Технологическая карта учебного исследования "Бывают ли на свете чудеса?"
методическая разработка по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Вершинина Людмила Сергеевна

Учебное исследование для начальных классов "Бывают ли на свете чудеса?"

Цель: организовать деятельность обучающихся для формирования универсальных познавательных УД и приобретения исследовательских умений выдвигать гипотезы, планировать работу для нахождения необходимой информации и проверки гипотез, представлять результат работы в виде анализа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта учебного исследования

«Бывают ли на свете чудеса?»

Предмет: окружающий мир

Руководитель: Вершинина Людмила Сергеевна

Обобщение урока: осенью листья растений меняют свою окраску из-за нехватки солнечного света и проявления в них пигментов желтого и красного цветов.

Цель: организовать деятельность обучающихся для формирования универсальных познавательных УД и приобретения исследовательских умений выдвигать гипотезы, планировать работу для нахождения необходимой информации и проверки гипотез, представлять результат работы в виде анализа.

Объект: листья.

Предмет: цвет листьев.

Оборудование к уроку: краски акварельные, кисти, емкости для воды, листья растений зеленые, желтые, красные, коричневые (береза, осина, черемуха, рябина, лопух, красная и черная смородина, земляника, клубника), жидкое мыло, губки, салфетки, сосуды с моющим средством «Белизна», медицинским спиртом, спички, фонарик, информационные тексты, рабочие листы (задания, оценивание).

Планируемый результат:

Обучающиеся учатся:

- использовать текст с целью поиска необходимой информации;

- выявлять причины изменения окраски листьев осенью;

- объяснять причины разной окраски листьев (желтый, красный, коричневый);

- структурировать изученную информацию в виде таблицы.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- наблюдать, сравнивать;

- находить ответы на вопросы в информационных текстах;

- делать умозаключения.

Ход занятия

Этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационно-мотивационный-

Организует начало урока. Распределяет учащихся по группам (по 5-6 человек). Напоминает о том, в какой форме и в течение какого времени будет проходить учебное занятие. Напоминает правила работы в группах и правила оценивания

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к занятию

3 мин

Проблематизация.

Целеполагание. Первичное исследование

 Через вопросы «Бывают ли на свете чудеса?»    и  «Случались ли чудеса с вами в жизни?» организует подводящий к теме диалог.

Читает стихотворение «Чудеса».

Организует учебный диалог об окружающем мире, живой и неживой природе, о вещах, сделанных руками человека (приборы, гаджеты).  

Предлагает  ответить на вопрос «Как  из зеленого цвета получить ярко-желтый и красный цвета?»

выслушивает ответы детей, записывает их предположения на доске)

Создает проблемную ситуацию, предлагая выполнить  1 задание (2 -3 минуты). Проверяет результат работы.

- Какое затруднение вызвало у вас это задание?

- Сформулируйте проблему 

Так как же получить такие цвета из зеленого? Знаете ли вы кого-нибудь, кто сможет выполнить такое задание?

А я знаю одного волшебника, и вы его уже тоже хорошо знаете, которому это чудо подвластно. 

Читает произведение (уч. литер.чтение стр.110? 2 класс).

Организует беседу по прочитанному произведению

Конечно, то что мы прочитали – это сказка, но осенняя красота реальна, и она каждый год радует нас своими чудесами. Какие же тайны и секреты хранит Осень и как их разгадать?

Почему листья меняют цвет?  (Фиксирует предположения учащихся)

Сформулируйте тему исследования. (Фиксирует)

Сформулируйте цель исследования. (Фиксирует)

Слушают учителя. Отвечают на вопросы

Слушают учителя. Отвечают на вопросы

 (путем смешивания красок)

Выполняют задание: пробуют смешать цвета.

Испытывают затруднения, так как из зеленого цвета сложно получить ярко-желтый и красный цвета. Отвечают на вопросы. Формулируют проблему

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Высказывают предположения

Формулируют тему

Формулируют цель исследования с помощью учителя (Выяснить, почему листья осенью меняют окраску).

7-10 мин

5 минут

 

Поиск решения проблемы.

Конструирование нового способа действия. Решение частных задач

Моделирование

Организует исследовательскую работу.

Знакомит с планом работы.

Выдает материалы для проведения экспериментов (информационные тексты, таблицы, оборудование).

Читает сказку, по содержанию которой учащиеся выполняют задания. Показывает эксперименты с зелеными листьями.

Предлагает ознакомиться с информационными текстами и заполнить таблицу.

Контролирует работу групп.

Слушают учителя. Принимают учебную задачу. Выполняют задания. Делают выводы по каждому эксперименту.

Читают текст. Осуществляют поиск фактов для обоснования или опровержения гипотезы: изучают  и выделяют существенную информацию. Применяют изученную информацию для решения частных учебных задач (заполнение таблицы (виды пигментов и название вещества)

20 мнут

Обмен информацией.

Связывание информации, обобщение

Организует работу по результатам исследовательской деятельности групп.

 - Удалось ли нам подтвердить хотя бы одну из гипотез?

- Что вы делали, для того, чтобы справиться с заданием?

- Сформулируйте вывод?

Излагают результаты исследования по группам

Отвечают на вопросы учителя. (Работа с информацией: поиск, выделение необходимой информации, выполнение практических заданий).

Формулируют обобщение 

5 -7 минут

Применение новых знаний для решения частной задачи

Организует работу для применения полученных знаний для выполнения основного задания.

Как вы думаете, как меняется окраска листьев растений. В течение какого времени?

Выдает материалы для выполнения задания: листья разной окраски и различных растений. Составить схему «Процесс изменения окраски листьев» («Зеленый – желтый» - береза, осина, «зеленый - красный» -осина, черемуха, красная смородина, клубника; «зеленый - коричневый» лопух, черная смородина, земляника)

Принимают учебную задачу. Выполняют задание:

Наклеивают листья на бумагу по очередности в зависимости от  степени изменения окраски листьев

20 минут

Подведение итогов, рефлексия

Организует работу по результатам работы групп.

Проводит  рефлексию

Защищают работу группы.

Отвечают на вопросы, оценивают работу групп и каждого участника группы (листы оценивания). Озвучивают результаты.

15 мин

Прочитайте  текст и заполните таблицу

«Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный»

Изменение окраски листьев – одна из первых примет осени. Много ярких красок в осеннем лесу! Березы, ясени и липы желтеют, пунцово-красными становятся узорные листья рябины, оранжевыми и багряными листья осин. Некоторые листья просто становятся коричневыми. Чем же обусловлено это цветовое многообразие?

Все мы знаем, что листья летом зеленого цвета. Так откуда же появляются желтый, красный и коричневый цвета? Оказывается, что эти цвета в листьях присутствуют всегда с самого начала  их роста. Они маскируются  под большим количеством зеленого пигмента  - хлорофиллом.

Хлорофилл вырабатывается в листьях под действием солнечного света и обеспечивает питание растения. А так как солнечных дней летом больше, то и наличие хлорофилла в листьях больше чем других веществ и долго сохраняется зеленая окраска листьев.

Когда осенью, из-за нехватки солнечного света в листочках замедляются все жизненные процессы, хлорофилл разрушается и уменьшается  его количество, начинают  проявляться другие красящие вещества  - ксантофилл, который   окрашивает  листья в желтый цвет, и  каротин. Он окрашивает листья  в оранжевый цвет.  Но ведь кроме жёлтой и оранжевой окраски осенней порой можно наблюдать ярко-красные и огненно-рыжие деревья. Это обусловлено пигментацией. В таких случаях цвет вызывает совсем другой пигмент, называемый антоцианом. Антоциан содержится в клеточном соке, он там растворён. Именно от его концентрации зависит глубина красного оттенка. Таким образом, получается, что жёлтый, оранжевый, либо красный цвет листьев, который мы наблюдаем осенней порой, говорит о том, что жизненные процессы в них угасают. Затем следует опадание. Это естественное необратимое явление.

А откуда же берется коричневый цвет в листьях? Какое вещество его окрашивает в этот цвет? Никакое! Такого вещества в листьях нет. Листья становятся коричневыми, потому, что кроме хлорофилла в них  больше нет никаких красящих веществ. Это цвет приобретается в результате  разрушения и отмирания клеток листьев. Например, у черной смородины или земляники. Или на поздней стадии разрушения любого листа растения.

Заполни таблицу

Время года

Цвет

Вещество

Лист оценивания группы №

Критерии оценивания: если ученик

  • полностью справился с заданием – 3 балла, оценка «5»;
  • справился с заданием с помощью группы – 2 балла, оценка «4»;
  • выполнял, но не справился с заданием – 1 балл, оценка «3»;
  • не выполнял задание – 0 баллов.

Действия

Кто выполняет

Количество баллов

Следит за временем

Читает задание

Выполняет записи

Наклеивает листья

Заполняет лист оценивания

 Участвует в защите

Другие действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта учебного занятия по математике

Технологическая карта  учебного занятия по  математике в 4 классе. Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел.Цель:Формирование навыка письменного сложения и вычитания многозначных чисел ...

Технологическая карта учебного занятия по технологии в 1 кл.

Технологическая карта учебного занятия по технологии в 1кл «Зайчик». Аппликация из листьев...

Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру в 1 классе "Звери-млекопитающие" (УМК "Начальная школа 21 века")

Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру в 1 классе "Звери-млекопитающие" (УМК "Начальная школа 21 века")...

Технологическая карта учебного занятия по окружающему миру

          УМК «Планета знаний»      1 класс                     Тема урока: Твоя школа....

Технологическая карта учебного занятия «Я люблю зимние каникулы!» в группе 1 года обучения по УМК "Welcome starter a" авторов Э.Грей и В.Эванс.

Закрепление лексического материала по теме  «Рождество», "Каникулы", развитие  навыков  устной речи с помощью игровых ситуаций, драматизации и проектной деятельности....

Технологическая карта классного часа "7 Чудес Света. 8 Чудо – ТЫ!" (3 класс)

Цели: расширение кругозора учащихся; развитие эстетического чувства учащихся, их творческих способностей; расширение их представлений о культуре Древнего мира. Оборудование: презентация, вид...

Технологическая карта урока окружающего мира "На свет появился — с людьми породнился" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о названиях людей по родству.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с традиционными терминами родства;2) научить определять ...