Конспект урока окружающий мир. 3 класс. "Планета Знаний". Тема: "Кровеносная система".
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс)

Конспект урока с применением методик развития функциональной грамотности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_krovenosnaya_sistema.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающий мир. 3 класс («Планета знаний»)

(с применением методик развития функциональной грамотности)

Тема: «Кровеносная система»

Составитель: учитель начальных классов Антропова Н.А.

Задачи урока:

  • познакомить детей со строением и работой кровеносной системы;
  • показать необходимость укрепления сердца и сосудов;
  • сформировать представление о составе и значении крови в организме.

Оборудование: учебник Окружающий мир, часть 2 (авт. И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин), рабочая тетрадь к учебнику, мультимедийный проектор и интерактивная доска, интерактивная энциклопедия «Мое тело», карточки для блиц-опроса, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания. Блиц-опрос.

На доске стикеры: скелет, грудная клетка, позвоночник, череп, мышцы, 200, 400.

- К какой системе органов относятся эти понятия? (Опорно-двигательная система).

- Дайте определение любого из них, не называя его и не употребляя однокоренных слов.

- Что означают числа? (В скелете человека более 200 костей, около 400 скелетных мышц).

       II.  Объяснение новой темы.

  1. Мультифрагмент.

- А сейчас предлагаю вашему вниманию видеофрагмент, на котором вы увидите работу одной из мышц нашего организма. Что вы видите? (сокращение и расслабление мышцы).

- Что это за мышца? (Это сердце).

- Где находится сердце? Приложите руку. Что вы чувствуете?

- Знаете ли вы, какого размера ваше сердце?

- Как вы думаете, к какой системе органов оно относится? (К кровеносной системе).

- Что же мы должны узнать, чтобы понять, какова роль кровеносной системы? (Органы кровеносной системы, их взаимодействие).

         2. – Начнем с состава и значения слова «кровеносная». (Сложное слово, образовано от корней слов «кровь» и «носит». Значит, функция кровеносной системы – разносить кровь ко всем органам нашего организма.

- Какова роль сердца? Какие еще органы образуют кровеносную систему? Найдите ответы на эти вопросы в учебнике (стр. 22).

         3. – Перед вами схема кровеносной системы человека. Какой вопрос может возникнуть, когда вы ее рассматриваете? (Почему некоторые сосуды синие, а некоторые красные?)

- Как вы думаете, почему? (Красным цветом на схеме обозначены артерии, которые несут кровь, обогащенную кислородом. Синим – вены, по которым течет отработанная кровь.)

Вот как это происходит. Сначала кровь из сердца идет к легким, где обменивает углекислый газ на кислород. Потом, обогащенная кислородом, снова возвращается в сердце. Это малый круг кровообращения. Затем сердце выталкивает кровь, обогащенную кислородом, и она по артериям несет кислород и питательные вещества ко всем органам и забирает накопившийся в них углекислый газ. И снова возвращается в сердце. Это большой круг кровообращения. Это происходит непрерывно, пока жив человек.

Интересные факты:

  • за 26 с кровь успевает обежать весь организм;
  • за год сердце проталкивает через себя 3000 тонн крови; этот объем мог бы занять целый товарный поезд.

4. Продолжаем открывать новые знания. У вас на партах лежит текст (см. Приложение). Прочитайте его, сделав пометы: V – если информация уже известна, + - если узнали новое, ? – если что-то непонятно.

- Что нового узнали?

- Что было непонятно?

                 5. – А как можно узнать, как работает наше сердце?

- Сколько ударов в минуту должно быть в норме у взрослого человека?

- Что такое пульс?

- Решите задачу: сколько сокращение делает сердце взрослого человека за 1час (при 70 ударах в мин)?

- В каких местах можно нащупать пульс?

                    6. Практическая работа. Рабочая тетрадь стр. 6 № 17, учебник стр. 23.

- Почему количество сердечных сокращений увеличивается при физической нагрузке?

                    7. – Сердце работает в течение всей жизни без остановки. Что надо делать, чтобы оно работало как можно дольше? Как укрепить сердце? (Работа с учебником в мини-группах. Стр. 23-24 – выписать основные мысли каждого абзаца, составить памятку.)

         III. Закрепление, обобщение.

                     1. - Итак, мы узнали сегодня об органах кровеносной системы, об их работе. Давайте проверим, насколько внимательны вы были, и как хорошо усвоили новый материал. Перед вами лист с заданием «Верно-неверно» (см. приложение). Работая в парах, отметьте только верные утверждения.

- Какую отметку поставите себе за это задание?

                      2. Сердце часто упоминают в стихах, пословицах. На доске примеры:

1) доброе сердце;

2) сердце замерло от страха;

3) сердце забилось чаще от радости.

- Верны ли эти высказывания о сердце с научной точки зрения? (1) нет, это метафора; 2) и 3) – да, это результат действия нервной системы на работу сердца.)

IV. Рефлексия.

Ну что ж, наш урок подходит к концу. Кого бы вы хотели похвалить сегодня за работу? Оцените свою работу на уроке. На стикере в виде сердечка нарисуйте смайлик, который показывает, довольны ли вы собой сегодня.

V. Домашнее задание.

- О какой важной составляющей кровеносной системы мы сегодня не упомянули? (О крови).

- Прошу к следующему уроку подготовить материал о крови и выступить в роли учителя, объясняющего данную тему («Перевернутый класс», учебник стр. 25, дополнительный материал.)

Литература

  1. И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин. «Окружающий мир. 3 класс.  Изд. «Астрель». М., 2015 г.
  2. А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, С. В. Тырин. Окружающий мир. 4 класс. Часть 2. Человек и человечество. Изд. «Баласс», М., 2012 г.
  3. Составитель Ю. Р. Васильев. Занимательное природоведение. Изд. «Омега». М., 1997 г.
  4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/02/26/urok-om-v-3-klasse-po-teme-krovenosnaya-sistema-s
  5. Школьный конструктор опыта. Методический инструмент для проектирования уроков.

Приложение

Сердце есть у каждого человека. Оно подобно насосу подает кровь ко всем тканям и органам. Кровь доставляет им кислород, полученный из легких, и питательные вещества из переваренной пищи. Без кислорода и питательных веществ – углеводов, белков и жиров наши органы не могут ни существовать, ни работать.

Сердце разделено сплошной перегородкой на левую и правую половины. Левая половина получает отработанную кровь, которая возвращается из путешествия по всему телу. Справа находится кровь, обогащённая кислородом. Движется только в одном направлении, так как путь назад закрывает клапан. 
К каждому органу подходят два кровеносных сосуда: артерия и вена. По артерии кровь проходит от сердца, принося клетке кислород и все необходимые вещества. Артерии ветвятся, словно ветви дерева. Самые маленькие кровеносные сосуды называются капиллярами. Пройдя через капилляры, кровь попадает в более толстые сосуды — вены. По вене кровь движется обратно к сердцу, унося отходы. Кровь, сердце, сосуды образуют кровеносную систему.

Верно-неверно

Кровообращение — это поглощение кислорода.

Кровообращение — это движение крови в организме.

 Кровь приносит ко всем органам кислород и питательные вещества.

Кровь приносит ко всем органам углекислый газ, а уносит из них кислород.

Сердце – главный двигатель крови в нашем организме.

Мозг– главный двигатель крови в нашем организме.

Сокращаясь и расслабляясь, сердце выталкивает кровь в крупные сосуды.

Сокращаясь и расслабляясь, сердце выталкивает кровь в легкие.

У взрослого здорового человека сердце делает 80-90 сокращений в минуту.

У взрослого здорового человека сердце делает 60-70 сокращений в минуту.

скелет

позвоночник

грудная клетка

200

400

череп

мышцы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОМ в 3 классе по теме " Кровеносная система" с использованием технологии критического мышления

Данный урок построен по технологии критического мыления. Использованы следующие приёмы: "Истино, ложно", "Кластер","Инсерт", "Корзина идей", "Синквейн"...

План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы

Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым  и настоящим развитием  человечества. Внедрени...

Открытый урок по окружающему миру 3 класс на тему "Кровеносная система"

Формировать представление учащихся о строении и работе кровеносной системы. Сформировать представление о составе и значении крови в организме....

Конспект урока окружающего мира "Кровеносная система", 3 класс, УМК "Планета знаний"

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока окружающего мира: "Как люди познают мир", 2 класс "Планета знаний"

Конспект урока окружающего мира по теме: «Как люди познают мир», 2 класс "Планета знаний"...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Сравнение по признакам.Ряды" (Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова, 1 класс)

Цели деятельности учителя: формировать умение сравнивать предметы по выраженности у них какого-либо признака, и выстроить ряд;Планируемые результатыПредметные: знать признаки наблюдаемого предмета и с...