Открытый урок "В гости к осени"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Краснова Мария Александровна

Открытый урок на аттестацию для 2 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.5 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta.docx8.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема : В гости к осени

Класс: 2 а

Выполнила: учитель начальных классов Краснова Мария Александровна

Оборудование: учебник, фотографии, рисунки , презентация « В гости к осени».

Ход  урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний

Заунывный ветер гонит,

Стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрой,

За листком летит листок,

И струёй, сухой и острой;

Набегает холодок,

Полумрак на всё ложится,

 Налетев со всех сторон,

С криком в воздухе кружится

Стая галок и ворон….

(Н.А.Некрасов)

- А каком времени года говорится в этом стихотворении?  (об осени)

- Изменилась ли природа с приходом осени? (да)

- Предположите о чем мы будем говорить на уроке (об осенних изменениях в природе)

- Скажите какая бывает природа? (живая и неживая)

- Какие учебные задачи поставим перед собой? (Узнать об осенних явлениях в живой природе и об осенних явлениях в неживой природе)

III.      Изучение нового материала

- Сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе, о том, как животные готовятся к наступлению зимы

- Назовите предметы относящиеся к неживой природе? ( облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах)

- Какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени?

- Вспомним погоду летом и сразу же, путем сравнения определите осени изменения (работа в пара с карточками)

1. Облака – летом практически нет, а если есть, то они свежие, легкие, осенью чаще небо затянуто облаками и просветы лишь иногда.

2. Осадки- летом дожди кратковременные и теплые, а осенью дожди затяжные и холодные

3. Небо – летом голубое, а осенью серое

4. Ветер- летом легкий, теплый, а осенью резкий, порывистый, холодный

5. Солнце – летом ярко на улице тепло, осенью почти не видно из-за облаков, на улице прохладно

6. Вода в водоеме – летом теплая, осенью холодная, позже покрывается льдом.

- Вы назвали осенние изменения в неживой природе основываясь на свои наблюдения. Давай те дополним наши таблицы.

СЛАЙД 1 , 2

Летом солнце высоко поднималось в небе, дни были длинными. Поэтому земля получала много тепла. Осенью солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, чем летом. Поэтому ПОХОЛОДАЛО

СЛАЙД 3

Однажды утром вы посмотрите в окно и  увидите, что земля, трава и крыши домов побелели. Это ИНЕЙ. Появился иней – значит на улице легкий морозец – ЗАМОРОЗКИ

СЛАЙД 4.

Над рекой, озером, прудом всё чащи нависают густые туманы.

СЛАЙД 5

Но ранней осенью часто стоят теплые сухие дни. В эти дни мы как бы провожаем лето, прощаемся с ним.

СЛАЙД 6

Поздняя осень бывает холодной, дождливой. Иногда идет мокрый снег. В это время во всём чувствуется приближение зимы. В самом конце осени происходит ледостав- реки, озера, пруды покрываются льдом.

- А теперь давайте поиграем. Я буду диктором: расскажу о погоде осенью, а вы скажите, когда такая погода бывает: в начале осени или в конце.

  • Уважаемые радиослушатели! Сегодня солнечная, теплая погода. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, небо безоблачно. Дождь не ожидается в течение всего дня. Температура воздуха 10-12 градусов тепла.(Начало осени)
  • Уважаемые радиослушатели! Сегодня холодная, дождливая погода, порывистый ветер. Температура воздуха 2-3 градуса выше нуля. (Конец осени)

- Хорошо. Молодцы!

СЛАЙД 7

Иван Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимания какие краски он увидел в лесу:

Лес точно терем  расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной…

- С чем сравнивает лес И.Бунин?

-Почему?

- Что означает слово листопад?

На всех ли деревьях одновременно начинается листопад

- Какие деревья раньше сбрасывают листья? (липа, береза, клен)

- Какие деревья не сбрасывают листву? (хвойные)

СЛАЙД 8

- Как вы думаете, почему же природе происходит листопад?

СЛАЙД 9

- Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?

Физкультминутка

Мы листочки осенние, на ветках мы сидели

 На ветках мы сидели, дунул ветер- полетели,

Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Закружились, полетели и на землю тихо сели

СЛАЙД 10

- Посмотрите на картинку о каких осенних изменения мы с вами еще не поговорили? ( о насекомых)

- Каких насекомых вы наблюдали летом?

-Больше или меньше их стало с приходом осени?

- У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места , другие зимуют в стадии личинки или куколки.

С насекомыми тесно связана жизнь птиц

- Подумайте, почему?

СЛАЙД 11

-Поэтому многие птицы покидают наши края.

- Как называются такие птицы? (перелетные)

- Каких перелетных птиц вы знаете? ( журавль, ласточка, соловей, дрозд)

СЛАЙД 12

- Как называются птицы которые остаются в наших краях (зимующие)

СЛАЙД 13

- Каких зимующих птиц вы знаете (воробей, дятел, ворона, голубь, синица)

- Как мы можем помочь этим птицам зимой?

- А как животные готовятся к зиме?

- У вас на партах лежать карточки, в ней написано письмо. Прочитайте

- Обсудите в паре какое животное прислало вам письмо?

- Какое изменение произошло с ним с приходом осени?

Текст1

А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. Свою добычу находим без всяких уловок, нос и уши помогают.(ЛИСА)

Текст2

Осенью у нас забот не мало. Надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но что бы спокойно проспать до весны, нам нужно накопить запас жира. (МЕДВЕДЬ)

 Текст 3

Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам, так безопасней, веточками деревьев,  корой с их стебель. (ЗАЯЦ).

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного материала

- А каком времени года мы сегодня говорили (осень)  (КАРТОЧКА осень)

Вспомните задачи, поставленные в начале урока.

- Что происходит с температурой воздуха (похолодание) (КАРТОЧКА похолодание)

- Какие изменения происходят с деревьями? (листопад) (КАРТОЧКА листопад)

- Что происходит с водоемами? (замерзают, ледостав) (КАРТОЧКА ледостав)

- Какие особенности в жизни насекомых? (Исчезают, прячутся) ( КАРТОЧКА исчезают насекомые)

- Какие осенние изменения у птиц? (улет птиц) (КАРТОЧКА улет птиц)

- Как осень влияет на жизнь животных? (КАРТОЧКА меняют шерсть, впадают в спячку)

V. Итоги урока. Рефлексия

- Ребята вам понравилось путешествовать по осенней стране?

- Оцените свою работу на уроке. Поднимите сигнальные карточки.

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по окружающему миру

по теме: "В гости к осени"

Преподаватель: Краснова Мария Александровна

Класс: 2 - а

Цели педагогической деятельности

Формировать представления о сезонных изменениях природы в осенний период; развивать умение определять признаки каждого времени года

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые результаты

Предметные: научится: наблюдать изменения в живой и неживой природе; соблюдать правила поведения на экскурсии; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; определять природные объекты с помощью атласа определителя; характеризовать признаки времен года; описывать состояние погоды; осуществлять поиск, сбор, обработку информации для получения новых знаний.

Метапредметные:

регулятивные: овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления

познавательные: освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; решать практические задачи с помощью наблюдения

коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнения и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению; умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Методы и формы обучения

Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Образовательные ресурсы

Фотографии, рисунки, презентация « В гости к осени»

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы взаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

  • I. Организа-

ционный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой

Слушают и обсуждают тему урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учится, положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учится и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

Устный опрос

II. Актуализация знаний

Беседа по теме «В гости к осени»

- А каком времени года мы сегодня говорить?

- Какие явления природы вы наблюдаете осенью?

- Какие учебные задачи поставим перед собой?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные: общеучебные- строят осознанное и произвольное речевое высказывания в устной форме о явлениях природы осенью; используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации;

логические- осуществляют поиск необходимой информации ( из рассказа учителя, родителей, собственного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, сказок)

Устные ответы

III Изучение нового материала

Беседа по теме: Изменения в живой и неживой природе осенью

Проводит беседу по вопросам:

- Какие изменения произошли в неживой природе?

- Влияет ли изменения в неживой природе на растения и животных

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные:

общеучебные - извлекают необходимую информацию из просмотренных материалов;

логические- дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о живой и неживой природе

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование другой токи зрения.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных  учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

Устные ответы

Практическая работа по карточкам

(приложение 1)

Предлагает выполнить задание по карточкам основываясь на собственные наблюдения

Выполняют работу

Работа в парах

Проверка выполненного задания

Презентация

«В гости к осени»

Демонстрирует и комментирует слайды презентации.

Задает вопросы по содержанию

Смотрят презентацию, отвечают на вопросы

Фронтальная

Устные ответы

физкультминутка

(приложение 2)

Проводит физкультминутку

выполняют упражнения в соответствии с текстом

Фронтальная

Выполнение упражнений

Работа по материалам учебника

(стр. 38)

Формулирует задание, организует диалог

Отвечают на вопросы. Выполняют задания в учебнике

Фронтальная

Устные ответы

IV  Первичное осмысление и закрепление изученного

Выполнить задания

(Приложение 3)

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой; осуществляет контроль за выполнением заданий

Выполняют задание

Работа в парах

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

Устный ответ

V Итоги урока. Рефлексия.

Обобщить полученные на уроке сведения.

Определить свое эмоциональное состояние на уроке

Проводит беседу по вопросам

- какое сейчас время года?

-

отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Индивидуальная

Личностные: понимание значений знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; адекватно воспринимают оценку учителя

Устные ответы. Оценивание учащихся за работу на уроке

 

Приложение 1

Лето

Осень

облака

осадки

небо

ветер

солнце

вода в водоеме

Приложение 2

Физкультминутка

 Мы листочки осенние, на ветках мы сидели

 На ветках мы сидели, дунул ветер- полетели,

Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Закружились, полетели и на землю тихо сели

Приложение 3

Текст1

А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. Свою добычу находим без всяких уловок, нос и уши помогают.

Текст2

Осенью у нас забот не мало. Надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но что бы спокойно проспать до весны, нам нужно накопить запас жира.

 Текст 3

Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам , так безопасней, веточками деревьев,  корой с их стебель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урокв 1 классе по Обучению грамоте

Знакомство с буквой и звуком Г...

Праздник осени "В гостях у Осени"

Сценарий праздника содержит интересный материал об осенних месяцах, народные приметы, загадки....

Открытый урок по математике во 2 классе «В гости к осени. Приём вычисления для случаев вида: 35-7»

Тип урока: освоение новых знаний.Цель: ·        Научить вычитанию однозначного числа из двузначного с переходом через разряд.·...

Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"

Необходимо организовать  и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО живому миру в 4 классе на тему :«Октябрь- середина осени» «В гости к осени».

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО живому мирув 4 классена тему :«Октябрь-  середина осени» «В гости к осени»....

«В гости к осени. Живая и неживая природа осенью.» Окружающий мир 2 класс

laquo;В  гости  к осени. Живая и неживая  природа осенью.» Окружающий мир 2 класс...

открытый урок по окружающему миру " В гости к осени"

Класс: 2 «Б»Учитель: Дригайловская Маргарита ВикторовнаТема урока: «В гости к осени»Тип урока: изучение новых знанийЦель урока: - Организовать деятельность учащихся, направленн...