КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Почему на Земле день сменяется ночью?», УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование общего представления о смене дня и ночи на Земле.
Планируемые результаты:
предметные:
- Знать понятия « воображаемая ось », « земные сутки », почему происходит смена дня и ночи;
- Уметь объяснять и демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси.
личностные:
- уметь слушать и слышать, отвечать на поставленный вопрос полным ответом;
- приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Окружающий мир: 2 кл.: Учебник : В 2 ч. / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царева. – 3-е изд. – М. : Академкнига/Учебник, 2010. – Ч. 1: 128 с., презентация, видео, раздаточный материал, глобус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh._mir_pochemu_den_smenyaetsya_nochyu.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 2 |
КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: «Почему на Земле день сменяется ночью?»
Цель деятельности учителя: формирование общего представления о смене дня и ночи на Земле.
Планируемые результаты:
предметные:
- Знать понятия « воображаемая ось », « земные сутки », почему происходит смена дня и ночи;
- Уметь объяснять и демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси.
личностные:
- уметь слушать и слышать, отвечать на поставленный вопрос полным ответом;
- приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Окружающий мир: 2 кл.: Учебник : В 2 ч. / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царева. – 3-е изд. – М. : Академкнига/Учебник, 2010. – Ч. 1: 128 с., презентация, видео, раздаточный материал, глобус.
№ | Этап | Время | Содержание деятельности | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1. | Этап самоопределения к деятельности Словесный метод: беседа | 1 мин | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Таисия Игоревна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Давайте поприветствуем друг друга. Покажите мне ваше настроение, вашу готовность. Садитесь. | -Приветствуют учителя | Л.: самоопределение Л.: смыслообразование |
2. | Актуализация знаний и мотивация Словесный метод: беседа Наглядный метод: демонстрация | 4 мин | - Прежде чем приступить к изучению новой интересной темы, давайте вспомним, что нового мы узнали на прошлом уроке. Кто ответит, что стоит у меня на столе? -А что такое глобус? -А что мы можем рассказать о Земле, глядя на глобус? -А что за линия, которая делит глобус пополам? -А в каком полушарии находится наша страна? -Молодцы, вы хорошо усвоили тему прошлого урока. | -Глобус -Глобус – это уменьшенная модель Земли. - Планета Земля имеет форму шара. Голубой цвет на глобусе означает океаны, моря и озера, коричневый цвет – сушу. На Земле больше воды больше чем суши. -Это экватор- она делит глобус на Южное и Северное полушария. -Россия находится в Северном полушарии. | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. К.: учет разных мнений; П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
3. | Постановка учебной задачи Словесный метод: беседа | 2-3 мин | - Отгадайте загадки и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить. В сутки раз я прихожу, Сон, покой я привожу. Встретить все меня не прочь, И зовусь я просто… (Ночь)
И до ночи далеко, Коротка деревьев тень. Что за время суток? (День) - Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? -Откройте свои учебники на странице 20 и прочитайте тему нашего урока. - Попробуйте поставить цели нашего сегодняшнего урока, что мы узнаем и чему научимся? | -Высказывают предположения. -Почему на Земле день сменяется ночью? -Узнаем, почему день сменяется ночью. | П: анализ, синтез, сравнение, обобщение П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания П.: подведение под понятие Р: целеполагание; Р: планирование ; |
4. | Открытие нового знания Словесный метод: беседа, рассказ учителя Практический метод: Работа в рабочих тетрадях Словесный метод: рассказ учителя, беседа Наглядный метод: демонстрация видео | 20-25 мин | -Ребята, а как мы определяем, что наступил день? Загадка суточного цикла будоражила людей с глубокой древности. Согласно представлениям древних греков, бог Солнца Гелиос каждое утро выезжает на небесный свод в своей золотой колеснице и целый день едет с востока на запад. У славянских народов тоже была похожая легенда, в которой Солнце-Ярило поутру выезжает из золотого дворца на колеснице, весь день едет по небосводу, осматривая свои владения, а ночью спускается в темные чертоги богини смерти Морены, где садится в ладью, запряженную гусями и лебедями, и плывет по морю, возвращаясь в свой дворец. -Раньше люди думали, что Солнце движется вокруг Земли. Поэтому днем светло, а когда Солнце прячется за горизонт – наступает ночь. -Но Солнце это какой объект? Подвижный или нет? -Тогда что же вокруг чего вращается? - Давайте проверим свои предположения. А поможет нам модель Земли. Как называется модель Земли? -А теперь давайте, проведём опыт. Я возьму глобус и фонарик. Глобус – это наша Земля, а фонарик – Солнце. -Что вы заметили? - Давайте наведем фонарик на территорию нашей Родины. У нас светит солнце, значит, у нас…? А что сейчас в Америке? -Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за 23 часа 56 минут и 4 секунды. Этот период называется земными сутками. А один оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 дней и 6 часов. Эта разница постепенно накапливается и один раз в 4 года у нас в календаре появляется лишний день (29 февраля), и такой год называется високосным. – Что бы произошло, если бы Земля не вращалась вокруг своей оси? -А знаете ли вы, что есть на нашей земле места, где ночь или день длятся по полгода. Многие сутки на Крайнем Севере, а также на Крайнем Юге Солнце не опускается за горизонт и светит днем и ночью. Это явление природы называется полярным днем. На Северном полюсе полярный день длится 189 суток. Во время полярного дня на протяжении каждых суток Солнце не заходит за горизонт, а описывает круг вдоль линии горизонта. (Видеофрагмент) А также существует и полярная ночь - время зимой, когда солнце не поднимается над горизонтом, и его не видно вовсе. На Северном полюсе полярная ночь длится 176 суток. - Какой вывод можем сделать о том, почему происходит смена дня и ночи. | -Днем светло и светит Солнце, а ночью темно и нет Солнца.
Неподвижный -Земля вокруг Солнца -Глобус -Солнце освещает только половину поверхности. -У нас день, а в Америке- ночь. - На одной стороне земного шара всегда был бы день, а на другой – вечная ночь. -Куда светит Солнце- там день, а куда Солнце не попадает- там ночь | П.: анализ, синтез К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П.: извлечение необходимой информации из текстов К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П.: анализ, синтез П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
Физминутка | Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте) | ||||
5. | Первичное закрепление во внешней речи Практический метод: работа с карточками | 4-5 мин. | -Объясните друг другу в парах почему день сменяет ночь? -Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столах лежат карточки с вопросами, вам нужно отметить «+», если вы согласны с утверждением, «-», если вы не согласны. 1. Смена дня и ночи на Земле происходит от вращения Земли вокруг своей оси. 2. Смена дня и ночи на Земле происходит от вращения Земли вокруг Солнца. 3. День и ночь на Земле могут быть одновременно. 4. В одних сутках 24 часа. 5. Солнце может освещать землю со всех сторон. -Прочитайте, какие утверждения у вас получились верными. |
| К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками П.: анализ, синтез |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой Практический метод: взаимопроверка. | 4-5 мин | - Сейчас вы поработаете уже самостоятельно. Откройте рабочие тетради на стр 7. Самостоятельно заполните пропуски в задании № 10. Давайте прочитаем задание. -Кому не понятно, что нужно сделать? На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты. -Закончили. Обменяйтесь тетрадями с соседом. Посмотрите на экран им проверьте, всё ли правильно выполнено. -У кого нет ошибок, поднимите руку -Молодцы, кто допустил ошибку. | - Рассмотри рисунок. В какой части Земли ночь? Закрась эту часть синим цветом. В какой части-день? Проведи красным карандашом линию – границу между этими частями. - Проводят взаимопроверку. -Поднимают руку. | Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей П.: выполнение действий по алгоритму П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
7. | Включение в систему знаний Словесный метод: опрос | 7-8 мин | – Что происходит, когда Земля поворачивается вокруг своей оси? – За сколько времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси? – Как можно назвать по-другому? – Сколько оборотов вокруг оси сделает Земля за неделю? За две недели? За месяц? | -Проходят сутки. - За 24 часа. -Земные сутки. -7 раз. 14 раз. 30 или 31 раз | П.: анализ, синтез П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
8. | Рефлексия деятельности Словесный метод: беседа | 2-3 мин | -Вспомните, как звучит тема нашего урока. -Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос? Запишите домашнее задание: -Откройте учебник на странице 22. Прочитайте то, что выделено жирным шрифтом. -Этот опыт вы проведете дома, но не с соседом по парте, а с мамой, папой, сестрой или братом. Один из вас будет Солнцем с фонариком, а другой Землей. Только данный эксперимент нужно проводить в полной темноте. Также выполните задание номер 9 из рабочей тетради на странице 7. Откройте задание. Прочитайте его. Кому не понятно задание? | -Почему на Земле день сменяется ночью? -Земля вращается вокруг своей оси, подставляя Солнцу то одну часть, то другую, поэтому день сменяется ночью. -Проведите с соседом по парте опыт так, как это сделали Маша и Миша. -Прочитай текст и заполни пропуски. | П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трунова А.И. урок окружающего мира 1 класс по теме "Красная книга" УМК Перспективная Начальная Школа
урок окружающего мира ПНШ 1 класс...
Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: Расти здоровым. УМК "Перспективная начальная школа"
Разработка урока по предмету "Наш мир" 2 класс, основанного на принципах адаптивной школы....
Конспект урока “Конспект урока “Звуки [з] [з’], буквы З, з”(1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Цель: Повторить звуки [т] [т’], и буквы Т,т, которая его обозначает.Планируемые результаты:Личностные: определять необходимость и интерес к предстоящей работе, проводить самооценку на осно...
Конспект урока окружающего мира на тему: "Поле и его обитатели" (УМК "перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о поле как сообществе, искусственно созданном человекомдля культурных растенийПланируемые результатыПредметные:знать растения и животных поля;умет...
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Человек – защитник природы». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование у школьников понимания необходимости и важности заботы о природе, дружбы с природой; знакомство учеников с заповедными местами России, Челябинской области.Плани...
Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Луг и человек». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о природных сообществах на примере природного сообщества – луга; расширение знаний учащихся о разнообразии растений луга, о ...
Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели" (3 класс, Перспективная начальная школа)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Пресный водоём и его обитатели» Цели деятельности учителя: Форми...