Предмет: Окружающий мир Класс: 4 (учебник А. А. Плешакова) Тема урока: Водные богатства нашего края
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Цель:сформировать представления учащихся о водоемах сво­его края; ознакомить с естественными и искусственными водо­емами, со значением водоемов и их охраной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodnye_bogatstva.docx50.93 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 (учебник А. А. Плешакова)

Тема урока: Водные богатства нашего края

Цель (для учителя):сформировать представления учащихся о водоемах своего края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной.

Планируемые результаты обучающихся:

Планируемые результаты:

Предметные:

-формировать понятие река и ее части, узнавать их по описанию;

-формировать понятия значимости водоемов в жизни человека.

Метапредметные:

 познавательные — извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;

-умение работать с текстом;

коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-организовывать лидерство и согласованность действий с партнерами.

регулятивные — формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

-создать условия для совершенствования умения высказывать своё предположение, выстраивать логику рассуждения;

Личностные:

-вести себя экологически грамотно в природной среде;

-проявлять готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению

-проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу

ХОД УРОКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные

действия)

I. Мотивация к учебной деятельности

Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок

проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу(Личностные УУД)

2. Актуализация опорных знаний

1.— Что нового для себя узнали на прошлом уроке?

2. Тест        

1. Овраг —это:

а) углубление с крутыми, осыпающимися склонами, на которых нет растений

б) углубление с пологими, поросшими растениями склонами

в) яма в земле

2.  Место, где добывали песок, глину или уголь, называется:

а) балка                       б) карьер                      в) яма

3. Распахивать поле можно:

а) поперек склоновб) вдоль склоновв) и вдоль, и поперек

4. Горы из пустых горных пород называют:

а) свалки                     б) холмы                     в) терриконы

5. Углубление с пологими, поросшими растениями склонами называется:

а) овраг                       б) балка                       в) карьер

6. Поверхность суши бывает:

а) равнинной и гористойб) низменнойв) возвышенной

7. Что способствует разрастанию оврагов?

а) ветер                       б) вода                         в) растения

8.  Если по краям оврага посадить деревья и кустарники, со временем он превратится в:

а) карьерб) низменностьв) балку

9. На месте карьера можно:

а) построить домб) сделать прудв) засеять поле

10. Терриконы вредны человеку тем, что:

а) загрязняют воздух пылью и дымом

б) ничем не вредны

в) загрязняют водоемы, почву

3. Работа в парах

-  Расскажите, как образуются овраги и о способах борьбы с ними.(Один начинает, другой заканчивает )

4. Графический диктант

В таблице, если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+(да), а если нет — знак «—» (нет).

№ п/п

Утверждение

Знак

согласия /несогласия

1

Формы земной поверхности — это равнины и горы

2

Возвышенность, высота которой более 1000 м, — холм

3

Терриконы — это горы, созданные природой

4

Старый заброшенный карьер — это рана на поверхности Земли

5

Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно

6

Овраги и балки украшают поверхность родного края

извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты(Познавательные УУД)

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

III. Самоопределение к деятельности

Чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать.

1. Форма поверхности, имеющая крутой, осыпающийся склон. (Овраг.) 2. Место, где река берет свое начало. (Исток.) 3. Нижняя часть горы, холма. (Подошва.) 4. Есть у оврага, холма, горы. (Склон.)

1

2

3

4

5

6

7

5. Самое теплое море России. (Черное.) 6. Форма поверхности. (Холм.) 7. Вся территория земной поверхности разделена на природные .... (Зоны.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: водоемы.)

-  На доске записана тема урока: «Водные богатства нашего края». Какая цель урока может быть поставлена?

-  Что мы будем делать для достижения этой цели?

-  Что хотелось вам бы узнать по этой теме?.

.

формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата,(Регулятивные УДД)

4. Открытие нового знания

1. Беседа

-  Разгадайте, такую загадку:

Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает. (Вода.)

-  Каким цветом обозначена вода на карте?

-  Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему?

-  Одинакова ли вода на вкус?

-  Какая вода в водоемах нашего края?

-  Где вода соленая?

- Какие водоемы вы знаете?

2. Работа в группах

-  Какие водные объекты которые находятся в нашем крае вы знаете, составим их список.

(В результате работы в группах получается список водных объектов своего края, который можно записать в рабочей тетради на с. 68 (задание 1)

Сура, Алатырь, Инсар, Мокша, Сивинь, Исса, Вад, Парца, Выша)

—  Как называют место, где река берет свое начало?

А как называется место впадения реки в другую большую реку или море, озеро?

—  Что еще имеет река?

—  А как мы это узнаем?

формировать понятие река и ее части

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

5. Физкультминутка

Раз, два, три — вперёд наклон,

Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)

Головой качает слон —

Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

Головою три кивка

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место сесть опять. (Присели.)

6.Работа по новой теме

1. Беседа

—  Что вы знаете о значении водоемов в жизни людей? 

-Значение водоемов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные.

—  А мы всегда правильно ведем себя, находясь у водоема? (Высказывания учеников.)

2. Работа по учебнику С. 146-147

 В учебнике прочитайте статью «Значение водных богатств и их охрана». Сформулируйте вопросы по прочитанному тексту.

–Расскажи о значении  водных богатств?

–Как дети, и взрослые должны охранять реки, озера, моря?

–Почему при купании нужно соблюдать осторожность?

В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистные сооружения, где использованная в производстве вода очищается и используется снова.

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

—  Выполним задание 2 на с. 69, составим схему «Значение водоемов в природе и жизни человека». (Транспорт: грузовой, пассажирский; Хозяйственное значение: водоснабжение, сельское хозяйство; Отдых: купание, рыбалка, прогулки)

—  Рассмотрите рисунки в задании 3 на с. 70. Какие экологические проблемы отражены на этих рисунках?

-Загрязнение производственными отходами

-Загрязнение мусором и продуктами жизнедеятельности человека.

-Загрязнение химическими веществами, удобрениями с полей.

-Загрязнения горюче-смазочными материалами.

—  Какие меры охраны природы помогут решению этих проблем? (Высказывания учащихся.)

 Не оставлять без присмотра (особенно вблизи водоёмов) удобрения и ядохимикаты

 Не допускать стока грязной воды с заводов, фабрик, ферм.

4. Составление памятки

Ребята, составьте «Правила поведения у водоема».

 Работа проводится в парах или группах. После прослушивания и обсуждения ответов детей, составляют общую памятку.)

Памятка «Правила поведения у водоема»

1. Не бросай мусор в воду.

2. Не оставляй мусор на берегу.

3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

7.Подведение итогов урока

—  Какое значение в природе имеют водоемы?

—  А для человека?

—  Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

— Удалось ли нам достигнуть поставленной цели? (Высказывания детей.)

(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 147 учебника.)

—  На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

8.Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 145-148 учебника.

2. Выполнить задание 4 на с. 70 рабочей тетради.        

формировать понятия значимости водоемов в жизни человека

создать условия для совершенствования умения высказывать своё предположение(Регулятивные УУД)

вести себя экологически грамотно в природной среде(Личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему "Водные богатства нашего края".

Составленная технологическая карта позволяет дать представления о водоемах, их видах. Знакомит с водоемами нашего края и их особенностью....

Урок ознакомления с окружающим миром для учащихся 4 класса УМК "Школа России". Тема: "Водные богатства нашего края"

Материал можно использовать на уроках окружающего мира в 4 классе при изучении раздела "Наш край"....

Тема урока: Водные богатства нашего края

Цели урока: познакомить учащихся с многообразием водоемов родного края,расширить и углубить природоведческие знания учащихсяЗадачи урока:Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края....

урок окружающего мира в 4 классе по теме "Водные богатства нашего края"

Технологическая карта урока в 4 классе дает возможность работать с детьми ОВЗ...

план урока окружающего мира по теме "Водные богатства нашего края" в 4 классе

Технологическая карта  урока по теме «Водные богатства нашего края»Тип урока: изучение нового материалаЦель:1. Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Тувы.2. Сформировать ...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: «Водные богатства нашего края» с самоанализом

Цель урока: Познакомить учащихся с разнообразием водоемов Республики Коми, расширить и углубить природоведческие знания учащихся....

Тема урока: Водные богатства нашего края

Задачи урока: Сформировать представления у учащихся о водоемах нашего края. Познакомить с видами водоемов их значением и охраной. Развивать познавательный интерес, умение работать с картой, у...