Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почему радуга разноцветная» 1 класс УМК «Школа России»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Дудник Екатерина Александровна

Цель деятельности учителя:  формирование первоначального представления о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развитие мышления и пространственного воображения, наблюдательности и обогащения словарного запаса. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

 

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. знать: как образуется радуга, последовательность цветов радуги;
  2. уметь:  называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

 

 

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Ч 2. Учебник для 1 класса. – М.: «Просвещение», 2012г.; Рабочая тетрадь; Презентация в формате PowerPoint, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_raduga_raznotsvetnaya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока. Методы и приемы

Время

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Этап самоопр. к деятельност.

Словесный: слово учителя

1 мин.

- Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на работу.

Энергизатор.

Cейчас присядут те, чьё имя начинается на букву «Д», «Ж», «К», «Н», «В»…

- Спасибо.

Садятся на места.

П: воспринимать речь учителя.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа.

Практический:работа в парах

2 мин.

– А теперь давайте вспомним, какую тему мы прошли на предыдущем уроке?

- Почему звенит звонок?

- Как рождается звук?

Окружающий нас мир наполнен звуками. Мы слышим, как звенит звонок, гудит автомобиль, лает собака, мычит корова, поют птицы и многое другое.

Прослушивание звукового ролика.

– Какие звуки издают различные предметы?

Практическая работа №1.

Работа в парах. Ответить на вопросы теста. Взаимопроверка.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Прослушивают запись ролика. – Пение птиц, гром, звон, стук…

Работают в парах над практической работой.

П: воспринимать речь учителя; высказывать предположения

в устной форме.

Постановка учебной задачи Словесный: беседа.

Наглядный: презентация.

5 мин.

Однажды Муравей – Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под зонтиком. А когда дождь почти закончился, появилось солнце. Счастливый Муравьишка посмотрел вокруг и вдруг на небе он заметил чудо.  А какое?

Отгадайте загадку:

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути.

В них ни въехать, ни войти.

-Что появилось на небе? – а почему радуга разноцветная?

- Так какая тема сегодняшнего урока? – О чем мы будем с вами говорить?

- Поставьте цели на урок.

Слушают учителя. Отгадывают загадку: радуга.

Перечисляют растения. Тема: «Почему радуга разноцветная?»

Цели: 1) Узнать как образуется радуга; 2) научиться называть цвета радуги.

К: уметь слушать и слышать.

П: воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Открытие нового знания

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация.

Практический:

опыт.

10 мин.

-Дети, а кто из вас видел радугу?

- Какое настроение было, у Вас было?

-Что же означает слово «РАДУГА»?

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Мы привыкли видеть радугу в виде дуги, ведь мы смотрим на неё с земли. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

-Почему в воздухе возникло такое чудо? - Кто строитель?

-Вы уже догадались? - Ребята, когда в небе появляется радуга?

-Вы правы, это интересное природное явление можно наблюдать, когда светит солнце и идёт дождь.

- Почему?

- На что попадают в небе солнечные лучи?

-Что при этом образуется?

  Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

-А почему радуга разноцветная?

 Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из семи цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма

Так и в капельке лучик распадается на семь цветов. Таким образом и получается радуга. Все цвета в радуге располагаются в чёткой последовательности и никогда не

меняются местами.

-Чтобы не путать этот порядок люди придумали «запоминалку».

-Повторим этот стишок. « Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

ФИЗМИНУТКА 

Чтение стихотворения Н. Михайловой:

Солнце светит и смеётся, А на Землю дождик льётся.

И выходит на луга  Семицветная дуга.

         - Обычно солнечный луч и дождевые капли строят за раз одну радугу, и то нечасто. Но бывает, что всем на радость и удивление, в небе сразу появляются две радуги. Одна из них поярче, другая побледней!

- Как вы думаете, почему?

- Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды. Когда дождь стихает, будто кто–то стирает радугу с неба. Ещё реже на небе сияют сразу целых четыре или пять радуг,- такое случается только над большими реками, озёрами, водопадами, потому что тут происходит сложное многократное отражение солнечных лучей от капелек воды. Природа очень изобретательна!

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения.

- Когда светит солнце и идёт дождь

Пытаются ответить на вопрос.

На капельки дождя.

Радуга.

Затрудняются ответить.

Учитель показывает опыт с призмой на белом листе бумаги.

Повторяют стишок.

Читают стихотворение.

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

К: четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

П:  воспринимать речь учителя; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы;

строить речевые высказывания в устной форме; выполнять задания учителя.

Первичное Закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

Практический:

Работа в парах.

 

8 мин.

Практическая работа.

Муравьишка решил сам сделать радугу. Поможем ему. Расположите и наклейте цветные полоски так, чтобы у Вас получился кусочек радуги. Проверим работы.  В парах.

Творческая работа

Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…

-В брызгах фонтана…

-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…

-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу на листочках

бумаги. С помощью мыльных пузырей мы увидим эффект радуги.

Работают над практической работой в парах.

С помощью мыльных пузырей рассматривают радугу.

П: воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Р: выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практ:  раб.т.

5 мин.

- Сейчас, я предлагаю поработать вам творчески, каждый в своих рабочих тетрадях, нарисуйте радугу или помощников-строителей.

Под музыку рисуют в рабочей тетради.

Работают в рабочих тетрадях.

К: четко формулировать свои мысли.

Включение в систему знаний.

Словесный: беседа.

Практ:работа с плакатом.

6 мин.

У каждого ученика – полоска бумаги с кружочками (бусы).

Учитель задаёт вопросы, ученики самостоятельно отвечают “да – нет”;

Ответ “да” – кружок закрашивается в зелёный цвет;

Ответ “нет” – кружок закрашивается в красный цвет.

1 -У радуги 7 цветов?

2 - Все цвета расположены в определённом порядке?

3 - В радуге есть коричневый цвет?

4 -Строители радуги – солнце и дождь?

- Сверьте себя с экраном.

Работают на карточках.

  1. Да
  2. Да
  3. Нет
  4. Да  

Р: выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного.

Рефлексия

деятельности

Словесный: самоанализ.

3 мин.

- Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. Что нового вы сегодня узнали?

- Какая была тема урока? - Какие цели мы ставили в начале урока? - Достигли мы их? - Скажите, так почему же радуга разноцветная? – А почему мы в небе иногда видим две радуги и более?

- Разукрась смайлик, соответствующий твоему настроению на уроке.

Мы узнали, почему радуга разноцветная и в какие цвета она окрашивается.

Оценивают свое настроение в смайликах.

Р: анализировать проделанную  работу.

Цель деятельности учителя:  формирование первоначального представления о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развитие мышления и пространственного воображения, наблюдательности и обогащения словарного запаса. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. знать: как образуется радуга, последовательность цветов радуги;
  2. уметь:  называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Ч 2. Учебник для 1 класса. – М.: «Просвещение», 2012г.; Рабочая тетрадь; Презентация в формате PowerPoint, раздаточный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения наблюдать за весенними изменениями в природе,  признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение весенней природы с зимней.Планируем...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока включает в себя тест по ранее изученной теме "Земля-кормилица". При изучении новой темы и на этапе закрепления учащиеся работают в группах....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что окружает нас дома?" УМК "Школа России" 1 класс

Тип урока: открытие новых знанийЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся об окружающих их дома предметах.Задачи урокаДидактические:Повторить материал по пройденной теме «Кто...

Технологическая карта урока окружающего мира «Из чего что сделано?», 2 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Из чего что сделано?»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний о природных м...

Технологическая карта урока окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"

Цель урока: формирование знаний о признаках весны в живой и неживой природе; формирование представления о связи изучаемых предметов с жизнью.Задачи урокаДидактические:Познакомить учеников с последоват...

Технологическая карта урока окружающего мира "Что окружает нас дома?" (1 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Создание условий для формирования знаний о группах предметов домашнего обихода.Задачи урокаДидактические:Формирование представлений о группах...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Почему нужно беречь воду", УМК «Школа России», 3 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о причинах загрязнения воды; обобщение правил по сохранению чистой воды. Задачи урока:Ди...