Конспект урока окружающего мира "На свет родился - с людьми породнился."
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Курбатова Евгения Владимировна

Конспект урока окружающего мира "На свет родился - с людьми породнился" для 3 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt_uroka_okruzhayuschego_mira.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира

3 класс

Тема урока: «На свет появился – с людьми породнился»

Оборудование: средства ТСО , презентация, учебник и рабочая тетрадь.

Цели и задачи урока:

Цель: познакомить учащихся с названием людей по родству.

Предметная:

  • Научить различать родственные связи.
  • Прививать любовь к членам семьи.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Учить определять и формулировать цель своей деятельности под руководством учителя.

Познавательные:

  • Учить пользоваться дополнительными источниками информации для обогащения собственного кругозора.

Коммуникативные:

  • Учить участвовать в диалоге с учителем и сверстниками.

Личностные:

  • Воспитывать заботливое отношение к старшим и младшим родственникам.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Решаемые задачи

Организационный момент

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Определение темы урока

Постановка целей и задач урока

Планирование

Практическая деятельность учащихся

Работа с учебником

Физминутка

Работа в парах

Рассказ

Работа с учебником

Осуществление контроля

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Долгожданный дан звонок 
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи 
За работу, в добрый час!

Здравствуйте, ребята!
Можете садиться на свои места.

Проверьте свои рабочие места, убедитесь ,что на краю парты у вас лежит учебник, рабочая тетрадь, пинал и больше ничего лишнего.

А сейчас мы с вами вспомним тему предыдущего урока и ответим на вопросы.

  1. Основные занятия народов ханты и манси?

  1. Какие виды жилища есть у этих народов?

  1. Что было особым местом в каждом доме этих народов, около которого держали обувь и дымокур?

  1. Как называли в жилищах этих народов правый угол, где находился очаг и дрова для него?

  1. Как устроено кавказское жилище?

  1. Где находится почетное место в кавказском жилище?

А сейчас мы проверим наличие домашнего задания. Все открывают рабочую тетрадь на страницах 10-11.

(проверяю наличие домашнего задания).

Ребята, что такое ,по вашему, семья?

А кто входит в  семью?
Семья – это группа живущих вместе родственников. Это мама, папа, бабушка, дедушка, братья и сестры, дяди, тёти и так далее.
Тема нашего урока: “На свет появился – с людьми породнился”.

Как вы думаете, что мы с вами сегодня узнаем?
Сегодня мы с вами узнаем, как называют членов семьи и родственников.

Сегодня мы с вами будем работать по следующему плану:

  1. Поработаем по учебнику, ознакомившись с родственными связями и их названиями.
  2. Проанализируем и сравним иллюстрации о семьях.
  3. Разберем вопросы из рубрики “Подумаем!”.
  4. Сделаем вывод.

Давайте откроем учебник на стр.22 и прочитаем первый текст. (параллельно включаю презентацию)

Кто мальчик для мамы и папы?
А для братьев и сестер своих мамы и папы?
А для бабушки и дедушки?
А для родных сестер и братьев?
А для детей своих дяди и тёти?

Кто девочка для мамы и папы?
А для братьев и сестер своих мамы и папы?
А для бабушки и дедушки?

А для своих родных сестер и братьев?
А для детей своих дяди и тёти?

Вот сколько сразу у одного мальчика и у одной девочки названий по родству!

А теперь прочитаем второй текст и разберемся  в нем.

Кем приходятся друг другу женатые девушка и парень? (включаю презентацию)

Кем станут для мужа мать и отец жены?

А кем им будет приходиться  муж?
А кем будет являться мужу сестра его жены ? А муж этой сестры?

Кто мать и отец мужа для жены?

А кем жена приходится матери и отцу её мужа?

Кем является брат мужа для жены?
А кем сестра?
Посмотрите, как необычно! Женятся всего лишь двое, а жизнь меняется у многих людей.

Теперь давайте рассмотрим иллюстрацию после текста.
Кого вы видите на ней?

Какие возможные родственные связи на ней запечатлены?

Теперь перевернем на стр 24. Перед нами еще одни иллюстрации российских семей.

Давайте разберем первые две иллюстрации, где изображены два поколения семьи Российского Императора Николая II.

Как вы думаете, ребята, два поколения семьи это какие родственные связи?
Верно! Первое поколение – это родители, а второе – это их дети.

Скажите, кто кем кому приходится на этих фотографиях?

А теперь давайте разберем две нижние иллюстрации семьи российского полковника .

Как вы думаете, а три поколения семьи это какие родственные связи?
Верно! Это родители женатых мужчины и женщины и их дети.
Скажите , кто кем кому приходится на этих фотографиях?

Теперь мы с вами немного отдохнем. Обратите свое внимание на экран.

А над следующими фотографиями вы подумаете вместе со своим соседом, ребята.
Выскажите свои предположения, в каких родственных отношениях состоят герои данных фотографий?

Подумайте, по какому поводу могли собраться родственники вместе?
Найдите фотографию, по которой можно сделать несколько предположений о родственных связях
(фото 7).

С давних пор пришли к нам степени и названия родства, которые сохранились и по сей день. (включаю презентацию.
Как мы с вами уже говорили, когда люди женятся, то объединяются две семьи, по стороне жениха и по стороне невесты. Появляются сразу же в двух семьях новые родственники, каждый становится друг другу роднё. Мужья двух родных сестер называют друг друга просто свояками. Родители мужа и жены называют друг друга сватьями и сватами. А вот муж и жена называют богоданных родителей матушкой и батюшкой – так же, как родных отца с матерью.

А теперь откройте учебник на стр 27 и обратите свое внимание на рубрику “Подумаем!”

Прочитайте вопросы, подумайте и ответьте на них.

Сейчас обратимся  рубрике “Проверь себя” и ответим на вопросы.

  1. Как родители называют рожденных мальчика или девочку?
  2. Как дети называют сестру, брата своей матери или отца?
  3. Как дети называют родителей своих мамы и папы?
  4. Кого называют двоюродными братьями и сёстрами?
  5. Кто такие тесть и теща?

  1. Кто такие свёкр и свекровь?

  1. Кто кого называет свояченицей и шурином?

  1. Кто кого называет деверем и золовкой?

Отлично, вы ответили на все вопросы.

Дети, о чем сегодня мы с вами говорили?

А что нового вы сегодня для себя узнали?
Что вам больше всего понравилось в нашем уроке?
Давайте прочитаем вывод на странице 27 и запомним его.

А теперь я проставлю оценки тем, кто был активным и отвечал правильно на уроке ( выставляю оценки.)

Все остальные сегодня замечательно поработали и продемонстрировали себя на уроке. Молодцы!

Откройте дневники и запишите задание на дом.
Еще раз прочитать тему со стр 22 -26 в учебнике.

В рабочей тетради на стр 14 выполнить задания.

Урок окончен, спасибо за внимание!

Здороваются с учителем и садятся на свои места.

Отвечают: рыболовство и охота.

Отвечают: землянки, избы, чум, шалаши.

Отвечают: порог.

Отвечают: домашнего огня сторона

Ответ: на нижнем этаже жилища жил скот,а на верхних люди, с этажа на этаж попадают через лазы по бревнам с зарубками, порог всегда высокий, а очаг делит жилой этаж на две части: в передней части хозяйничает женщина, а за очагом мужская часть дома.

Ответ: Центральный столб жилого этажа, очаг.

Открывают рабочие тетради.

Открытый вопрос.

Отвечают: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тётя.

Отвечают: так называют членов семьи.

Слушают план, смотрят в презентации.

Открывают учебник .

Отвечают: сын.

Отвечают: племянник.

Отвечают: внук.

Отвечают: брат.

Отвечают: двоюродный брат.

Отвечают: дочь.

Отвечают: племянница.

Отвечают: внучка.

Отвечают: сестра.

Отвечают: двоюродная сестра.

Отвечают: муж и жена.

Отвечают: теща и тесть.

Отвечают: зять.

Отвечают: свояченица и шурин.

Отвечают: свекровь и свёкр.

Отвечают: невестка.

Отвечают: деверь и золовка.

Рассматривают иллюстрации в учебнике.

Отвечают: родители и их дети.

Отвечают: бабушка, дедушка, родители и их дети.

Отдыхают.

Работают в парах.

Слушают рассказ.

Открывают учебник ,думают над вопросами, отвечают на них.

Отвечают: сын и дочь.

Отвечают: тётя  и дядя.

Отвечают: бабушка и дедушка.

Отвечают: сын и дочь дяди и тёти.

Отвечают: мать и отец жены.

Отвечают: мать и отец мужа.

Отвечают: свояченица - для мужа это сестра его жены. А шурин – муж этой сестры.

Отвечают: брат и сестра мужа для жены.

Отвечают на вопросы.

Читают вывод.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний" 2 класс.

Цель урока: посредством организации исследовательской деятельности познакомить учащихся с физической природой звука....

Конспект урока окружающего мира «Осенние изменения в растительном мире», 3 класс

Урок окружающего мира  «  Осенние изменения в растительном мире» относится к разделу « До свидания, лето, здравствуй, осень!».Тип урока: открытие нового знанияОсновной целью урока явля...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Вокруг света за 1 урок"

Обобщающий урок, направленный на выявление степени усвоения знаний и отработки умений и навыков по темам, входящим в раздел "Части света". Урок построен по технологии деятельностного подхода....

Конспект урока окружающего мира. Тема: Почему солнце светит днем, а звезды ночью. 1 класс.

Вашему вниманию представлен конспект урока окружающего мира для 1 класса. Тема: Почему солнце светит днем, а звезды ночью....

Конспект урока окружающего мира "Бывают ли на свете чудеса"

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Бывают ли на свете чудеса". Цель: познакомить учащихся с естественными и искусственными источниками света...

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...