Конспект урока по окружающему миру по теме Пётр Великий в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Кондратьева Алла Викторовна

Цели, формируемые УУД и план-конспект урока по окружающему миру по теме Пётр Великий в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА  ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В 4 - М КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПЁТР ВЕЛИКИЙ».

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Сформировать образ Петра Великого как царя – реформатора
  • Научить видеть, какими усилиями были осуществлены эти реформы

УУД:

Регулятивные:

  • Отбирать знания, необходимые для решения проблемы
  • Ориентироваться в источниках информации, уметь оценивать информацию, соотносить новую информацию с имеющимися знаниями
  • Устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения
  • Подготовить учащихся к самостоятельным выводам, замечаниям
  • Развивать умение анализировать, обобщать

Познавательные:

  • Развивать познавательные способности (память, мышление, наблюдательность, речь, воображение)
  • Читать вслух и про себя учебные тексты, отделять новую информацию от  известной информации

Личностные:

  • Развивать нравственные черты характера (произвольное внимание, выдержку, доброту, уважение, ответственность, чуткость, сопереживание)
  • Развитие самостоятельности в приобретении умений и навыков
  • Развивать эмоциональную сферу
  • Воспитание нравственных чувств и убеждений

Коммуникативные:

  • Воспитание послушания, дружбы, достоинства
  • Формировать умение сотрудничества, умение работать в команде

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Для каждой группы подготовлены тексты с информацией, с которой ребята должны ознакомиться, обсудить в группах, а затем представить участникам других команд
  • Изображение Андреевского флага
  • Изображение Петропавловской крепости, Адмиралтейства
  • Изображение Петра Первого
  • Карточки с опорными словами заранее вывешиваются на доске в закрытом виде в форме парусного корабля. По ходу урока карточки нужно переворачивать.

ХОД УРОКА:

Здравствуйте, ребята.

- Мы вновь встречаемся  вами в клубе любителей истории. Мы снова совершим с вами путешествие по Реке Времени. И путешествовать мы будем на разных кораблях. Экипажи кораблей уже сформированы. Начинаем наше плавание. Сегодня ваши  корабли  причалят в очень необычном времени, времени Петровской эпохи. С каким именем может быть связана эта эпоха?

(высказывание групп)

- Правильно, мы отправимся во времена царствования Петра Первого, Петра Великого. Подумайте, с чем для вас связано это имя, обсудите свои мысли в группе и поделитесь ими с другими экипажами.

(высказывание групп)

- Молодцы! А знаете ли вы, что Пётр Первый считается царём - реформатором? Как вы думаете, почему?

-«Меня называют тираном, это неправда. Не знают всех обстоятельств, » - говорил Пётр.

-В конце нашего плавания вы должны будете ответить, какие реформы проводил Пётр Первый. Почему одни называли его «тираном» (карточка «ТИРАН»), а другие - «Отцом Отечества» (карточка «ОТЕЦ ОТЕЧЕСТВА»).

-Продолжайте ваше плавание самостоятельно. Изучите все исторические сведения и прочитанный материал обсудите в своём экипаже. Затем экипажи обменяются полученными знаниями между собой.

(Работа в группах. После того, как состоится обсуждение в группах, представители от каждой команды знакомят со своим текстом ребят из других команд, и происходит общее обсуждение).


Первая группа

Россия, огромная страна, простиравшаяся на севере до берегов Ледовитого океана, а на востоке - до Китайских рубежей, во времена Петра находилась на краю бездны. Глубину этой бездны Пётр осознал, когда искал поддержки у европейских государств  для борьбы против турок, закрывших проход Чёрному и Азовскому морям. Это перекрывало возможность торговли с востоком. Союзников в Европе Пётр не нашёл. Отставшая в промышленном развитии от европейских соседей Россия не вызывала интереса и не внушала уважения. Её будущее казалось предрешённым. (?) Так, шведский король Карл XII мечтал подчинить себе Москву и всю Россию.

Пётр не мог с этим смириться, хотя Швеция в то время была одной из мощнейших держав. Карл XII обладал лучшей в мире армией и мощным флотом.

Вооружение русских устарело. Воины плохо обучены. Ситуация требовала от Петра решительных действий. В 1699 году он распусти стрелецкое войско (?), создав указ о создании регулярной армии. Так, была введена рекрутская повинность: примерно с 20 крестьянских дворов необходимо было поставить одного рекрута для пожизненной службы в армии. На общинных сходах крестьяне старались отправить в рекруты людей буйных, задир, забияк. Практически на всю жизнь они были оторваны от своих семей и привычных занятий. Пётр лично следил за набором рекрутов и своей рукой редактировал первый воинский устав. В результате русская армия всего лишь через год получила современное вооружение.  Офицерами в армии служили либо иностранцы, либо русские дворяне, получившие знания за границей  или в специально созданных военных школах.

Над войсками,  идущими в атаку, теперь развевался единый военный штандарт – российский флаг. Полотнище штандарта  было образовано тремя полосами белого, синего и красного цвета и украшено изображением золотого двуглавого орла.


Вторая группа

Россия, огромная страна, простиравшаяся на севере до берегов Ледовитого океана, а на востоке - до Китайских рубежей, во времена Петра находилась на краю бездны. Глубину этой бездны Пётр осознал, когда искал поддержки у европейских государств  для борьбы против турок, закрывших проход Чёрному и Азовскому морям. Это перекрывало возможность торговли с востоком. Союзников в Европе Пётр не нашёл. Отставшая в промышленном развитии от европейских соседей Россия не вызывала интереса и не внушала уважения. Её будущее казалось предрешённым. (?) Так, шведский король Карл XII мечтал подчинить себе Москву и всю Россию.

Пётр не мог с этим смириться, хотя Швеция в то время была одной из мощнейших держав. Карл XII обладал лучшей в мире армией и мощным флотом.

Вооружение русских устарело. Воины плохо обучены. Ситуация требовала от Петра решительных действий. В 1699 году он распусти стрелецкое войско (?), создав указ о создании регулярной армии. Так, была введена рекрутская повинность: примерно с 20 крестьянских дворов необходимо было поставить одного рекрута для пожизненной службы в армии. На общинных сходах крестьяне старались отправить в рекруты людей буйных, задир, забияк. Практически на всю жизнь они были оторваны от своих семей и привычных занятий. Пётр лично следил за набором рекрутов и своей рукой редактировал первый воинский устав. В результате русская армия всего лишь через год получила современное вооружение.  Офицерами в армии служили либо иностранцы, либо русские дворяне, получившие знания за границей  или в специально созданных военных школах.

Над войсками,  идущими в атаку, теперь развевался единый военный штандарт – российский флаг. Полотнище штандарта  было образовано тремя полосами белого, синего и красного цвета и украшено изображением золотого двуглавого орла.


Третья группа

В первые годы своего царствования Пётр Первый своим указом прекратил пополнение Боярской думы новыми членами. Таким образом, она была обречена на «вымирание». Важные государственные решения стала принимать команда ближайших сподвижников Петра. В 1711 году вместо Боярской думы был учреждён Сенат, который стал высшим государственным органом страны и осуществлял контроль над всеми учреждениями.

Кроме того, Пётр исключил власть церкви, сделал её и священнослужителей лишь своими союзниками. Так  был создан Синод, где вершился церковный суд.

При Петре Первом было основано около 200 новых мануфактур в самых разных отраслях промышленности: стекольной, бумагоделательной, парусинной, полотняной, ткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других.

Главной проблемой на мануфактурах была нехватка рабочей силы. Пётр и здесь проявил жестокость, используя насильственные меры: мужчины, женщины, подростки трудились по 13- 14 часов в сутки. Их набирали из разорившихся горожан,  беглых крестьян, бродяг и учили их мастерству. Рабочие люди жили со своими семьями в избах при заводах, получали зарплату деньгами, но, чтобы прокормиться, им также приходилось обрабатывать свои огороды, выращивать кур и коз. За провинности  приказчики заводов наказывали работных штрафами и плетьми. Уходить с завода было запрещено, поэтому работные люди фактически являлись крепостными.

Однако в период правления Петра Первого вывоз товаров из России превышал ввоз из других стран.

Четвёртая группа

Европейскую одежду стали носить благодаря реформам Петра Первого. До этого традиционные формы одежды были просты по крою и линиям в течение длительного времени. Одежду передавали по наследству- в ней ценили качество и стоимость ткани.

Пётр Первый запретил носить дворянам и горожанам старый русский костюм. Русское платье было запрещено производить и им торговать. Нарушителям грозили штрафы, ссылка на каторгу с конфискацией имущества.

Кроме того, была разработана налоговая реформа: крестьяне платили за наличие в хозяйствах бань, пчелиных ульев, рыбацких лодок и даже за похороны в дубовом гробу. Существовал также налог на бороду: для купцов он был от 60 до 100 рублей, для крестьян- 30 рублей.

Кроме того, была введена «подушная подать». Если раньше крестьяне платили подати со двора ( независимо от количества жителей в них, то теперь подать платили с человека: от грудных детей до дряхлых стариков).

С момента введения подушной подати доходы казны выросли в 3 раза, хотя при этом сами чиновники признавали, что из-за подати крестьяне приходят  «в непоправимое бедствие»

В результате преобразований Петра Первого в России была создана абсолютная монархия. В 1721 году  Пётр принял звание императора и Россию стали называть империей. Всю свою жизнь Пётр учился и заставлял учиться своих подданных. Благодаря его преобразованиям и изнурительному труду простого народа возросла мощь государства. Так начинались новые времена в истории нашей страны – времена Российской империи.

-Наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Можем ли однозначно ответить на поставленный вопрос « КЕМ ЖЕ БЫЛ ПЁТР ВЕЛИКИЙ: ТИРАНОМ ИЛИ ОТЦОМ ОТЕЧЕСТВА»? Почему?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Что вас удивило?

-Что разочаровало?

Домашнее задание:

1.Представь, что ты участвуешь в строительстве петровского флота, в создании нового города, сражаешься со шведскими войсками. Опиши свои впечатления с точки зрения простого ремесленника, солдата, матроса, в виде письма к родным.

2.Темы для рефератов:

-«История Андреевского флага»

-«История Российского флага»

-«Сражение под Полтавой в 1709 году»

-«Сражение у мыса Гангут в 1714 году»

-«Переход на Григорианский календарь»

-«Восприятие европейских форм культуры и быта при Петре I»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация

План-конспект урока по окружающему миру по теме "Животноводство" в 3 классе+ презентация...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему "Экологическая безопасность" (3 класс)...

Методическая разработка "Урок по окружающему миру на тему «Петр Великий». 4 класс"

Урок по окружающему мируна тему«Петр Великий». 4 класс   Цель: Сформировать представления у учащихся о времени правления ПетраI,...

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по окружающему миру на тему:"Опасные места"3 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по окружающему миру во теме "Берегите воду!" (2 класс слабослышащие)Обобщающий урок

Обобщающий урок по окружающему миру. Задачи: урока  воспитание бережного отношения к воде, знаний  правил поведения на водоёмах; развитие произносительных навыков, связной монологическо...

Технологическая карта урока по Окружающему миру на тему " Петр Великий ." 3 класс , Школа 2100

Урок на тему " Петр Великий "Цели урока-Сформировать представление о Петре 1 - первом императоре-формировать повышение интереса обучающихся к истории страны-...

Конспект урока по окружающему миру по теме «Екатерина Великая» (УМК Школа России), 4 класс.

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым; формирование представлений учащихся о жизни в России времен правления Екатерины Ве...