Технологическая карта урока окружающего мира на тему: «Почва. Как образуется почва»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Технологическая карта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okr_miru.docx39.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Саратовский областной педагогический колледж»

Технологическая карта урока окружающего мира

на тему: «Почва. Как образуется почва»

Выполнила студентка 31 группы

Специальности: «Преподавание в начальных классах»

Храмова Анастасия

Методист: Храмова В.В.

Учитель: Шевырёва В.Н

Класс: 3 «А»

Дата проведения: __________

Оценка________

Саратов 2020 г.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Тема урока: «Почва. Как образуется почва»

Класс: 3

Цель урока:  Создать условия для формирования представлений о почве и её образовании.

Задачи урока:

Дидактические: познакомить учащихся с такими понятиями как почва, почвообразование и цепи питания.

Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, коммуникативных навыков.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к окружающему миру.

УМК: Перспективная начальная школа

Оборудование: интерактивная доска; карточки с заданиями; раскраска дерева; учебник «Окружающий мир» 3 класс, О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

Личностные

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований к учебной деятельности

Словесный (психологический настрой)

Прозвенел звонок. Начинаем наш урок. Проверьте свои рабочие места, все ли у вас готово к уроку? Ребята, прочитайте девиз нашего урока:

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё постигать!

-Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении?

-А можно ли заставить кого-то учиться?

-Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке многому научиться.

Проверяют все ли готово к уроку.

     

-Сам

-Нет, он должен сам захотеть

Настраиваются на работу. Садятся на свои места.

Ф

Л: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

М:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Умение выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: подготовка мышления учащихся организация фиксирование каждым из учащихся индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Словесный (беседа), наглядный

Выявляет уровень знаний:

- Скажите ребята, какая была тема вашего прошлого урока?

- Сейчас вы выполните задание в группах, и мы проверим как вы усвоили данную тему. Каждой группе я раздам конверт, в котором находится ребус или части слов. В зависимости от того, что у вас будет в конверте, ваша задача разгадать ребус либо составить слова из частей. И об отгаданных вами словах или нескольких слов, вам будет нужно рассказать. Это может сделать один человек из вашей группы.

Учитель раздаёт детям конверты с заданием

1 конверт:

- Какие слова у вас получились?

- Какие полезные ископаемые к ним относятся?

- А как человек использует данный полезные ископаемые?

2 конверт:

- А какие слова получились у вашей группы?

-Что выплавляют из руд чёрных металлов?

Какие сплавы железа  вы знаете?

- А какие металлы получают из руд цветных металлов?

3 конверт:

- Какое ваше слово?

-Что такое песок?

- Из чего он состоит?

-Для чего применяется песок?

4 конверт:

-Какое ваше отгаданное слово?

- Что такое глина?

- Почему глине можно придать любую форму?

-Что делают из глины?        

5 конверт:

- Какое ваше слово?

- Что такое мрамор?

- Для чего применяют мрамор?

6 конверт:

- Какое же слово было спрятано у вас в ребусе?

-Какие его отличительные свойства?

-Что делают из гранита?

- Ребята, а в какую группу можно объединить  песок, глину, гранит, мрамор?

7 конверт:

-А какое слово получилось у вашей группы?

- А что такое почва?

- Как она образуется?

- Может, в этих вопросах вам помогут ваши одноклассники?

Отвечают на вопросы учителя.

- Полезные ископаемые

-Горючие полезные ископаемые

-Каменный уголь, торф, природный газ

-Использует как топливо, которое сжигают на электростанциях, вырабатывающих электроэнергию

-Рудные полезные ископаемые

-Железо

- Чугун, сталь

-Алюминий, медь, цинк, свинец, олово и др.

- Песок

- Рыхлая горная порода

- Из отдельных мелких песчинок разного цвета

- Для строительства дорог, производства цемента и бетона

- Глина

- Плотная горная порода

- Потому что она пластичная и вязкая, из-за воды

-Кирпичи и черепицу

- Мрамор

- Горная порода, образующаяся из известняка

- Является отделочным материалом, а также его используют скульпторы для создания своих произведений

-Гранит

-Твёрдость и прочность

-Опоры мостов, фундаменты высотных зданий

- В группу строительных полезных ископаемых

-Почва

Высказывают свои предположения (некоторые учащиеся не знают правильного ответа)

Ф

Г

Интерактивная доска

Основы научных знаний

Р:

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения.

3.

Выявление места и причины затруднения

Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и осознание того в чем именно состоит недостаточность из знаний, умений, способностей

Словесный (беседа), подводящий диалог

Задаёт вопросы:

- Ребята, а почему у всех получились разные ответы?

- Мы ещё не знакомы с таким понятием как «почва», нам не хватает знаний

Ф

Р: умение анализировать свои знания

4. Построение проекта выхода из-за труднения

Цель: постановки целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализаций

Словесный (беседа)

Задаёт вопросы:

- Ребята, как вы думаете какова  будет тема нашего урока?

-Правильно, а какую цель мы поставим перед собой?

-Итак, зная тему и цель, давайте составим план урока:

1. Что такое почва и как она образуется?

2. Какие животные обитают в почве и чем они питаются?

3. Почва – живая или неживая природа?

Отвечают на вопросы

- Почва. Как образуется почва

- Узнать, что такое почва и как она образуется

Ф

Р: умение формулировать цель и учебную задачу

Умение формулировать мысли в устной форме

5.

Реализация построенного проекта

Цель: реализация построенного проекта или построение учащимися нового способа действий и формирование умений применять его при решении заданий

Словесный, наглядный  

Организует познавательную деятельность учащихся            

 

- Приступим к работе, следуя плану.  Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик, по которому я задам вам вопросы. Вы должны смотреть его внимательно.

Просмотр видеоролика

- Что же такое почва?

-Каким основным свойством обладает почва?

-Как вы понимаете слово «плодородие»?

- От чего зависит плодородие почвы?

-Что такое перегной?

Рассказ учителя

- Образование почвы началось только с появлением на Земле живых существ. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс ее образования. По подсчетам ученых, для образования слоя почвы толщиной 5 см требуется две тысячи лет.

В течение многих миллионов лет солнце, вода и ветер разрушали скалы. Они превращались в мелкие  частицы песка и глины, на которых сначала поселялись  лишайники, водоросли  и бактерии. Перегнивая, их остатки  перемешивались с песком и глиной. Так в почве появился перегной, благодаря которому могли расти травы, кустарники и даже деревья.

- Ребята, мы ответили на первый пункт нашего плана?

-Какой второй пункт?

- А какие же животные обитают в почве? Обратимся к учебнику на стр. 33. Рассмотрите рисунок. Посмотрите, каких животных вы узнали на рисунке.

-А чтобы более точно узнать, что это за животные изображены на рисунке, я буду вам загадывать загадки:

1) Ножек нет и нету ручек, Шерстки нету и колючек.

В дождь из норки выползает

Все дорожки заполняет.

Он полезный, не слизняк…

Как зовут его? … (Червяк)

2) В темноте летает кто-то, издавая громкий звук.

Кто там спорит с самолётом?

Ну, конечно, майский… (жук)

3) На цветок, жужжа, садится,
Чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий ...(шмель)

4)Под землёй живёт, как крот,
Губит летом огород,
Может плавать и летать,
Трудно нам её поймать.
Лапки – ловкие лопатки,
Быстро вам испортят грядки,
Носит панцирь и усы,
Брюхо есть, как у осы.
Как сверчок, она стрекочет,
Будто кто её щекочет,
Из земли выходит редко.
Как зовут её? (Медведка)

5) Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она. (Мышь)

6) Он размером маловат,
От рожденья слеповат,
Но изрыл весь огород
В чёрной шубе – это ...(Крот)

- В почве обитают дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Так они обогащают почву перегноем. В почве живут различные насекомые и их личинки (личинки майского жука, личинки муравьёв, шмели). На иллюстрации мы видим медведку (вредителя огородов), в  земле роют свои норы мыши, кроты. Так же в почве много микроорганизмов.

- Чем питаются животные почвы?

- Давайте обратимся к учебнику, откроем стр. 34 и прочитаем текст.

- Чем же питаются животные почвы?

- Ребята,  также в тексте говорится о том, что между растениями и животными почвы существует  пищевая зависимость. Например:

Корень одуванчика – личинка - крот

Не будет одуванчиков – погибнут личинки. Не будет личинок – крот будет голодать.
Вот учёные и считают, что живые существа связаны между собой цепями питания.

- Посмотрим значение этого выражения в словаре на с. 143.

- Пищевая цепь показывает, кто кого или что ест. 

Цепей питания, связывающих обитателей почвы, очень много. Но в каждой цепи первое звено - всегда растения. Почему? Только они способны производить питательные вещества. Второе звено – растительноядные животные, третье – хищные или всеядные животные. Когда они погибнут, их останки станут пищей бактерий, которые живут в почве.

- Возвращаемся к нашему плану, и нам осталось ответить на последний вопрос. К какой природе живой или неживой относится почва?

- Но мы узнаем, кто прав из вас, прочитав текст в учебнике на стр.32

- Как бы вы теперь ответили на этот вопрос?

- Почему она относится и к живой и к неживой природе?

Физминутка.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.

Внимательно слушают учителя.

 

- Почва – это верхний плодородный слой Земли.

- Основное свойство почвы - плодородие.

- На ней выращивают различные культурные растения, которые человек использует как в пищу, так и как корм для животных.

-Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие.

- Перегнившие остатки животных и растений

- Да

- Какие животные обитают в почве и чем они питаются ?

Открывают учебник, читают по цепочке

Высказывают свои предположения.

- остатками живых организмов, корнями растений или другими животными

- Цепь питания – цепочка разных живых организмов, из которых каждый последующий ест предыдущего.

 

Высказывают предположения

-Почва относится и к живой, и к неживой природе.

- В почве находятся объекты как живой, так и неживой природы.

Выполняют упражнения, повторяя за учителем

Ф

П

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

К: умение взаимодействовать

Смыслообразование

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: применение нового способа действий при решении типовых заданий

практический

-Ребята, нам прислали письмо с заданием, в котором находятся цепи питания. Но все они случайно перепутались.  Давайте поскорее поставим все слова на свои места и правильно выполним задание!

1) Землеройка – Корень растения – Личинка муравья

2)  Дождевой червь – Крот – Опавшие листья

3)  Жук –короед – Дятел – Сосна

4) Лист – Воробей – Гусеница

- Молодцы, ребята, вы справились с заданием!

Слушают задания, отвечают устно по очереди.

Ф

Основы научных знаний

К: умение работать в группах

Р: умение оценивать свою работу, работу товарищей

Положительное отношение к процессу познания

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: исполнительская рефлексия достижения цели учебной деятельности; применение нового знания в типовых заданиях

Практический

Организует самостоятельную работу учащихся.

- У каждого из вас лежит на столе карточка с заданием.

Задание: Выбери правильный ответ

1. Почва – это …

а) верхний плодородный слой земли;

б) пучки трав, небольшие кусты;

в) слой земли;

г) полусгнившие остатки корешков и листьев растений.

2. Главное свойство почвы – это …

а) плодородие;

б) содержание влаги и воздуха;

в) содержание минеральных солей.

3. В почве обитают живые существа:

а) муравьи, мухи, тараканы;

б) бабочки, жуки, мыши;

в) кроты, медведи, дождевые черви;

г) дождевые черви, кроты, мыши.

4. Животные почвы питаются…

а) грибами;

б) воздухом;

в) растениями;

г) остатками живых организмов, корнями растений или другими животными.

5. Цепь питания – это…

а) живые существа, связанные между собой;

б) цепочки разных живых организмов, из которых каждый последующий ест предыдущего;

в) пищевые цепочки разных растений и живых организмов.

6. В пищевой цепи звенья расположены так:

а) растения – хищные животные – растительноядные животные;

б) растения – растительноядные животные – хищные животные;

в) растительноядные животные – растения – хищные животные;

г) хищные животные – растительноядные животные – растения.

(Самопроверка на слайде правильный ответ.)

Поднимите руки у кого ни одной ошибки.

Поднимите руки у кого 1-3 ошибки.

Поднимите руки у кого 4 ошибки.

Выполняют самостоятельную работу и самопроверку по эталону.

Оценка своей работы.

И

Раздаточный материал (карточки), интерактивная доска

Опыт предметной деятельности по получению, преобразованию и применению научных знаний

Р: умение оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном) 

Смыслообразование

8.

Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель: повторение и закрепление ранее изученного подготовка к изучению следующего курса

Словесный

Задает вопросы:

- Что мы сегодня изучали?

- С чего начался процесс образования почвы?

 

- Что интересного вы узнали на уроке?

- Что вас удивило?

- Почву и её образование

- Сначала благодаря солнцу, воде и ветру, которые разрушали скалы. Их обломки были непригодны для жизни растений и животных, но благодаря лишайникам и бактериям стала появляться почва.

Ф

И

Основы системы научных знаний

К: умение проявлять активность в коллективной деятельности

9.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: самооценка учащихся результатов своей учебной деятельности

Наглядный, словесный

-Ребята, сейчас я вам раздам раскраски, на которых изобреженно растение. Раскрасьте его Зелёным цветом, если вы довольны своей работой. Жёлтым цветом, если у вас были затруднения. Красным цветом, если вы были не активны на уроке.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Ф

Раскраски с изображением дерева.

Анализ своих собственные достижения, неудачи, поиск способов решения проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мы должны охранять окружающую среду"

Представлен конспект урока окружающего мира с элементами проектной деятельности в 1 классе + презентация....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Россия на карте» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для  ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...

Технологическая карта урока окружающий мир по теме "Почва и её состав"

Тема урока: Почва и её составЦель урока: формирование знаний о почве; изучение состава почвы опытным путём.Задачи урока Дидактические:1. Знать понятие «почва» и её состав;2. Научить провод...

Технологическая карта урока окружающего мира "Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель деятельности учителя:формирование у обучающихся знаний о закаливании организма, предупреждении болезни и правилах здорового образа жизни.Задачи урока:Дидактические:1. дать представление о понятия...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Здоровый образ жизни", УМК «Система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова», 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знания о правилах сохранения и укрепления здоровья. Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1)ф...