Конспект урока окружающего мира по теме "Формы земной поверхности", УМК "Школа России", 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

    Урок по данной теме разработан и проведён в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Он относится к разделу "Путешествия". На уроке применялись следующие педагогические технологии: развивающие, коммуникативные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira_2_klass.docx60.84 КБ
Файл urok_okruzhayushchego_mira_2_klass.docx60.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Формы земной поверхности.

Цель урока -  Создание благоприятных условий для формирования образного  представления учащихся об основных формах земной поверхности.

         Образовательные задачи:

     - выявить первоначальные представления учащихся  о рельефе Земли и расширить их;

     - научить определять различные формы поверхности на карте

                   Развивающие задачи:    

     - развивать умения выделять гипотезу и обосновывать доказательство своего предположения в процессе анализа учебной информации;

    - развивать умения и способности учащихся работать самостоятельно с текстом учебника, картой;

    -  развивать умение анализировать свою деятельность;

    -  расширять кругозор, повышать эрудицию;

    - развивать интерес к книге - источнику знаний;

    - развивать интерес к изучению окружающего мира;

                   Воспитательные  задачи:

    - воспитывать толерантность - терпимость к чужому мнению, внимательное отношение  к ответам других детей;        

    - воспитывать  умение работать в группах, личную ответственность за выполнение коллективной работы;

    - воспитывать любовь к природе и к своей Родине.

Ход урока.

I.Организационный момент.  (1-2 мин)

Цель:  настроить уч-ся на работу,  развитие умений включаться в работу.

Начинается урок,  

Он пойдёт ребятам впрок.

Дружно будем наблюдать

И серьёзно рассуждать.

Все проблемы с вами вместе

Постараемся решить.

Надо только не лениться,

Беспрестанно всем трудиться.

II. Актуализация знаний. (5-7 мин)

Цель: проверка минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний.

У.  Мы продолжаем наше путешествие, начатое на прошлых уроках. А где мы путешествуем, вы скажете, отгадав загадку.

Загадка.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад, и стар,

Что она большущий шар.  

      Д.  Планета Земля.

У. Сегодня мы продолжим открывать тайны нашего общего дома - замечательной планеты Земля. Вспомним некоторые сведения о Земле, которые пригодятся нам на уроке.

У.  Что можно узнать по глобусу о нашей планете?

Д.  Мы можем увидеть форму планеты и её красоту.

      На глобусе можно увидеть все материки и океаны Земли, а также крупные реки и озёра. Можно увидеть острова - это участки суши, которые окружены со всех сторон водой. Полуострова - это участки суши, которые окружены с трёх сторон водой.

У.  Какие же существуют виды земной поверхности?

Д.  Это суша и вода.

У.  Чего больше на её поверхности - суши или воды?

Д.  Большая часть земной поверхности покрыта водой. Это океаны Земли. Огромные участки суши, которые окружены водными пространствами, это её материки.

У.  Какую часть поверхности Земли занимает суша?

Д.  Суша занимает примерно треть поверхности Земли.

Кроссворд по теме «Поверхность Земли»

Разгадайте кроссворд и прочитайте слово в выделенном столбце (работа в группах) 

1.Наука, которая изучает поверхность Земли, в переводе с греческого означает «землеописание» (география)

2.Участок суши, окружённый со всех сторон  водой (остров)

4.Самые большие участки суши (материки)

3.Материк, на котором расположена наша страна (Евразия)

5.Вид поверхности, обозначенный на глобусе и картах синим цветом (вода)

У.  Прочитайте ключевое слово.

Д. Форма.

У.Что значит слово  форма?

Д. Это одежда. Мы носим школьную форму.

У. В словаре Ожегова это слово имеет 9 значений. Найдите и прочитайте их. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., «Русский язык», 1987, стр.699)

Какое это слово?

Д. Это слово многозначное.

У. Какое значение подходит к нашему уроку?

Д.  Внешнее очертание, наружный вид предмета.

У. Путешествовали ли вы куда-нибудь?

Д.  Да, мы ездили летом на Чёрное море.

У.  Одинаковая ли поверхность земли?

Д. Нет, иногда ехали по ровной местности, иногда дорога то поднималась, то опускалась.

У. Молодцы, вы уже по наблюдениям многое знаете о поверхности нашей Земли. А теперь мы систематизируем эти знания и продолжим наши открытия.

III.Постановка проблемы урока.

Цель: развивать самостоятельно определять главное на уроке.

У. Соберите предложение из слов - тему урока. (Слова «земной», «формы», «поверхности» прикреплены на стенах класса. Дети водят глазами, ищут их, приносят и сами крепят на доску. Появляется тема урока «Формы земной поверхности»)

IV. Открытие  знаний. (Подводящий диалог)

   1) Моделирование.

Моделирование происходит поэтапно, по ходу урока. Для этого заготовлены листочки с надписями и стрелки.

                                                                               ?

У. Закройте глаза и представьте себя в путешествии. Что вы представили?

Д. Мы видим красивые горы, ущелья, водопады,  озёра, море, берег.

У. Суша занимает примерно треть поверхности Земли. Везде ли она одинакова?  Может быть вам помогут картинки?

Д. Есть ровные места, а есть горы, разные выпуклости или, наоборот, впадины.

У.  Действительно, основные формы суши на Земле - это равнины и горы.

У.  Подумайте, как произошло слово «равнина». Попытайтесь объяснить, что оно означает.

Д. Это ровная местность.

У. Проверьте по словарю Ожегова.

(С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., «Русский язык», 1987, стр.519

1. Ровная земная поверхность.)

У. Чего больше на Земле - гор или равнин?

Д.  Мы думаем, что на нашей Земле равнин больше.

У.  Как это узнать?

Д.  Посмотреть на карту, глобус.

У.  Каким цветом изображены горы? А равнины?

Д. Горы изображены коричневым цветом и чем они выше, тем цвет насыщенней. А равнины - зелёным цветом. Пустыни же оранжевым цветом - это цвет песка.

    2) Расширение знаний учащихся.

а) У. А какими бывают  горы и  равнины? Как это можно узнать?

    Д.    Вспомнить, понаблюдать, посмотреть в компьютере, позвонить по телефону, прочитать в книге, посмотреть  телепередачу, провести эксперимент.

     Дети отвечают, а учитель вывешивает значки:

          N  BS00233_.WMF    BS00456_.WMF   j0354499.gif   исследователь.wmf

б) Групповая работа (1-я группа - стр.78,  2-я группа - стр.79, 3-я группа - стр. 80)

( Дети читают отрывки из текста и отвечают на вопрос. Учитель моделирует схему - горы: высокие, средние, низкие; равнины: плоские и холмистые;  холм)

У. Что нового узнали? Какие сделали открытия?

Д.   Мы узнали, что равнины бывают плоскими и холмистыми. Иногда на плоских равнинах могут находиться холмы - это одиночные возвышения, у которых выделяют округлую вершину, пологие склоны, их  подошву.

       Если холмы располагаются группами, то такую равнину называют холмистой.

       Просторы равнин могут прерываться горами. Горы - это высоко поднятые участки суши, которые имеют значительные перепады высот. Высота гор бывает разная, у низких она от 200 метров до 1км, у средних гор - от 1км до 2км, а горы, высота которых более 2км,  называются высокими.

в) Знакомство с моделями горы и холма.

У.  Сравните гору и холм. Чем похожи?

Д.  Это возвышения земной поверхности, есть общие части: вершина, подошва, склоны.

У.  Чем отличаются?

Д.  Различаются размером и высотой. Холм - не выше 200м .

г) Проблемный вопрос.

У.  Нередко на равнинах образуются длинные и обрывистые углубления. Вы знаете, что это? Тогда послушайте  загадку, которую подготовил ученик.

Загадка - вопрос (инсценирование)

Тает снег - и я расту,

Дождик льёт - и я расту,

Но расту не в высоту,

А в глубину и в ширину.

Полю хлебному я враг,
     А зовут меня …
овраг.

У.  Чем овраги вредны полям и дорогам?

Д.  Если овраг испортит дорогу, то по ней будет невозможно ездить, придётся прокладывать  другую. А если овраг будет в поле, то машинам трудно будет обрабатывать землю, на меньшей площади можно выращивать хлеб.

У.  Подумайте, почему овраги чаще всего встречаются на холмистых равнинах?

Д.  На ровной поверхности вода растекается лужей, а с возвышения она стекает с силой вниз.

У. Молодцы, ребята Вы правы. Ваши собственные наблюдения и небольшой ещё опыт помогли ответить на ещё один важный вопрос. Тает снег, идёт дождь, и водные потоки стекают с холма в низину. Чем быстрее движется вода, тем сильнее она размывает и уносит землю. Углубление растёт, его склоны не закреплены, и овраг становится всё шире и глубже. Старый овраг постепенно превращается в балку с пологими склонами. Это плохо или хорошо?

Д. Конечно же это плохо!

д) Работа с дополнительным материалом.

У. Поработайте по тексту на карточке. Расскажите, как люди борются с оврагами.  

Д.  Мальчик высаживает наверху саженцы деревьев, а девочка по склону разбрасывает семена растений. Видно, корни растений укрепляют почву и препятствуют росту оврагов.

У. Сравните 2 картинки. Обсудите в своих группах, на какой картинке изображена правильная вспашка холма.

Д. На второй картинке холм распахан вдоль и видно, как во время дождя вода стекает по бороздам. Значит, она будет их и дальше размывать, расширять и уносить почву вниз. А на второй картинке холм распахивают поперёк склона. Таким образом, земляные валы будут препятствовать быстрому стеканию воды и разрушению холма.

е) Физкультминутка

По равнинам шли, шли,                            Не боимся мы оврага

На холмы зашли.                                      Перепрыгнем,  если надо!

Сели, посидели –                                       С горки на горку

Дальше пошли.                                          Скачет Егорка.

Перед нами овраг,                                    Сядь, посиди,

Для Земли он –                                          Потом дальше скачи.

      Страшный враг.

ж) Просмотр фильма о нашем крае. (Используется фрагмент из электронного приложения к курсу  «Доноведение», авт. Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, М.Н.Вюнникова, Е.Д.Добреля и др.)

У. А какова форма поверхности нашего края?

Д. Мы живём на холмистой равнине.

  3. Систематизация знаний.

 а) Просмотр слайдов из презентации.

- Когда бываешь за городом, селом, то вокруг видишь местность. Поверхность местности бывает разная.

   В одних местах на ней нет ни больших возвышений, ни глубоких понижений.Такую поверхность называют ровной или равниной. На некоторых равнинах можно наблюдать повышения – это холмы. Равнину, на которой есть холмы, называют, холмистой равниной. Есть равнины, поверхность которых совсем ровная, как поверхность стола. Это плоская равнина.

             И на холмистой, и на плоской равнине бывают овраги. Часто овраги имеют крутые, отвесные склоны, тянутся в длину на несколько километров, достигая ширины и глубины нескольких метров. Нередко по дну оврагов текут ручьи. После сильных ливней и таяния снега ручьи становятся бурными, быстрыми и ещё больше размывают овраг. Так овраг растёт вширь и вглубь.

              Равнины выглядят по-разному. На одних равнинах леса сменяются цветущими лугами, садами, полями, между которыми вьются то узкими, то широкими лентами дороги, ручьи, реки. И всюду большие и маленькие селения. На других равнинах только леса, огромные вековые деревья. А есть и такие равнины, где ни деревца, ни кустика, ни травинки. Всюду только пески. А ещё равнины: куда ни глянешь - мхи, и только кое-где совсем низкие деревца, такие, что выросшие рядом грибы оказываются выше их. По таким равнинам можно проехать, пройти или пролететь над ними огромное расстояние и не встретить ни одного селения. Редки здесь и дороги.

  Равнины на картах изображают зелёным и жёлтым цветом.

  Незабываемое впечатление на человека производят горы. Вершины высоких гор покрыты сверкающими на солнце вечными льдами – ледниками. Склоны таких гор бывают  крутыми, обрывистыми. Но нередко склоны таких гор покрыты пышными лесами.

   Бывают горы низкие, на которых почти нет ледников. Обычно на их склонах и вершинах растут разные растения. Нередки в горах одни лишь голые скалы либо каменистые россыпи. Горы,  как и холмы,  имеют подошву, вершину, склоны.

   Как видите, горы, как и равнины, выглядят по-разному. Но у них есть нечто общее. Это красота. Природа, как настоящий мастер, где вылепила, где раскрасила. Проявила свою фантазию.

 б) Игра «Жмурки».

Цель: развитие тактильного восприятия, тактильной памяти; образного воображения; вербального мышления.

Ребенку надевают повязку на глаза. Он ощупывает пальцами макет. Рассказывает о своих ощущениях.

  в) Работа в дальних и ближних горизонтах.

(По углам класса вверху расположены картинки с условными изображениями гор, холма, оврага, равнины. Дети по команде учителя становятся  лицом к той картинке, которая названа учителем)

  4. Закрепление

а) Решение кроссворда. (Работа в парах) 

    У. Найдите ключевое слово.

    Д. Курган.

    У.  Как вы понимаете значение этого слова?

    Д.  Это тоже возвышенность на земле.

б)  Знакомство  с новым словом и понятием «курган».

У. Послушайте стихотворение А.Толстого в исполнении вашего одноклассника. О чём в нём говорится?

В степи,  на равнине открытой,

Курган одинокий стоит;

Под ним богатырь знаменитый

В минувшие веки зарыт.

                                                           И вот миновалися годы,

                                                           Столетия вслед протекли,

                                                           Народы сменили народы,

                                                            Лицо изменилось земли.

Курган же с высокой главою,

Где витязь могучий зарыт,

Ещё не сравнялся с землёю,

По-прежнему гордо стоит.

                                                           Порой журавлиная стая,

                                                           Окончив подоблачный путь,

                                                           К кургану шумит подлетая,

                                                           Садится на нём отдохнуть…

                                                                                     Алексей Толстой

                                                                                                                                       

Д. В этом стихотворении говорится о кургане. В нём был захоронен богатырь, знаменитый воин со всем своим снаряжением.

У. Как ещё можно назвать курган?

Д. Это искусственный холм.

в) Физкультминутка под музыку (Дети выполняют движения на массажных ковриках)

                                                На равнине хорошо –

                                                Ровно, да и широко.

                                                Прыгай, бегай, отдыхай,

                                                А потом домой шагай!

г) Знакомство с происхождением названия посёлка Матвеев Курган.

У. Что ещё вам напоминает слово «курган»?

Д. Наш посёлок называется Матвеев Курган.

У.К этому уроку ваши друзья посетили наш школьный музей и подготовили сообщение о происхождении названия нашего родного посёлка. Таким образом, они стали настоящими исследователями.

 (Легенда о происхождении п.Матвеев Курган - выступление исследователей )

V. Вторичное закрепление.

У. Что может произойти с нашей планетой, если бы поверхность Земли была бы только равнинной? Только гористой? Если бы люди не боролись с оврагами?

VI. Первичный контроль.

(На стенах класса в разных местах прикреплены картинки. Дети находят нужные и располагают их на доску в свою группу.)

1) Поиск картинки.

1-я группа находит только фотографии с изображением гор, 2-я - с изображением плоской равнины, 3-я - с изображением холмистой равнины и прикрепляет их на доску в определённый столбик модели.

2) Разноуровневые задания.

(На доске прикреплены разноцветные карточки с заданиями)

У. На доске имеются карточки с заданиями.

На белых -  задания несложные и оцениваются оценкой «3».

На синих - задания сложнее - оценка «4».

На зелёных - задания повышенной трудности - оценка «5».

VII. Рефлексия.

У. Продолжите  высказывание.

    «Сегодня на уроке мы узнали …»

VIII. Подведение итогов.

У. А где вам эти знания пригодятся в жизни?

Д. Мы сумеем различать формы земной поверхности, когда будем путешествовать.

     - Мы тоже можем бороться с оврагами.

     - Мы можем рассказать дома своим родным о происхождении кургана.

IX. Домашнее задание.

1ур. - стр.78-81, перечитать текст, ответить на вопросы к нему

2ур. - стр.78-81, составить свои  вопросы по тексту

3ур. - стр.78-81, выполнить творческое задание (кроссворд, сообщение)



Предварительный просмотр:

Тема урока. Формы земной поверхности.

Цель урока -  Создание благоприятных условий для формирования образного  представления учащихся об основных формах земной поверхности.

         Образовательные задачи:

     - выявить первоначальные представления учащихся  о рельефе Земли и расширить их;

     - научить определять различные формы поверхности на карте

                   Развивающие задачи:    

     - развивать умения выделять гипотезу и обосновывать доказательство своего предположения в процессе анализа учебной информации;

    - развивать умения и способности учащихся работать самостоятельно с текстом учебника, картой;

    -  развивать умение анализировать свою деятельность;

    -  расширять кругозор, повышать эрудицию;

    - развивать интерес к книге - источнику знаний;

    - развивать интерес к изучению окружающего мира;

                   Воспитательные  задачи:

    - воспитывать толерантность - терпимость к чужому мнению, внимательное отношение  к ответам других детей;        

    - воспитывать  умение работать в группах, личную ответственность за выполнение коллективной работы;

    - воспитывать любовь к природе и к своей Родине.

Ход урока.

I.Организационный момент.  (1-2 мин)

Цель:  настроить уч-ся на работу,  развитие умений включаться в работу.

Начинается урок,  

Он пойдёт ребятам впрок.

Дружно будем наблюдать

И серьёзно рассуждать.

Все проблемы с вами вместе

Постараемся решить.

Надо только не лениться,

Беспрестанно всем трудиться.

II. Актуализация знаний. (5-7 мин)

Цель: проверка минимума знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия знаний.

У.  Мы продолжаем наше путешествие, начатое на прошлых уроках. А где мы путешествуем, вы скажете, отгадав загадку.

Загадка.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад, и стар,

Что она большущий шар.  

      Д.  Планета Земля.

У. Сегодня мы продолжим открывать тайны нашего общего дома - замечательной планеты Земля. Вспомним некоторые сведения о Земле, которые пригодятся нам на уроке.

У.  Что можно узнать по глобусу о нашей планете?

Д.  Мы можем увидеть форму планеты и её красоту.

      На глобусе можно увидеть все материки и океаны Земли, а также крупные реки и озёра. Можно увидеть острова - это участки суши, которые окружены со всех сторон водой. Полуострова - это участки суши, которые окружены с трёх сторон водой.

У.  Какие же существуют виды земной поверхности?

Д.  Это суша и вода.

У.  Чего больше на её поверхности - суши или воды?

Д.  Большая часть земной поверхности покрыта водой. Это океаны Земли. Огромные участки суши, которые окружены водными пространствами, это её материки.

У.  Какую часть поверхности Земли занимает суша?

Д.  Суша занимает примерно треть поверхности Земли.

Кроссворд по теме «Поверхность Земли»

Разгадайте кроссворд и прочитайте слово в выделенном столбце (работа в группах) 

1.Наука, которая изучает поверхность Земли, в переводе с греческого означает «землеописание» (география)

2.Участок суши, окружённый со всех сторон  водой (остров)

4.Самые большие участки суши (материки)

3.Материк, на котором расположена наша страна (Евразия)

5.Вид поверхности, обозначенный на глобусе и картах синим цветом (вода)

У.  Прочитайте ключевое слово.

Д. Форма.

У.Что значит слово  форма?

Д. Это одежда. Мы носим школьную форму.

У. В словаре Ожегова это слово имеет 9 значений. Найдите и прочитайте их. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., «Русский язык», 1987, стр.699)

Какое это слово?

Д. Это слово многозначное.

У. Какое значение подходит к нашему уроку?

Д.  Внешнее очертание, наружный вид предмета.

У. Путешествовали ли вы куда-нибудь?

Д.  Да, мы ездили летом на Чёрное море.

У.  Одинаковая ли поверхность земли?

Д. Нет, иногда ехали по ровной местности, иногда дорога то поднималась, то опускалась.

У. Молодцы, вы уже по наблюдениям многое знаете о поверхности нашей Земли. А теперь мы систематизируем эти знания и продолжим наши открытия.

III.Постановка проблемы урока.

Цель: развивать самостоятельно определять главное на уроке.

У. Соберите предложение из слов - тему урока. (Слова «земной», «формы», «поверхности» прикреплены на стенах класса. Дети водят глазами, ищут их, приносят и сами крепят на доску. Появляется тема урока «Формы земной поверхности»)

IV. Открытие  знаний. (Подводящий диалог)

   1) Моделирование.

Моделирование происходит поэтапно, по ходу урока. Для этого заготовлены листочки с надписями и стрелки.

                                                                               ?

У. Закройте глаза и представьте себя в путешествии. Что вы представили?

Д. Мы видим красивые горы, ущелья, водопады,  озёра, море, берег.

У. Суша занимает примерно треть поверхности Земли. Везде ли она одинакова?  Может быть вам помогут картинки?

Д. Есть ровные места, а есть горы, разные выпуклости или, наоборот, впадины.

У.  Действительно, основные формы суши на Земле - это равнины и горы.

У.  Подумайте, как произошло слово «равнина». Попытайтесь объяснить, что оно означает.

Д. Это ровная местность.

У. Проверьте по словарю Ожегова.

(С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., «Русский язык», 1987, стр.519

1. Ровная земная поверхность.)

У. Чего больше на Земле - гор или равнин?

Д.  Мы думаем, что на нашей Земле равнин больше.

У.  Как это узнать?

Д.  Посмотреть на карту, глобус.

У.  Каким цветом изображены горы? А равнины?

Д. Горы изображены коричневым цветом и чем они выше, тем цвет насыщенней. А равнины - зелёным цветом. Пустыни же оранжевым цветом - это цвет песка.

    2) Расширение знаний учащихся.

а) У. А какими бывают  горы и  равнины? Как это можно узнать?

    Д.    Вспомнить, понаблюдать, посмотреть в компьютере, позвонить по телефону, прочитать в книге, посмотреть  телепередачу, провести эксперимент.

     Дети отвечают, а учитель вывешивает значки:

          N  BS00233_.WMF    BS00456_.WMF   j0354499.gif   исследователь.wmf

б) Групповая работа (1-я группа - стр.78,  2-я группа - стр.79, 3-я группа - стр. 80)

( Дети читают отрывки из текста и отвечают на вопрос. Учитель моделирует схему - горы: высокие, средние, низкие; равнины: плоские и холмистые;  холм)

У. Что нового узнали? Какие сделали открытия?

Д.   Мы узнали, что равнины бывают плоскими и холмистыми. Иногда на плоских равнинах могут находиться холмы - это одиночные возвышения, у которых выделяют округлую вершину, пологие склоны, их  подошву.

       Если холмы располагаются группами, то такую равнину называют холмистой.

       Просторы равнин могут прерываться горами. Горы - это высоко поднятые участки суши, которые имеют значительные перепады высот. Высота гор бывает разная, у низких она от 200 метров до 1км, у средних гор - от 1км до 2км, а горы, высота которых более 2км,  называются высокими.

в) Знакомство с моделями горы и холма.

У.  Сравните гору и холм. Чем похожи?

Д.  Это возвышения земной поверхности, есть общие части: вершина, подошва, склоны.

У.  Чем отличаются?

Д.  Различаются размером и высотой. Холм - не выше 200м .

г) Проблемный вопрос.

У.  Нередко на равнинах образуются длинные и обрывистые углубления. Вы знаете, что это? Тогда послушайте  загадку, которую подготовил ученик.

Загадка - вопрос (инсценирование)

Тает снег - и я расту,

Дождик льёт - и я расту,

Но расту не в высоту,

А в глубину и в ширину.

Полю хлебному я враг,
     А зовут меня …
овраг.

У.  Чем овраги вредны полям и дорогам?

Д.  Если овраг испортит дорогу, то по ней будет невозможно ездить, придётся прокладывать  другую. А если овраг будет в поле, то машинам трудно будет обрабатывать землю, на меньшей площади можно выращивать хлеб.

У.  Подумайте, почему овраги чаще всего встречаются на холмистых равнинах?

Д.  На ровной поверхности вода растекается лужей, а с возвышения она стекает с силой вниз.

У. Молодцы, ребята Вы правы. Ваши собственные наблюдения и небольшой ещё опыт помогли ответить на ещё один важный вопрос. Тает снег, идёт дождь, и водные потоки стекают с холма в низину. Чем быстрее движется вода, тем сильнее она размывает и уносит землю. Углубление растёт, его склоны не закреплены, и овраг становится всё шире и глубже. Старый овраг постепенно превращается в балку с пологими склонами. Это плохо или хорошо?

Д. Конечно же это плохо!

д) Работа с дополнительным материалом.

У. Поработайте по тексту на карточке. Расскажите, как люди борются с оврагами.  

Д.  Мальчик высаживает наверху саженцы деревьев, а девочка по склону разбрасывает семена растений. Видно, корни растений укрепляют почву и препятствуют росту оврагов.

У. Сравните 2 картинки. Обсудите в своих группах, на какой картинке изображена правильная вспашка холма.

Д. На второй картинке холм распахан вдоль и видно, как во время дождя вода стекает по бороздам. Значит, она будет их и дальше размывать, расширять и уносить почву вниз. А на второй картинке холм распахивают поперёк склона. Таким образом, земляные валы будут препятствовать быстрому стеканию воды и разрушению холма.

е) Физкультминутка

По равнинам шли, шли,                            Не боимся мы оврага

На холмы зашли.                                      Перепрыгнем,  если надо!

Сели, посидели –                                       С горки на горку

Дальше пошли.                                          Скачет Егорка.

Перед нами овраг,                                    Сядь, посиди,

Для Земли он –                                          Потом дальше скачи.

      Страшный враг.

ж) Просмотр фильма о нашем крае. (Используется фрагмент из электронного приложения к курсу  «Доноведение», авт. Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, М.Н.Вюнникова, Е.Д.Добреля и др.)

У. А какова форма поверхности нашего края?

Д. Мы живём на холмистой равнине.

  3. Систематизация знаний.

 а) Просмотр слайдов из презентации.

- Когда бываешь за городом, селом, то вокруг видишь местность. Поверхность местности бывает разная.

   В одних местах на ней нет ни больших возвышений, ни глубоких понижений.Такую поверхность называют ровной или равниной. На некоторых равнинах можно наблюдать повышения – это холмы. Равнину, на которой есть холмы, называют, холмистой равниной. Есть равнины, поверхность которых совсем ровная, как поверхность стола. Это плоская равнина.

             И на холмистой, и на плоской равнине бывают овраги. Часто овраги имеют крутые, отвесные склоны, тянутся в длину на несколько километров, достигая ширины и глубины нескольких метров. Нередко по дну оврагов текут ручьи. После сильных ливней и таяния снега ручьи становятся бурными, быстрыми и ещё больше размывают овраг. Так овраг растёт вширь и вглубь.

              Равнины выглядят по-разному. На одних равнинах леса сменяются цветущими лугами, садами, полями, между которыми вьются то узкими, то широкими лентами дороги, ручьи, реки. И всюду большие и маленькие селения. На других равнинах только леса, огромные вековые деревья. А есть и такие равнины, где ни деревца, ни кустика, ни травинки. Всюду только пески. А ещё равнины: куда ни глянешь - мхи, и только кое-где совсем низкие деревца, такие, что выросшие рядом грибы оказываются выше их. По таким равнинам можно проехать, пройти или пролететь над ними огромное расстояние и не встретить ни одного селения. Редки здесь и дороги.

  Равнины на картах изображают зелёным и жёлтым цветом.

  Незабываемое впечатление на человека производят горы. Вершины высоких гор покрыты сверкающими на солнце вечными льдами – ледниками. Склоны таких гор бывают  крутыми, обрывистыми. Но нередко склоны таких гор покрыты пышными лесами.

   Бывают горы низкие, на которых почти нет ледников. Обычно на их склонах и вершинах растут разные растения. Нередки в горах одни лишь голые скалы либо каменистые россыпи. Горы,  как и холмы,  имеют подошву, вершину, склоны.

   Как видите, горы, как и равнины, выглядят по-разному. Но у них есть нечто общее. Это красота. Природа, как настоящий мастер, где вылепила, где раскрасила. Проявила свою фантазию.

 б) Игра «Жмурки».

Цель: развитие тактильного восприятия, тактильной памяти; образного воображения; вербального мышления.

Ребенку надевают повязку на глаза. Он ощупывает пальцами макет. Рассказывает о своих ощущениях.

  в) Работа в дальних и ближних горизонтах.

(По углам класса вверху расположены картинки с условными изображениями гор, холма, оврага, равнины. Дети по команде учителя становятся  лицом к той картинке, которая названа учителем)

  4. Закрепление

а) Решение кроссворда. (Работа в парах) 

    У. Найдите ключевое слово.

    Д. Курган.

    У.  Как вы понимаете значение этого слова?

    Д.  Это тоже возвышенность на земле.

б)  Знакомство  с новым словом и понятием «курган».

У. Послушайте стихотворение А.Толстого в исполнении вашего одноклассника. О чём в нём говорится?

В степи,  на равнине открытой,

Курган одинокий стоит;

Под ним богатырь знаменитый

В минувшие веки зарыт.

                                                           И вот миновалися годы,

                                                           Столетия вслед протекли,

                                                           Народы сменили народы,

                                                            Лицо изменилось земли.

Курган же с высокой главою,

Где витязь могучий зарыт,

Ещё не сравнялся с землёю,

По-прежнему гордо стоит.

                                                           Порой журавлиная стая,

                                                           Окончив подоблачный путь,

                                                           К кургану шумит подлетая,

                                                           Садится на нём отдохнуть…

                                                                                     Алексей Толстой

                                                                                                                                       

Д. В этом стихотворении говорится о кургане. В нём был захоронен богатырь, знаменитый воин со всем своим снаряжением.

У. Как ещё можно назвать курган?

Д. Это искусственный холм.

в) Физкультминутка под музыку (Дети выполняют движения на массажных ковриках)

                                                На равнине хорошо –

                                                Ровно, да и широко.

                                                Прыгай, бегай, отдыхай,

                                                А потом домой шагай!

г) Знакомство с происхождением названия посёлка Матвеев Курган.

У. Что ещё вам напоминает слово «курган»?

Д. Наш посёлок называется Матвеев Курган.

У.К этому уроку ваши друзья посетили наш школьный музей и подготовили сообщение о происхождении названия нашего родного посёлка. Таким образом, они стали настоящими исследователями.

 (Легенда о происхождении п.Матвеев Курган - выступление исследователей )

V. Вторичное закрепление.

У. Что может произойти с нашей планетой, если бы поверхность Земли была бы только равнинной? Только гористой? Если бы люди не боролись с оврагами?

VI. Первичный контроль.

(На стенах класса в разных местах прикреплены картинки. Дети находят нужные и располагают их на доску в свою группу.)

1) Поиск картинки.

1-я группа находит только фотографии с изображением гор, 2-я - с изображением плоской равнины, 3-я - с изображением холмистой равнины и прикрепляет их на доску в определённый столбик модели.

2) Разноуровневые задания.

(На доске прикреплены разноцветные карточки с заданиями)

У. На доске имеются карточки с заданиями.

На белых -  задания несложные и оцениваются оценкой «3».

На синих - задания сложнее - оценка «4».

На зелёных - задания повышенной трудности - оценка «5».

VII. Рефлексия.

У. Продолжите  высказывание.

    «Сегодня на уроке мы узнали …»

VIII. Подведение итогов.

У. А где вам эти знания пригодятся в жизни?

Д. Мы сумеем различать формы земной поверхности, когда будем путешествовать.

     - Мы тоже можем бороться с оврагами.

     - Мы можем рассказать дома своим родным о происхождении кургана.

IX. Домашнее задание.

1ур. - стр.78-81, перечитать текст, ответить на вопросы к нему

2ур. - стр.78-81, составить свои  вопросы по тексту

3ур. - стр.78-81, выполнить творческое задание (кроссворд, сообщение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира «Дикие и домашние животные» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя:расширение знаний о диких и домашних животных, их сходстве и различиях, о разнообразии домашних животных, их значении для человека.Планируемые результаты Предметные: знать зн...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Жизнь леса" (УМК "Школа России") 4 класс

Конспект урока окружающего мира на тему :"Жизнь леса" 4 класс...

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории 19 века» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представления о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.Планируемые результаты Предметные: знать важные события XIX века;уметь использовать получ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о формах земной поверхности; развитие логического мышления, с помощью занимательных заданий из сборника.Планируемые результаты:Предметные: -знать ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о формах земной поверхности (равнины, горы, холмы и овраги).Планируемые результаты:Предметные: - уметь различать формы земной поверх...