1. деверь

3. тётя

4. свекровь

5. жена

2. свояченица

П: осознанное построение речевого высказывания.

П: осмысленно слушают.

П: осознанное построение речевого высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: осмысленно слушают.

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: ответы учеников.

4 мин

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Правильно! Мы сегодня продолжаем тему семьи. Рождается новая семья, затем в ней появляются дети. Сегодня мы будем говорить о традициях народов, связанных с рождением ребёнка.

-Откройте содержание и найдите тему нашего урока. Кто догадался? Правильно! («Святость отцовства и материнства»).

 

Скажите, какие цели мы перед собой поставим?

-узнать больше о семье

-О традициях

 

4.

Открытие детьми нового знания

Словесный:

слово учителя, беседа

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником, со спец тетрадью, с кластером;

работа в группах.

7 мин

-Сегодня мы поговорим с вами о родителях, о традициях в семье, когда появлялся ребенок, о том, как любят нас наши родители. Итак, ребята, расскажите - кто же для вас родители?

Родители- ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи. Они воспитывают своих детей с самого рождения, заботятся о его духовном и материальном благополучии, являются примером для своих деток.

В старинных семьях обычно было много детей. И рождение каждого – такая радость, словно весна пришла. Ведь сколько бы раз в жизни ни встречали люди весну, всякий раз она вновь, будто впервые! Так и рождение человека. Появился на белый свет и для всех – новый. И для него все впервые. А первое в жизни – всегда особенное, никогда уже больше не повториться.
Так почему же рождение ребёнка сравнивали с приходом весны?
- В старинных семьях обычно было много детей, да? А вы, ребята, знаете, у вашей бабушки, например, сколько было братьев и сестер?

А кто знает, какие обряды выполнялись после рождения ребёнка? Хорошо, об этих старинных  обрядах мы можем узнать из учебника. Найдите на с.36-37. Давайте прочитаем.


-Так значит, ребята, мама и папа желают только счастья, здоровья и очень любят своего ребенка. 
А вы любите своих родителей? Часто ли вы им об этом говорите? Какими ласковыми словами вы называете своих родителей?
*Давайте поиграем в одну игру «Ласковые слова». Ваша задача, подобрать как можно больше ласковых слов, например: Мамочка, папуля, бабуля и т.д.
Молодцы, ребята! Я вижу, что вы очень любите своих родителей.

Давайте посмотрим, как разные народы отзываются о своем отношении к родителям. 
Все народы мира согласны с древней библейской заповедью: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле...” Эту мысль подтверждают пословицы разных народов. Давайте прочитаем. Кто хочет прочитать?
 (читает 4 ребенка)

-“Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает” (русская пословица),

-“Отца с матерью почитаешь – на вечные веки счастлив бываешь” (украинская пословица), “

-Все имеет свою цену – отец и мать бесценны” (армянская пословица),

 -“Все купишь, а отца-мать не купишь”(татарская пословица).
Ребята, обратите внимание, что общего в отношении к отцу и матери в пословицах разных народов? Как вы понимаете эти пословицы?
Подберите пословицы об отношении детей к родителям, о почитании своих родителей.
-И я вам подобрала пословицы, давайте обсудим их в группах

  1. И ворона воронят хвалит.
    2) Куда матушка, туда и дитятко.
    3) Отца с матерью почитать — горя не знать.

4) Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

5) В семье, где нет согласия, добра не бывает.

6) Кто матери не послушает – в беду попадет.

7) Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

Отвечают на вопросы.

Слушают.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают.

П: Построение речевого высказывания

П: построение рассуждения

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

5.

Динамическая пауза

1 мин

Только в лес мы вошли, появились комары,

Руки вверх, хлопки над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Снова дальше мы идём,

Перед нами водоём,

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее,

Раз – два, раз – два, позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко…

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса,

Мы лису обхитрим,

На носочках пробежим.

Серый заяц скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседе, шалунишке,

И закончилась игра,

За работу нам пора.

Повторяют за учителем

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный:

Задает вопросы.

Словесный:

рассказ

Словесный: работа в парах, слово учителя, ответы на вопросы.

Практический: работа с учебником, с пословицами;

работа в парах; просмотр мультфильма.

7 мин

Ребята, вы наверняка знаете, что существуют различные награды для выдающихся людей в разных сферах жизни. А как вы думаете, существуют ли какие-то награды для родителей? Найдите информацию в учебнике. Давайте прочитаем.

И сегодня этим орденом награждают многодетные семьи. С 2009 по 2015 год была награждена 281 росийсская семья, среди них есть и наши земляки. Например, Ольга и Павел Болотниковы из Челябинской области (8 детей). 
Скажите, а у кого из вас тоже многодетная семья? 
(от 3 детей) 

Давайте продолжим наш разговор о старинных традициях и узнаем о еще одном интересном старинном обычае. 

Ребята, кто знает, что такое крещение?

КРЕЩЕНИЕ -
Христианский обряд (таинство) принятия кого-н. в число верующих, приобщения к церкви и наречения личного имени.

 

Давайте посмотрим как крестят маленьких деток.(видеофрагмент)

А может есть те, кто крещен? Скажите, а вы помните, как вас крестили?

Так вот, ребята, раньше после крещения ребенка и наречения ему имени устраивали большой пир для всех родных и близких. Кушаний на столе много – как по самым большим праздникам. В конце обеда обносит бабушка всех пирогом да кашей. Кашей – чудная: пересоленная, переперченная. Первого угощает отца “Солона кашка, а еще солоней отцу с матерью достаются детки!” После отца угощают крестных: “Как вы видели его под крестом, так бы видеть вам его и под венцом!” Потом и всех угощают: “Младенцу на доброе здоровье и многие годы!”
      Так начиналось участие всей семьи и рода  в воспитании своей новой частицы, нового золотого звена в бесконечной цепи поколений.]
- Как вы думаете, для чего был нужен этот обычай? 
(Чтобы объяснить отцу и матери, что воспитание ребенка будет не сладко и тяжело, и еще для того чтобы малыш был здоров и долго жил)

П: построение речевого высказывание

П: построение рассуждения

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля

7.

Включение в систему знаний, повторение

Словесный: рассказ, беседа

Словесный: чтение стихотворения

5 мин

Наш закончился урок,

Подведем ему итог.


Итак, скажите какая у нас была тема? О чем мы говорили? Что нового узнали? Мы с вами говорили о  великой радости каждой семьи и это рождение ребенка и о обычаях и традициях связанные с рождением ребенка.

Ребята, мама и папа у нас у всех только одни, и их нужно беречь, уважать и любить. Помогайте своим родителям, радуйте по чаще, ведь они, действительно самое святое в этой жизни.

*И напоследок, я бы хотела вам прочитать стихотворение о семье:

Семья – это счастье, любовь и удача

Семья – это летом поездки на дачу

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Осуществляют: самооценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

П: Контроль и оценка результатов своей деятельности.

Р: Коррекция, контроль

8.

Рефлексия деятельности

 Словесный: акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учебной деятельности на уроки.

5 мин

Ребята, сейчас я первой парте дам в руки снежок. Человек, который держит его в руках, рассказывает нам, что ему понравилось и запомнилось на уроке. Правило: говорит только тот, кто держит снежок в руках, а все остальные внимательно слушают!

На этом наш урок окончен.

Запишите домашнее задание: Читать материал учебника на с.36-38, отвечать на вопросы «Проверь себя» на с.39. Р.т. №1,3, с.

Спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация...

План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

План- конспект урока по окружающему миру в 4 классе по УМК "Гармония"

Тема урока:ПОЧЕМУ ПОЖИЛЫМ ЛЮДЯМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬЦели:  рассмотреть,  какие  изменения  происходят  с  организмом человека в старости; воспитывать любовь и за...

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий

План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе «А» по теме: «Животные и растения леса» с применением информационных технологий

План-конспект урокапо окружающему миру в 1 классе «А»по теме: «Животные и растения леса»с применением информационных технологий...

План-конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века», под редакцией Н. Ф. Виноградовой) 4 класс

Тема:  Человек – защитник своего Отечества. Цели урока: создать условия для расширения знаний учащихся о борьбе за свободу и независимость; раскрыть основные причины возникновения войн; восп...

План-конспект урока по окружающему миру 1 класс "Как живут животные"

Представлен план-конспект урока по теме: "Как живут животные". Урок с использованием различных медийных устройств позволит учащимся лучше усвоить и воспринять материал урока....