Рабочая программа по Окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Мустафина Наталья Николаевна

Программа разработана на основе:  «УМК. Окружающий мир:  3 класс под редакцией  Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова, – М.: Вентана-Граф, 2019г.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx42.19 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Родионово-Несветайского района

«Родионово-Несветайская средняя общеобразовательная школа №7»

(МБОУ «Родионово-Несветайская СОШ №7»)

       РАССМОТРЕНО                                        УТВЕРЖДЕНО

      и рекомендовано                                        Директор МБОУ

      к применению                                        «Родионово-Несветайская

      Руководитель РМО учителей                        СОШ №7»

      начальных классов

     

      _______________                                             ____________

     

       Протокол        №  _______                                Приказ  №  _____________

       от ____________________                         от  ____________________

Рабочая программа

по  окружающему миру  ФГОС НОО

                                 

Уровень общего образования:  начальное общее.

Класс: 3 «Г»

Количество часов:  2 часа в неделю,                 всего: 68 часов

Учитель: Мустафина Наталья Николаевна, 

соответствие занимаемой должности

Программа разработана на основе:  «УМК. Окружающий мир:  3 класс под редакцией  Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова, – М.: Вентана-Граф, 2019г.»

Год разработки: 2018 – 2019 учебный год

сл. Родионово-Несветайская

  1. Планируемые результаты изучения предмета «Окружающий мир»

Согласно образовательному стандарту начального общего образования, изучение окружающего мира в 3 классе направленно на достижение следующей цели:

  • формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней;
  • понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Данная цель обуславливает решение следующих  задач:

  • устанавливать более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимать взаимозависимость в системе «человек – природа – общество»;
  • осознавать необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получать начальные навыки экологической культуры;
  • подходить к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознавать возможность изменять себя, понимать важность здорового образа жизни;
  • подготовить к изучению базовых предметов в основной школе.

Личностные, метапредметные  и предметные результаты:

   Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

• готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

• достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

• личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

• формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры;

• понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

• воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

• понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

• формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

• осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

• обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

• овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

• расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

    В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений,


успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

• познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

• регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

• коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

   Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и

др.)».

Планируемые результаты учебного курса

К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

• характеризовать условия жизни на Земле;

• устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

• описывать свойства воды (воздуха);

• различать растения разных видов, описывать их;

• объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

• объяснять отличия грибов от растений;

• характеризовать животное как организм;

• устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

• составлять описательный рассказ о животном;

• приводить примеры (конструировать) цепи питания;

• характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

• сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п. разных эпох;

• называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

• работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

• ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

• анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).

Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

• приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;

• проводить несложные опыты по размножению растений;

• проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

• рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;

• ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

2. Содержание учебного предмета

3 класс (2 ч в неделю; 68 часов)

Часть 1

Раздел «Земля – наш общий дом»(7 ч)

    Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

    Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

   Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения.Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятии «историческое время»;
  • различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
  • характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее.
  • характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
  • описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
  • называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
  • моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.

Человек изучает Землю (4ч)

       Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

       Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты   Универсальные учебные действия:

  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);

          различать географическую и историческую карты;

  • анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
  • ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
  • объяснять назначение масштаба и условных обозначений;
  • определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.

Царства природы (26 ч)

    Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

    Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные — царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

    Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

    Как человек одомашнил животных.

    Растения — царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

    Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

    Охрана растений.

    Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Универсальные учебные действия:

  • объяснять отличия грибов от растений, различать  грибы съедобные и ядовитые;
  • характеризовать роль животных в природе;
  • приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
  • характеризовать животное как организм;
  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
  • приводить примеры (конструировать) цепи питания;
  • составлять описательный рассказ о животных разных классов;
  • составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
  • ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
  • характеризовать значение растений для жизни;
  • различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
  • проводить несложные опыты по размножению растений;
  • приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

Наша Родина: от Руси до России (11ч)

    Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

    Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
  • узнавать символы царской власти;
  • знать имя президента современной России;
  • называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
  • называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

Как люди жили в старину (12ч)

    Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

    Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

    Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Универсальные учебные действия:

  • составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
  • описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
  • воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события;
  • объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»);
  • рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.

Как трудились люди в старину(7 ч)

    Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

     Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

     Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.

     Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.


Экскурсии

  • природные сообщества (с учетом местных условий),
  • на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения;
  • в краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство),
  • в учреждение быта и культуры.

Опыты

  • распространение тепла от его источника;
  • смена сезонов, дня и ночи;
  • роль света и воды в жизни растений;
  • состав почвы.

Практические работы

  • работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради);
  • работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
  • рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
  • приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
  • называть древние города, описывать их достопримечательности;
  • ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист».

  1. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата

план

факт

Земля - наш общий дом

ИТБ. Где и когда ты живёшь.

05.09

Солнечная система.

06.09

Солнечная система.

  12.09

Условия жизни на Земле.

13.09

Условия жизни на Земле.

19.09

Как человек изучает Землю

Человек познаёт мир.

20.09

Человек познаёт мир.

26.09

Человек познаёт мир.

Практическая работа: «Условные обозначения на географической карте»

27.09

Царства природы

Бактерии.

03.10

Грибы.

04.10

Растения. Если бы на Земле не было растений.

10.10

 Растения. Разнообразие мира растений (флоры).

11.10

Растения. Растения – живые существа (организмы).

17.10

Растения. Растения – живые существа (организмы).

18.10

Растения. Растения – живые существа (организмы).

24.10

Растения. Растения – живые существа (организмы). Урок- путешествие.

25.10

  Растения. Размножение растений.

Практическая  работа:«Выращивание растения из листа.»

31.10

Растения. Растения дикорастущие и культурные.

01.11

Красная книга России.

14.11

Животные. Роль животных в природе.

15.11

Животные. Разнообразие мира животных (фауны).

21.11

Животные. Животные – живые существа (организмы).

22.11

Животные. Животные – живые существа (организмы).

28.11

Животные. Животные – живые существа (организмы).

29.11

Животные. Животные – живые существа (организмы).

05.12

Как животные приспосабливаются к условиям жизни.

06.12

Беспозвоночные животные.

12.12

Позвоночные животные.

Проверочная работа по разделу: «Царства природы».

13.12

Позвоночные животные.  

 Воображаемая экскурсия в краеведческий музей.

19.12

Позвоночные животные. Урок- викторина.

20.12

Позвоночные животные.

26.12

Природные сообщества.  

27.12

Почему люди приручали диких животных.

10.01

 О заповедниках. Воображаемые экскурсии в Воронежский, Уссурийский, Приокско-террасный заповедники.

16.01

Наша Родина: от Руси до России  

Древнерусское  государство.

17.01

Древнерусское  государство. Первые русские князья.

23.01

Древнерусское  государство. Первые русские князья.

24.01

Московская Русь. Практическая работа: «Работа с картой, определение городов, вошедших в состав  Московского государства после 1462 г.»

30.01

Российская империя. Петр Великий. Воображаемая экскурсия по Санкт-Петербургу.

31.01

Российская империя. Екатерина II Великая.

06.02

Российская империя. Последний российский император Николай II.

07.02

Советская Россия. СССР. Российская Федерация.  Проверочная работа по разделу: «Наша Родина: от Руси до России».

13.02

Как люди жили в старину

Из истории имён.

14.02

Какими людьми были славяне. Как выглядели.

20.02

Какими людьми были славяне.

21.02

Какими людьми были славяне.

27.02

Какие предметы окружали людей в старину.

28.02

Какие предметы окружали людей в старину.

06.03

Русская трапеза. Проверочная работа по разделу: «Как люди жили в старину»

07.03

Верования языческой Руси.

13.03

Принятие христианства на Руси.

14.03

Как трудились в старину

Что создавалось трудом крестьянина.  Урок- игра.

20.03

Что создавалось трудом крестьянина.

21.03

Что создавалось трудом крестьянина.

03.04

Что создавалось трудом ремесленника?

04.04

Что создавалось трудом ремесленника?

10.04

Что создавалось трудом ремесленника?

11.04

Что создавалось трудом ремесленника? О гончарном ремесле.

17.04

Что создавалось трудом ремесленника? О веретене, прялке и ткацком станке.

18.04

Что создавалось трудом ремесленника? Русские оружейники.  

24.04

Что создавалось трудом рабочего? О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России.

25.04

Что создавалось трудом рабочего? О первых железных дорогах.  

Практическая работа: «Работа с картой, определение направления железных дорог России концаXIX - началаXX века»

08.05

Изобретения, которые совершил человек в 19-20 веках. О пароходе.

Проверочная работа по разделу: «Как трудились в старину».

15.05

Изобретения, которые совершил человек в 19-20 веках. Об автомобиле.

16.05

Изобретения, которые совершил человек в 19-20 веках. О самолёте и аэростате.

22.05

Изобретения, которые совершил человек в 19-20 веках. Время космических полётов.  Урок – экскурсия.

23.05

Резерв

29.05

Резерв

30.05

СОГЛАСОВАНО                                                 СОГЛАСОВАНО        

Председатель                                        Заместитель директора по УВР

методического совета                                

МБОУ «Родионово -                                 _______________ И. В. Кириленко

Несветайская СОШ № 7»                                

_______________ Е. Г. Безусова                 28 августа 2018 года        

Протокол        №  __________

от _____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру  "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс

Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начальн...

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа XXI века

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 Школа XXI века...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. Ф. Виноградовой ...

рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы

рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века",1-4 классы...