Конспект урока окружающего мира "Россия на карте" (2 класс) УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Гайфулина Алсу Рифатовна

Цели деятельности учителя:

  • формирование знаний обучающихся о карте;

 

Планируемые результаты

 

Предметные:

  • знать, что такое карта и приёмы чтения карты;
  • знать отличие глобуса от карты;
  • уметь находить на карте Россию.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Россия на карте 78 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Россия на карте»

Дата: 10 апреля 2019г.

Школа: МОУ Байгазинская СОШ

Класс: 2

Урок: 2

Учитель: Саматова Т.М.

Студент: Гайфулина А., 46гр.

Методист: Горячева С.Л.

Цели деятельности учителя:

  • формирование знаний обучающихся о карте;

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать, что такое карта и приёмы чтения карты;
  • знать отличие глобуса от карты;
  • уметь находить на карте Россию.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс (Плешаков А.А.), рабочая тетрадь раздаточный материал (карточки).

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод: беседа

2 мин

– Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

– Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

– Клад  это богатство, деньги, золото.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: учебная презентация

4 мин

– На прошлом уроке мы говорили о наблюдениях в природе родного края

– Приведите примеры весенних явлений в природе.

– Красива природа весной, когда появляются первые цветы, прилетают птицы, появляются первые листочки на деревьях…

– Как вы думаете, в разных уголках нашей огромной страны погода везде одинаковая?

– Почему?

- Половодье, ледоход, появление раннецветущих растений, прилёт перелётных птиц

Р: саморегуляция

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, доказательство

3.

Постановка учебной задачи

Наглядный метод: учебная презентация

Словесный метод: беседа

5 мин

– Наша страна занимает огромную территорию. Но мы можем совершить это путешествие, не выходя из класса. В этом путешествии у нас будет помощник. А кто этот помощник вы узнаете, отгадав загадку:

Страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев,

Моря без воды.

– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? 

– Какую страну будем учиться находить на карте?

- Сформулируйте тему урока.

– Сможем ли мы показать на карте различные географические объекты? Чему будем учиться на уроке?

- Какую цель поставим?

 

- Географическая карта

- мы будем говорить о карте

- Россию

- Россия на карте

- Научимся правильно читать карту и показывать объекты

- Узнать, что такое карта, как выглядит на карте наша страна. Научиться читать карту. Уметь правильно показывать объекты на карте

Р: целеполагание, планирование, саморегуляция

П: поиск и выделение необходимой ситуации, анализ объектов с целью выделения признаков

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов

4.

Открытие детьми нового знания

Практический метод: работа с учебником

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: учебная презентация

8 мин

– История возникновения карты уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках. 
- В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж». 
– Рассмотрим карту (на доске)

– Найдите и прочитайте в учебнике информацию о том, что называется картой (страница 91)

– Допишите определение в Рабочей тетради (задание 1, страница 41)

-Для того чтобы путешествовать по карте, надо научиться ее читать. Это не только читать надписи на ней. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения. Посмотрите:

- Голубым цветом на карте обозначена вода, а зеленым и желтым цветом обозначают равнины, а коричневым – горы.

На равнинах есть низкие места – низменности и более высокие места – возвышенности. Низменности обозначают на карте зеленым цветом, а возвышенности – желтым.

Физминутка

- карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков

Р: саморегуляция

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков, доказательство

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Первичное закрепление

выполнение физических упражнений

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: учебная презентация

5 мин

- Посмотрите, как я вам буду показывать объекты РФ (Граница РФ, Северный Ледовитый океан, Японское море, Хабаровск)

- Итак, ребята, сейчас посмотрите на стр. 95 какие ещё есть условные знаки. Какие мы не назвали?

- обозначение столицы, города, реки, каналы, болота, ледники

Р: саморегуляция

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков, доказательство, поиск и выделение необходимой информации

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод: самостоятельная работа

7 мин

 - Сейчас на пару вы получите задание.

Будет работа с картой, потом кто-то один из пары выйдет и покажет всему классу те объекты, с которыми вы работали.

1я пара – находит на карте равнины.

2я пара – находит горы.

3я пара – крупные города.

4я пара – реки.

А теперь все посмотрите на карту и найдите на ней моря.

- Сейчас по очереди выходим и с помощью указки показываем, где что находится.

- Западно-Сибирская равнина, Восточно-Европейская равнина

- Кавказские горы, Уральские горы

-  Якутск, Хабаровск, Чита, Самара

- Ока, Волга, Дон

- Черное море, Белое море

Р: саморегуляция, оценка

П: структурирование знаний

К: управление поведением партнера

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический метод: работа с учебником, с картой

Словесный метод: беседа

7 мин

- Отлично! Смотрим на картинки стр. 92-93 и решаем, где на карте это будет располагаться.

- К каждой картинке есть подпись на с.93.

- Где будут располагаться белые медведи? Найдите это место на карте.

- Теперь я буду называть место, вы выходите к доске и показываете это на карте

- 1-Северный Ледовитый океан,

2 – между Магаданом и островом Сахалин,

3 – около Кавказский гор,

4 – около Западно-Сибирской равнины,

5 – между Великим Новгородом и Москвой,

6 – на Западно-Сибирской равнине, 7 – полуостров Камчатка.

Р: саморегуляция

П: анализ объектов с целью выделения признаков, доказательство, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

8.

Рефлексия деятельности

Словесный метод: беседа 

2 мин

-Подведем итоги нашего урока.

-Кто помнит, что такая карта?

-Что обозначают цвета на карте?

- У вас у каждого на парте лежат листочки с оценками 4 и 5, возьмите их. Оцените свою работу на уроке, какую отметку вы себе поставили за работу на уроке? Подпишите листочек и передайте листочки вперёд.

- карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков

- голубой – вода, зеленым, желтым и коричневым – горы.

Зеленым и желтым цветом обозначают равнины, а коричневым – горы. Низменности обозначают на карте зеленым цветом, а возвышенности – желтым.

Р: саморегуляция, оценка

П: структурирование знаний, осознание и произвольное построение речевого высказывания, синтез

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управление поведением

Задания для дистанционного обучения

1.Что такое карта?

1) Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.

2) Чертёж местности;

3) Схема объектов.

2.Каким цветом на карте обозначены горы?

1) Голубым;

2)Зелёным;

3) Коричневым.

3. Что на карте показано жёлтым цветом?

1) Вода;

2) Низменности;

3) Возвышенности.

4.Где на карте показан юг?

1)Вверху;

2) Внизу;

3) Справа.

5.Выбери верное утверждение:

1) Стой у карты слева.

2) Показывай только указкой.

3) Показывай не объект, а надпись.

6.Какая сторона горизонта показана справа?

1) Юг;

2) Север;

3) Восток;

4) Запад.

7.Каким цветом на карте показаны равнины?

1) Голубым;

2) Коричневым;

3) Жёлтым и зелёным.

8 Изобрази, как на картах показаны такие объекты:

каналы города острова

реки граница озёра


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "В школе" 2 класс Школа России

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: В школеЦели урока:- изучить правила поведения в школе, «опасные места» в школьном здании; учить определять положительные и отрицатель­ные качества поведения ...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Конспект урока окружающего мира "Водные богатства" (2 класс, Школа России)

Конспект урока окружающего мираТема: Водные богатстваЦели деятельности учителя: ознакомление учащихся с разнообразием водоёмов планеты; воспитание бережного отношения к природе.Планируемые результатыП...