конспект открытого урока окружающего мира "Чем человек отличается от животных"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

конспект открытого урока окружающего мира "Чем человек отличается от животного". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Чем человек отличается от животного».

Педагогическая цель:

Создать условия для определения главных отличий человека от животного, для расширения знаний учащихся о человеке как части природы.

Тип урока:

Открытие новых знаний.

Планируемые результаты (предметные):

Узнают главные отличия человека от животного, признаки живого организма, характерные для человека, научатся решать задачи на смекалку

Личностные результаты:

Имеют целостную картину окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: осуществляют чтение, наблюдения, сравнение, анализ, установление причинно – следственных связей, высказывание предположений, оформление вывода, «чтение» информации, представленной на рисунках, оформление ее в виде текста; составляют рассказ – рассуждение

Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, дают оценку учебной деятельности.

Коммуникативные: владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками

Основное содержание темы, понятия и термины

Человек – часть природы. Особенности организма человека. Инстинкты. Мышление.

Оборудование:

Компьютер, интерактивная доска, видеоролик, загадки о животных и человеке, ватман, клей, презентация, тест, портрет К. Хетагурова и репродукции его картин, игрушки «Барс», сделанные  своими руками, игрушки к произведению Коста «Птичка и дети», видеоролик «Эволюция» (6 мин.)

Ход урока:

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность уч -ся

Формы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Мотивирование к учебной деятельности

Фронтальная. Словесный метод.

Приветствует  гостей и ребят.

(После чтения стихотворения)

- Проверьте готовность к уроку.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе

Все, конечно, молодцы!

Проверяют готовность к уроку.

Проявляют эмоциональную отзывчивость. Умеют организовывать рабочее место.

Наблюдение учителя.

Проверка домашнего задания.

Тестирование. Индивидуальная и парная работа.

- Возьмите листочки, подпишите их. Проставьте сверху вниз цифры от 1 до 6. Читайте вопросы по презентации, рядом с цифрами пишите букву, обозначающую правильный ответ на вопрос.

- Поменяйтесь листочками, посмотрите на доску и проверьте работу соседа по образцу.

Выполняют задание учителя.

Проверяют работы товарища

Владеют навыками самоорганизации, саморегуляции.

Овладевают навыками взаимопроверки.

Наблюдение учителя

Повторение

Групповая форма работы.

- А сейчас каждая группа соберется вместе, прочитает задание и выполнит его на листе ватмана. Потом выберете капитана, который и представит результаты вашей работы.

Работают в группах, выполняют задания учителя.

Капитаны выходят к доске, представляют работы, доказывают свои ответы.

Формируют ответы на вопросы, умение работать вместе, выбирать командира

Наблюдение учителя

Открытие новых знаний

Фронтальная форма работы

- Отгадайте загадки.

(отгадки вывешиваются на доске).

Рыба, птица, человек, зверь.

- Что общего у них?

- Почему?

- А кто отличается от остальных и чем?

- Так о чем же мы будем сегодня говорить?

- В словаре Ожегова дается такое объяснение: «Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда»

- Кто это?

- На вопрос «Кто такой человек?»» древнегреческий философ Платон отвечал: «Человек – это двуногое животное без перьев». Через 2000 лет физик и математик Паскаль возразил Платону: «Человек без ног все же остается человеком, а петух без перьев человеком не становится».

- Так чем же человек отличается от животных?

- Все они относятся к живой природе, это живые существа.

- Они растут, двигаются, дышат, питаются, размножаются.

- Человек. Он умеет: мыслить, разговаривать, творить.

- Об отличиях человека от других живых существ.

- Человек.

- Отвечают.

Формируют ответы на вопросы

Беседа

Чтение текста в учебнике.

 (с. 100 – 104)

Практический метод. (чтение)

- Откройте учебник на с. 100.

- А чего еще не умеют делать животные?

- Назовите имя знаменитого осетинского писателя.

- Кем еще он был? Что умел делать?

- А ребята из нашего класса сделали сами кукол и подготовили небольшое представление по произведению Коста.

- А могут ли животные танцевать?

- Мы сделали символ нашей республики в виде игрушек.

- Умеют ли животные делать игрушки?

Читают текст.

- Не пишут, не читают, не ходят в школу, не умеют рисовать, писать стихи и т. д.

- К. Л. Хетагуров.

- Поэтом и художником.

- Показывают представление.

- Нет.

Исполняют осетинский танец.

- Показывают игрушки гостям.

- Нет.

Работают с текстом.

Отвечают на вопросы.

Владеют навыками сотрудничества и партнерства.

Наблюдение учителя

Рефлексия:

Фронтальный.

Просмотр видеоролика.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Кто из вас понял отличие чеовека от других живых существ?

- Кто сможет назвать эти отличия?

- А могут ли животные объяснить что либо другим?

- А теперь давайте посмотрим видеоролик, где показано, как развивался человек и почему он отличается от других живых существ.

Отвечают на вопросы.

Просматривают видеоролик.

Формируют ответы на вопросы.

Формируют способность приобретения знаний из фильма.

Бесед по вопросам. Саморегуляция.

Домашнее задание:

Словесный метод.

С. 100 – 104. Обеспечивает понимание цели, содержания, способов выполнения домашнего задания.

Слушают учителя. Делают соответствующие записи.

Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания.

  1. Тест.
  2. Групповая работа.

1 группа: разделите представленные предметы на группы и наклейте их в нужный столбик таблицы:

Живая природа                              неживая природа

(человек, птица, машина, солнце, облако, гриб, камень, книга)

- Какие предметы не попали в таблицу? Почему?

2 группа: оформите таблицу «Живая природа». Разместите рисунки и подписи в нужную графу.

Царства живой природы:

Царство бактерий

Царство грибов

Царство растений

Царство животных

Рисунки растений, грибов, бактерий, различных групп животных.

3 группа: отберите признаки живого существа: дышит, летает, растет, бегает, питается, размножается, двигается

Загадки:

Стоит бочка,

На бочке — кочка,

На кочке — лес. (Человек)

В море плавает, в реке,
        С плавниками в чешуе.
        Она ни с кем не говорит,
        Пузырьки пускает и молчит. (рыба)

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

 А станет светло –

 Спать летит в дупло (сова)

Кто изображен на гербе нашей республики? (переднеазиатский леопард)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс.

Педагогическая мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов опреде­ляющ...

Конспект открытого урока окружающего мира по теме «Что такое экономика?», 2 класс, УМК «Школа России»

Цель:  Сформировать понятие «экономика».Задачи.Обучающие: -сформировать новое понятие «Экономика»;-обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;- сформировать умение видеть взаимоо...

Конспект открытого урока окружающего мира "Органы чувств" с использованием Macbook для 3 класса

Класс: 3  класс Предмет: окружающий мир Тема: « Органы чувств». Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств ...

Презентация к уроку окружающего мира "Человек и домашние животные"

Презентация к уроку окружающего мира "Человек и домашние животные"...

конспект открытого урока "Строение тела человека"

quot;Строение тела человека" 3 класс. Изучения Внешнего и внутреннего строения человека...

конспект открытого урока в 3 классе по теме "Животные"

Материал подготовлен для повторения и систематизации знаний по теме "Животные" 3 класс...