Конспект урока по окружающему миру "Берегите воду!"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Аверьянова Елена Геннадьевна

Данная разработка занятия позволит учителю в интересной форме провести урок. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

по окружающему миру

в  3 «Б» классе

Тема: «Берегите воду!»

 

                                              2019 г.

Цели урока:

определить значение воды в жизни планеты и в жизни человека;

выявить причины загрязнения воды; сформулировать способы ее защиты.

Задачи урока:

формирование учебно-информационных умений (умения работать с с текстом, находить главное, существенное; готовить свое выступление  по предложенной инструкции);

развитие коммуникативных навыков (умения общаться, договариваться,  взаимодействовать друг с другом);

воспитание бережного отношения к природе.

                                          1. Оргмомент.

Добрый день ребята, гости!

Начинаем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте всем удачи, и  успешности  в  придачу!

Готовы? Каково ваше настроение?  (светофоры)

СЛАЙД  1  

Сегодня на уроке нас ждут очень интересные новые открытия.

Как вы думаете, чему будут они посвящены?

Попробуйте угадать?

МУЗОТРЫВОК

- Правильно, мы будем говорить о воде и о том,  почему её нужно беречь и охранять, почему вода находится в опасности,   а  тема  нашего  занятия

(тему урока открыть «Берегите  воду!»)

Запишите в листе наблюдений: дату – 21.10.19, тему урока «Берегите воду!» (работа  в  листах)

2. Проверка  домашнего  задания

Чтобы ответить на  все  последующие  проблемные вопросы,  давайте вспомним с вами, какими же свойствами  обладает  вода, и зафиксируем свои ответы в листке наблюдений.

Каждое свойство указано у вас в таблице, если ответ верный закрашиваем квадратик в зелёный цвет, если неверный ответ – то закрашиваем квадратик в красный цвет.

(работа  в  листах)

Проверим по образцу…

СЛАЙД  2  (проверка  ответов  по  эталону)

(прозрачная, бесцветная, не имеет запаха и вкуса, текуча, принимает форму сосуда, бывает в 3-х состояниях: жидком  (ручьи, реки, озёра, моря, океаны),   твёрдом  (лёд, сосульки, снег, айсберги),  газообразном  (пар, туман).

3. Знакомство с новой темой

Конечно же, все эти свойства воды очень  важны для жизни растений, животных и человека.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим  раскрывать тайны  этого удивительного вещества. Для этого созданы научно-исследовательские группы:

Географы

Биологи

Химики

Экологи

Предлагаем послушать ребят  группы «Географы».

СЛАЙД  3

Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса.

Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А всё потому, что этой краски на нём больше, чем белой, зелёной, коричневой. Голубым цветом изображены реки, озёра, моря, океаны нашей планеты.

Вода занимает ¾ поверхности земного шара.  Казалось бы, воды на Земле сколько угодно - океаны, моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная.

А вы знаете, как можно получить морскую воду с помощью опыта? Возьмём литровую банку простой воды, растворим в ней спичечный коробок соли. Морская вода готова, но для питья она непригодна, потому что вызывает гибель клеток крови.

СЛАЙД  4

Людям, растениям, животным нужна пресная вода, которой на Земле не так уж много.

Самый уникальный источник пресной воды – озеро Байкал. Если бы на Земле не было других источников пресной воды, то благодаря Байкалу жители нашей планеты могли бы прожить около 40 лет.

СЛАЙД  5

Соотношение воды мы видим на диаграмме:

97%- солёная вода

2%- ледники

1%- пресная вода

СЛАЙД  6

Вывод: Пресной воды на Земле мало, поэтому расходовать пресную воду надо экономно и бережно.

Учитель: Запишите 1 –ый  вывод  в  лист  наблюдений. (работа  в  листах)

Ребята, как вы можете экономно расходовать воду?   (ответы  детей)

Учитель:  Вы  чуть-чуточку устали, а давайте отдохнём.

 

ФИЗМИНУТКА

Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем, (Дети садятся за парты.)

О чём же нам расскажут  ребята 2 группы «Биологи»?

СЛАЙД  7

Вода повсюду. Вода входит в состав любого живого организма. Она содержится во всех частях растений.

В теле животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды и в теле человека. Наше тело почти на  две  третьих  состоит из воды.

СЛАЙД  8

Воду пьют поля и леса. Вода оживляет пустыни, повышает урожай.  Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди.   Вода также кормит человечество.

Но в  последнее  время происходит вот что…

РОЛИК

СЛАЙД  9

А ещё вода иногда  приносит несчастье людям. Именно на воде в любое время года мы должны соблюдать меры безопасности.

Посмотрите, ребята, это можно объяснить с помощью опыта.

Берём прозрачную кружку с водой, погружаем в неё мандарин в кожуре, а затем очищенный мандарин. Что произошло?................................................

Вот  так, кожура мандарина – это спасательный круг. Когда человек не умеет плавать или нарушает технику безопасности, он может также погрузиться на дно, как мандарин  и утонуть.

Учитель: Ребята, отметьте в листе наблюдений на рисунках, где находится мандарин с кожурой, а где очищенный: на дне или поверхности?

(работа  в  листах)

Учитель: Предлагаю послушать ребят из 3 группы «Химики»

СЛАЙД  10

Мы приглашаем вас в научно-исследовательскую лабораторию «Тайны  воды».

Тот, кто оставляет пустые банки, бутылки, целлофановые пакеты  на берегу водоема,   или бросает их в воду, думает, что это можно скрыть. Но тайное всегда становится явным. И мы с вами  это докажем.  

Исследование   1                                                                                                                                             Перед  нами  3 стакана  с  водой и три предмета: пенопласт, бумага, монета.

Отметьте в своём листе наблюдений, что произойдёт с каждым предметом, если мы его поместим в стакан с водой, где он окажется: на поверхности, в середине  или на дне  стакана?   (дети отмечают)

Проверим ваши предположения………………(пенопласт ….бумага….монета...)

У кого ответы не совпали, исправьте ответы.

Учитель:  

- Ребята, как вы думаете, почему монета утонула, а пенопласт - нет?

 -Какие предметы могут плавать на поверхности водоема, а какие  тонут и лежат на дне?

-Я вам открою один секрет: предметы, которые легче воды - плавают на ее поверхности, а те, которые тяжелее, чем вода - тонут на дно.

Вывод: Много мусора находится на поверхности воды и на дне водоема.  Никогда не бросайте в воду мусор!

Не причиняйте боль  обитателям природы!

В воде много различных  веществ, загрязняющих ее. Давайте проведем следующий опыт и выясним это.

Исследование   2

У меня три стаканчика с водой  и три вещества: сахар, мел  и растительное масло.

Как вы думаете, растворится ли сахар в воде? Запишите свои предположения  в листе  наблюдений.

А мел растворяется? (запись в листе)  

Растворится ли масло растительное  в стакане с водой?  (запись  в  листе)

Давайте проверим.  Я приглашаю к  опытному   столу  двоих  ребят.

На столе три  сосуда и три вещества: сахар, мел, масло растительное.

Один положит ложечкой  в первый стакан - сахар. ……………………………….

Другой -  опустит  кусок мела  во  второй стакан………………………………………

А я сам  налью  растительное масло в третий стакан, потому, что с этим веществом надо работать аккуратно, оно  может запачкать  одежду.

-Что вы видите в первом стакане?

 -Во втором?

-Что произошло с маслом в третьем стакане?

Исправьте свои предположения на правильные ответы, если кто-то из вас ошибся……….

Вывод: Многие вещества растворяются в воде и загрязняют ее. А жирные  вещества остаются на поверхности воды, образуя пленку.

Если на поверхности воды образовалось нефтяное пятно, то гибнут рыбы от нехватки кислорода и загрязнения.  

Учитель: Спасибо, ребята, за ваши опыты, которые помогли нам наглядно увидеть, как загрязняется вода и какие последствия возникают.

ФИЗМИНУТКА  ДЛЯ  ГЛАЗ  (РОЛИК)

Учитель: Предоставим слово самым главным представителям, защитникам природы – экологам.    

Своё выступление мы начнём со сценки, которая произошла на одной из речек…  

  • Музыка  речки

Оранжевая  рыбка: Соседка, почему ты такая красная?

Красная  рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы.

                               Одна  берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я

                               и стала от сточных вод красной. А ты,  почему оранжевая?

Оранжевая  рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот

                                     прошёл  сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего

                                     только в нём не  было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы.  

                                     Пооранжавела наша  заводь… А ты, подружка, чего такая

                                     фиолетовая?  

Фиолетовая   рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, брёвна, даже колёса.

                                       Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела,

                                       и зеленела. Вот и стала фиолетовой еле-еле выбралась из-под

                                       тяжестей на берег.

Красная  рыбка: Ой, смотрите, кто это?

Фиолетовая  рыбка: Среди своих сородичей я таких не видала.

Чёрная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от

                            нефти, которую разлили в нашей реке.

Красная  рыбка: Что же нам делать, как дальше жить?

Чёрная  рыбка: Один у нас выход, сестрички, звать сестрицу нашу золотую рыбку.

ВМЕСТЕ: Рыбка, рыбка золотая, покажись!

                    К нам сюда поскорее явись!

  • Выход  рыбки

Золотая  рыбка: Что случилось сестрички? Почему вы такие непонятные, не похожие на себя?

Красная  рыбка: Беда, сестрица! Замучили нас люди! Дожди льют кислотные, трубы

                               дымят. Дышать нам нечем, оттого мы и такие!

Золотая  рыбка: Знаю, мои милые сестрички, как вам тяжело сейчас живётся. Давайте обратимся к ребятам и взрослым с просьбой:

СЛАЙД  11

1. Беречь водопроводную воду, не давать ей утекать зря.

Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.

2.Не мусорить на водоёмах, в местах отдыха.

3.Следить за чистотой природных источников.

Если каждый из нас, взрослые и дети, будут выполнять эти простые правила, мы действительно сможем экономить воду. И тем самым внесём свой маленький вклад в сохранение жизни на Земле.

ПЕСНЯ    «Про красную шапочку»:

Если очень, очень быстро

загрязнять мы будем воду

Если мы беречь не будем

речку, реченьку, реку,

То, пожалуй, то, конечно,

То, наверно-верно-верно,

То возможно-можно-можно

Туго будет всем, всему.

Припев:

А – а,  здравствуйте реки вот такой ширины,

А – а, чистые реки, вот такой глубины,

А – а, пусть богатство голубое

Не –е   расстанется  с  тобою

Да-а-а будет другом навсегда!

ВСЕ:  Человек! Помни, твое будущее в твоих руках!

УЧИТЕЛЬ: Спасибо, вам, милые наши экологи!

Ребята нашего класса также смогли побывать в роли экологов.

Обратите внимание, какие красивые, а главное важные экологические знаки вы создали, некоторые из них с лозунгами, с призывами!

(зачитать некоторые…………….)

********  МИНИ-ПРОЕКТЫ

                  4.   Рефлексия

- Что нового вы узнали о воде?

- Отчего загрязняется вода в реках, озерах, морях?

- Чем опасно загрязнение воды?

- Как люди охраняют воду от загрязнения?

В память о нашем уроке я вручаю вам вот такие буклеты, обязательно прочитайте и выполняйте всё то,  о чём написано. (буклеты…………..)

                                   5.  Оценивание

- Сегодня вы очень старались, хорошо работали.

Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

- А настроение?

Спасибо за урок!

Тонет- не тонет

Предмет

Монета

Бумага

Пенопласт

Ткань

Результаты наблюдений

                                                                                Вода-растворитель

Вещество

          Сахар

          мел

Масло растительное

Результаты наблюдений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Вода на Земле".2 класс.

Конспект урока по окружающему миру по учебнику Плешакова. УМК "Школа России"....

Конспект урока по окружающему миру по теме "Вода.Свойства воды."4 класс

Обучающиеся знакомятся с водой, её значением, свойствами через практические опыты....

конспект урока по окружающему миру, 3 класс, УМК "Перспектива" "Вода-дом из воды"

Личностно – ориентированный урок, который был  не только ориентирован на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но ина  развитие его личности, его познавательной  и сози...

План - конспект урока по окружающему миру "Вода в природе"

Конспект урока "Вода в природе". Значение воды  для всего живого на планете....

Конспект урока по окружающему миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды в нашей местности"

Конспект урока  по окружающему  миру 2 класс на тему "Подземные воды Земли. Источники воды  в нашей местности"...

Конспект урока по окружающему миру "Вода - природное богатство"

Конспект урока окружающего мира для 2 класса по программе "Школа России" Вода - природное богатство". На уроке ученики научатся проводить простейшие опыты, измерять температуру воды с п...