Древняя Русь. Восточнославянские племена
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Формирование обществоведческих знаний об образовании Российского государства, первых русских князьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Древняя Русь. Восточнославянские племена". 3-й класс

Цели:

  1. Формирование обществоведческих знаний об образовании Российского государства, первых русских князьях.
  2. Развитие умения выделять необходимую информацию из текста; проводить сравнение и обобщение фактов и явлений.
  3. Воспитание гражданственности, познавательной активности обучающихся.

Ход урока

1. Введение в тему урока

1. Речевая разминка. Чтение стихотворения, написанного на доске

Россия, Русь - куда я ни взгляну...
За все твои страдания и битвы -
Люблю твою, Россия, старину,
Твои огни, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя...
Россия, Русь! Храни себя, храни!
(Николай Рубцов)

2. Беседа по содержанию стихотворения.

- Как вы думаете, почему поэт говорит о любви к стороне русской?

(Поэту дорога история его страны)

Мы – граждане России. Поэтому и должны знать историю своего Отечества.

- Что вы понимаете под выражением «история Отечества»

(Это то, что происходило в нашей стране в разные времена)

Действительно, это разные события, которые происходили в разные времена. Это быт, культура народов, населяющих Россию.

3. Вводное слово учителя.

В пятом классе у вас появится новый учебный предмет – история. А пока на уроках мы будем знакомиться с самыми значительными, интересными событиями из прошлого нашей Родины. Мы узнаем, как называлось наше государство в разные исторические времена. Узнаем, как жили и трудились люди, какие вещи их окружали. И сегодня мы должны ответить на следующие вопросы. (Вопросы на слайде)

2. Работа по теме

1 вопрос. Как люди узнают о прошлом?

- Сможете ли вы сразу ответить на этот вопрос?

(люди узнают о прошлом из книг, энциклопедий, от историков и археологов).

Давайте проверим наши рассуждения.

Работа в учебной тетради

Проверим нашу работу

2 вопрос. Как называли нашу страну в разные времена?

Чтобы понять, как образовалось Российское государство, нужно «перенестись в далёкие времена» сначала познакомимся с восточными славянами.

Работа по учебнику.

Комментирование учителя.

Восточно – Европейская равнина. Именно здесь селились славяне. – Почему именно по берегам рек? (Это и занятие рыбной ловлей, и средство передвижения, и защита от внезапного нападения)

Поляне – заселяли правый берег Днепра. Обрабатывали поля. Древляне – правый, лесистый берег Днепра. Занимались охотой. Ильменские словене – у озера Ильмень и реки Волхов.

Сообщения учащихся.

Вначале наши предки жили в землянках. Затем стали строить дома. В этих деревянных жилищах посередине сооружались очаги, дым уходил через отверстие в крыше или стене. В славянских посёлках дворов было немного: от двух до пяти. Они обносились высоким земляным валом для защиты от врагов.

Основным занятием славян было земледелие. Археологические находки позволяют утверждать, что они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свёклу. Разводили лён, коноплю. Занимались и скотоводством, разводили коров, свиней, овец, коз птиц. В качестве вьючных животных использовали волов и лошадей.

Орудиями труда были топор, мотыга, заступ, борона, серп, зернотёрка, жернова. Среди славян были охотники и рыболовы. Оружием были лук и копьё. Важная роль отводилось бортничеству – собиранию дикого мёда.

- Как выдумаете, кто стал потомками древних славян?

(Вывод на слайде 7: потомками древних славян стали русские, украинцы и белорусы.)

В те далёкие времена мелкие племена объединялись в более крупные. Как вы думаете, почему? (для того, чтобы стать сильнее)

Работа по учебнику

- Какое общее название имели княжества?

Древняя Русь – это первое упоминание о нашем государстве.

- С чем связано это название?

Вернёмся к нашему вопросу. Как называли нашу страну в разные времена?

Смогли мы на него ответить? (Нет. Мы узнали только о первом упоминании о нашем государстве в VIII – IX веках О других названиях мы пока не знаем).

3 вопрос. Кто правил нашей страной в разные времена?

Что мы уже знаем о первых правителях?

Работа в группах по опорам в учебной тетради

Ответы детей с комментарием учителя. Работа по презентации. 

862 г. – князь Рюрик. Эта дата – образование Древнерусского государства. Призван на княжение новгородцами Правил 17 лет. Начало строительства городов.

879 – 912 года. Князь Олег, вещий (языческий жрец). Сделал Киев столицей своего княжества. Заложил основы Киевской Руси.

912 – 945 г. Князь Игорь, сын Рюрика. Непомерной данью обложил древлян. За это и был убит.

945 – 964 г. Княгиня Ольга, жена князя Игоря. Отомстила древлянам за убийство своего мужа. Но славилась своей справедливостью. Первая правительница – христианка. Приняла крещение в Константинополе. В Киеве построила церковь святого Илии.

Святослав – сын Ольги и Игоря. Почти всё своё правление провёл в завоевательных походах, в одном из которых погиб вместе со своею дружиною.

Это первые правители русского государства.

3. Итог

Давайте ещё раз вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока.

- На какие из них мы нашли ответы?

- Какие вопросы требуют дальнейшей работы?

- О ком из первых правителей вам захотелось получить дополнительные сведения? Какими источниками вы можете воспользоваться?

И на последний вопрос мы получим ответ прямо сейчас.

- Что такое Родина?

(это место, где мы родились, живём. Это место, где живут наши родные и близкие)

Чтение стихотворения Зои Александровой

Если скажут слово «родина», 
Сразу в памяти встаёт 
Старый дом, в саду смородина, 
Толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница 
И ромашковый бугор... 
А другим, наверно, вспомнится 
Свой родной московский двор.
Или степь от маков красная, 
Золотая целина... 
Родина бывает разная, 
Но у всех она одна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме «Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»».

Урок-игра по истории или окружающего мира в 4 классе по теме:«Повторение изученного по темам: «С летописцем в Древнюю Русь» и «Путешествие в древнюю Москву»»....

Урок по окружающему миру "Золотые ворота в Древнюю Русь""

Предоставлен материал открытого урока по окружающему миру на тему "ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В ДРЕВНЮЮ РУСЬ". З КЛААСС...

Презентация "Древняя Русь - страна городов"

Материал содержит презентацию к уроку истории по теме "Древняя Русь - страна городов" (3 класс, "Школа 2100")...

Презентация "Древняя Русь"

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе на тему "Древняя Русь. Древние славяне"...

Урок окружающего мира в 3 классе "«Золотые ворота» в Древнюю Русь»

Данный урок проводится в 1-ом полугодии 3 класса и является четвертым уроком по второму разделу «Времена Древней Руси». Учащиеся к данному моменту знали, что в IX-XIII веках н. э. было создано Древнер...

Интеллектуальная игра "Древняя Русь"

Проведение классного часа, а также обобщающего урока по окружающему миру в форме интеллектуальной игры " Древняя Русь"позволяет обобщить имеющиеся знания учащихся, развивать интерес и уважение к прошл...

Тест по теме "Восточнославянские племена" (Окружающий мир)

Тест можно проводить на уроке окружающего мира при проверке темы "Восточнославянские племена" "Школа ХХI века"...