Урок Окружающего мира по ТРИЗ. Тема: Условия жизни, роста и развития животных
план-конспект урока по окружающему миру

Муртазина Лилия Мавлидзяновна

Окружающий мир

Тема: Условия жизни, роста и развития животных

 Цель: Исследование копилки с целью выявления закономерностей.

Задачи:

-Знакомство с видами медведей, особенностями их строения, приспособленностью к условиям обитания;

- Выделять существенные признаки объекта;

-Структурировать копилку;

-Выявлять причинно-следственные связи между объектами;

-Устанавливать закономерности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_triz_usloviya_zhizni_rosta_i_razvitiya_zhivotnyh.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Тема: Условия жизни, роста и развития животных

 Цель: Исследование копилки с целью выявления закономерностей.

Задачи:

-Знакомство с видами медведей, особенностями их строения, приспособленностью к условиям обитания;

- Выделять существенные признаки объекта;

-Структурировать копилку;

-Выявлять причинно-следственные связи между объектами;

-Устанавливать закономерности

Ход урока. 

Игра «ДА-НЕТ»

Сегодня мы с вами будем исследовать объект. Отгадайте какой.

Д: - Он живое существо?

У: Да.

Д: Человек?

У: Нет.

Д: Животное.

У: Да.

Д: Хищник.

У: Да.

Д: Большой?

У: Да.

Д: Спит в берлоге?

У: Да.

У: О каких видах медведей собирали копилку на прошлой неделе?

Д: Бурые медведи, гризли, панда, белые медведи.

Какие вопросы возникли во время работы с копилкой?

(Почему медведи отличаются друг от друга, отчего это зависит)

Сегодня для исследования объектов мы возьмем бурых и белых медведей.

У: Работаем в группах.

 Прочитайте информационные тексты, заполните краткие паспорта животных.

Объект

Имена признаков (вопросы)

Значения признаков (ответы)

Бурый медведь

Где обитает? (место обитания)

Какое у него жилище? (жилище)

Как и где передвигается? (способы передвижения)

Чем питается?) (пища)

Чем кормит детенышей? (способы выкармливания)

Длина тела

Длина ушей

Длина хвоста

окраска

Объект

Имена признаков (вопросы)

Значения признаков (ответы)

Белый медведь

Где обитает? (место обитания)

Какое у него жилище? (жилище)

Как и где передвигается? (способы передвижения)

Чем питается?) (пища)

Чем кормит детенышей? (способы выкармливания)

Длина тела

Длина ушей

Длина хвоста

окраска

Составляем общую таблицу

Название вида

Длина тела

Длина хвоста

Длина ушей

Масса

Место обитания

Окраска

Бурый медведь

2 м

10 см Хвост у него очень короткий и скрыт в мехе.

Уши сравнительно невелики и имеют округлую форму, зимой их практически невидно из-за высокого меха

300 кг-500 кг

Он заселяет всю лесную зону от Тихого океана до западных границ нашей страны, а также леса Кавказа. В тундру  заходит очень редко, при этом, придерживаясь пойм рек, в степях и лесостепях не встречается.

В связи с широкой географической изменчивостью у медведя в нашей стране выделяют следующие подвиды: среднерусский, восточносибирский, кавказский, камчатский, уссурийский, тяньшанский и сирийский.

В окрасе преобладают в основном бурые цвета, зимой он окрашен следующим образом: лоб и верхние части щек рыжевато-палевые, на их более светлом фоне четко выделяются темно-бурые уши, мех между глаз, около носа, в нижней части щек и подбородке буровато-черного цвета. На шее иногда присутствуют ржавые оттенки. Спина имеет темно-буро-коричневый окрас, часто с примесью черных волос. В области лопаток мех

Белый медведь

1,6-3,3 м.

Хвост меньше, чем у других видов.

Уши белого медведя также меньше, чем у других видов, что является приспособлением к жизни в Арктике

400-750 кг

В России белый медведь постоянно обитает на пространстве от Земли Франца Иосифа и Новой Земли до Чукотки. На плавающих льдах иногда достигает Камчатки. Отмечены далекие заходы вглубь материка (до 500 км по реке Енисей). Южная граница области обитания совпадает с кромкой дрейфующих льдов. При таянии и разрушении льда медведи перемещаются к северной границе Арктического бассейна. С началом устойчивого ледообразования звери начинают обратную миграцию на юг

Белый

Вывод

Почему бурые медведи по размеру меньше белых?

Почему уши и хвост у белых медведей меньше, чем у других медведей

Полученная закономерность

  1. Окраска медведей зависит от фона местности.
  2. Чем ближе медведь к северу, тем его масса больше. Чем больше масса медведя, тем севернее он живет.
  3. Чем холоднее, тем уши и хвост короче, а чем теплее, тем уши и хвост длиннее.
  4. Белые медведи только там, где снеговой покров устойчивый.

Вывод: животные крупнее по размеру, если они живут в холодном климате, а чем климат теплее, тем животное меньше размера. У животных, которые живут в более теплом климате, уши и хвост больше, чем у животных, которые живут в холодном климате.

  Проверить данную закономерность мы сможем на следующем уроке окружающего мира. Д/з У. стр.51-53 вы узнаете о видах зайцев, обитающих в России, дополните свои копилки, и мы продолжим работу по исследованию копилок с целью выявления закономерностей.

-Что интересного узнали на уроке?

(Климат влияет на окраску животных, массу тела и размер ушей и хвоста)

(Есть взаимосвязь между местом обитания животного и пищей)

-Чему учились?

(Работать с текстом, паспортом, сравнивать животных, делать выводы)

Ребята, всем вам известная героиня сказки «Маша и медведь» обращается к вам за помощью. Она знает о медведях многое, и я уверенна, без труда смогла бы с нами на уроке работать по паспорту, но выделять слабые и сильные позиции гласных и парных согласных в тексте о медведях она не умеет, давайте вместе ей поможем выполнить домашнее задание.

Оцените свою работу на уроке и займите свое место

1 место – кто собрал достаточно информации в своей копилке и работал на уроке легко, не испытывал трудностей.

2 место-кто знал ответы, но сомневался.

3 место-для кого работа была трудной и непонятной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс Тема: Жизнь растений.

Представлена разработка урока, цели которого – обобщение и  углубление знаний о жизни растений, формирование нравственного и эстетического отношения к растениям как части живой природы...

Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Тема: "Разнообразие животных".

Целью данного урока является: создание условий для формирования представлений о классах животных «пресмыкающихся» и «земноводных».Были определены задачи педагога: систематизировать материал об известн...

Урок окружающего мира 2 класс Тема "Условия проращивания семян"

Урок окружающего мира во 2 классе Тема "Условия проращивания семян"...

Презентация к уроку окружающего мира по ТРИЗ Тема Условия жизни, роста и развития животных

Презентация к уроку окружающего мира по ТРИЗ Тема Условия жизни, роста и развития животных...

Урок окружающего мира во 2 классе "Условия жизни, роста и развития растений"

Тема урока: "Условия жизни, роста и развития растений".Тип урока: урок   моделирования.Цель урока: исследование и моделирование условийжизни, роста и развития растенийЗадачи урока:...

Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых.

Конспект урока по темам. изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых....