Растения - живой организм
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Кузнецова Галина Александровна

Открытый урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasteniya_-_zhivoy_organizm.doc595.5 КБ
Microsoft Office document icon plakat_po_okm.doc583.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Удельнинская гимназия

ФИО:  Кузнецова Галина Александровна

Предмет:  Окружающий мир

Тема: «Растения - живой организм»

Класс:  3 г

УМК:   «Начальная школа XXI века»

Межпредметные связи:   информатика ( использование ПК), русский язык (лексическое значение новых слов), литературное чтение

Ресурсы:

  • Основные:  комплект  учебно–методических пособий  «Начальная школа XXI века» (научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор  Н.Ф. Виноградова):  учебник и  рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс, авторы Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова.
  • Дополнительные:   фотографии разных видов растений, карточки с изображением разных частей растений; конверты с заданиями; класс, оборудованный ПК;  ПервоЛого 3.0; презентация «Растения – живой организм»; интерактивное учебное пособие по окружающему миру «Начальная школа»  3 класс 1 часть, интерактивная доска.

Форма организации обучения:  фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Технологии:   деятельностный метод обучения, групповой способ обучения, информационно-коммуникационные технологии, метод проектов, игровые технологии.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.
  • Начинаем урок.
  • Вас ждут удивительные открытия.
  • Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов.
  • Начнем урок со слов:

В таком голубом ореоле планета;

Так, если взглянуть на нее с высоты.

А здесь она в зелень живую одета –

Цветов и растений большой красоты.

  • О какой «живой зелени» говорится в стихотворении? (о растениях)
  • Кто догадался, чему  будет посвящен сегодняшний урок? (растениям)
  • Почему так решили? (Нашу планету называют еще зеленой)
  • Прочитайте тему урока: «Растения – живой организм».

  1. Актуализация знаний учащихся.
  • С чего начнем урок? ( с повторения)
  • К какой части природы относятся растения? (живые организмы)

  • Перечислите основные признаки живых организмов ( рождаются, питаются, растут, дышат, приносят потомство, умирают).

  • Кого ещё можно отнести к живым организмам? (животные, грибы, бактерии).

  • Поиграем в игру на внимание.
  • Я называю слово. Если оно относится к Царству растений – хлопаем 1 раз. Если – нет, то молчим.

Игра на внимание: «Царство растений ».

Морская капуста, грибы, кукушка, кукушкин лён, папоротник, булочка, ствол, ель, берёза.

  • На какие группы можно разделить эти растения? ( водоросли, мох, папоротник, хвойные, цветковые)
  • Сколько всего групп растений существует в природе? (5)

  • Оцените себя на этапе повторения (лист самооценки).
  1. Создание проблемной ситуации и построение плана выхода.

  • Отгадайте загадки, о каких растениях идёт речь?

1)Что за странный шар растёт

   На окне в иголках?

   Зеленеет и цветёт,

   И на вид не ёлка. (Кактус)

2)Над землей трава,

   Под землей бордовая голова.(свёкла)

3)Белоствольные красавицы

  Дружно встали у дорожки,

  Книзу веточки спускаются,

  А на веточках сережки. (береза)

  • Что общего у этих растений? (цветковые, зелёная окраска, строение).

  • Вспомните, из каких частей состоит цветковое растение (корень,   стебель, листья, цветки и плоды с семенами), ( на доске карточки с названиями частей).

  • Несмотря на разнообразие растений,  у них много общего.

  • Покажите, где находится каждый орган растения (интерактивное учебное пособие)

  • Посмотрите на нашу скатерть самобранку (стол: разные овощи, корнеплоды, цветы, плоды).

  •  Что вы здесь видите? (разные фрукты и овощи).
  • Все это тоже части растений.
  • Определите, какие части растений здесь есть.
  • Какие части растений вы можете назвать?

  • Части растений все разные: по цвету, форме, размеру, но зачем-то растению они нужны?

  1. Выявление места и причины затруднения.

  • Вспомните, как звучит тема урока? (Растения – живой организм)

  • Любой живой организм состоит из частей или органов, каждый из которых отвечает за свою «работу».

  • Как вы думаете, какой орган играет более важную роль в жизни растения? (какой орган самый главный)

  • Кто думает, что корень? ( записать на доске количество человек)
  • Почему? Обоснуйте свой ответ.
  • Кто ещё так думает? ( посчитать количество и записать на доске)
  • Кто думает, что стебель?
  • Почему? Обоснуйте свой ответ. Кто ещё так же думает?
  • Лист? Цветок? Плоды с семенами?

  • Почему не смогли ответить на вопрос?
  • Почему возникло затруднение? (не знаем точно, какую роль играет для растения каждый его  орган)

  • Какую цель каждый из  вас поставит себе на урок? (узнать, какой орган у растения самый важный).

  1. Поиск выхода из проблемной ситуации.

 Реализация построенного проекта (работа в группах).

  • Чтобы это узнать, выполните практическую работу.
  • Работать будете в группах (назначить ответственных)
  • Вспомним правила работы в группах.

  • Каждая группа будет изучать один из органов растения.
  • По описанию части растения, его функциям и рисунку вы должны определить, о каком органе идет речь и какую работу он выполняет.

1 группа – Корень.

2 группа – Стебель.

3 группа – Лист.

4 группа – Цветок.

5 Группа – Плод.

  • Работать будете по плану:

План.

1 .Прочитайте текст. Определите о каком органе растения  в нём говорится.

2. Обсудите в группе, какую роль играет этот орган в жизни растения.

3.  Рассмотрите части рисунка и расставьте их по порядку.

4.  Подготовьте по нему рассказ – выступление.

  • Приступаем к работе.

Самостоятельная работа групп.

Защита групп («собирают» растения по частям и рассказывают о значении органа, опорные слова прикрепляются на доску).

  1. Первичное закрепление во внешней речи.
  • Проверим, правильно ли вы собрали картинку? ( по слайду)
  • По готовому рисунку расскажите ещё раз о каждом органе растения и его значении.

  • Какую цель каждый из вас поставил перед началом работы?  (какой орган растения играет более важную роль в его жизни?)

  • Сделайте вывод.
  • Вывод: все органы в растениях взаимосвязаны;

             повреждение любого из органов растения приведет к его гибели.

  • Растения – живые организмы: добывают питание – корни, создают пищу для роста и развития организма – листья, цветы и плоды – дают жизнь новым растениям, стебель – связывает все части растений, дыхание – листья.

  • Смогли преодолеть затруднение? (да)

  • Оцените свою работу в группе (лист самооценки)

  1. Физминутка.

  1. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону.

  • Чтобы проверить свои знания, проведем самостоятельную работу с самопроверкой.
  • Откройте тетради на странице 26.
  • У вас два варианта работы: один в тетради №46, второй  на листочке.
  • Ознакомьтесь с каждым вариантом заданий и выберите тот, с которым считаете, что справитесь.

  • Приступаем к работе.

Вариант 1. (тетрадь стр.26 № 46)

C:\Users\Ксюша\Pictures\Мои сканированные изображения\2014-11 (ноя)\сканирование0001.jpg

Вариант2 ( на листочках)

Заполни пропуски в тексте.

        В листьях растений на _____________ из ______________  и _____________________ образуются  необходимые растениям питательные вещества. Растения выделяют __________________ , которым дышат живые существа.    

  • Проверьте  1 вариант.
  • Если работа выполнена верно, поставьте «+» в листе самооценок, если есть ошибки –«?».

  • Проверьте  2 вариант.
  • Если работа выполнена верно, поставьте «+» в листе самооценок, если есть ошибки –«?».

  • Если выполнили оба варианта, поставьте два  «+».

  • Кто справился с заданием?
  • Кто допустил ошибки?
  • В чем причина ваших ошибок?

  1. Системное закрепление нового материала. Включение в систему знаний.
  • Всегда ли человек разумно использует  то, что даёт ему природа, растения?
  • Многие растения занесены в Красную книгу. Почему?
  • К чему нужно стремиться? Сделайте вывод.
  • Если человек не будет думать о последствиях своей деятельности, то даже полезный, но неразумный труд приведет к уничтожению природных богатств Земли.

  1.   Практическая работа. Проект «Берегите растения»
  • Как мы можем привлечь внимание людей к этой проблеме?

( создать плакат)

  • Используя программу ПервоЛого, создайте проект по теме «Берегите растения!».
  • Какая цель вашего проекта? ( привлечь внимание людей к этой проблеме)
  • Определите содержание проекта. Что вы разместите на плакате?
  • Какие инструменты в ПервоЛого вы будете использовать?
  • После завершения работы, проведем защиту проекта.

  • Работать будете в парах. Правила работы в парах.
  • «Разбудите»  компьютеры.

Самостоятельная работа в парах.

Защита проекта (1-3 человека. Вывести работы на экран интерактивной доски)

  •  Оцените свою работу над проектом.

  1. Рефлексия учебной деятельности. Самооценка. Домашнее

  • Какую цель ставили перед собой?
  • Достигли вы ее?
  • Кому удалось сделать открытие самому?
  • Остались ли у вас трудности?

  •  Оцените свою работу на урок ( три цветка: бутон, нераскрывшийся цветок, и распустившийся цветок)
  • Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке: нарисуйте смайлик на мандарине.

Творческое задание: нарисовать правила поведения в природе.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по окружающему миру "Растение - живой организм"

Конспект урока по окружающему миру по программе "Гармония"...

Растения - живой организм. Органы растений.

Тема урока: «Растение – живой организм. Органы растений.»  Цели урока:·        Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений (водор...

РАСТЕНИЯ-ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" ПО ПРОГРАММЕ "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА".НА УРОКЕ ПРЕДСТАВЛЕН МАТЕРИАЛ УРОКА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. РЕБЯТА ИЗУЧАЮТ МАТЕРИАЛ, РАБОТАЯВ ПАРАХ, ГРУППАХ. РАЗГАДЫВАЮТ КРОС...

План - конспект урока "Растения - живой организм"

quot;Цветок - самый красивый орган растений. Какие бывают плоды". Урок с использованием ЭОР....

Окружающий мир. Растение - живой организм

Файл презентация к уроку Окружающего мира в 3 классе...

Урок по окружающему миру с использованием интерактивной доски SMART Board "Растение-живой организм"

Урок разработан по УМК "Начальная школа XXI века" . В работе рассматриваются части растений, их функции и особенности. Есть задания для самостоятельной работы с проверкой на доске и тест для проверки ...

Урок "Строение растений. Растения – живые организмы."

Цели:Образовательная продолжить формировать понятия  органы растений ,строение растений ,растения-живые организмы; продолжить учить устанавливать  взаимосвязи между живой и неживой природой...