Конспект урока по Окружающему языку тема "Природные зоны России" 4 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Конспект урока по Окружающему языку  в 4 классе по теме "Природные зоны России" с использованием карточек сайта Учи.ру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_prirodnye_zony_rossii.docx497.53 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме «Природные зоны России. Степь.»

Класс: 4 класс

Учитель: Якунина Галина Леонидовна

УМК: «Школа России»

Предмет: Окружающий мир

Тема: Природные зоны России. Степь.

Тип урока: ознакомление с новыми знаниями.

Цель урока: Познакомить с природной зоной степь.

Планируемые результаты (формирование УУД):

Предметные: учащиеся научатся различать природные зоны по их характеристикам, их климатические условия, описывать изученные природные зоны, проводить наблюдения за переходом из одной зоны в другую, анализировать, доказывать предположения, делать выводы.

Метапредметные:

Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности, формирование адекватной, позитивной самооценки и самоприятия.

Регулятивные: формировать умение выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу или правилу, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено учащимися и того, что еще неизвестно.

Познавательные: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока,  выполнять действия по алгоритму, логически рассуждать и доказывать, моделировать, сформировать представление о деятельности исследователя; развивать умение использовать информацию.

Коммуникативные:  развитие  речи, умения работать в группе, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Самоопределение к деятельности.

Ребята, как вы думаете, путешествовать в страну знаний лучше в хорошем настроении или плохом?

Сегодня на уроке мы работаем в группах. Давайте все вместе повторим правило «Трёх П»

В хорошем.

Ученики берутся за руки в своих группах и хором произносят правило: «Познавать! Поддерживать !Помогать!»

2. Актуализация знаний.

1. Сегодня мы отправимся в путешествие по стране, которая имеет самую большую протяжённость территории с запада на восток. Вы знаете такую страну?

Одинакова ли природа и климат на разных участках страны, рассматривая их с севера на юг?

От чего зависит разнообразие растительного и животного мира России в разных её уголках?

(На доске открывается тема урока: «Природные зоны России.» Приложение 1.

2. Продолжаем наше путешествие. Давайте обратимся к карте, т.к. любой турист сверяет с ней свой маршрут. Слайд «Карта природных зон» 

Предлагаю поработать в группах. Помните, что один человек работает оформителем, двое или трое добывают информацию, ещё один представляет мнение группы классу.

Предлагаю начать работу с загадки, о какой природной зоне идёт речь?

На карте зональной есть полоса,

По площади очень большая она.

Там русских берёзок и елей краса;

А как называется зона?..

Задание на карточках Учи.ру

Возьмите технологическую карту природных зон. Зелёный стиккер укажет вам ту зону, характеристики которой вы впишете в таблицу. Таким образом проверим ваше домашнее задание .Приложение 2.

Рефлексия данного этапа урока проводится в виде отметки

 на «Индивидуальной карте успеха» выбором смайлика .Приложение 3.

Это Россия.

Климат различен и природные условия отличаются на разных участках нашей страны.

От природных зон, сменяющих друг друга.

Учащиеся рассматривают на интерактивной доске карту природных зон России

Ребята распределяют обязанности внутри группы.

Ученики, подбирая нужную рифму, приходят к выводу и дают ответ: леса.

Учащиеся выполняют задания на карточках сайта Учи.ру раздела Окружающий мир

Ребята в группе заполняют половину технологической карты по природной зоне «Леса». Каждая группа зачитывает одну из характеристик изученной зоны у доски, все остальные проверяют полноту ответов и дополняют в случае необходимости.

Ученики обводят выбранный смайлик в своих картах  в графе «Леса».

3.Постановка учебной задачи.

Прослушайте музыкальное сопровождение , которое поможет вам назвать следующую природную зону, располагающуюся за зоной лесов.

Значит, о чем мы будем говорить на уроке?

К теме урока «Природные зоны России»  добавляется название изучаемой на уроке зоны «Зона степей». Приложение 4.

Какие характеристики мы будем рассматривать, знакомясь с новой природной зоной?

На доске открываются  таблички: «Климатические условия» Приложение 5.

                                                           «Растительность» Приложение 6.

                                                             «Животный мир» Приложение 7.

                                                             «Хозяйственная деятельность человека»         Приложение 8.

Ребята слушают отрывок песни «Ах, ты, степь широкая…»

О степи.

Мы должны познакомиться с климатом зоны степей, рассмотреть растительный и животный мир этих мест, изучить хозяйственную деятельность человека в степях.

Ученики выполняют задания на карточках сайта Учи.ру

4. Открытие нового знания.

А начнём мы нашу работу с новой природной зоной с нахождения её на карте природных зон.

Как вы считаете, изменились ли климатические условия в степи по сравнению с зоной лесов?

От чего это зависит?

Предлагаю вам посмотреть ролик, который поможет составить технологическую карту зоны степей.

Жёлтый стиккер указывает место работы : правая часть листа технологической карты, рядом с зоной лесов.

Запишите название природной зоны.

Идёт демонстрация ролика о степи.

В заполнении вам может помочь материал учебника на с.110.

Обучающиеся находят зону на картах в учебнике. Один из учеников показывает на доске.

Да или нет.

От места расположения зоны степей: зона лесов севернее , а степи южнее.

Ученики выбирают нужное поле работы .

Ребята заполняют верхнюю строку таблицы «Степь».

Работа с технологической картой идёт в соответствии с установленными ранее обязанностями внутри каждой группы.

 

5.Первичное закрепление.

Далее осуществляется проверка групповой работы по отчёту у доски .

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Рефлексия данного этапа урока по «Индивидуальной карте успеха». Графа «Степь».

Каждая группа представляет одну из характеристик изучаемой на уроке природной зоны. Представители других групп вносят дополнения и поправки.

Рефлексия осуществляется выбором смайлика из трёх предложенных вариантов.

7. Систематизация полученных знаний.

 Давайте вспомним начало урока.

 Какова была тема?

Какие характеристики для этой зоны мы рассматривали?

Чем отличаются климатические условия?

Назвали ли мы представителей флоры и фауны данной зоны?

Чем занимаются люди в степи?

Есть ли примеры негативной деятельности человека в степи?

Природные зоны России. Степь.

Местоположение зоны степей южнее природной зоны лесов.

Теплее зоны лесов, лето жаркое и долгое, зима короткая,  мало осадков, дожди редкие, но сильные пыльные бури, сухие ветры, засушливое лето, хорошая  плодородная почва.

Тюльпан, ирис, ковыль, типчак, пион тонколистый.

Хомяк, пустельга, жаворонок, серая куропатка, суслик, журавль-красавка, степная гадюка, кобылка, шмель, кузнечик, дрофа, ящерица, орёл

Выращивают растения, пасут скот, ухаживают за животными, собирают ягоды, охотятся, охраняют заповедники.

Незаконное распахивание земель и браконьерство.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Кто из вас знает  как ещё называют степи?

Знакомо ли вам слово «Вестерн»?

Информацию можно предложить найти в словаре или интернете.

Предлагаю вам посмотреть на обложку диска с известным мультфильмом. Там вы найдёте второе название – синоним слова степь.

Предлагаю вам в качестве домашнего задания просмотр мультфильма «Спирит – душа прерий». Постарайтесь увидеть  все характеристики зоны степей в фильме. Желаю удачного просмотра.

А теперь проведём рефлексию настроения. Возьмите свою карту успеха. Обратите внимание на нижнюю графу «Итог : настроение». Выберите из трёх предложенных символов тот, который отражает ваше настроение в конце урока.

Ответы ребят.

Поиск лексического значения нового слова.

Ученики рассматривают заставку и обнаруживают слово прерии.

Учащиеся обводят выбранный символ из трёх: тучка с дождём, солнце за облачком или улыбающееся солнышко.

Приложение 1

Природные зоны России

Приложение 2

C:\Users\Владелец\Desktop\img007.jpg

Приложение 3C:\Users\Владелец\Desktop\img006.jpg

C:\Users\Владелец\Desktop\img008.jpg

Приложение 4

Природные зоны России

Приложение 5

Зона степей

Приложение 6

Климатические условия

Приложение 7

Растительность

Приложение 8

Животный мир

Приложение 9

Хозяйственная деятельность человека

Приложение 10

Зона степей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны нашей страны".

Урок знакомит учащихся с природными зонами нашей страны: ледяная, зона тундры, лесов, степей, пустынь....

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России Тундра." 4 класс разработан по учебнику Плешакова А.А. Цели: формировать представление о природной зоне тундраЗадачи: познакомить с геогр...

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны холодного пояса"

Методы и приёмы работы:иллюстративно-словесный, практический, исследовательский (фронтальная беседа, работа с картами, раздаточным материалом, практическая работа)Тип урока:  комбинированный (изу...

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны России" 4 класс...