КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР «Почему на Земле день сменяется ночью?», УМК «Перспективная начальная школа»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Колесникова Таисия Игоревна

Цель деятельности учителя: формирование общего представления о смене дня и ночи на Земле.

 

Планируемые результаты:

              предметные:

  • Знать понятия « воображаемая ось », « земные сутки », почему происходит смена дня и ночи;
  • Уметь объяснять и демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси.

личностные:

  • уметь слушать и слышать, отвечать на поставленный вопрос полным ответом;
  •  приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
  •  осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Окружающий мир: 2 кл.: Учебник : В 2 ч. / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царева. – 3-е изд. – М. : Академкнига/Учебник, 2010. – Ч. 1: 128 с., презентация, видео, раздаточный материал, глобус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh._mir_pochemu_den_smenyaetsya_nochyu.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: «Почему на Земле день сменяется ночью?»

   

Цель деятельности учителя: формирование общего представления о смене дня и ночи на Земле.

Планируемые результаты:

предметные:

  • Знать понятия « воображаемая ось », « земные сутки », почему происходит смена дня и ночи;
  • Уметь объяснять и демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси.

личностные:

  • уметь слушать и слышать, отвечать на поставленный вопрос полным ответом;
  •  приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
  •  осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Окружающий мир: 2 кл.: Учебник : В 2 ч. / О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, Л.А. Царева. – 3-е изд. – М. : Академкнига/Учебник, 2010. – Ч. 1: 128 с., презентация, видео, раздаточный материал, глобус.

Этап

Время

Содержание деятельности

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод: беседа

1 мин

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Таисия Игоревна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Давайте поприветствуем друг друга. Покажите мне ваше настроение, вашу готовность. Садитесь.

-Приветствуют учителя

Л.: самоопределение

Л.: смыслообразование

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод: 

беседа

Наглядный метод: демонстрация

4 мин

 - Прежде чем приступить к изучению новой интересной темы, давайте вспомним, что нового мы узнали на прошлом уроке. Кто ответит, что стоит у меня на столе?

-А что такое глобус?

-А что мы можем рассказать о Земле, глядя на глобус?

-А что за линия, которая делит глобус пополам?

-А в каком полушарии находится наша страна?

-Молодцы, вы хорошо усвоили тему прошлого урока.

-Глобус

-Глобус – это уменьшенная модель Земли.

- Планета Земля имеет форму шара. Голубой цвет на глобусе означает океаны, моря и озера, коричневый цвет – сушу. На Земле больше воды больше чем суши. 

-Это экватор- она делит глобус на Южное и Северное полушария.

-Россия находится в Северном полушарии.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение

К.: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

К.: учет разных мнений;

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

3.

Постановка учебной задачи

Словесный метод: беседа

2-3 мин

- Отгадайте загадки и вы узнаете,  о чём мы сегодня будем говорить.

В сутки раз я прихожу,

Сон, покой я привожу.

Встретить все меня не прочь,

 И зовусь я просто… (Ночь)


Солнце в небе высоко,

И до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

 Что за время суток? (День)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

-Откройте свои учебники на странице 20 и прочитайте тему нашего урока.

- Попробуйте поставить цели нашего сегодняшнего урока, что мы узнаем и чему научимся?

-Высказывают предположения.

-Почему на Земле день сменяется ночью?

-Узнаем,  почему день сменяется ночью.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П.: подведение под понятие

Р: целеполагание;

Р: планирование ;

4.

Открытие нового знания

Словесный метод: беседа, рассказ учителя

Практический метод:

Работа в рабочих тетрадях

Словесный метод: рассказ учителя,

беседа

Наглядный метод: демонстрация видео

20-25 мин

 -Ребята, а как мы определяем, что наступил день?

Загадка суточного цикла будоражила людей с глубокой древности. Согласно представлениям древних греков, бог Солнца Гелиос каждое утро выезжает на небесный свод в своей золотой колеснице и целый день едет с востока на запад. У славянских народов тоже была похожая легенда, в которой Солнце-Ярило поутру выезжает из золотого дворца на колеснице, весь день едет по небосводу, осматривая свои владения, а ночью спускается в темные чертоги богини смерти Морены, где садится в ладью, запряженную гусями и лебедями, и плывет по морю, возвращаясь в свой дворец.
Во многих древних легендах встречается сюжет, согласно которому ночь – это чудовище, которое каждый вечер проглатывает Солнце, а поутру, не в силах вынести нестерпимого жара в животе, выпускает его на небосвод.

Как мы видим, уже в глубокой древности люди понимали, что смена дня и ночи напрямую зависит от Солнца.

-Раньше люди думали, что Солнце движется вокруг Земли. Поэтому днем светло, а когда Солнце прячется за горизонт – наступает ночь.

-Но Солнце это какой объект? Подвижный или нет?

-Тогда что же вокруг чего вращается?

- Давайте проверим свои предположения. А поможет нам модель Земли. Как называется модель Земли?

 -А теперь давайте, проведём опыт. Я возьму глобус и фонарик. Глобус – это наша Земля, а фонарик – Солнце.

 -Что вы заметили?

- Давайте наведем фонарик на территорию нашей Родины. У нас светит солнце, значит, у нас…? А что сейчас в Америке? 

-Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за 23 часа 56 минут и 4 секунды. Этот период называется земными сутками. А один оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365 дней и 6 часов. Эта разница постепенно накапливается и один раз в 4 года у нас в календаре появляется лишний день (29 февраля), и такой год называется високосным.

– Что бы произошло, если бы Земля не вращалась вокруг своей оси? 

-А знаете ли вы, что есть на нашей земле места, где ночь или день длятся по полгода.

Многие сутки на Крайнем Севере, а также на Крайнем Юге Солнце не опускается за горизонт и светит днем и ночью. Это явление природы называется полярным днем. На Северном полюсе полярный день длится 189 суток. Во время полярного дня на протяжении каждых суток Солнце не заходит за горизонт, а описывает круг вдоль линии горизонта.  (Видеофрагмент)

А также существует и полярная ночь - время зимой, когда солнце не поднимается над горизонтом, и его не видно вовсе. На Северном полюсе полярная ночь длится 176 суток.
Так живут люди в нескольких десятках городов России, например, в Мурманске и Воркуте. Можете вы себе представить, просыпаетесь утром - темно. Идете домой на обед - опять темно. (Видеофрагмент)

- Какой вывод можем сделать о том, почему происходит смена дня и ночи.

-Днем светло и светит Солнце, а ночью темно и нет Солнца.

             

Неподвижный

 -Земля вокруг Солнца

-Глобус

-Солнце освещает только половину поверхности.

-У нас день, а в Америке- ночь.

- На одной стороне земного шара всегда был бы день, а на другой – вечная ночь.

-Куда светит Солнце- там день, а куда Солнце не попадает- там ночь

П.: анализ, синтез

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П.: извлечение необходимой информации из текстов

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

 

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П.: анализ, синтез

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Физминутка

Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)

5.

Первичное закрепление во внешней речи

Практический метод: работа с карточками

4-5 мин.

-Объясните друг другу в парах почему день сменяет ночь?

-Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столах лежат карточки с вопросами, вам нужно отметить «+», если вы согласны с утверждением, «-», если вы не согласны.

1. Смена дня и ночи на Земле происходит от вращения Земли вокруг своей оси.

 2. Смена дня и ночи на Земле происходит от вращения Земли вокруг Солнца.

 3. День и ночь на Земле могут быть одновременно.

 4. В одних сутках 24 часа.

 5. Солнце может освещать землю со всех сторон.

-Прочитайте, какие утверждения у вас получились верными.

         

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П.: анализ, синтез

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод: взаимопроверка.

4-5 мин

- Сейчас вы поработаете уже самостоятельно. Откройте рабочие тетради на стр 7. Самостоятельно заполните пропуски в задании № 10. Давайте прочитаем задание.

-Кому не понятно, что нужно сделать? На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты.

-Закончили. Обменяйтесь тетрадями с соседом. Посмотрите на экран им проверьте, всё ли правильно выполнено.

-У кого нет ошибок, поднимите руку

-Молодцы, кто допустил ошибку.

- Рассмотри рисунок. В какой части Земли ночь? Закрась эту часть синим цветом. В какой части-день? Проведи красным карандашом линию – границу между этими частями.

- Проводят взаимопроверку.

-Поднимают руку.

Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

П.: выполнение действий по алгоритму

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности 

7.

Включение в систему знаний

Словесный метод: опрос

7-8 мин

– Что происходит, когда Земля поворачивается вокруг своей оси? 

– За сколько времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?

– Как можно назвать по-другому? 

– Сколько оборотов вокруг оси сделает Земля за неделю?  За две недели?  За месяц?

-Проходят сутки.

- За 24 часа.

-Земные сутки.

-7 раз. 14 раз. 30 или 31 раз

П.: анализ, синтез

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

8.

Рефлексия деятельности

Словесный метод: беседа

2-3 мин

-Вспомните, как звучит тема нашего урока.

-Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос?

Запишите домашнее задание:

-Откройте учебник на странице 22. Прочитайте то, что выделено жирным шрифтом.

-Этот опыт вы проведете дома, но не с соседом по парте, а с мамой, папой, сестрой или братом. Один из вас будет Солнцем с фонариком, а другой Землей. Только данный эксперимент нужно проводить в полной темноте.

Также выполните задание номер 9 из рабочей тетради на странице 7. Откройте задание. Прочитайте его. Кому не понятно задание?

-Почему на Земле день сменяется ночью?

-Земля вращается вокруг своей оси, подставляя Солнцу то одну часть, то другую, поэтому день сменяется ночью.

-Проведите с соседом по парте опыт так, как это сделали Маша и Миша.

-Прочитай текст и заполни пропуски.

П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе. Тема: Расти здоровым. УМК "Перспективная начальная школа"

Разработка урока по предмету "Наш мир" 2 класс, основанного на принципах адаптивной школы....

Конспект урока “Конспект урока “Звуки [з] [з’], буквы З, з”(1 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Цель: Повторить звуки [т] [т’],  и буквы Т,т, которая его обозначает.Планируемые результаты:Личностные: определять необходимость и интерес к предстоящей работе, проводить самооценку на осно...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Поле и его обитатели" (УМК "перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о поле как сообществе, искусственно созданном человекомдля культурных растенийПланируемые результатыПредметные:знать растения и животных поля;умет...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Человек – защитник природы». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование у школьников понимания необходимости и важности заботы о природе, дружбы с природой; знакомство учеников с заповедными местами России, Челябинской области.Плани...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Луг и человек». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о природных сообществах на примере природного сообщества – луга; расширение знаний учащихся о разнообразии растений луга, о ...

Конспект урока окружающего мира "Пресный водоём и его обитатели" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Пресный водоём и его обитатели» Цели деятельности учителя:            Форми...