Технологическая карта по окружающему миру 4 класс "Пустыни"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)

Толстенко Виктория Эдуардовна

Технологическая карта  "Пустыни" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir_12.11.docx55.58 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО студента

 Толстенко Виктория Эдуардовна

ФИО наставника

 Мишина Вероника Николаевна

Школа

МБОУ СОШ № 55

Класс

4 «Б»

Тема урока

Пустыни

Место урока в разделе

Природа России

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель урока

Формирование представления об особенностях природной зоны  пустыни.

Задачи урока

1)образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире;

2)развивающие: развивать умение работать с географической картой; развивать речь, умение рассуждать, делать выводы;

3)воспитательные: воспитывать интерес к предмету и активное взаимодействие на уроках окружающего мира.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

 Ученик научится:

  • находить и показывать пустыни на карте России;
  • характеризовать природные условия пустынь;
  • характеризовать растительный и животный мир пустынь.

 Познавательные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

П-1- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

П-8- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

П-17 – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

П-18- произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.

Регулятивные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

Р-8- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

Р-11- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

Р-15- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя

Коммуникативные УУД

 Ученик получит возможность научиться:

К-1 – выражать в речи свои мысли и действия 

К-12 – использовать простые речевые средства

К-13- контролировать свои действия в классе.        

Ученик получит возможность формирования:

Л-2 – учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи

Л-6 – интерес к учебному материалу

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

Учебник «Окружающий мир» 4 класс, автор А.А. Плешаков, карта природных зон, контрольно измерительные работы И.Ф. Яценко

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2016/11/16/prezentatsiya-i-konspekt-uroka-4-klass-pustyni-umk

https://www.infouroki.net/tehnologicheskaya-karta-uroka-po-okrujayushchemu-miru-v-4-klasse-po-teme-pustynya.html

Компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, видеофрагмент «Физ.минутка».

Межпредметные связи

 Связь с литературным чтением и математикой

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы,

 приемы

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1

Организационный этап

(1 минуты)

Проверка подготовленности классного помещения.

- Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть!

Меня зовут Виктория Эдуардовна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Итак, друзья, внимание,

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём сейчас урок.

– Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим друзьям рассказать!

Беседа (фронтальная) Создание интереса к новому.

Приветствуют учителя

Настраиваются на дальнейшую работу

Л-6

2

Актуализация знаний

(9-10 мин.)

Актуализация субъективного опыта учащихся

- Ребята, сегодня мы познакомимся с новой природной зоной России, но прежде, давайте с вами вспомним, какие природные зоны России нам уже хорошо известны?

-Покажите их на карте

- Сейчас, слушая описание ПЗ, вы должны догадаться, о какой ПЗ идет речь:

Полгода здесь ночь и полгода день. Всюду снега и льды. Несколько месяцев подряд солнце почти не показывается. В небе светит луна, мерцают звёзды.

Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния.

На тысячи километров вдоль берегов северных морей протянулась безлесная равнина. Зима длинная и очень суровая, лето короткое, нежаркое. Растения

здесь низкорослые, стелются по земле, мхи и лишайники господствуют повсюду.

Большая часть России расположена в этой природной зоне. Эта природная зона с богатой растительностью и разнообразным животным миром. Тепла и влаги достаточно для жизни растений и животных

На все стороны путь, не лесочка, не гор. Необъятная гладь. Необъятный простор.

-Молодцы! Вы так легко и быстро отгадывали природные зоны, что, я думаю, вы, как настоящие профессионалы, быстро и легко решите и тест

Тест №18 (КИМ) стр. 29

Проверка (слайд)

Систематичная проверка знаний

Словесный метод

Беседа

(фронтальная)

Работа с тестом

Наглядный метод (презентация)

- Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, зона степей

Показывают на карте известные природные зоны

-Зона арктических пустынь

- Тундра

-Зона лесов

- Степь

Решают тест

П-8

П-17

Р-8

Р-11

К-12

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

(2 мин.)

Организация внимания школьников. Обеспечить мотивацию учения школьников.

- Ребята, а знаете ли вы, что на Земле есть место, где в летний день стоит нестерпимая, изнуряющая жара, а ночью температура падает до нуля градусов, осадков выпадает чрезвычайно мало, а местами дождей не бывает несколько лет подряд. Дождь испаряется, не достигнув земли.

-Как думаете, что это за место?

- Какова же тема урока?

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? Какие задачи мы перед собой поставим?

Беседа (фронтальная)

Подведение к определению темы и цели урока.

- Пустыня

- Природная зона – пустыни

- Цель: узнать как можно больше о пустынях

- Задачи: Выяснить, кто обитает и что растет в пустыни; где расположена пустыня.

Л-2

К-1

К-12

4

Первичное усвоение новых знаний

(10-12 мин)

Обеспечить восприятие, осмысление и закрепление уч-ся изучаемого материала

 - Что вы представляете, когда слово «пустыня»?

-От какого слова произошло слово «пустыня»? Как думаете, что бы это могло значить?

-Я хочу прочитать вам отрывок из повести В.Ежова «Белое солнце пустыни».  Двигался путник не быстро и не медленно, нормальным походным шагом, шлёпая ногами по обжигающему песку. В одной руке у него была фляга, а в другой - палка. Человек шел, не интересуясь пейзажем, потому что никакого пейзажа не было - один песок и солнце, белое солнце, которое ослепляет и выжигает всё под собой, есть только солнце над барханами без единого кустика и ни единой былинки вокруг до самого горизонта.

- На самом ли деле пустыня является совершенно безжизненным

пространством или в пустыни всё-таки не пусто?

На этот вопрос нам предстоит ответить.

К этому вопросу мы вернемся в конце урока.

- А сейчас давайте с вами найдём и посмотрим, где расположены пустыни.

Есть такое понятие как «полупустыни» Чем отличаются друг от друга?

-Каким цветом они обозначены?

- Что вам напоминает этот цвет?

- Откройте учебник стр.118

- Рассмотрите фотографии и представьте себе пустыню.

-Предположите, какой там климат?

- А чем пустыня будет отличаться от степи?

Прочитайте текст (с. 118)

- Ставьте «v», если соответствует вашему знанию.

-« +», если  является для вас новым

-«?» непонятное или вы хотели узнать об этом поподробнее

-Какие вопросы возникли?

-Какие бывают пустыни?

-Что такое барханы?

-Что такое такыр?

-Что вас удивило?

Беседа (фронтальная) Формирование представлений о новом материале, новых знаний.

Практическая

Работа

исследовательская

я деятельность

Работа по

Учебнику

(приём

«инсерт»)

-Жаркое солнце, нет дождей, верблюды, песок и т.п.

- От слова «пусто»

Рассуждают

-Это значит, что там ничего нет

Слушают учителя

- Рассуждают, делают свои предположения

- Рассматривают карту

-Полупустыня – это ландшафт, который сочетает в себе участки степей и пустынь.

Пустыня – это ландшафт, который отличается засушливым и жарки климатом, скудной растительностью.

- желтым

Рассуждают

-солнце, а значит там очень тепло, сухо.

- Там очень жарко и сухо

-Обе зоны имеют разное географическое положение: большинство пустынь приурочены к тропикам, степи – это субтропический и умеренный климатический пояс.

Климат, в котором формируются пустыни, более экстремальный. Здесь жарче, а атмосферных осадков выпадает меньше.

В пустыне почвы не формируются, в степи грунты есть, и они весьма плодородны.

Обе зоны имеют различный растительный и животный набор.

Работают по учебнику, делают пометки

- Песчаные и глинистые

- валы из песка

-растекавшийся глинистый участок

Делятся своим мнением

П-1

П-8

Р-11

К-1

К-12

Л-6

Физ.минутка

(1 мин)  

Видеофрагмент

Выполняют физ. минутку

5

Первичная проверка понимания

(10-12 мин)

Установить правильность и осознанность изученного материала

Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся

-Пустыня на карте обозначена желто-оранжевым цветом, расположена к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Это небольшая по площади зона.

– Какое лето и зима в пустыне? Как вы думаете?

– Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днем до +70 °С, а ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. Зима суровая – до минус 12 °С, длится 2–3 месяца. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханами, они постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь – суховеям.

Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра

«Труден путь через пустыню. Самая большая мечта - вдоволь воды напиться. И вдруг -о чудо! Вдали отчётливо виден берег, а дальше - море, и даже слышится шум волн, корабли…Скорее туда, скорей. Но всё это обман…»

- О каком явлении идет речь?

- Есть ли в пустыне растения?

- Как же растения приспособились к жизни в пустыне?

(Особенность растений пустыни как можно меньше испарять воды и добывать её на глубине, поэтому листья у них в виде колючек и мощная корневая система)

- Какие же растения растут в пустыне?

сообщения детей…

- Хорошо. С растительным миром мы познакомились.

Теперь послушайте про животный мир пустыни

(открывают учебник на стр. 120-121 и рассматривают иллюстрации).

Жизнь животных и растений неотделима друг от друга. Рассмотрите животных.

- Угадайте о ком речь?

Сколько важности в походке!

По пустыне – сковородке

По колючкам босиком

Кто идёт с горбом-мешком? (верблюд)

- Что вы знаете об этом животном? (у него есть горбы, он мало пьёт, вынослив и т.п.)

Решите задачу

Верблюд в час проходит 16 км. Какое расстояние он пройдёт за 5 часов? (16 * 5 = 80 км)

Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, хвост льва Кто это? Зачем тушканчику такой хвост?

У тушканчика хвост длиннее тела в 3 раза. Сразу понятно, что он ему нужен. Сидит тушканчик на задних лапках, передними веточку обгладывает, хвост ему подпорка. И толкач. Хвост- балансир помогает при первом прыжке оттолкнуться, а когда поскачет на двух ногах, то хвост ему помогает сохранить равновесие. Хвост ему балансир. Но это ещё не всё, на конце хвоста у него белая кисточка. Для друзей она указатель: я тут, за мной! А для врага – обманщик. Вильнёт на бегу кисточкой влево., а сам – вправо. «Моё вам с кисточкой»

А вот тарантул

Не обидели тарантула глазами, 8 их у него и 8 ног. На охоту выходит ночью, носится по пескам со всех 8 ног, смотрит во все 8 глаз. Никакому насекомому не спрятаться. Руками лучше его не трогать - укусит.

А это пустынный крокодил-варан

Он достигает длины 1,5 метра, весит- 3,5 кг. Неподалёку видна нора глубиной более 2 метров, куда крокодил пустыни прячется в случае опасности. Варан-хищник, свою добычу может сбить ударом хвоста. Пищей ему служат и грызуны, и ящерицы, и и змеи, и даже жуки, муравьи, гусеницы. Детёныши вылупляются из яиц и быстро растут.

Джейран- это длинноногая стройная газель, кормится травами и кустарниками. Джейраны живут стадами, постоянно кочуют. Воду пьют один раз в неделю. К водопою приходят, когда стемнеет. В жару лежат в тени. При опасности убегают, развивают скорость до 60 км/час

Сайгак (презентация)

Песчаный удавчик.

Это животное хорошо приспособлено к жизни в песке. Голова у него лопатообразно заострена, а глаза вынесены верх головы, чтобы чуть высунув голову из песка, змея могла увидеть свою жертву.

Так же в пустыне обитают…(стр.122-123)

– Вы, наверное, заметили, что в пустыне почти нет птиц . Почему? Это потому, что птицы плохо переносят жажду (слайд)

Беседа с элементами рассказа

Сообщение детей

 Слушают учителя.

Делают свои  предположения

Слушают учителя

- мираж

-да

Предполагают

Рассказывают, слушают друг друга и рассматривают иллюстрации в учебнике

Верблюжья колючка

Самое распространённое растение пустыни. У неё длинный корень (до 20метров). С его помощью растение питает себя водой, листья у растения в виде колючек, что позволяет воде меньше испаряться. Её охотно поедают верблюды

Колосняк

Очень ценное растение. Его корни хорошо закрепляют пески и не дают им двигаться под действием ветра.

Джузгун

Один из лучших закрепителей песков. Выглядит он совершенно безлистным, но листья у него есть, они малозаметны, и роль листьев выполняют зелёные веточки, которые появляются каждую весну.

Саксаул

Одно из замечательных пустынных растений. «Лес без тени» Так часто говорят про заросли саксаула. Но тень всё же есть. Нельзя его пилить и рубить, слишком хрупок, легче его ломать. Саксаул- самое лучшее в мире топливо. Высота растения 4-5 метров, листьев нет, но есть чешуйки. Для пустыни саксаулы имеют огромное значение: активные закрепители песков и лучшее топливо в безлесной пустыне.

Предполагают

П-8

П-17

П-18

Р-8

Р-11

Р-15

К-1

К-13

Л-6

6

Первичное закрепление

(8-10 мин)

Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Мы продолжаем путешествие по пустыне.

«Вот на горизонте показалось сказочное видение: островок пальм, хижины, изобилие зелени. Что это? Опять мираж? Нет. Это оазис».

Оазис- это участок в пустыне , где есть вода. Оазис-это жизнь.

-Чем человек занимается в пустыне?

-Назовите экологические проблемы в пустыне

.-Какие причины их возникновения?

-Как можно решить эти проблемы?

Неумеренное орошение-Избыток соли в почве….Вредно для растений и животных. Браконьерство….Исчезновение животных. Неумеренный выпас скота…подвижность песков….исчезновение растений и животных

– Вы раскрыли экологические проблемы пустынь.

И виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки

- Что нужно делать, чтобы сохранить природу?

- Для сохранения природы пустынь и полупустынь создан заповедник «Чёрные Земли» (слайд)

Беседа

(фронтальная)

Словесный метод

Работа по

Учебнику (Приём «инсерт»)

Слушают учителя

Читают учебник, делают пометки

Отвечают на вопросы.

Рассуждают

П-1

П-8

П-17

К-1

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(1 мин)

Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Учебник, с.125. Выполнить задания для домашнего контроля

Выполнить задания в рабочей тетради №1-4

Словесный метод

(беседа)

Записывают домашнее задание

8

Рефлексия

(подведение итогов занятия)

(1 мин)

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся по поводу своего психолога - эмоционального состояния.

- Ребята, нам удалось достигнуть наши задачи?

- Ответьте, на наш вопрос, который мы поставили в начале урока:

На самом ли деле пустыня является совершенно безжизненным

пространством или в пустыни всё-таки не пусто?

- Расскажите свои впечатления об уроке, продолжив предложения:

Мы узнали …,

Теперь я умею …,

Было интересно …

-Молодцы. Спасибо за урок. Вы были внимательны, дружно работали, помогали друг другу.

Сегодня за работу на уроке оценки получили:

……

- Урок окончен.

Беседа и самоанализ

(фронтальная)

Подведение итогов урока.

Подводят итоги урока.

К-1

К-12

Отзыв/рекомендации наставника: 

Урок подготовлен методически верно, поставленная цель достигнута. Для наглядности используется презентация к уроку. Учебный материал подобран с учетом мотивации, интересом обучающихся, содержит проблемность и настрой обучающихся на самостоятельное открытие знаний. Выстроенная студенткой подача учебного материала позволила обучающимся на уроке успешно освоить запланированный материал. Выбор форм обучения обоснован учителем диагностикой с предыдущих уроков и детской рефлексии, прослеживается межпредметная связь учебного материала, учителем запланирована оперативная диагностика по ходу урока. На уроке предполагается рабочая обстановка, способствующая тесному сотрудничеству и развитию различных форм общения. Урок отвечает современным требованиям ФГОС.
Рекомендуемая оценка – «отлично».

Учитель: Мишина В.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта окружающего мира в 1 классе (системно-деятельностный подход) тема: Откуда берутся снег и лёд?

Тип урока: открытие новых знанийЦели урока: организовать деятельность учащихся по изучению свойств снега и льда с помощью опыта и наблюдения.На основе рассматривания снега и льда сделан вывод, какие б...

Технологическая карта окружающего мира "Екатерина Великая", 4 класс, УМК "Школа России"

Тема урока «Екатерина Великая» Тип урока: комбинированный Цель урока: Развитие целостных представлений у учащихся об образе и деятельности Екатерины II, как Велико...

Технологическая карта окружающего мира "Россия вступает в 20 век", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАДата: 20.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: 4Время: 11:20-12:00  Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна Александ...

Технологическая карта окружающего мира "Страницы истории 19 века", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАДата: 15.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: 4Время: 11:20-12:00  Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна Александ...

Технологическая карта окружающего мира "Страна, открывшая путь в космос", 4 класс, УМК "Школа России"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАДата: 29.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: 4Время: 11:20-12:00  Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна Александ...

Технологическая карта окружающего мира 2 класса. Тема: «В гости к осени (живая природа)»

Технологическая карта окружающего мира 2 классаТема: «В гости к осени (живая природа)»Класс: 2              Цель: 1.формировать представления об осени ка...

Технологическая карта окружающего мира "Изучение почвы" (УМК "Начальная школа 21 века, 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у обучающихся первичных представлений о почве, её составах и свойствах посредством проведения опытовЗадачи ...