Проектно-исследовательская работа " Кукольный театр. Сказка своими руками"
проект по окружающему миру (3 класс)

Токарева Любовь Николаевна

Тема проекта связана с темой профессии, выбором профессии учеников. Куклы изготовлены на деревянных лопатках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kopiya.docx272.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 г. Пензы.

                Проектно-исследовательская работа  

                                 Тема:

 «Кукольный театр. Сказка своими руками»

                                                       Выполнили ученики 3 «Г» класса

                                                       Руководитель: Токарева Л.Н.

                                              2018 г.

                                            Творческий проект

«Кукольный театр. Сказка своими руками»

Цель проекта: закрепление знания о многообразии профессий,  их названия и роде деятельности. Используя для этого кукольный театр.

Задачи проекта:

  1. узнать историю кукольного театра
  2. расширить представление о разнообразии профессий на основе кукольного театра
  3. сделать куклы по видам профессии для классного кукольного театра своими руками
  4. сочинить мини пьесу  о профессиях на основе стихотворения С.Я. Маршака «Кем быть?»
  5. сделать ширму и декораций для спектакля
  6. создать условий для открытия артистических, художественных, литературных способностей

-показать театральную постановку.

Объект исследования: востребованность конкретных профессий на рынке труда

Субъект исследования: театральная кукла, ее строение.

Предмет исследования: разнообразие видов профессий, спрос  профессий  сегодняшнего трудового рынка.

Гипотеза: участие в кукольном театре - это  возможность реализовать свои творческие способности, расширить кругозор, привлечь внимание к выбору профессий через постановку спектакля

Тип проекта: творческо-исследовательский, краткосрочный, групповой.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Изучение истории кукольного театра. Повторение темы разнообразие профессий.

2 этап. Изготовление ширмы и декораций.

3 этап. Изготовление театральной куклы.

4 этап. Постановка спектакля «Все профессии нужны. Все профессии важны!»

Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом  мировоззрении, нравственных  убеждений, творческих способностей, развитие воображения, эстетические чувства и понимание прекрасного, воспитывает эмоционально-чувственное отношение к окружающему миру.

Однажды наш классный руководитель предложила нам посетить наш знаменитый за пределами России Пензенский кукольный театр. В результате  этого похода в «кукольный дом» и зародился наш проект «Кукольный театр. Сказка своими руками». Когда мы увидели на ширме куклы, они задвигались и заговорили как живые и  стали еще привлекательнее и интереснее. Мы смотрели спектакль и смеялись, но  сразу после завершения представления у всех сразу возник вопрос: «Как и из чего изготовляют куклы? Как велико их разнообразие? Возможна ли самостоятельная  постановка спектакля и изготовление куклы учащимися?» Этому изучению наш классный руководитель  посвятил несколько классных часов, из которых мы узнали много нового.

1 этап. Изучение истории кукольного театра. Повторение темы разнообразие профессий.

Театр кукол появился еще в Древнем Риме. Позже в той же Италии распространился народный сатирический театр кукол. Главным героем его стал веселый неунывающий Пульчинелла. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появились и в других странах. Во Франции любителем зрителей стал Полишинель, в Англии - Панч, в Германии - Касперле и Гансвурст, в Голландии - Пикельгеринг, в Польше - Копленяк, в Чехии - Кашпарек, а в России - Петрушка.
В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты, кукольники. Обычно, один из них крутил ручку музыкального ящика, который называли шарманкой. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной длинноносый Петрушка бьет палкой царского офицера, который хочет забрать его в солдаты. 

Жизнь народных кукольников - бродячих актеров была очень тяжелой и малое чем отличалась от жизни нищего. После представления актер-кукловод снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел,   бросал  в шапку медные копейки.  

То, что не решались сказать вслух рабочие люди и мужики, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. Представления бродячих кукольников запрещались, но они появлялись снова и снова в разных местах и во весь голос выражали тайные мысли собравшихся зрителей.https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/10/04/v_59d50c3e1a986/99695491_3.jpeg

В современных театрах куклы бывают разные: по-разному сделаны и по-разному приводятся в движение. 
Одна из самых простых кукол называется перчаточной, потому что она надевается на руку, как перчатка. Петрушка относился к перчаточным куклам. 

Еще проще устроены куклы на палочках: ножки и ручки такой куклы не управляются, а вертятся в разные стороны. Существуют куклы, которые называются тростевыми. Такую куклу держит кукловод, но ее руки управляются тростями, палочками или проволоками, прикрепленными к кукольным ладошкам, запястьям или локтям. Трости чаще всего скрыты в рукавах или одежде кукол. Тростевые куклы появились давно, на Востоке. 
Кукол на нитках иногда называют марионетками, но это не совсем правильно, так как всякая театральная кукла называется марионеткой.

А есть куклы, которых нельзя назвать ни перчаточными, ни куклами на нитках или тростях, ни куклами на штырях. Они плоские, вырезанные из картона или кожи. Очень сложно и ажурно вырезаны и красиво раскрашены. Это куклы театра теней, существующего издавна в Китае, Японии, Корее, Индонезии, Индии. Кукловод сидит сзади натянутого полотна. Над головой кукловода яркая лампа. Тоненькими костяными палочками, пришитыми к телу, рукам и ногам плоской куклы, кукловод плотно прижимает куклу к полотну, и тогда на полотне возникает цветная, резная тень куклы. В таких театрах чаще всего показывают религиозные, мистические истории. Во время представления музыканты бьют в барабаны, играют на музыкальных инструментах и поют.

Бывают и куклы, участвующие в праздничных шествиях и карнавалах. Так, в Китае,   на улицах Пекина или Кантона может появиться дракон - огромная кукла метров 15 длиной. Его несут на больших палках несколько человек. А в Италии или в Южной Америке во время карнавала можно увидеть огромные, до 10 м в высоту надувные резиновые куклы

Виды кукол.

- кукла марионеткаhttps://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/10/04/v_59d50c3e1a986/99695491_4.jpeg





https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/10/04/v_59d50c3e1a986/99695491_5.jpeg

- кукла-перчатка





https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/10/04/v_59d50c3e1a986/99695491_6.jpeg

-пальчиковая кукла


 
       -куклы театра теней
https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/10/04/v_59d50c3e1a986/99695491_7.jpeg



https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/10/04/v_59d50c3e1a986/99695491_8.jpeg


-куклы на палочке


https://arhivurokov.ru/videouroki/html/2017/10/04/v_59d50c3e1a986/99695491_9.jpeg


       -карнавальные куклы


В завершении изучения истории кукол классный руководитель предложила нам создать мини – спектакль, актёрами в котором будут выступать куклы - представители различного рода профессий.

 Недавно на окружающем мире мы познакомились с таким понятием как «рынок труда». Каждый из нас высказал свое мнение - кем он хочет стать когда вырастет.  Было получено задание выступить от имени представителя профессий  с четкими и твердыми убеждениями, почему именно этот вид профессий важен и приносит стабильный заработок.

2 этап. Изготовление ширмы и декораций

 Реализация проекта началась с открытия творческой мастерской по созданию театральных кукол и декораций к спектаклю

Декорации мы решили сделать в виде ширмы «Дом профессий». Нами был спроектирован и самостоятельно сконструирован  многоэтажный дом с открытыми окнами, где куклы - представители профессий вели диалог из своих квартир. Для изготовления ширмы нам потребовался картон( использовалась картонная коробка), клей ПВА (строительный), обои с принтом  кирпича, гуашь  и кисти. Далее мы закрепили наш «Дом профессий» на переносную вешалку и смогли приступить к следующему этапу выполнения работы.

3 этап. Изготовление театральной куклы.

Изучив разнообразие театральных кукол,  мы решили добавить новые материалы в их изготовление. Материалом послужили кухонные деревянные лопатки. На этом этапе работы каждый ученик из нашего класса должен был проявить свою творческую активность и креативный подход. Конечно, без помощи своих родителей и учителя мы не обошлись. Для всех ребят нашего класса это было самое увлекательное и интересное занятие. Для начала каждый из нас выбрал ту профессию, которая на наш взгляд самая необходимая  на  сегодняшнее время.

  Самое главное в театральной кукле - это голова и выражение лица. При выполнении работы это и оказалось самым трудным. Необходимо в мимике отразить  характер и отношение к его профессии. Также немаловажным  оказалась одежда куклы, и характерные для ее профессии детали одежды и предметы.

4 этап. Постановка спектакля «Все профессии нужны. Все профессии важны!»

После прочтения классным руководителем стихотворения С.Я. Маршака «Все профессии нужны, все профессии важны!» мы получили задание: составить небольшой рассказ – презентацию.  Каждая кукла должна аргументировать, почему именно ее профессия сама важная и необходимая. В рассказе необходимо было также отразить высокую значимость профессии в настоящее время. В приложении находится наше выступление.

Постановка нашего спектакля выглядела следующим образом: всем известный  нам с детства весельчак Петрушка устал ходить по улицам и веселить народ, т.к. он не видел пользы от своих действий. Задумался он: кем же ему стать, какую профессию выбрать. Это было не легкой задачей. Вот однажды шел Петрушка по улице, рассуждая вслух над стихотворением  С.А Маршака «Все профессии нужны. Все профессии важны!» Вдруг из окна стоящего дома послышалась речь повара, затем в диалог вступил парикмахер, врач, полицейский и т.д. Выслушав всех, Петрушка  узнал много нового о профессиях и решил для себя стать…Это будет наш секрет, для того чтобы вы посетили наш спектакль!

Заключение

Все профессии о которых мы говорили и те, о которых не успели сказать, очень важны и нужны всем людям. Невозможно выделить более  необходимые  и менее нужные профессии. Они все нужны. Ни одна профессия не может существовать отдельно от другой. Многие взаимосвязаны между собой и помогают друг другу. Например, врач и медсестра, воспитатель и помощник воспитателя. Но самое главное, что нам хотелось сказать, это то, что можно быть кем угодно: прекрасным врачом, умелым парикмахером, знающим поваром, водителем учителем, но если у человека злое сердце, если он завистлив и эгоистичен, тогда такой человек не принесет радости  своим трудом. Поэтому мы прежде всего  желаем вам быть добрыми и отзывчивыми людьми, а профессию  для себя мы выберем правильно и с умом, а также по зову сердца.

Инсценировка сказки способствует сплочению коллектива, дети приобретают новые знания и умения. Совместная работа над проектом не только объединяет детей, но и зарождает у них чувство партнерства, взаимовыручки, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через барьер стеснения, поверить в себя.

                                 Литература

1 .Абалкин Н.А. Рассказы о театре. - М.: Молодая гвардия, 1981.

2. Андреев К., Осипов Л.Москва Театральная.- М.: Московский рабочий, 1971.

3. Гугасова А.Н. Рукоделие в начальных классах. – М.: Просвещение, 1984.

4. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.

5. Прибыловская С.А. Школьный кукольный театр. – М.: Просвещение, 1996.

6. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. – С-Пб.: Кристалл, 1997.

7. Смирнова Н.И. И… оживают куклы. – М.: Детская литература, 1982.

                           

                                               Приложение 1

Сценарий мини-спектакля «Все профессии нужны. Все профессии важны!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Кукольный театр на английском языке"

Работа заняла призовое место в конкурсе школьных проектных работ. В данной работе объясняется, как можно изготовить кукол-марионеток для школьного кукольного театра из старых мягких игрушек, а затем и...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кукольный театр «Сказка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Кукольный театр «Сказка»Срок реализации:  2 годаВозраст обучающихся: с 7-10 лет. Автор программы:учитель начальных классовМягкова...

Информационный проект "Кукольный театр. Сказка своими руками"

Проект о создании настольного кукольного театра....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Оригинальный подарок, сделанный своими руками.

С давних времен кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушко...

Мастер-класс "Сказка своими руками"

Мастер класс направлен напривлечение внимания родителей к бумажной столовой салфетке как уникальному материалу для использования в прикладном искусстве...

Технологическая карта урока технологии по теме «Кукольный театр. Сказка «Кот и пёс»» - 1 класс

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Создание условий по формированию умений изготовления модели куклы из конуса...

Проектная работа по теме "Ваза своими руками"

Проектная работа "Ваза своими руками" для учащихся начальной школы....