Всемирный День Воды
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Данильянц Рита Рубеновна

Открытый урок, посвященный Всемирному Дню Водных Ресурсов, который отмечается 22 марта. Хотелось донести до учащихся значение и роль воды для всего живого на Земле. Дети сами делают выводы и приходят к пониманию значимости воды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 «Б»

Тема: « 22 марта –  Международный  День Воды»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Цель: систематизировать знания детей о воде, роли воды для всего живого.

Задачи: 

Образовательная: раскрыть основные факторы загрязнения воды; расширить общий кругозор детей; формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе; знакомство с новыми научными открытиями ученых о воде; знакомство с системой рек Северной Осетии, с ее минеральными водами.

Развивающая: развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение ко всему природному окружению.

Формирование УУД:

Личностные: демонстрировать адекватную мотивацию к учебной деятельности; оценку усваиваемого содержания.

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценки учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе; умение осуществлять контроль и самопроверку с доски.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Оборудование: ко Дню Воды выпуск стенгазет, эмблемы капельки, иллюстрации, фотографии рек Северной Осетии ,минеральные воды Осетии, презентации, компьютер, проектор.

                                         

 ХОД   УРОКА

  1. Организация учащихся на работу. Мотивация.

                 - Здравствуете! Повторяйте за мной!

                 Мы пришли сюда учиться,

                 Не лениться, а трудиться.

                 Слушаем внимательно,

                 Работаем старательно.

 

II.             Актуализация знаний

- Сегодня мы проведем урок в форме «круглого стола» по очень волнующей все человечество теме. В ее обсуждении примут участие представители разных профессий: инженеры, синоптики, биологи, краеведы, врачи.

               Не умыться, не напиться  без  …….

         Листику не распуститься  без  …….

         Без воды прожить не могут

         Птица, зверь и человек!

         И поэтому всегда

        Всем везде нужна  …….

Стихотворение ( слайды 4-9)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замирает.
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется
(В дом туманом к нам вползает,
На плите у нас кипит,
Растворяет сахар в чае
(Мы ее не замечаем).
Мы привыкли что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею Вам я доложить:
Без нее нам не прожить

Загадка ( слайд 3)

- Как бы вы назвали наш урок?

Запись на доске: Почему нужно беречь охранять воду?

III. Обсуждение темы урока.

  1. -Первыми к обсуждению приглашаются биологи.( слайд 9-21)

Рассказывают дети, выступающие в роли биологов.

Биолог 1. Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом изображают воду.

Вода - одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись  никому и никогда, и заменить ее нечем.

Организм человека , том числе кровь, мозг, больше чем  наполовину состоит из воды. А в некоторых растениях ее содержится еще больше. Достаточно сорвать и помять в руках  лист  растения, чтобы убедиться в этом.

 Демонстрируется   опыт.

На доске вывешивается схема.

ВОДА – важное для организма вещество:

На 1 кг тела коровы- 600г воды,

                       Утки-700гводы,

У медузы на 100 г тела-99 г воды

-Таким образом, мы видам, что вода входит в состав любого организма.

 Биолог 2. Вода также является домом  для множества растений и животных.

                На доске вывешивается схема.

                                  Рыба

                                  Выдра  

ВОДА                        Утка    

                                   Лось

Как связана с водой их жизнь? (выслушиваются ответы детей )

-При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения  без воды увядают и могут совсем погибнуть. Животные, если их лишить воды, быстро гибнут. Например, собака может прожить без пищи до 100 дней, а без воды – не более 10 дней.

Без пищи человек может прожить больше месяца, без воды- всего лишь несколько дней. Человек  за сутки употребляет от 3 до 6 литров воды.

Как животные и растения приспосабливаются обходиться малым количеством воды, например, в пустыне? (выслушиваются  ответы детей ).

-Итак, можно сделать вывод, что вода – это жизнь.

Своими мыслями с нами поделится инженер. 

Инженер.( слайд 22-26)

 Вода- друг человека. Она удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек .Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции - электричество.

Вода - важный помощник для человека.

Есть на Земле места , где вода – на вес золота. Рядом  плещутся волны, а люди покупают воду. Почему?

(Морская вода непригодна для питья)

-Предоставим слово экономистам. У них к нам несколько вопросов.

Экономист 1.( слайд 27-32)

 Как вы думаете, много ли весит один кубометр воды ? И сможет ли поднять такое количество воды один человек? (ответы детей)

-1 кубометр воды весит тонну, а поднять его могут 15 – 20 человек или подъёмный кран.

На доске схема .

  Хватит ли воды?

Для производства 1 т. стали- 150 т. воды.

Для изготовления 1 т. бумаги -250 т. воды.

Чтобы вырастить 1 т свёклы -10 т. воды.

Экономист 2. Предлагаю вам решить экономические задачи.

Задача 1

В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки? За 10 дней?

Задача 2

При утечке из крана воды за сутки набирают одно ведро. Сколько вёдер воды наберется за неделю? За месяц?

Экономист 1 Нам же для жизни нужна только чистая пресная вода. А где её можем встретить? (ответы детей)

-Но часто в жизни бывает так, что люди забывают о цене воды. Послушаем историков.

Историк 1 ( слайд 33-37)

Я предлагаю вам послушать старинную легенду об армянском каменотёсе. В отвесной скале он просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И все же спустя века нашелся человек, который в угоду сиюминутной выгоде расширил отверстие. Вода пошла сильнее, шумнее. Человека объявили героем. Но слава его была недолгой. Вскоре родник высох, а за ним «высохла» и деревня.

-Как вы понимаете слова «деревня высохла» ?

(Так как негде стало взять воду, люди стали покидать свои

дома, и деревня перестала существовать, то есть «высохла». )

Историк 2. Таким образом, природные источники воды нельзя считать неисчерпаемыми. Прочитайте пословицы, придуманные разными народами. Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду. Объясните смысл пословиц.

На доске :

Вода- мать полей, а без матери не проживешь. (китайская пословица)

Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец. (англ. Пословица)

Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать – образуется пустыня.(узбекская пословица)

-Свою точку зрения выскажут экологи.

Эколог 1 ( слайд 38-45)

Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства.

Рыба, растения, звери – все живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться бесконечно.

Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.

Эколог 2 До тех пор пока в водоемы попадало не очень много примесей, полного загрязнения не происходило. Почему? Потому что вода обладает удивительной способностью – самоочищаться.

Это выглядит примерно так: вредные примеси оседают на дно, разлагаются, уничтожаются бактериями, разбавляются свежими водами (так как вода - хороший растворитель) и становятся безвредными.

Так может продолжаться до тех пор, пока воды загрязняются не очень быстро и не в большом количестве. Но в наше время все больше сточных вод сбрасывается в водоемы. Вода не успевает самоочищаться.

-Слово краеведу.( презентация Реки и минеральные источники Северной Осетии)

Дети рассказывают о реках родной Осетии, показывают их на карте, иллюстрациях, фотографиях. На столе минеральные воды Осетии. Дети рассказывают о минеральных источниках Осетии.

Врач ( слайд 46-49)

  Почему нельзя пить воду сразу из-под крана? (ответы детей)

-Вода, которая течет из-под крана, хлорируется. Это делается для того, чтобы в воде погибли болезнетворные микробы. Весной и осенью хлор часто чувствуется в воде и на запах, и на вкус, в это же время вода бывает мутной из-за присутствия в ней других примесей. Посмотрите, как действует хлор на различные ткани.

Демонстрируется опыт, во время которого хлором капают на различные кусочки ткани.

Попадая в организм, хлор наносит вред человеку, конечно, не так быстро и явно, как представлено в опыте. Но внутренние ткани нашего организма тоже разрушаются. Поэтому воду лучше пить отфильтрованную или отстоявшейся и кипяченной.

-Есть вопрос и у синоптиков.

Синоптик. ( слайд 50-53)

Почему нельзя гулять без зонта под дождем? (ответы детей)

В наше время, когда вокруг городов, поселков много промышленных предприятий, гуляние под дождем стало небезопасным. Часто встречаются осадки в виде разбавленной азотной или серной кислоты.

IV.  ПРОЕКТ  «КАПЕЛЬКА»         ( слайды 54-57)                                                                      

             Это проект бережливых. Суть его – в выявлении утечки чистой воды и практических делах, направленных на сбережение запасов чистой пресной воды.

Устанавливаем контроль за водопроводными кранами в школе и дома.

Прикрепляем плачущую капельку возле кранов в школе.

VI. Рефлексия  ( слайды 58-63)

-Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: почему воду нужно беречь и охранять?

SDC10080

Фрагмент из мультфильма «Капитошка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всемирный день воды

Тематический радиоурок проводится в марте,можно использовать как материал классного часа....

Конспект внеклассного мероприятия «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДЫ»

Цель: привлечь внимание школьников к проблеме охраны воды и водных ресурсов планеты; показать значимость воды в жизни всего живого на Земле; рассказать о целебных свойствах воды....

Презентация. Материаты по темам: "Вода - это жизнь", "Правила бережного отношения к водным ресурсам","Водные ресурсы", "Всемирный день воды".

Данная презентация разработана мной для проведения уроков, занятий, бесед на тему "Водные ресурсы", "Всемирный день воды", "Вода - это жизнь". В завершении занятия (...

Беседа "Всемирный день воды"

Мероприятие для учеников начальных классов....