План-конспект урока "Хлеб- всему голова"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Кузнецова Галина Александровна

Урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_hleb_-_vsemu_golova_kuznetsova_ga.doc315 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Удельнинская гимназия

УРОК

ПО   ОКРУЖАЮЩЕМУ   МИРУ

во   2-г   классе

по теме:  «Хлеб – всему голова»

Учитель: Кузнецова Галина Александровна,

I  квалификационная категория.

2018 год

ФИО: Кузнецова Галина Александровна

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2-г

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Тема

«Хлеб – всему голова»

Цель

формировать представление о том, как появляется хлеб на столе, показать ученикам огромную ценность хлеба.

Задачи

Образовательные:

  1. расширять представления детей о многообразии хлебобулочных изделий и процессе их изготовления;
  2. учить детей составлению рассказа на заданную тему по опорной схеме, умению подбирать для рассказа самое интересное;
  3. обучать навыку систематизировать полученные знания;
  4. формировать   практические  навыки  работы с набором инструментов в среде ПервоЛого 3.0.

Развивающие:

  1. способствовать становлению учебной деятельности;
  2. обогащать познавательно-исследовательский опыт детей;
  3. обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение к труду хлебороба, мельника, пекаря
  2. воспитывать эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать названия профессий людей, участвующих в создании хлеба;

- знать названия и уметь различать хлебобулочные изделия;

- выделять их основные отличительные признаки.

Личностные:

-выполнять самооценку на основе критерия успешности

Метапредметные:

- владеть коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах и группе.

Основные понятия

Хлеб, поле, элеватор, мельница, хлебокомбинат и т.д.

Ресурсы

-учебно-методический комплект  программы «Начальная школа XXI века», учебник и тетрадь «Окружающий мир», авторы Н.Ф.Виноградова.

-фотографии трактора, комбайна, пекарни, элеватора, карточки с изображениями хлебобулочных изделий,  конверты с заданиями, класс, оборудованный ПК;  ПервоЛого 3.0; презентация «Хлеб – всему голова», интерактивная доска.

Форма организации обучения

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Технологии

Деятельностный метод обучения, групповой способ обучения, информационно-коммуникативный, метод проектов, личностно-ориентированный, дидактическая игра.

Элементы   дидактической структуры   урока

Содержание

Деятельность учащихся

Формирование УУД

 Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

- Начинаем урок.

- Вас ждут удивительные открытия.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов.

- Начнем урок со слов: (Гимн Хлебу) 

 Золотые слова

 Забывать мы не вправе:

 „Хлеб всему голова!“ —

 В поле, в доме, в державе!

 - Кто догадался, чему будет посвящен сегодняшний урок?

- Почему вы так решили?

- Сегодняшний урок будет посвящен хлебу.

- Прочитайте тему нашего урока:

           «Хлеб – всему голова».

- С чего начнем наш урок? (повторения)

Регулятивные УУД. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности

Слайд 1. (высказывание)

Слайд 2. (тема урока)

Актуализация знаний

Проблемная ситуация.

Выявление места и причины затруднения.

Определение цели урока.

  1. - Прочитайте поговорку:

«Не лежи на печи – будешь есть калачи»

- Как ее понимаете?

- Можно ли применить эту поговорку к предыдущему уроку?

- О чем говорили на прошлом уроке?

  1. Зачем человек трудится? (человек стал настоящим человеком, когда начал трудиться, изобретать всевозможные орудия труда. Человек обязательно должен делать что-то полезное)
  2. Что такое труд? (стр.136 учебник)
  3. Игра на внимание: «Создано руками человека»   (Создал человек–хлопаем в ладоши 1 раз, создано  природой - хлопаем в ладоши 2 раза, выполняем движения,  сидя за партой)

Школа,  камень, самолет,  компьютер,  облако, человек, бумага, снег,  растения, булочка.

  • Что повторили? (что такое труд и зачем человек трудится)
  • Как тема нашего урока «Хлеб – всему голова»  может быть связана с трудом человека? (хлеб создан руками человека)
  • Существует такая легенда: однажды заспорили пахарь, сеятель и пекарь. Пахарь утверждал, что хлеб творит земля. Сеятель говорил: что солнце, пекарь – огонь. Вы забыли о человеке, - сказал мудрец, - хлеб – дитя человеческое.
  • Действительно, скольким людям нужно потрудиться, чтобы мы смогли отведать вкусного, ароматного хлеба.
  • Посмотрите на нашу скатерть самобранку.

Вот  он – Хлебушко душистый.

           Вот  он – тёплый, золотистый.

          В каждый дом, на каждый стол –

          Он пожаловал – пришёл.

  • Посмотрите и вспомните названия хлебобулочных изделий, которые вы здесь видите  (батон, буханка, булочки, каравай, баранки, бублики, хала, плюшки …)

В нем здоровье, наша сила,

          В нем   - чудесное тепло.

          Сколько рук Его растило,

          Охраняло, берегло!

  • Мы каждый день едим хлеб, но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из величайших чудес на свете.
  • Отгадайте загадки. Что это?  (зерно, хлеб)
  • Хлебный каравай начинается с зернышка:                                                                              

                                                                 …?...

  • Как из зернышка получается каравай?
  • Знаете ли вы, как хлеб к нам на стол приходит?
  • Даю вам  1 минуту подумать и назвать все этапы появления хлеба из зернышка.
  • Назовите. (…..)
  • Все этапы смогли перечислить? (нет)
  • Почему не смогли справиться с заданием?
  • Почему возникло затруднение?( не знаем точно, как хлеб на стол приходит)
  • Какую цель каждый из  вас поставит  себе на уроке? ( узнать, как хлеб на стол приходит)

Познавательные УУД

Слайд 3. (поговорка)

Слайд 4. (фото разных профессий)

Слайд 5 (что дает труд человеку ( сканирование)

Слайд 6 (фото природы)

Регулятивные УУД (самооценивание, взаимооценивание с помощью карточки «согласен- не слогласен»)

Слайд 7 (тема урока)

Коммуникативные  УУД.

Слайд 8 (фото хлеба на столе)

Слайд  9, 10 (загадки)

Слайд 11 (проблемный вопрос)

Слайд 12 (цель урока)

Практическая работа в группах.

Поиск выхода из проблемной ситуации.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

3. Работа в группах. Построение проекта выхода из затруднения.

 – Чтобы это узнать, выполните практическую работу.

  • Работать будете в группах.

( Назначить ответственных).

  • Вспомним правила работы в группах.
  • Каждая группа получает свое название: 1 группа – Поле, 2 группа – Хлебохранилище (элеватор), 3-я  - Мельница, 4-я – Хлебозавод, 5-я  - Булочная.

- Работать будем по плану:

План.

1.Рассмотрите картинки и прочитайте текст.

2.  Обсудите в группе, в каком порядке они должны быть расположены.  

3. Составьте рассказ, как хлеб на стол приходит.

  •  У каждого из вас на парте лежат конверты. 
  • Достаньте рисунки и прочитайте текст к ним.
  • Выполняйте работу в группах по плану.

2) Работа групп.

3) Ответы детей по плану.

4) Добавляют карточки в цепочку появления хлеба:

  • Расскажите теперь еще раз, как хлеб на стол приходит.
  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
  • Помните о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий. Хлеб – это дело тысячи и тысячи рук.

Слайд 13(практическая работа)

Коммуникативные  УУД.

Среди учеников распределяются роли работы в группах.

Слайд14 ( план)

План работы в группах на доске.

Работа  в группах. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Слайд 15 (поле)

Слайд 16 (элеватор)

Слайд 17 (мельница)

Слайд 18 (пекарня)

Слайд 19 (булочная)

Ответы детей: 1 человек от группы выходит к доске, обосновывает свой ответ, зачитывая текст ставя рисунки в определенном порядке.

Слайд 20 (вся цепочка)

Физминутка.

Проветривание кабинета. 

Слайд 21 (физминутка)

Самостоятельная работа в рабочих тетрадях с взаимопроверкой

4.   Самостоятельная работа в рабочей тетради.

  • Проверим свои знания.
  •  Откройте рабочие тетради стр.57 №22.
  • Прочитайте задание.

Самостоятельная работа.

  • Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища.
  • Если работа выполнена правильно, то поставьте «+», если – нет, то «?».
  • Кто справился с заданием?
  • Кто допустил ошибки?
  • В чем причина ваших ошибок?

Слайд 22 (Сам. Работа + проверка)

Познавательные УУД.

Ученики работают в рабочей тетради: соединяют линией изображение хлебобулочного изделия и его названия.

Регулятивные УУД.

Взаимопроверка.

Оценка «+» или  «?».

Системное закрепление нового материала: беседа о бережном отношении к хлебу

  • С каких слов мы начинали урок?

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

„Хлеб всему голова!“ —

В поле, в доме, в державе!

  •  Как нужно относиться к хлебу? (…)
  • О хлебе в народе всегда говорили как о живом существе – хлеб-кормилец, хлеб батюшка. Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. Бог наделяет человека хлебом, и вместе с «долей» -  с куском, частью хлеба, каждый человек получает и свое «счастье».
  • К чему же вам нужно стремиться? Сделайте вывод.  
  • Я думаю, что в нашем классе все дети такие.

Познавательные УУД.

Личностные УУД

Слайд 23 (?)

Физминутка для глаз

Практическая работа

  • Но  пока ещё есть люди, которые неуважительно относятся к хлебу.
  • Как мы можем привлечь внимание людей к этой проблеме?(Создать плакат)
  • Используя программу ПервоЛого, создайте проект по теме: «Берегите хлеб!»
  • Какая цель вашего проекта? (привлечь внимание людей к этой проблеме)
  • Определите содержание проекта. Что вы разместите на своем плакате?
  • Какие инструменты ПервоЛого вы будете использовать?
  • После завершения работы, проведем защиту проекта.

1. Для начала выберите  фон для своего рисунка, для этого щелкните на кнопке рисовалки.   Затем выберите картинку фона ( 1 картинка). Что нам поможет в этом?

2.Теперь создадим черепашку. Нам необходимо прикрепить картинку цветов и деревьев.

  1. Выберите в наборе инструментов Новорожденную черепашку.
  2. Щелкните мышкой на листе.
  3. Новая черепашка готова.

Выберите среди закладок команд закладку костюмов черепашки ( рубашка) и щелкните на нее. Откроется набор костюмов черепашки.

Если у предмета нужно изменить размер, то  выберите среди закладок команд закладку команд черепашки и щелкните на нее. Откроется набор команд управления черепашкой.

  1. А затем  в текстовом окне  напишите  текст: «Берегите хлеб!»

- Защита проектов (1-3 человека)

Учащиеся работают в парах на Macbook ,  создают рисунок природы, подписывают текст.

Инструменты:

   

Готовый  документ сохраняют под именем «Береги природу!» на рабочем столе, затем отправляют его в папку.

Самостоятельная работа в парах.

Для защиты

подключить детские компьютеры к Интерактивной доске.

Рефлексия учебной деятельности Самооценка  

- Какую цель вы ставили перед собой?

- Достигли ли вы цели?

- Кому удалось сделать открытие «самому»?

- Докажите.

- Остались ли у вас трудности?

- Оцените свою работу на уроке? (смайлик-колобок)

- Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Рассказывают о своих затруднениях

Самооценивание по линеечке достижений.( на планшетке)

Домашнее задание

Творческое задание: Придумать и записать правила обращения с хлебом или подобрать пословицы и поговорки о хлебе.

Демонстрационный материал

Приложение 1

Тема урока

«Хлеб – всему голова»

Приложение 2

Девиз урока:

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

«Хлеб всему голова!» -

В поле, в доме, в державе!

 

 Приложение 3

                              План.

  1. Прочитайте.
  2. Рассмотрите рисунки.
  3. Обсудите порядок рисунков.
  4. Составьте рассказ.
  5. Докажите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб всему голова

Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

План-конспект открытого урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси."

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию план-конспект урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси" по предмету "Русский фоль...